Корп. обучение EdTech
#статьи

Как изменился российский рынок обучения персонала в 2023-м: исследование

Компания «Эквио» и сообщество Digital Learning презентовали результаты нового исследования рынка корпоративного обучения. Пересказываем выводы.

Иллюстрация: Gustavo Fring / Pexels / Colowgee для Skillbox Media

Выводы этого исследования сравнили с данными за прошлый год. Своим мнением о полученных данных поделились на презентации итогов исследования генеральный директор «Эквио» Алексей Вагин и лидер сообщества Digital Learning Павел Безяев.

Кратко пересказываем выводы исследователей и комментарии экспертов:


Кто участвовал в опросе

Данные исследователи собирали двумя способами: в мае 2023 года опросили участников сообщества Digital Learning (11 тысяч человек), а также провели анонимный опрос среди представителей клиентов компании «Эквио», которые обучают сотрудников онлайн. В общей сложности участие в исследовании приняли 350 компаний.

В итоге получилась довольно широкая палитра респондентов:

  • 18,7% разработчиков электронных курсов;
  • 18,1% HRD;
  • 17,5% руководителей отделов обучения или корпоративных университетов;
  • 17% методистов (методологов).

В выборку также попали администраторы СДО, тренеры, рекрутеры, менеджеры по развитию, T&D- и L&D-специалисты.

Заметил ли рынок изменения в 2023 году

Первый вопрос, которым задались исследователи: изменился ли «блок задач» тех, кто работает в корпоративном обучении, за прошедший год? Большинство респондентов посчитали, что это действительно произошло, хотя перемены и не были особенно сильными.

Ещё 12% опрошенных уверены, что за год их задачи изменились полностью. Не заметила изменений почти треть опрошенных.

Данные из презентации «Исследование рынка корпоративного обучения — 2023»
Инфографика: Skillbox Media

Алексей Вагин отметил, что это значительно расходится с показателями прошлого года: тогда доля тех, у кого в работе ничего не изменилось, была больше — она составила 51%. Он объяснил этот рост так: начавшиеся в прошлом году изменения теперь добрались до большинства.

Респондентов спросили и об изменениях в самом процессе обучения, адаптации и развития персонала. Примерно 70% опрошенных подтвердили здесь некоторые перемены. Однако большинство посчитали их не такими значительными по сравнению с теми, что были в пандемию.

Исследователи также выделили четыре блока задач и предложили участникам опроса оценить, насколько сегодня они важны для их компаний. Результаты отчасти оказались предсказуемыми. Среди приоритетов за последний год на первое место вышла адаптация программ обучения к новым бизнес-целям, на второе — развитие корпоративных университетов.

Однако и неожиданности тоже были. Так, опрос показал, что 41% респондентов никогда не сталкивался с задачей мотивации и поддержки сотрудников.

Как сегодня устроен рынок СДО (LMS)

Общей «головной болью» в 2022 году стало импортозамещение — зарубежные сервисы массово отключали российских пользователей. В общей сложности около трети (28%) респондентов сообщили, что продолжают работать с зарубежным ПО в той или иной форме (лицензионно или нелицензионно). А вот большинству всё же пришлось менять сервисы. Из них 25% уже это сделали, 21% задумываются об этом, а 7% в процессе перестройки.

Данные из презентации «Исследование рынка корпоративного обучения — 2023»
Инфографика Skillbox Media

Что касается конкретно платформ для корпоративного обучения, то, как отметил Алексей Вагин, их рынок практически стал локальным — процент компаний, которые используют российские разработки, в этой сфере очень высок. В ходе опроса 60% респондентов подтвердили, что уже пользуются СДО отечественной разработки, ещё 14% перешли на них за последний год. И только 7% опрошенных в общей сложности используют зарубежные системы дистанционного обучения.

Данные из презентации «Исследование рынка корпоративного обучения — 2023»
Инфографика Skillbox Media

По данным опроса, респонденты в основном ждут от платформ для дистанционного обучения гибкости, то есть возможности настроить систему под свои нужды. Это результат растущего объёма задач и перестроек бизнес-процессов, считает Алексей Вагин.

На втором месте — расширенная аналитика, способность оценить эффективность обучения. А вот удобный интерфейс и возможность доступа с любых устройств оказались лишь на третьей строчке.

Алексей Вагин обратил внимание, что последнее место в рейтинге ожиданий заняла безопасность — и это разошлось с практикой «Эквио».

«Может быть, эту боль не видит та аудитория, которую мы спрашивали, но наш опыт говорит о том, что любой разговор со средним и крупным клиентом начинается с проверки безопасности, соответствием на разные стандарты безопасности. У многих были DDOS-атаки и сложные моменты в прошлом году», — поделился эксперт.

