Код
#статьи

Пациент скорее жив, чем мёртв: что происходит с российским Android-комьюнити в пандемию

Как ковид стал «чудом чудесным» для русскоязычного Android-комьюнити и почему надо участвовать в его жизни? Рассказывает Tech PR Manager Кирилл Розов.

Иллюстрация: Giimann / Turbosquid / SeekPng / Annie для Skillbox Media

Кирилл Розов


об эксперте

Tech PR Manager в Surf, Android & Kotlin Google Developer Expert, автор и создатель Android Broadcast.


ссылки


До пандемии сообщество проводило ивенты в рамках Google Developer Groups, а также митапы MOSDROID и Summer Droid Meetup, которые собирали до 1000 человек. А ещё были регулярные встречи в разных городах и конференции вроде Hot Mobile. Но в начале 2020 года жизнь комьюнити изменилась навсегда.

Я выступил с последним докладом 18 февраля — как раз перед пандемией. А когда вернулся с конференции, уже через неделю закрыли границы, и все запланированные поездки пришлось отменить.

Какие проблемы принёс COVID

Пандемия и связанные с ней запреты принесли много проблем Android-сообществу:

Исчезли привычные форматы нетворкинга. Участники с нетерпением ждут, когда пандемия закончится, ограничения снимут и жизнь вернётся в прежнее русло. Но ждут не столько выступлений и докладов, сколько профессиональных тусовок с нетворкингом. Пока неизвестно, вернутся ли встречи в прежнем формате и много ли организаторов останется, когда вирус наконец победят.

Закрылись площадки для мероприятий. Одной из первых жертв ограничений стала крупная белорусская площадка Space — компанию закрыли в марте 2020 года. Неизвестно, сколько ещё продлится пандемия и как долго продержатся оставшиеся организаторы. В России одной из немногих на плаву держится JUG.ru, а вот AppsConf уже не проводится.

К концу пандемии проводить мероприятия будут только компании. Мне такие ивенты не по душе — они почти всегда организуются в интересах бизнеса. Компания тратит деньги и ресурсы, а взамен собирает данные, находит новые кадры и прокачивает репутацию. Не понаслышке знаю, что организаторы подобных конференций хантят разработчиков, так что благотворительностью здесь и не пахнет.

Снизилась активность в городских чатах. Раньше участники сообщества сидели в местных чатах: московском, питерском, минском и так далее. Во время пандемии эти чаты частично развалились, потому что в основном держались благодаря живым мероприятиям. Мы не смогли перевести в онлайн все активности, которые проводили в спокойные времена.

Даже у пандемии есть плюсы

С другой стороны, пандемия изменила наше комьюнити к лучшему и открыла новые возможности:

Удалённая работа. Когда COVID только пришёл, многие скептично относились к перспективам удалённой работы. Сейчас же большинство компаний частично или полностью перевели сотрудников на дом и перешли на онлайновый формат работы.

Доступность мероприятий. События тоже перешли в онлайн, и это способствует развитию IT-сообщества. Например, раньше конференции проводили в основном в Москве, Питере и нескольких других крупных городах, а остальная Россия оставалась не у дел. Далеко не у каждого есть деньги и время, чтобы прилететь с Дальнего Востока в Москву на трёхдневную конференцию. Да и не все компании оплачивают билеты своим сотрудникам. В онлайне другие цены и форматы, поэтому доступ к ивентам получили люди со всех уголков страны.

Равенство участников. Вспомните последнюю презентацию Apple. Раньше это были просто яркие, красиво сделанные ролики. А сейчас — целое онлайн-шоу, блокбастер, который может посетить кто угодно. Участникам раздают одинаковые пропуски — неравенство исчезло.

Новые форматы конференций. Круто, что в Android-комьюнити тепло встретили конференции Podlodka Crew. Формат зашёл и аудитории, и спикерам. Особенно спикерам, потому что им больше не нужно тратить 2–3 месяца на подготовку выступлений. В Podlodka Crew можно подготовиться за неделю, а выступать прямо на кухне — это гораздо проще, но не менее интересно.

Доклад «Мониторинг приложения в проде» Android Crew

Билеты на Podlodka Crew довольно дешёвые — около четырёх тысяч рублей за 10-дневную конференцию из 20 докладов. В Mobius за тот же объём пришлось бы заплатить на порядок больше. Да, там бывают эксклюзивные вещи, но обычно через некоторое время спикеры публикуют доклады в открытом доступе. Mobius, как и другие крупные конференции, всегда ценили за тусовку. Поэтому без офлайн-общения их смысл теряется.

Рост тематических чатов. Например, в крупнейшем Telegram-чате об Android-разработке Android Developers уже собралось более девяти тысяч человек. В моём Telegram-канале Android Broadcast — восемь тысяч, а в связанном с ним чате Android Broadcast Talks — около 1,6 тысячи человек. Я стараюсь следить за тем, что там происходит, но развивать и целенаправленно увеличивать число подписчиков не готов. Потому что тогда модерировать чат будет ещё сложнее. Тем не менее новые участники продолжают приходить.

Конечно, я хочу, чтобы офлайн-встречи и мероприятия вернулись. Но онлайн формат уже никуда не уйдёт, а будет только развиваться. Поэтому нужно использовать все преимущества, которые он даёт.

Как получить максимальную пользу от участия в сообществе

В Android-комьюнити много дружелюбных ребят, которые всегда рады помочь. Но никто не любит, когда задают вопрос, предварительно не погуглив решение. Особенно раздражают вопросы, ответы на которые можно найти во второй или третьей ссылке поиска. Так что вот вам вредный совет: если возник глупый вопрос, не ищите ответ в интернете, а сразу спрашивайте в чате — вы гарантированно наживёте себе кучу друзей.

Чтобы получить максимум пользы от участия в сообществе, развивайте личный бренд. Пишите статьи и делитесь ими, активно участвуйте в обсуждениях и выступайте с докладами. Заведите подкаст, Telegram- или YouTube-канал. Например, я веду канал на YouTube, в котором бесплатно и без ограничений публикую видео об Android-разработке. Вокруг него тоже собирается комьюнити.

Собеседование в прямом эфире на канале Android Broadcast

Проще всего начать с того, что вы лучше всего умеете. Если хотите записывать подкаст с хорошим звуком, потратьте 50–70 долларов на микрофон. Это не так рискованно, как отдать несколько сотен долларов за хорошую видеокамеру для YouTube-канала. А снимать видео на начальном этапе можно и на мобильный телефон. Создавайте себе меньше трудностей и не зацикливайтесь на формате. Людям нужна не картинка с высоким разрешением, а глубокий и интересный материал.

Ваши начинания могут поддержать на работе, поэтому советую обратиться к DevRel-специалисту за помощью. Например, у нас в Surf есть целый отдел DevRel. Ребята помогают реализовывать публичные проекты, развивать личный бренд и организовывать различные активности. Сейчас деврельство развивается во многих компаниях. Кажется, российский бизнес наконец оценил его важность.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована