Исследование: как изменилось корпоративное обучение и что его ждёт дальше
Эксперты проанализировали тренды 2021 года и соотнесли с тем, что происходит сейчас.
 
 
В отчёте «Исследование российского рынка онлайн-образования» компания «Нетология» сформулировала основные вызовы 2021 года и выяснила, как сказались на корпоративном обучении потрясения 2022-го.
Отчёт включает результаты двух исследований:
- Первое подготовлено «Нетологией», eLearning center и TalentTech, и в его основе опрос T&D-руководителей высшего звена из более чем ста компаний с разной численностью сотрудников (от ста до десятков тысяч) в 16 отраслях экономики. Основной этап исследования проходил в 2021 году.
- Второе подготовлено TalentTech с экспертами сообщества HR-директоров «HR Орден» и охватило более 280 компаний малого (32%), среднего (17%) и крупного бизнеса (51%). Опрос проводился весной 2022 года.
Исследование показывает:
- какие проблемы были актуальны в прошлом году и остались такими в текущем;
- отдают ли компании обучение на заказ провайдерам или предпочитают создавать свои курсы;
- сколько компаний планируют вернуться, наконец, к офлайн-форматам;
- что за инструменты используют в корпоративном обучении, а главное — как их выбирают;
- чему учат рядовых сотрудников и руководителей;
- сколько бизнес тратит на обучение и будут ли сокращать бюджеты в 2022 году.
С какими вызовами корпоративное обучение столкнулось в 2021 году
Авторы исследования выделили несколько основных проблем: прежде всего, они связаны с вовлечением, ресурсом (речь как о деньгах, так и о времени), автоматизацией.
Вовлечение
О том, что вовлечение стало ключевой проблемой корпоративного обучения в 2021 году, сообщили 35% опрошенных представителей компаний. По данным авторов отчёта, такая проблема возникает в основном с рядовыми сотрудниками и наиболее заметна она в сегментах среднего и крупного бизнеса.
Стоит отметить, что об этой проблеме говорят многие эксперты — так, вовлечение назвали одним из ключевых вызовов для T&D на международной конференции EdCrunch Glocal в декабре 2021 года. Тогда предложили два решения. Первое — дать сотрудникам возможность уделить обучению время без необходимости «делить» его с работой. Второе — создавать программы, которые позволяют учиться с удовольствием.
Исследователи утверждают, что именно так и поступали в российских компаниях. С одной стороны, там налаживали коммуникацию с сотрудниками и стремились выделить для них отдельное время на обучение. С другой — пробовали увлекательные форматы, такие как тренажёры, симуляторы, курсы с геймификацией и так далее.
Впрочем, данные другого исследования — предпочтений слушателей электронных курсов от ELC — говорят о том, что вовлекает сотрудников не столько геймификация, сколько связь обучения с реальным рабочим опытом, практика, а также возможность видеть свои результаты и прогресс.

Инфографика: «Нетология»
Нехватка бюджета на обучение и времени у сотрудников
На втором месте в списке вызовов — бюджет. О недостатках финансирования сообщали 28% компаний. На третьем месте — нехватка времени у сотрудников (15%). Исследователи отмечают, что эти вызовы особенно актуальны для малого бизнеса.
«Для таких компаний одним из важнейших критериев для выбора обучения становится его стоимость, а также формат, который позволит совмещать обучение с рабочим процессом», — считают авторы отчёта.
Автоматизация процессов обучения, интеграция отчётности и аналитики
В рейтинге проблем, общем для всех компаний, автоматизация и интеграция занимают последние строчки. Однако при более детальном исследовании оказалось, что эти «боли» свойственны в первую очередь среднему и крупному бизнесу. Авторы исследования объясняют это тем, что в одной компании могут использовать несколько инструментов обучения от разных провайдеров. А объединять их в единую систему — долгий и сложный процесс.
Как учат сотрудников в российских компаниях
Российский бизнес явно предпочитает внутреннее обучение внешнему — 64% компаний готовят собственные программы для сотрудников. По данным авторов исследования, в основном внутренние курсы касаются продуктов компании и развития софт-скиллов у линейных сотрудников.
Сторонние обучающие продукты используют 36% компаний. В основном это курсы по охране труда, софт-скиллам и профессиональному обучению в зависимости от специфики деятельности компании. Аудитория программ от провайдеров — сотрудники среднего звена и выше.
Что касается формы обучения, то здесь очевидны последствия пандемии — 75% корпоративных программ проводятся онлайн и отказываться от этого формата не собираются. На них же уходит и значительная доля бюджета — 66%. Только 25% опрошенных компаний планируют увеличить долю онлайн-обучения, но большинство (55%) собирается сохранить текущее положение вещей.

Инфографика: «Нетология»

Инфографика: «Нетология»
Предпочтительным форматом обучения остаются асинхронные курсы, подготовленные внутренними силами. Это относится к программам и для линейных сотрудников, и для руководителей.
Какие инструменты популярны в корпоративном обучении
Самым популярным инструментом среди участников опроса предсказуемо стали LMS. Вероятно, связано это с тем, что туда можно загрузить и собственные курсы, и подтянуть арендованный контент — это лишний раз подтверждает актуальность внутреннего обучения.

Инфографика: «Нетология»
На втором месте — системы видеосвязи и вебинарные комнаты для синхронного обучения. Куда меньше компаний выбирают корпоративные порталы. Наименьшая распространённость — у чат-ботов и систем LXP, которым эксперты-аналитики прочат популярность на российском рынке лишь через 5–7 лет.
Исследователи также выяснили, по каким критериям T&D выбирают эти инструменты. Решающих факторов три:
- простота в эксплуатации,
- стоимость,
- возможность получить развёрнутую аналитику.
Примечательно, что в зависимости от количества сотрудников в компании потребности меняются. Для крупного бизнеса на первом месте стоит аналитика — скорее всего, это связано с необходимостью измерять эффективность обучения. Для среднего бизнеса ключевой в выборе стала стоимость, а для малого — простота в использовании.

Инфографика: «Нетология»
Кстати, весной 2022 года появился ещё один важный фактор выбора инструментов обучения, который на сегодняшний день всем очевиден: из-за ухода иностранных компаний российский бизнес как никогда нуждается в отечественных разработках. Правда, импортозамещение, конечно, не означает, что к выбору будут подходить бездумно.
Исследование «Нетологии» показало не только то, что корпоративному обучению сейчас особенно нужно, но и то, без чего оно может обойтись, — это современный дизайн, готовый контент и возможность внедрить новые технологии.
Как оценивают корпоративное обучение
Отдельно авторы исследовали инструменты для оценки эффективности обучения. Картина получилась неоднозначная. С одной стороны, только 11% компаний замеряют связь с бизнес-показателями, то есть оценивают влияние обучения на выручку или выполнение поставленных задач. С другой стороны, наиболее популярные способы оценки эффективности — сбор обратной связи и замер удовлетворённости сотрудников.
«В 2021-м, помимо опроса сотрудников сразу после прохождения курса или программы, часть компаний использовали и „холодные“ опросы, когда обучавшиеся оценивали эффективность новых знаний и навыков уже спустя некоторое время», — отметили исследователи.

Инфографика: «Нетология»
Тестирование и метрики доходимости заняли лишь третью и четвёртую строчки «рейтинга».
Вероятно, респонденты могли выбрать несколько вариантов ответа, но общее положение выглядит так: обучение ориентировано на оценки сотрудников, а вот выгоды для бизнеса от него подсчитать сложно. Правда, эксперты давно указывают — это распространённая проблема, и пока до её решения, похоже, далеко.
Кого и чему учили в 2021-м и как поменяло планы обучения 24 февраля 2022-го
Данные показывают: чем крупнее компания, тем большая доля её сотрудников охвачена обучением. В крупном бизнесе в 2021 году учились 83% персонала, для среднего и малого бизнеса охваты значительно меньше — 59% и 46% соответственно.
Примечательно, что в общей сложности (то есть с учётом всех опрошенных представителей компаний безотносительно к размеру бизнеса) охват составляет 57%.

Инфографика: «Нетология»

Инфографика: «Нетология»
По данным исследователей, в 2022 году треть опрошенных планирует активнее обучать сотрудников. При этом половина респондентов не сформировали новую стратегию обучения, а ещё 20% вообще не планируют менять свои планы и темпы обучения персонала.
Чему учили линейных сотрудников
Большинство опрошенных компаний (72%) фокусируются на обучении линейных сотрудников профессиональным компетенциям. Также 60% организаций проводят обучение по продуктам компании и чуть меньше половины (46%) обучают таким темам, как охрана труда и промышленная безопасность.

Инфографика: «Нетология»
Гибким навыкам (например, развитию эмоционального интеллекта и лидерских качеств) уделяют значительно меньше внимания. Последние строчки в рейтинге приоритетных тем занимают цифровая грамотность и управление проектами.
Судя по данным второго исследования, представленного в общем отчёте, в 2022 году значительно приоритеты не меняются — на первом месте развитие ключевых профессиональных компетенций для ежедневной работы.
Однако текущая ситуация на корпоративном обучении всё же отразилась: так, в компаниях планируют учить сотрудников новым инструментам (от рекрутинга до маркетинга), а также способам борьбы со стрессом.
Чему учили руководителей
Результаты исследования 2021 года показали вполне типичные для руководителей направления обучения. В основном это лидерство и менеджмент. На втором месте — управление проектами, на третьем — профессиональное обучение.

Инфографика: «Нетология»
Какие коррективы внесла новая реальность
Конечно, события начала 2022 года внесли в планы на обучение свои коррективы. Например, теперь компании планируют учить руководителей управлению командами в кризисных ситуациях и решению задач в условиях неопределённости. Однако на первом месте остаётся обучение руководителей управленческим компетенциям.
Кроме того, опрошенные собираются уделить внимание гибким навыкам, таким как лидерство, внутренние коммуникации, гибкость и целеполагание. Примечательно, что ещё 4% планируют обучать «экологичным» увольнениям.
Собирается ли бизнес сокращать расходы на обучение
Подавляющее большинство опрошенных представителей компаний (97%) не собирались сокращать расходы на обучение в 2022 году.
В среднем в 2021 году российские компании тратили 26,5 тыс. рублей в год на обучение одного сотрудника. Расходы на обучение специалиста — 14,9 тыс. рублей в год, а обучить топ-менеджера стоит в полтора раза дороже — 38,1 тыс. рублей в год.
В феврале 2022 года вместе с геополитической и экономической обстановкой изменились и финансовые планы части российских компаний. По данным второго отчёта в рамках исследования, 40% сократили расходы на обучение сотрудников. Авторы исследования утверждают, что в основном речь идёт о крупном бизнесе — 46% компаний из этого сегмента решились на такой шаг.
Порядка 10% компаний, наоборот, запланировали увеличить бюджеты. А половина опрошенных компаний бюджет не пересматривала — такой ответ был особенно актуален для малого бизнеса. В этой группе 60% компаний решили сохранить текущие расходы на обучение сотрудников.
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация 
                                    





 
                                     
                                     
                                     
                                    