Исследование: как изменилось корпоративное обучение и что его ждёт дальше
Эксперты проанализировали тренды 2021 года и соотнесли с тем, что происходит сейчас.
Иллюстрация: cookie studio / pressfoto / wirestock / Freepik / Дима Руденок для Skillbox Media
В отчёте «Исследование российского рынка онлайн-образования» компания «Нетология» сформулировала основные вызовы 2021 года и выяснила, как сказались на корпоративном обучении потрясения 2022-го.
Отчёт включает результаты двух исследований:
- Первое подготовлено «Нетологией», eLearning center и TalentTech, и в его основе опрос T&D-руководителей высшего звена из более чем ста компаний с разной численностью сотрудников (от ста до десятков тысяч) в 16 отраслях экономики. Основной этап исследования проходил в 2021 году.
- Второе подготовлено TalentTech с экспертами сообщества HR-директоров «HR Орден» и охватило более 280 компаний малого (32%), среднего (17%) и крупного бизнеса (51%). Опрос проводился весной 2022 года.
Исследование показывает:
- какие проблемы были актуальны в прошлом году и остались такими в текущем;
- отдают ли компании обучение на заказ провайдерам или предпочитают создавать свои курсы;
- сколько компаний планируют вернуться, наконец, к офлайн-форматам;
- что за инструменты используют в корпоративном обучении, а главное — как их выбирают;
- чему учат рядовых сотрудников и руководителей;
- сколько бизнес тратит на обучение и будут ли сокращать бюджеты в 2022 году.
С какими вызовами корпоративное обучение столкнулось в 2021 году
Авторы исследования выделили несколько основных проблем: прежде всего, они связаны с вовлечением, ресурсом (речь как о деньгах, так и о времени), автоматизацией.
Вовлечение
О том, что вовлечение стало ключевой проблемой корпоративного обучения в 2021 году, сообщили 35% опрошенных представителей компаний. По данным авторов отчёта, такая проблема возникает в основном с рядовыми сотрудниками и наиболее заметна она в сегментах среднего и крупного бизнеса.
Стоит отметить, что об этой проблеме говорят многие эксперты — так, вовлечение назвали одним из ключевых вызовов для T&D на международной конференции EdCrunch Glocal в декабре 2021 года. Тогда предложили два решения. Первое — дать сотрудникам возможность уделить обучению время без необходимости «делить» его с работой. Второе — создавать программы, которые позволяют учиться с удовольствием.
Исследователи утверждают, что именно так и поступали в российских компаниях. С одной стороны, там налаживали коммуникацию с сотрудниками и стремились выделить для них отдельное время на обучение. С другой — пробовали увлекательные форматы, такие как тренажёры, симуляторы, курсы с геймификацией и так далее.
Впрочем, данные другого исследования — предпочтений слушателей электронных курсов от ELC — говорят о том, что вовлекает сотрудников не столько геймификация, сколько связь обучения с реальным рабочим опытом, практика, а также возможность видеть свои результаты и прогресс.
Нехватка бюджета на обучение и времени у сотрудников
На втором месте в списке вызовов — бюджет. О недостатках финансирования сообщали 28% компаний. На третьем месте — нехватка времени у сотрудников (15%). Исследователи отмечают, что эти вызовы особенно актуальны для малого бизнеса.
«Для таких компаний одним из важнейших критериев для выбора обучения становится его стоимость, а также формат, который позволит совмещать обучение с рабочим процессом», — считают авторы отчёта.
Автоматизация процессов обучения, интеграция отчётности и аналитики
В рейтинге проблем, общем для всех компаний, автоматизация и интеграция занимают последние строчки. Однако при более детальном исследовании оказалось, что эти «боли» свойственны в первую очередь среднему и крупному бизнесу. Авторы исследования объясняют это тем, что в одной компании могут использовать несколько инструментов обучения от разных провайдеров. А объединять их в единую систему — долгий и сложный процесс.
Как учат сотрудников в российских компаниях
Российский бизнес явно предпочитает внутреннее обучение внешнему — 64% компаний готовят собственные программы для сотрудников. По данным авторов исследования, в основном внутренние курсы касаются продуктов компании и развития софт-скиллов у линейных сотрудников.
Сторонние обучающие продукты используют 36% компаний. В основном это курсы по охране труда, софт-скиллам и профессиональному обучению в зависимости от специфики деятельности компании. Аудитория программ от провайдеров — сотрудники среднего звена и выше.
Что касается формы обучения, то здесь очевидны последствия пандемии — 75% корпоративных программ проводятся онлайн и отказываться от этого формата не собираются. На них же уходит и значительная доля бюджета — 66%. Только 25% опрошенных компаний планируют увеличить долю онлайн-обучения, но большинство (55%) собирается сохранить текущее положение вещей.
Предпочтительным форматом обучения остаются асинхронные курсы, подготовленные внутренними силами. Это относится к программам и для линейных сотрудников, и для руководителей.
Какие инструменты популярны в корпоративном обучении
Самым популярным инструментом среди участников опроса предсказуемо стали LMS. Вероятно, связано это с тем, что туда можно загрузить и собственные курсы, и подтянуть арендованный контент — это лишний раз подтверждает актуальность внутреннего обучения.
На втором месте — системы видеосвязи и вебинарные комнаты для синхронного обучения. Куда меньше компаний выбирают корпоративные порталы. Наименьшая распространённость — у чат-ботов и систем LXP, которым эксперты-аналитики прочат популярность на российском рынке лишь через 5–7 лет.
Исследователи также выяснили, по каким критериям T&D выбирают эти инструменты. Решающих факторов три:
- простота в эксплуатации,
- стоимость,
- возможность получить развёрнутую аналитику.
Примечательно, что в зависимости от количества сотрудников в компании потребности меняются. Для крупного бизнеса на первом месте стоит аналитика — скорее всего, это связано с необходимостью измерять эффективность обучения. Для среднего бизнеса ключевой в выборе стала стоимость, а для малого — простота в использовании.
Кстати, весной 2022 года появился ещё один важный фактор выбора инструментов обучения, который на сегодняшний день всем очевиден: из-за ухода иностранных компаний российский бизнес как никогда нуждается в отечественных разработках. Правда, импортозамещение, конечно, не означает, что к выбору будут подходить бездумно.
Исследование «Нетологии» показало не только то, что корпоративному обучению сейчас особенно нужно, но и то, без чего оно может обойтись, — это современный дизайн, готовый контент и возможность внедрить новые технологии.
Как оценивают корпоративное обучение
Отдельно авторы исследовали инструменты для оценки эффективности обучения. Картина получилась неоднозначная. С одной стороны, только 11% компаний замеряют связь с бизнес-показателями, то есть оценивают влияние обучения на выручку или выполнение поставленных задач. С другой стороны, наиболее популярные способы оценки эффективности — сбор обратной связи и замер удовлетворённости сотрудников.
«В 2021-м, помимо опроса сотрудников сразу после прохождения курса или программы, часть компаний использовали и „холодные“ опросы, когда обучавшиеся оценивали эффективность новых знаний и навыков уже спустя некоторое время», — отметили исследователи.
Тестирование и метрики доходимости заняли лишь третью и четвёртую строчки «рейтинга».
Вероятно, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, но общее положение выглядит так: обучение ориентировано на оценки сотрудников, а вот выгоды для бизнеса от него подсчитать сложно. Правда, эксперты давно указывают — это распространённая проблема, и пока до её решения, похоже, далеко.
Кого и чему учили в 2021-м и как поменяло планы обучения 24 февраля 2022-го
Данные показывают: чем крупнее компания, тем большая доля её сотрудников охвачена обучением. В крупном бизнесе в 2021 году учились 83% персонала, для среднего и малого бизнеса охваты значительно меньше — 59% и 46% соответственно.
Примечательно, что в общей сложности (то есть с учётом всех опрошенных представителей компаний безотносительно к размеру бизнеса) охват составляет 57%.
По данным исследователей, в 2022 году треть опрошенных планирует активнее обучать сотрудников. При этом половина респондентов не сформировали новую стратегию обучения, а ещё 20% вообще не планируют менять свои планы и темпы обучения персонала.
Чему учили линейных сотрудников
Большинство опрошенных компаний (72%) фокусируются на обучении линейных сотрудников профессиональным компетенциям. Также 60% организаций проводят обучение по продуктам компании и чуть меньше половины (46%) обучают таким темам, как охрана труда и промышленная безопасность.
Гибким навыкам (например, развитию эмоционального интеллекта и лидерских качеств) уделяют значительно меньше внимания. Последние строчки в рейтинге приоритетных тем занимают цифровая грамотность и управление проектами.
Судя по данным второго исследования, представленного в общем отчёте, в 2022 году значительно приоритеты не меняются — на первом месте развитие ключевых профессиональных компетенций для ежедневной работы.
Однако текущая ситуация на корпоративном обучении всё же отразилась: так, в компаниях планируют учить сотрудников новым инструментам (от рекрутинга до маркетинга), а также способам борьбы со стрессом.
Чему учили руководителей
Результаты исследования 2021 года показали вполне типичные для руководителей направления обучения. В основном это лидерство и менеджмент. На втором месте — управление проектами, на третьем — профессиональное обучение.
Какие коррективы внесла новая реальность
Конечно, события начала 2022 года внесли в планы на обучение свои коррективы. Например, теперь компании планируют учить руководителей управлению командами в кризисных ситуациях и решению задач в условиях неопределённости. Однако на первом месте остаётся обучение руководителей управленческим компетенциям.
Кроме того, опрошенные собираются уделить внимание гибким навыкам, таким как лидерство, внутренние коммуникации, гибкость и целеполагание. Примечательно, что ещё 4% планируют обучать «экологичным» увольнениям.
Собирается ли бизнес сокращать расходы на обучение
Подавляющее большинство опрошенных представителей компаний (97%) не собирались сокращать расходы на обучение в 2022 году.
В среднем в 2021 году российские компании тратили 26,5 тыс. рублей в год на обучение одного сотрудника. Расходы на обучение специалиста — 14,9 тыс. рублей в год, а обучить топ-менеджера стоит в полтора раза дороже — 38,1 тыс. рублей в год.
В феврале 2022 года вместе с геополитической и экономической обстановкой изменились и финансовые планы части российских компаний. По данным второго отчёта в рамках исследования, 40% сократили расходы на обучение сотрудников. Авторы исследования утверждают, что в основном речь идёт о крупном бизнесе — 46% компаний из этого сегмента решились на такой шаг.
Порядка 10% компаний, наоборот, запланировали увеличить бюджеты. А половина опрошенных компаний бюджет не пересматривала — такой ответ был особенно актуален для малого бизнеса. В этой группе 60% компаний решили сохранить текущие расходы на обучение сотрудников.