Что такое швейцарский дизайн
Рассказываем, в чём выражается этот стиль и как он влияет на современные продукты.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/3bb/3bbbf848c5c613ca5760a18de11a33dd/2ce1baa0f2c7227084894a957174f65d.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/3bb/3bbbf848c5c613ca5760a18de11a33dd/2ce1baa0f2c7227084894a957174f65d.jpg)
Изображение: shahabuddin / Unsplash / damon xart / Behance
В начале XX века появились новые технологии, средства коммуникации: радио, кино, телевидение, улицы заполнили автомобили, развивалась экономика. Всё ускорило темп жизни, поэтому у людей оставалось всё меньше времени, чтобы размеренно наблюдать за окружающим миром.
Старые визуальные коммуникации не поспевали за прогрессом, требуя от зрителя очень много времени на изучение. Из-за этого рекламный дизайн того времени оставался немного вычурным, старомодным и неторопливым, не готовым подстроиться под новый ритм.
![](/upload/setka_images/14355506092022_accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c.jpg)
![](/upload/setka_images/14355506092022_08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b.jpg)
Швейцарский дизайн — ответ на ускорение темпа жизни и передачи информации. Он появился в двадцатых годах прошлого века, стал популярен в пятидесятых и актуален до сих пор. Несмотря на то что его идеи возникли в Швейцарии, он получил второе название — международный стиль.
В основе швейцарского дизайна — философия школы Баухаус, один из принципов которой — «Форма следует за функцией». Ясные читабельные шрифты, простые, понятные иллюстрации помогали быстро доносить информацию.
![](/upload/setka_images/14355506092022_6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047.jpg)
Изображение: Swissted / Gerardo Zamora-Diaz / Behance / Qiu Yang / Audimax / University of Hamburg
Новый стиль распространился в полиграфии, в дизайне плакатов, афиш, вёрстке зинов и журналов. До сих пор дизайнеры-графики и веб-дизайнеры пользуются приёмами швейцарской школы.
Практичность, экономичность и функциональность были основой стиля баухаус и остались главными в швейцарском дизайне.
Модульные сетки
В швейцарском дизайне модульные сетки — основной способ для организации информации на макете. Они упростили и ускорили производство рекламы и газет — верстальщикам стало проще собирать хорошую композицию и выдерживать общий стиль продукта. Такие макеты, благодаря их простоте и чёткой структуре, позволили читателю быстрее воспринимать информацию.
![](/upload/setka_images/14355506092022_c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa.jpg)
![](/upload/setka_images/14372106092022_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b.jpg)
Хотя раньше модульные сетки были обязательным элементом в дизайне, сейчас это не так. Они помогают только выровнять все элементы или выдержать единый стиль многостраничного сайта. Но если вы работаете над лендингом или страницей в портфолио, то без сетки можно и обойтись.
Что ещё можно почитать по теме
- Йозеф Мюллер-Брокман, «Модульные системы в графическом дизайне. Пособие для графиков, типографов и оформителей выставок».
- Аллен Хёрлберт, «Сетка».
- Timothy Samara, «Making and Breaking the Grid».
Типографика
В швейцарском стиле шрифт должен помочь передать информацию быстро, без искажений. Он одновременно создаёт ритм в макете и является эстетическим элементом.
При выборе шрифтов дизайнеры использовали в основном гротески, например Futura и Helvetica. Они считали, что дополнительные украшения вносят ненужный визуальный шум. Поэтому в одном макете допускается минимум шрифтов — один или два. От шрифтов с засечками и акцидентных обычно отказывались.
Чтобы расставить смысловые акценты и выделить важное, дизайнеры меняли размер шрифта и начертания.
![](/upload/setka_images/14372106092022_b30ff17d14b759c017197570526ff51b33cc83c5.jpg)
Особенность швейцарской типографики — выравнивание текстового блока по левой стороне. Это помогло сэкономить ресурсы, так как в классической типографике и выравнивании по ширине требуются неравномерные пробелы между словами.
Также новый стандарт вёрстки добавил динамики. Такой текст удобнее читать.
![](/upload/setka_images/14372106092022_fc9956ee2f4201e204a5532c68850c6715ed24e0.jpg)
![](/upload/setka_images/14372106092022_6caf85fa09e0642959e62c753d9a2f18236eb1da.jpg)
![](/upload/setka_images/14372106092022_c0c954a3a268bfc515e88839a41a25de5bd1b194.jpg)
Подход швейцарской школы дизайна до сих пор можно применять и в полиграфии, и в вебе. Они помогают пользователю найти то, что его интересует, так как макет получается систематизированным и с ярко выраженной иерархией смысловых слоёв.
Что ещё можно почитать по теме
- Ян Чихольд, «Облик книги».
- Ян Чихольд, «Новая типографика. Руководство для современного дизайнера».
- Эмиль Рудер, «Типографика».
Асимметричная композиция
Хороший дизайнер управляет вниманием зрителя — направляет его глаз от общего к частному. Поэтому в работах швейцарских классиков часто используется асимметричная композиция. Она помогает создать акценты и направлять взгляд от первостепенного к менее важному.
У каждого элемента должна быть веская причина находиться в макете. Все остальные детали считаются визуальным шумом, как и в случае с большим количеством шрифтов.
![](/upload/setka_images/14403906092022_cece785eb92cd643f5e788e5f37e3d933a76f56c.jpg)
В швейцарском дизайне свободное пространство, воздух — важный элемент композиции. Он подчёркивает информационные части макета, делает их более заметными. Чтобы лучше понять законы асимметричной композиции, можно посмотреть работы общества художников De Stijl из Нидерландов.
Композиция в швейцарском дизайне получается настолько подвижной, что её оказалось просто анимировать. Посмотрите на анимированные на CSS известные постеры.
Законы композиции перешли и в дизайн интерфейсов. Асимметрия помогает управлять вниманием пользователя. Например, выделить важные для конверсии элементы: приобрести товар или услугу, подписаться на рассылку.
Что ещё можно почитать по теме
- Иоханнес Иттен, «Искусство формы. Мой форкурс в Баухаусе и других школах».
- Селим Хан-Магомедов, «Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования)».
- Казимир Малевич, «Супрематизм. Мир как беспредметность».
Фотографии и минималистичные иллюстрации
Появление швейцарского дизайна совпало с массовым распространением фотографии — камеры, плёнка подешевели и стали доступны всем. Сегодня с помощью цифровой ретуши и коллажирования можно легко сделать что угодно с любой картинкой, но в середине XX века плёночная фотография была окном в реальную жизнь.
Дизайнеры стали использовать работы фотографов в макетах и часто это были концептуальные художественные снимки. В них фотографы делились своим мироощущением, размышляли над философскими вопросами: человек, повседневность, общество.
![](/upload/setka_images/14403906092022_2229e417950c39bd1ac90259b6c781a232a40430.jpg)
Некоторые брали иллюстрации: с минимумом цветов и простыми формами. Нужны были быстрые коммуникации, поэтому сложные формы на плакатах уже не работали.
![](/upload/setka_images/14403906092022_71b97f3681cfd481f98f8279e17d064ae63ea66a.jpg)
На стиль иллюстраций сильно повлияли абстрактные направления — супрематизм и неопластицизм. Работы Владимира Татлина, Казимира Малевича, Эль Лисицкого даже спустя сто лет вдохновляют дизайнеров.
Оригинальные фотографии и запоминающиеся изображения по-прежнему актуальны в дизайне. Рекламные фотографы и иллюстраторы используют их, чтобы сделать работы более яркими, заметными и современными.
Что с этим делать дизайнеру
У дизайнера, который делает плакат или рекламу, есть доли секунды, чтобы заинтересовать читателя: быстро рассказать о продукте, оставить впечатление, убедить купить, скачать, заказать. Принципы швейцарского дизайна помогают решить эти задачи и сегодня.
![](/upload/setka_images/14403906092022_b96f49b701f581862428f9c58e1a46c731d0aa89.jpg)
![](/upload/setka_images/14403906092022_d75dd4921f9f5ca9dc828e1efafbd5a21dfa9c5d.jpg)
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Больше о швейцарском дизайне