В любом случае у рынка уже появляется запрос на системы для обучения с большим спектром возможностей. «Слышим, знаем, видим, что приходит всё больше запросов на систему, где можно не только назначать курсы и управлять этим процессом, а где можно коммуницировать, делать UGC, вести соцсети», — подчеркнул Алексей Вагин.

Основной целью для LMS респонденты назвали удержание внимания пользователей и мотивацию — так ответили 34% респондентов. Правда, эксперты уверены, что возлагать надежды исключительно на платформу по этому поводу не стоит.

Павел Безяев подчеркнул: «У нас в образовательной сфере есть массовый самообман: мы надеемся, что LMS нам поможет конкурировать за внимание с „Нетфликсом“ и повышать мотивацию к обучению через внешние инструменты». На деле всё, конечно, обстоит не так, объясняет эксперт: мотивация и вовлечение — история комплексная, и роль сервисов обучения в ней невелика.

Примечательны и другие цели, которые отметили участники опроса: они хотят, чтобы с помощью платформ можно было строить индивидуальные маршруты обучения для сотрудников или целых отделов, а также выявлять «точки роста» (а попросту говоря — пробелы в знаниях и навыках конкретных сотрудников). Это говорит о том, что тренд на более персонализированный подход обучения действительно набирает обороты.

Произошло ли импортозамещение в сервисах видео-конференц-связи

Если с платформами для обучения всё в целом сложилось благополучно и большинству не пришлось что-то менять, то с дополнительными сервисами всё оказалось сложнее — и рынку пришлось перестроиться.

Например, среди сервисов видео-конференц-связи (ВКС) по итогам прошлогоднего опроса был Zoom — им тогда пользовались 65% респондентов. В 2023-м ситуация резко изменилась: доля приверженцев этой платформы сократилась практически вдвое и составила 33%. Догоняет её российский Webinar.ru: хотя он набрал пока лишь 18%, по сравнению с 2022-м это заметный скачок: тогда этим сервисом пользовались всего 5% опрошенных.

Данные из презентации «Исследование рынка корпоративного обучения — 2023»
Инфографика Skillbox Media

«Выигрывать продолжают глобальные решения. Причины очевидны: к ним все привыкли, они массовые, ими пользовались и для личных целей ещё до пандемии. Но так или иначе процесс идёт: отечественные сервисы рынок потихоньку забирают», — прокомментировал Павел Безяев.

Случился ли расцвет нейросетей в корпоративном обучении

Исследователи также решили выяснить, как в российских компаниях относятся к искусственному интеллекту — ведь за рубежом некоторые эксперты считают, что уже в ближайшем будущем корпоративное обучение станет одним из крупнейших рынков для ИИ, а другие — более осторожны в оценках.

Судя по данным опроса, российскому рынку «захват» ИИ пока не грозит.

Данные из презентации «Исследование рынка корпоративного обучения — 2023»
Инфографика Skillbox Media

Пока только 13% участников исследования нашли практическое применение ИИ. Оказалось, что наиболее популярным видом такого использования стало создание контента с помощью нейросетей.

Кто разрабатывает учебный контент для российских компаний

В 2023 году российские компании в целом продолжают придерживаться общероссийского (и антимирового, по выражению Алексея Вагина) тренда — разрабатывать собственный учебный контент.

Данные из презентации «Исследование рынка корпоративного обучения — 2023»
Инфографика Skillbox Media

Так поступают 66% компаний, показывают результаты опроса. Ещё 12% — те, кто раньше закупал курсы, в этом году отказались от них. Правда, столько же опрошенных стали, наоборот, покупать готовые курсы чаще.

«Вера в то, что разрабатывать внутренние курсы эффективнее и выгоднее, доминирует на рынке», — подчеркнул Павел Безяев. Это подтвердил и Алексей Вагин. Он рассказал, что «Эквио» предлагает своим клиентам курсы сторонних партнёров, однако за год выручка от их покупки не выросла — то есть спрос на сторонний контент пока никак не меняется.

При этом эксперты сходятся во мнении: лучше потратить внутренние ресурсы на разработку узкопрофильных программ, которых точно не найти у поставщиков, чем разрабатывать очередной курс по тайм-менеджменту.

Стали ли компании покупать больше курсов у EdTech-платформ

В прошлом году никто из участников опроса не подходил к работе с онлайн-школами системно, подчеркнул на презентации результатов Павел Безяев. В 2023-м наметились изменения: 5% опрошенных сообщили, что взаимодействуют с EdTech-платформами на постоянной основе, а ещё 14% начали их активно встраивать в свою программу обучения.

Данные из презентации «Исследование рынка корпоративного обучения — 2023»
Инфографика Skillbox Media

Павел Безяев объяснил появившийся (пусть пока и слабый) интерес представителей корпоративного обучения к EdTech-рынку стараниями самих представителей EdTech: поставщики онлайн-курсов стали активно осваивать сегмент B2B, когда начали проседать продажи физлицам.

Алексей Вагин тоже сообщил, что крупные EdTech-компании переориентировались, в том числе открыли отделы продаж, нацеленные на корпоративных клиентов. По его словам, «Эквио» уже поступали предложения по интеграции, созданию маркетплейса курсов внутри платформы и возможностям объединить данные аналитики. Однако до конца пока не ясно, действительно ли это будет востребованной услугой на рынке, считает эксперт.

Хотя авторы исследования не отметили этот момент, мы считаем необходимым подчеркнуть: притом что в 2023 году появилась маленькая доля тех, кто стал системно использовать курсы онлайн-школ, в целом нельзя сказать, что для корпоративного обучения закупать готовый цифровой контент стало больше компаний, чем раньше. По ответам сразу на два вопроса из исследования 2023 года видно, что доля тех, кто вообще не использует сторонний контент в корпоративном обучении, всё ещё очень велика: от 67 до 78%. А тех, кто отметил, что приобретает готовый контент и хоть как-то использует (пусть и бессистемно) программы онлайн-школ, оказалось всего от 20 до 33%.

Напрямую сравнивать эти свежие данные с прошлогодним опросом нельзя, потому что тогда вопросы были заданы не в точности такие же. И всё же некоторые наблюдения сделать можно. В 2022 году приобретали сторонний контент 31% опрошенных, а об использовании онлайн-школ как инструментов сообщали 43% респондентов. То есть общая доля использования внешнего цифрового контента в этом году, возможно, даже меньше, чем в прошлом.

Кстати, другое исследование (академии iSpring) тоже недавно показало, что подавляющее большинство компаний разрабатывает контент для корпоративного онлайн-обучения самостоятельно.

Как бизнесу показывают эффективность обучения

Основной болевой точкой отрасли корпоративного обучения в этом году стали показатели эффективности для бизнеса. Эксперты и исследователи сходятся во мнении, что пока реальную пользу курсов и программ толком никто не оценивает, а компании её не видят. Результаты нынешнего опроса в целом это подтверждают: чуть меньше половины респондентов никак не связывают обучение с бизнес-показателями.

«В этом году с аналитикой у нас не очень хорошо. Здесь явно нужен прогресс, чтобы показать работу в первую очередь T&D-специалистов, их влияние на бизнес и бизнес-показатели», — подчеркнул Алексей Вагин.

Данные из презентации «Исследование рынка корпоративного обучения — 2023»
Инфографика Skillbox Media

Зато в целом запрос на аналитику растёт, так считают 39% респондентов. Правда, большинству (66%) обрабатывать данные приходится самостоятельно, и только у 19% есть для этого специальная система.

По каким же показателям чаще всего оценивают обучение? Самой востребованной метрикой оказался прогресс прохождения обязательных программ обучения или адаптации. На второй строчке — детальная аналитика тестов и выявление пробелов. Третье место занимает изменение уровня обученности в зависимости от прохождения тестов. От бизнес-метрик это всё же далеко, да и некоторые эксперты уже призывают трезво смотреть на объективность таких оценок.

Как изменились расходы на корпоративное обучение в 2023 году

Если в прошлом году бизнес, судя по всему, замер и на бюджетах события 2022-го года не особенно сказались, то в 2023-м расходы начали сокращать — по крайней мере, об этом говорят результаты опроса «Эквио» и сообщества Digital Learning.

В трети компаний, как показал опрос, значительно урезали бюджет на обучение: в результате больше всего пострадало внешнее обучение и закупка курсов у провайдеров. Однако и напрямую на отделах обучения это также сказалось: 10% респондентов, в компаниях которых снизили финансирование, сообщили, что сделали это за счёт отказа от найма новых сотрудников.

Однако для 63% опрошенных ситуация в целом не изменилась. А 5% участников опроса сообщили даже о росте расходов на обучение. В основном дополнительные средства тратят на курсы по развитию гибких навыков, внешнее обучение и на развитие штата их отдела.

Корпоративное обучение

Развиваем компетенции ваших сотрудников: линейных специалистов и управленцев

Узнать подробнее
Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована