Код
#статьи

Катя Петрова: «Самое трудное для Developer Advocate — объяснить маме, чем занимаешься»

Чем Developer Advocate отличается от Product Marketing Manager и как часто ему приходится программировать.

Иллюстрация: Apple / Colowgee для Skillbox Media

Катя Петрова

об эксперте

Product Marketing Manager в JetBrains, Women Techmakers Ambassador, руководила командой дизайн-систем в Avito, соорганизатор подкаста Podlodka и IT-конференций Podlodka Crew.


Ссылки


Сейчас моя роль в JetBrains — Product Marketing Manager, а до этого я была Developer Advocate. На обеих должностях я отвечала за продвижение Kotlin Multiplatform Mobile (KMM), решения JetBrains для кроссплатформенной мобильной разработки. Расскажу, в чём суть этих профессий и чем конкретно я занимаюсь.

Кто такой Developer Advocate

Самое сложное — объяснить маме, чем ты занимаешься и почему должность называется «адвокат». Вообще, слово advocate интерпретируют по-разному. Одни говорят, что его задача — защищать интересы разработчиков, а другие — защищать продвигаемую технологию.

Я считаю, что Developer Advocate должен делать так, чтобы разработчикам было приятно и легко выполнять рабочие задачи с помощью продуктов компании и число таких счастливых пользователей росло. Есть несколько способов достичь этой цели, а какой из них использовать — зависит от этапа развития продукта.

Обычно Developer Advocate работает в подразделении DevRel и отвечает за один из продуктов компании. Вот некоторые из будничных задач адвокатов в Kotlin:

  • Создавать туториалы, обучающие видео, демопроекты и другие материалы, раскрывающие возможности конкретной технологии и объясняющие, как этим пользоваться.
  • Создавать новостной контент: обзор новых фич и изменений в продукте.
  • Помогать техническим писателям с самыми сложными моментами в нашем продукте.
Вот один из моих туториалов по Kotlin Multiplatform Mobile

Но какой бы контент вы ни создавали, если у продукта есть технические проблемы или нет жизненно необходимых фич, пользователи неизбежно будут страдать. Поэтому самая важная задача Developer Advocate — быть мостиком между комьюнити и компанией, создающей продукт. Он общается с сообществом, собирает фидбэк о продукте и передаёт его команде разработки и продакт-менеджеру. Я в JetBrains плотнее всего работала с менеджером продукта, техническими писателями и маркетологами, ведь у нас одна цель — сделать так, чтобы технологией пользовались как можно больше разработчиков.

Developer Advocate всегда становятся бывшие разработчики. Ведь чтобы создавать технический контент для инженеров, нужно уметь быстро разобраться в новой технологии, а самое главное — понятно объяснить другим, как это сделать.

Чтобы стать тем самым мостиком, нужно говорить с разработчиками на одном языке, понимать их боли и потребности. А ещё правильно интерпретировать их фидбэк, чтобы помочь продакт-менеджеру. Здесь большой инженерный опыт приходится как нельзя кстати. Правда, по сравнению с разработчиками адвокаты пишут меньше кода, и проекты здесь куда проще. Иногда шутят, что Developer Advocate — это «мастер над sample-проектами».

Фото: личный архив Екатерины Петровой

Кто такой Product Marketing Manager

На позиции Product Marketing Manager моя главная задача — привлечь максимальное количество пользователей. В команде маркетинга мы анализируем, как люди узнают о новых технологиях, что влияет на их выбор и так далее. Потом на базе исследований создаём контент, который помогает заинтересовать целевую аудиторию. О тех, кто уже пользуется технологией, мы тоже не забываем, ведь маркетинг касается всех этапов взаимодействия пользователя с продуктом, а не только привлечения.

Вот видео с последнего Kotlin-ивента, где я рассказываю про Kotlin Multiplatform Mobile

В этом видео я рассказываю о важном событии — весной следующего года выйдет Beta-версия Kotlin Multiplatform Mobile. Моя ключевая задача — продумать маркетинговую кампанию. Да, языку программирования, фреймворкам и SDK тоже нужен маркетинг! Ведь каждый из них — это продукт со своей пользовательской базой.

Нам нужно привлечь как можно больше пользователей, которым подходит технология. Но я не буду никого убеждать: «Обязательно пользуйтесь Kotlin Multiplatform Mobile!» Моя задача куда шире: понять, кому полезен продукт, какие проблемы пользователей он решит и как лучше об этом рассказать. Важно, чтобы разработчики получили положительный пользовательский опыт и в дальнейшем сами стали «адвокатами» продукта.

Как часто приходится программировать

У меня никогда не получалось завести проект для души. И я себя за это всегда ругала. Думала: «Может, я не настоящий инженер, если не кайфую от пет-проектов и не испытываю огромного желания просто поиграться с новыми технологиями»? Кажется, все сидят и ночами пилят свои проекты, а меня драйвит от кода, только когда появляется бизнес-задача, которую он поможет эффективно решить. Хотя, конечно, и сам процесс решения задачи приносит удовольствие — особенно когда глубоко погружаешься в разработку.

Сейчас я редко пишу код, но не скучаю по временам, когда в жизни было больше программирования, — всему своё место и время. Хотя опыт в разработке всё ещё важен. Если вы не понимаете, о чём говорят программисты, не знаете их потребности, почему они такие и как устроен продукт, который вы им предлагаете, то не сможете создать сильную маркетинговую стратегию.

Тем не менее программирование не ушло из моей жизни — нужно поддерживать проекты, над которыми я работала, ещё будучи Developer Advocate. А ещё в «Подлодке» мы пишем и поддерживаем платформу для всей экосистемы наших конференций: от продажи билетов до сбора обратной связи и автоматизации процесса организации сезонов. Поэтому, как и другие члены команды, я периодически пишу код. На Kotlin, конечно :)

Выводы

  • Developer Advocate помогает разработчикам эффективно использовать технологию и является мостиком между разработчиками продукта и его пользователями. На этой должности нужен технический бэкграунд, поэтому Developer Advocate всегда становятся бывшие разработчики.
  • Product Marketing Manager продвигает технологию и привлекает новых пользователей. Как и для Developer Advocate, на этой позиции ценится технический бэкграунд, так как он помогает понимать потребности пользователей и быстрее вникать в детали продукта.
Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована