Дизайн
#статьи

Braun: лицо немецкого минимализма

Рассказываем о революции в дизайне бытовой техники, канонах лаконичного продукта и критериях успешного ребрендинга.

Иллюстрация: Wikimedia Commons / Braunhousehold / Annie для Skillbox Media

Braun — немецкая компания, которая из маленькой мастерской инженера превратилась в крупного производителя бытовой техники. За 90 лет продукты Braun эволюционировали внешне и технологически, но сохранили актуальность за счёт неизменного следования ценностям функциональности, качества и эстетической составляющей.

Из материала вы узнаете:


Braun от Брауна: первые устройства и их дизайн

В 1921 году немецкий инженер Макс Браун открыл небольшой магазин по продаже радиотоваров во Франкфурте-на-Майне. Двумя годами позже он начал заниматься и производством некоторых компонентов для радиоприборов.

Макс Браун

Основатель и дизайнер компании с 1921 по 1951 год. Создал первые продукты Braun и спроектировал один из самых популярных продуктов компании — бритвенный станок.


Фото: Braun

У Брауна не было ресурсов на создание полноценного конвейера. Но это не помешало ему к 1929 году приступить к продаже радиоприёмников, собранных вручную. Он одним из первых в мире совместил проигрыватель пластинок и радиоприёмник. Его изобретение начали продавать в 1934 году под брендом Braun с фирменным логотипом Уилла Мюнхена.

Важным для Braun продуктом того времени стал первый в мире полностью автоматический диапроектор.

Диапроектор Макса Брауна
Фото: Wikimedia Commons

Радиотехника Брауна пользовалась популярностью, поэтому ему советовали сконцентрироваться на выпуске именно этих продуктов. Но Макс стремился создавать нечто новое на рынке и хотел расширить сферу компании. Он сделал первые разработки бритвенного станка, который стал знаковым для компании уже после смерти Макса.

Первая бритва по разработкам Макса Брауна
Фото: Max en Arthur Braun / Wikimedia Commons

Революция дизайна братьев Браун и новый «Браун-стиль»

После смерти Макса Брауна в 1951 году руководителями компании стали его сыновья Артур и Эрвин. Их главной задачей на тот момент был ребрендинг компании.

Эрвин и Артур Брауны

Наследники Макса Брауна. Руководили компанией с 1951 по 1961 год. Привлекли к созданию продуктов Braun специалистов Ульмской школы и заложили основы корпоративной философии дизайна.


Фото: Braun

Брауны стремились сделать так, чтобы их продукция дополняла интерьер — для тех времён эта задача была очень сложной. Техника стоила очень дорого, и предметы быта обычно подбирали под неё. Например, сначала люди покупали чайник и уже под него подбирали обеденный стол.

Артур и Эрвин обратились к экспертам из Ульмской школы дизайна, которая на тот момент во многом вдохновлялась Баухаусом. Для новых сотрудников они создали уникальные для XX века условия, которые напоминали современный Google-кампус.

До 1951 года продукты Braun ничем не отличались по внешнему виду от конкурентов. На прилавках покупателей ждали массивные бытовые приборы, которые было очень трудно встроить в интерьер немецкой минималистичной квартиры.

Ведущий дизайнер Braun Фриц Айхлер вместе с Дитером Рамсом проанализировали обобщённый образ своего потребителя — интеллигента, который ценит быстроту, качество, функциональность и ждёт, чтобы продукт соответствовал его образу жизни. Идеальная техника для такого человека должна быть бесшумной, незаметной, лаконичной и легко подходить под любой интерьер.

Фриц Айхлер

Работал дизайнером в Braun с 1951 по 1961 год. Участвовал в разработке нового радио и линейки аудиоприборов. Некоторые из его работ находятся в Музее современного искусства в Нью-Йорке.


Фото: Braun

Дитер Рамс

Дизайнер компании с 1961 по 1995 год. Полностью пересмотрел и изменил внешний вид продуктов Braun и открыл эпоху минимализма в дизайне бытовых приборов.


Фото: Wikimedia Commons

Дизайнеры Ульмской школы разработали новый облик приборов: популярных бритвенных станков, часов, фенов, радиоприёмников, кухонных комбайнов, калькуляторов. Усовершенствованная продукция Braun вызвала резонанс на рынке массовых товаров и открыла эпоху неофункционализма в проектировании бытовых предметов.

Благодаря Braun, с середины XX века в сфере дизайна продуктов стал развиваться «Браун-стиль», который характеризовался:

  • отсутствием декора,
  • максимальным лаконизмом формы,
  • сдержанностью в цветовом решении.

За приверженность минимализму его также называли экономным.

Мгновенный успех новых продуктов на рынке объяснялся и пресыщением «тяжёлым» стилем Ниццоли, который требует от каждой вещи уникальности формы, неповторимости дизайна и усложнённости цветовых сочетаний.

Печатная машинка Марчелло Ниццоли
Фото: Wikimedia Commons

Людям хотелось чего-то нового, лаконичного и простого, поэтому Braun стал популярен не только среди массового потребителя, но и среди зажиточной интеллигенции, которую потянуло к упрощению быта.

В конце пятидесятых продукты Braun, созданные под руководством Дитера Рамса, были отобраны для престижных коллекций в Музей современного искусства в Нью‑Йорке. Сегодня его работы можно увидеть в Музее прикладного искусства во Франкфурте и в Музее современного искусства на Манхеттене.

Современный Braun Питера Шнайдера и Оливера Грабеса

Начиная с шестидесятых годов в компании начинаются изменения. Braun становится акционерной фирмой, и в 1984 году её окончательно выкупает американская корпорация Gillette.

Меняется и ассортимент. Braun перестаёт выпускать аудиотехнику и делает упор на бытовые продукты: кофеварки, кухонные комбайны, соковыжималки, а также электрические зубные щётки, разработанные совместно с Oral-B.

Зубная щётка Oral-B
Фото: Wikimedia Commons

Дизайнером новых продуктов стал преемник Дитера Рамса — Питер Шнайдер. В качестве эксперимента он хотел избавиться от излишне строгого стиля в дизайне, созданного Рамсом, и актуализировать логотип компании. Изменения в итоге были незначительными, что лишь подчеркнуло жизнеспособность идей Рамса.

Питер Шнайдер

Дизайнер компании с 1995 по 2008 год. Экспериментировал с продуктами компании, пытаясь уйти от строгих правил Дитера Рамса. При Питере логотип Braun приобрёл современный вид.


Фото: Braun

Эволюция логотипа Braun
Изображение: Braun / Skillbox Media

В нулевых корпорация Procter and Gamble выкупила Gillette вместе с Braun, а на пост главного дизайнера компании встал профессор Оливер Грабес. Свой подход к дизайну он сформулировал как «Сила чистоты». Это объединение традиционных наработок Braun с современными трактовками.

Оливер Грабес

Занимает пост дизайнера с 2009 года. Создаёт бытовые приборы, пытаясь найти гармонию между знаковым стилем Braun и современными трендами.


Фото: Braun

Оливер Грабес выступает за сильный, инновационный, современный и функциональный дизайн, который расскажет о том, как будут выглядеть устройства Braun в будущем.

Тостер Braun
Фото: Braun

Современные продукты Braun довольно разнообразны, однако ключевые сегменты можно пересчитать по пальцам: электробритвы, эпиляторы, блендеры, утюги, фены, электрические зубные щётки (Oral-B). И всего по 1–2 модели для кухонной техники.

Соковыжималка Braun
Фото: Braun

Их дизайн по-прежнему строг, минималистичен, функционален и обладает узнаваемой эстетикой. Практически все модели выполнены в одном из трёх цветов: серебристом, белом, чёрном. Эти цвета удачно сочетаются друг с другом, подчёркивая премиальность товаров. Изредка можно встретить модели других «благородных» цветов: тёмно-красного, тёмно-синего, бирюзово-зеленоватого.

Принципы промышленного дизайна Дитера Рамса

Дизайнеры современных бытовых приборов до сих пор опираются на разработки Дитера Рамса. Их можно использовать как методичку создания стильной техники для дома и работы.

Бытовые предметы должны смотреть в будущее.

Карманное радио Braun T3 1958 года выгодно отличалось от конкурентов простым дизайном. По наблюдениям специалистов, именно эта модель вдохновила Apple на дизайн iPod 2001 года.

Карманное радио Braun T3 и iPod
Фото: Braun / Apple

Хороший дизайн должен соблюдать баланс эстетической красоты и функциональности.

Дитер Рамс мечтал создать зажигалку, которая бы выделялась на прилавке. Так появилась Braun T2, похожая на «маленькую скульптуру». Зажигалка продумана до мелочей — лаконичный дизайн соседствует с удобством использования.

Зажигалка Braun T2
Фото: Eli Carrico / Flickr

Дизайн должен отражать честность компании.

Лояльность покупателя можно заработать, создавая только качественный продукт. Дизайн не поможет продать «кота в мешке».

Электростатический динамик Braun LE1 1959 года выделялся не только эргономичным дизайном, но и инновационными технологиями. Благодаря лёгким мембранам звук из них был очень хорошим.

Электростатический динамик Braun LE1 1959 года
Фото: Wikimedia Commons

Меньше, но лучше.

Продукт — это не декоративный объект, поэтому его дизайн должен быть нейтральным и сдержанным. Дизайнер — это про концентрацию на задаче пользователей и «неотягощение» множеством дополнительных функций.

Бритва Braun Combi DL5 1957 года олицетворяет этот критерий удобным фиксированным триммером, отделкой из хрома, плавной формой и миниатюрным логотипом.

Бритва Braun Combi DL5 1957 года
Фото: Wikimedia Commons
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована