Дизайн
Дизайн
#статьи
  • 1316

Что такое интерфейс и почему все интернет-магазины устроены похоже

Интерфейсы появились задолго до компьютерных технологий — ими пользовались ещё наши бабушки. Рассказываем, что общего у сайта и водопроводного крана.

Интерфейс — это ведь экран сайта или приложения?

Да, на экране именно интерфейс, но это только частный случай. Если взглянуть шире, интерфейс — это посредник в обмене данными между разными системами.

Есть аппаратные интерфейсы, которые обеспечивают взаимодействие двух устройств. Скажем, USB-разъём обеспечивает соединение кабеля с компьютером.

А есть пользовательские интерфейсы — они помогают человеку взаимодействовать с каким-нибудь устройством.

Дарья Тамилина

Пишущий дизайнер. Пришла в профессию, получив второе образование, ранее занималась когнитивными исследованиями, SMM и копирайтингом. Пишет о визуальных трендах, делится наблюдениями из отрасли и техническими лайфхаками.


Это значит, что любые страницы с кнопками и иконками — пользовательские интерфейсы?

Да, в том числе. Страницы с кнопками — это цифровые пользовательские интерфейсы. Помимо них бывают ещё аналоговые — осязаемые. Например, кнопки на вашей стиральной машине, коробка передач в автомобиле, пульт от телевизора или даже кран с водой — это всё аналоговые интерфейсы.

Курс

Профессия UX/UI-дизайнер


Учебный курс для глубокого погружения в профессию UX/UI дизайнера. Вы изучите основы веб-дизайна, UX и работу в Figma, научитесь проектировать интерфейсы, проводить исследования, составлять карту пользователя и презентовать свои работы клиенту.

  • Первые полгода учёбы — без оплаты.
  • Неограниченный доступ к материалам курса.
  • Обучение на реальных задачах.
  • Карьерные консультации и помощь в трудоустройстве.

Не очень понятно, что общего у водопроводного крана с интерфейсом интернет-магазина

Интерфейс помогает использовать по назначению какую-то штуку, внутреннее устройство которой нам неизвестно. Большинство людей понятия не имеют, как устроен водопровод или сделан сайт. Но вполне могут набрать воды из крана или купить что-то в интернете.

Потому что, скажем, на кране есть переключатель смесителя. Его можно сдвинуть вправо, если хотите воду похолоднее, и влево — если погорячее. А на сайте есть категории с иконками, кнопки с надписями, командные строки, всплывающие окна. С их помощью мы выбираем нужное и совершаем покупку. Цель интерфейсов — помочь человеку выполнить задачу максимально быстро и эффективно.

Тогда почему моя бабушка умеет пользоваться краном, но у неё плохо получается покупать онлайн?

Большинство современных интерфейсов рассчитаны на опытных пользователей. Краны тоже не сразу стали для всех привычными. Раньше стороны переключателя непременно маркировали красным и синим цветом — чтобы было понятно, где холодная, а где горячая вода. Теперь мы привыкли, и всё больше кранов выпускают без маркировки. Вероятно, наконец-то запомнили, с какой стороны какая течёт.

С веб-интерфейсами было примерно так же. В начале нулевых в ходу был скевоморфизм — графика имитировала объекты реального мира. Если на сайте была кнопка, она выглядела как настоящая объёмная кнопка. Это было понятно большинству людей, которые покупали свои первые компьютеры.

Но наступил момент, когда новых пользователей стало меньше. Все, кто хотел начать пользоваться компьютером и интернетом, уже освоились в технологии. И необходимость в реалистичных интерфейсах постепенно отпала.

Теперь вместо детализированной иконки «Меню» с подписью обычно используют так называемый бургер — три горизонтальных полоски. И мы прекрасно знаем, что они означают. Ещё мы знаем, что сайты обычно читают сверху вниз. И не нужны никакие стрелочки для пояснения. Современные интерфейсы рассчитаны на опытных пользователей и более лаконичны.

Зачем нужна лаконичность?

  • Прежде всего, минималистичный интерфейс сайта экономит время. Опытного пользователя ничего не отвлекает: он видит лишь главные блоки, иконки, кнопки и может решить свою проблему в несколько кликов. А когда объектов на экране чересчур много, глаза разбегаются и труднее найти нужное.
  • Ещё важна компактность. Лаконичный интерфейс интернет-магазина с минимумом объектов легко читаем со смартфона. А чтобы разобраться в детализированных сайтах нулевых годов, непременно понадобится десктоп.
  • Наконец, страницы сайта без лишних объектов и с простой плоской графикой быстрее загружаются.

В аналоговых интерфейсах минимализм тоже важен. Вряд ли кого-то обрадует, если кухонная плита будет напоминать бортовой компьютер самолёта. Скорее всего, вы хотите, чтобы на ней было всего две-три полезных и понятных кнопки.

Поэтому все современные интерфейсы сайтов похожи друг на друга?

Да. Более того, уникальность может даже вредить.

Скорость взаимодействия человека с интерфейсом — одна из тех вещей, которые стремятся улучшить разработчики. Именно опыт обращения с похожими сайтами, приложениями, кранами и кухонными плитами помогает людям в работе. Многие из наших действий интуитивны и доведены до автоматизма.

Открывая сайт нового интернет-магазина, вы заранее знаете, что где-то слева или сверху будет список категорий товаров, для каждой категории — каталог, а из каталога можно перейти в карточку любого продукта для детального рассмотрения. Благодаря тому, что все интернет-магазины такие, мы совершаем покупки быстрее.

Если все так любят привычное, почему же появляются новые интерфейсы?

Иногда в интерфейсах делают что-то непривычное большинству — так дизайнеры формируют наш новый пользовательский опыт. Но к этому прибегают только по острой необходимости.

Если не формировать новый пользовательский опыт, не будет движения вперёд. Технологии развиваются: когда-то и сенсорные интерфейсы телефонов были новым опытом, а теперь это всем привычно и удобно. Голосовой поиск и ввод текста раньше были чем-то из разряда фантастики, а теперь ими с радостью пользуются люди старшего поколения или те, у кого проблемы со зрением, — чтобы не мучаться с печатью на смартфоне.

Взять, к примеру, новые системы «Умный дом», которые управляются голосом или жестами. Это тоже интерфейс — правда, называть его принято zero UI (нулевой пользовательский интерфейс). У него нет материальной части, в отличие от аналоговых устройств, и графической визуализации — в отличие от сайтов и приложений. Возможно, это интерфейс будущего, в котором вообще нет ничего лишнего. Его освоение будет для нас новым пользовательским опытом.

Разработкой пользовательских интерфейсов занимаются UX/UI-дизайнеры. Преимущественно они работают над сайтами и приложениями — потому что эти технологии сейчас активно развиваются. Обучиться этой профессии можно на нашем курсе.

Понравилась статья?
Да