Как стать UX-дизайнером
UX-дизайн — новая и перспективная профессия. Рассказываем, что нужно знать и уметь, чтобы в нее войти.
vlada_maestro / shutterstock
Что такое UX
UX (user experience — опыт взаимодействия) — это то, как пользователь взаимодействует с продуктом, как воспринимает и ощущает его эмоционально, и то, как ваш продукт работает. Все завязано на понимании поведения людей и психологии.
UX помогает пользователю достичь своей цели коротким, удобным и логичным путем.
Отличие UI от UX.
UI≠UX
UX и UI часто путают или воспринимают как одно целое, не вдаваясь в подробности.
Разведем понятия на простом примере:
Как выглядят элементы управления в салоне автомобиля — это UI. Как расположены эти элементы управления, насколько быстро вы сможете найти, как включить фары или настроить климат-контроль, и сколько пришлось совершить шагов для достижения этих целей, — это UX.
Нужно помнить, что при проектировании интерфейсов удобство взаимодействия так же важно, как и внешний вид.
UX-дизайнер продумывает сценарии поведения пользователей. То, как они будут взаимодействовать с интерфейсом, какие шаги предпримут для достижения цели.
UI-дизайнер, в свою очередь, продумывает, как эти шаги увидит пользователь. UX и UI тесно взаимосвязаны — путаница происходит во многом из-за этого.
Кто такой UX-дизайнер
UX-дизайнер — это специалист, который решает задачи по взаимодействию пользователя с продуктом. Можно даже сказать, что он — аналитик или информационный архитектор. Задача UX-дизайнера — сделать взаимодействие с интерфейсом простым и интуитивно понятным, чтобы все было логично и последовательно. Дизайнер принимает участие во всех стадиях развития продукта, тестируя, оттачивая и совершенствуя его до тех пор, пока не обеспечит точки соприкосновения целей бизнеса и потребностей пользователя.
Обязанности
Определение и создание персон
Персона — это собирательный образ целевого клиента. Один микросегмент, воплощенный в образе конкретного человека.
Разработка структуры
Перед тем как начать работу с прототипами, дизайнер определяется со структурой сайта, количеством страниц, их назначением, взаимосвязями между ними.
Прототипирование
Когда структура готова, приходит время визуализировать идеи. UX-дизайнер занимается такой визуализацией — от создания вайрфрейма до интерактивных прототипов.
Тестирование
Тестирование интерфейса на реальных пользователях, с четким пониманием их потребностей.
Немного UI
Разработка концепции вместе с UI-дизайнером, координация и тесное взаимодействие на этапе разработки всех экранов интерфейса.
Этот пункт, скорее, носит рекомендательный характер — конечно, если вы чистый UX и не совмещаете в себе функции UX/UI-дизайнера.
Исследования, гипотезы, очередное тестирование
После запуска продукта необходимо проводить исследования поведения пользователей и оперативно реагировать на любые отклонения от целевого поведения. На этом этапе UX-дизайнер предлагает гипотезы и быстро их проверяет.
Какими знаниями, личными качествами и навыками должен обладать UX-дизайнер
Личные качества
- Логическое мышление.
- Аналитические способности.
- Развитые коммуникативные навыки.
- Умение принимать быстрые решения в условиях сжатых сроков.
- Умение правильно расставить приоритеты.
- Самостоятельность и организация рабочего процесса.
- Умение уделять внимание деталям.
- Способность доводить начатое до конца.
Знания
- Методики тестирования интерфейсов.
- Принципы юзабилити и умение применять их на практике.
- Тренды и последние направления в дизайне.
- Основы аналитики.
- Английский на уровне чтения технической литературы.
- Понимание принципов User Centered Design.
- Верстка и современные инструменты разработки.
- Понимание всех этапов создания продукта.
Навыки
- Создание понятных кликабельных прототипов в специализированных программах.
- Взаимодействие с UI-дизайнерами и веб-разработчиками.
- Умение понимать техническую документацию и требования к интерфейсам.
Какие инструменты UX-дизайнер использует в работе
Для понимания задачи
Блокнот и маркер хорошо подойдут для первых набросков и понимания задачи, компоновки блоков и данных.
Для разработки структуры
Если задача сложная, требует построения сложных логических связей и одним блокнотом не обойтись, используйте mindmap-сервисы — XMind, FlowMapp, MindMeister.
Для концепт-решений
Макеты концептов можно рисовать где удобно. Для этих целей подходят Photoshop и Sketch.
Для интерактивных прототипов
Для создания интерактивных прототипов можно использовать Figma, InVision, Axure, Adobe XD.
Если хотите проработать анимацию в интерфейсе, можно использовать Framer и UXPin.
Полезные блоги, сайты
Для погружения в UX недостаточно просто выучить софт и развить soft-skills. Нужно следить за отраслью, UX как дисциплина не стоит на месте.
http://uxchecklist.github.io/ — полезный список действий по UX. Поможет
пройти через весь процесс и успешно завершить каждый шаг.
https://www.uxbooth.com/ — статьи по UX: исследования, анализ,
юзабилити, психология, кейсы.
https://www.uxpin.com/studio/ebooks/ — бесплатные книги о UX,
информационной архитектуре, юзабилити-тестировании, адаптивном
дизайне, мобильной типографике.
https://uxmastery.com/ — сайт полностью посвящен UX.
http://uxmag.com/ — UX Magazine, список самых важных международных
событий и вакансий в сфере. Также много статей по UX.
https://www.dtelepathy.com/blog/ — блог DT Telepathy, команда из Сан-Диего
публикует статьи на тему UX.
Книги по UX
Углубиться в тему UX-дизайна помогут книги. Вот несколько хороших.
«Проектирование для взаимодействия» Дэна Саффера
Вы узнаете, как проводить исследования для выявления целей и мотивации пользователей, как устраивать мозговые штурмы, создавать дизайн-стратегии.
«Не заставляйте меня думать» Стива Круга
Мастхэв для начинающего UX-дизайнера. Благодаря своей практичности, остроумию и здравому смыслу эта книга стала одним из самых любимых и рекомендуемых изданий на тему юзабилити.
«UX-дизайн. Практическое руководство по проектированию опыта взаимодействия» Расса Унгера и Кэролайна Чендлера
Идеальный баланс целостности, последовательности и практичности делает эту книгу незаменимой как для тех, кто только знакомится с проектированием опыта взаимодействия, так и для опытных UX-проектировщиков.
«UX-стратегия. Чего хотят пользователи и как им это дать» Джейми Леви
UX-стратегия, или стратегия опыта взаимодействия (UX, User Experience) лежит на пересечении проектирования и бизнес-стратегии. Эта практическая методология повышает шансы на создание успешного цифрового продукта.
«Дизайн привычных вещей» Дональда А. Нормана
Норман рассматривает обычные ошибки пользователей и предлагает дизайнерам различные способы предотвратить их. Он объясняет основные требования пользователей и знакомит читателя с классическими ошибками дизайнеров.
«Дизайн — это работа» Майка Монтейро
В книге представлены все этапы работы с заказчиком, начиная от самопрезентации и заканчивая умениями совершенствовать клиента. В результате дизайн доставляет эстетическое удовольствие и практическую пользу.
«Экономный UX» Джеффа Готелфа
Техническая книга на тему стратегии продукта и анализа бизнеса со стороны UX с особым упором на стартапы.
Заключение
Стать хорошим UX-дизайнером не так просто — нужно многое знать и уметь, быть компетентным в смежных областях, уметь анализировать и применять полученные данные на практике. Чтобы развиваться в правильном направлении, обратите внимание на курс от Skillbox. Он подойдет всем, кто хочет стать экспертом в разработке интерфейсов и прикоснуться к основам цифровой трансформации бизнеса.