Дизайн
#Интервью

«Я разбирал и собирал работу восемь раз»: о профессии флориста, азарте и мимолётности

24 июля — День флориста в России. К празднику мы поговорили с Артёмом Салминым о неожиданных сторонах этой профессии.

Katie / Rawpixel / Annie для Skillbox

Артём Салмин

Флорист-дизайнер, демонстратор, сертифицированный судья Европейской флористической организации Florint, судья чемпионата России и региональных конкурсов.

Победитель профессиональных конкурсов: чемпион Международного конкурса Lilleball в Эстонии (2012 г.), чемпион конкурса флористов «Московская весна» (2013 г.), серебряный призёр чемпионата России по профессиональной флористике (2014 г.), чемпион России по профессиональной флористике (2015 г.), бронзовый призёр международного чемпионата Concours Mondial des Fleuristes во Франции (2017 г.).

Занимается флористикой с 2010 года.

Из интервью вы узнаете, почему флористика — это:


— Артём, расскажите, как вы стали флористом?

— Случайно. Мой приятель работал в салоне цветов. Магазин был круглосуточный, и мы всей компанией часто заглядывали в гости. Мне очень нравилось наблюдать за работой флористов, и однажды я решил попробовать тоже что-нибудь сделать.

Передо мной поставили ведро с обломками и дали флористическую пену. Я сделал композицию раз, другой. Как-то мне понадобился букет, и я снова приехал в салон своего товарища. Тогда он познакомил меня с директором, сказав, что я и есть Артём, который делал те самые композиции. Так меня пригласили на работу.

Фото: страница Артёма Салмина в Instagram*

— Вы оформляете мероприятия и свадьбы. Почему именно эти направления?

— Когда я начал заниматься флористикой серьёзно, понял, что мне нравится оформлять масштабные мероприятия. Подготовка к ним отнимает много сил, времени и нервов, но в то же время каждый проект требует индивидуального подхода к заказчику. Это всегда новые интересные идеи, техники и приёмы и очень хороший опыт. А когда ты видишь итоговую картинку и довольного клиента, что может быть лучше?

Самое главное в профессии флориста — это эмоции людей. Мы дарим людям настроение.

— Есть ли разница в терминологии — флорист или дизайнер?

— Конечно, разница есть. Флорист — это человек, который непосредственно выполняет композиции из растений. А дизайнером может быть мастер, который этот проект разрабатывает.

Но сейчас трудно разделить эти два понятия. Наша работа очень творческая, материал всегда разный и нередко нас удивляет: появляются новые сорта и расцветки — например, сейчас на рынке много крашеного материала, который даёт интересные цветовые сочетания. Даже в цветочном магазине мы все становимся дизайнерами, чтобы впечатлить клиента.

— А какие сейчас тренды во флористике?

— Тренды меняются очень быстро. Сейчас возвращается то, что было модно десять-двадцать лет назад. На мой взгляд, сегодняшний тренд — смешение стилей, контраст фактур и форм.

В оформлении мероприятий мы используем много природных материалов, смешивая их с экзотическими растениями. Например, часто используем сезонный растительный материал (малину, симфорикарпус, шиповник, берёзу, кизил) и экзотические растения (фаленопсис, ванду, цимбидиум, антуриум, глариозу). Также не уступают свои позиции сухоцветы.

Фото: страница Артёма Салмина в Instagram*

— Букеты и композиции из цветов живут всего несколько дней. В этом прелесть флористики или, наоборот, недостаток?

— Цветы недолговечны, и это, наверно, единственный минус в нашей профессии. С другой стороны, если бы цветы жили вечно, то мы сделали бы по одной композиции или букету и пошли бы по домам. А так у нас всегда есть работа. :)

— Можно назвать флористику искусством?

— Да. Но мне кажется правильным разделять коммерческую и высокую флористику. Одно дело, когда мы создаём дизайнерский проект, готовимся к показу или участвуем в конкурсах: тогда у нас есть возможность реализовать свой творческий потенциал.

Другое дело, когда мы работаем в магазине. Там основная задача — сделать то, что понравится клиенту, продать свой товар и получить прибыль. Зачем создавать букеты, которые не востребованы?

Фото: страница Артёма Салмина в Instagram*

— Где проходит грань между флористом-ремесленником и флористом-художником?

— На мой взгляд, этой грани нет. Всё зависит от места, где мы работаем, и от наших клиентов. Конечно, флористу можно и нужно творчески раскрываться. Даже создавая небольшие коммерческие работы, всегда можно добавлять интересные идеи и дизайнерские приёмы.

Но, к сожалению, флорист всегда находится в рамках: это пожелания заказчика, бюджет, ассортимент растительного материала. Так что если вы хотите раскрыть свой творческий потенциал и попробовать что-то новое и интересное, можно участвовать в конкурсах, где флористы выступают именно как дизайнеры.

— Вы много участвуете в конкурсах. Что это вам даёт?

— У каждого флориста свои цели. Кто-то хочет оказаться в нестандартной ситуации, выйти из зоны комфорта и проверить себя на прочность, кто-то хочет самовыражения. Для меня на первом месте — достижение результата, и для этого, как в большом спорте, нужны предварительная подготовка, множество тренировок и умение справляться со стрессом. В то же время это возможность раскрыть свой творческий потенциал.

Первый раз я принял участие в международном конкурсе в Таллине и сразу занял первое место. Потом был конкурс «Московская весна» и два чемпионата России по профессиональной флористике. Также я участвовал в международном конкурсе во Франции, это был новый опыт для меня, потому что из семи заданий было шесть сюрпризов.

На сюрпризе всем участникам выдавали одинаковый набор материалов с новым заданием: работу нужно было выполнить за определённое время и без предварительной подготовки. В некоторых заданиях регламентировали процент того или иного материала или нужно было использовать какое-то конкретное растение. Например, в сюрпризе «Аксессуар для невесты» мы обязательно использовали лист каланхоэ. Среди других сюрпризов были скульптура, композиция для сада, насекомое, интерьерная композиция и букет на каркасе.

— Что важно для победы?

— Для победы важно всё: профессионализм флориста, психологический настрой перед конкурсом, постоянные тренировки, хорошая команда и поддержка близких. Но в то же время в любом конкурсе присутствует элемент удачи и случая. Работы рассматриваются в соответствии с регламентом конкурса и установленной системой оценок. В каждой оценке есть свои критерии.

Во время конкурсов я стараюсь абстрагироваться от внешнего мира, полностью погрузиться в творческий процесс и настроиться на результат.

— Расскажите о нескольких конкурсных работах. Какая вам особенно нравится? А какая стала вызовом?

— Для меня знаковым стал чемпионат России 2015 года, который принёс мне титул чемпиона. Я долго к нему готовился и хотел бы рассказать о работах с этого конкурса.

Интересная история была связана с оформлением модели. Идея пришла мне, когда я увидел работы питерского дизайнера Елены Ткаченко. Гуляя по Петербургу, в витринном окне я заметил её удивительный платок из ниток и не смог пройти мимо. Картинка сложилась сама собой: я представил образ русской девушки в кокошнике и платке ручной работы. Для декорации кокошника я решил использовать нитки в цветовой гамме платка. Из растительного материала выбрал ягоды калины, каланхоэ, бегонию и глариозу.

Самым сложным было задание создать авторский букет на портбукете. Мне показалось слишком простым взять портбукет и поставить туда цветы, я хотел сделать арт-объект. Скажу честно: чтобы прийти к итоговому результату, я разбирал и собирал заново свою работу восемь раз.

Авторский букет на портбукете. Фото: из личного архива Артёма Салмина

— Какая атмосфера на конкурсах флористов? Как на спортивных чемпионатах?

— Все конкурсы разные, и атмосфера тоже разная. Есть профессиональные чемпионаты, куда приходят флористы, ориентированные на результат, есть фестивали, где атмосфера более расслабленная и куда участники приезжают не только соревноваться, но и отдохнуть и пообщаться. А есть онлайн-конкурсы, где флористы вообще не контактируют друг с другом.

— А общаться с другими участниками на конкурсах удаётся?

— Во время выполнения заданий флористы не могут общаться друг с другом, но в перерывах мы обязательно это делаем, ведь конкурс — это не только соревнование, но ещё и новые знакомства, встречи с друзьями и коллегами и обмен опытом.

Блиц

— Любимый цветок?

— Тюльпан с заострёнными лепестками.

— Любимый приём в создании композиций?

— Использование кензана.

— Кто вас вдохновляет?

— Флористы Даниэл Ост и Элли Лин. Архитектор Заха Хадид. Дизайнер Александр Маккуин.

— Под какую музыку любите работать?

— Под классическую.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать

Курс

Профессия Графический дизайнер

Вы узнаете, как создавать айдентику бренда в вебе и для печати. Научитесь работать в Illustrator, Photoshop, InDesign и Figma. Добавите в портфолио плакаты, логотипы, дизайн мерча и другие сильные проекты. Начнёте карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать про курс
Обучение: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована