Код
#статьи

Кто такой деврел, чем он занимается, сколько зарабатывает и почему он не евангелист

Рассказываем, зачем разработчику становиться техпиарщиком и сколько российские компании платят новым специалистам прямо сейчас.

tesla / youtube

Деврел (от англ. developer relations — отношения с разработчиками) — это профессионал, который занимается техническим пиаром и выстраивает отношения с IT-индустрией. Иными словами, это амбассадор, который продвигает бренд компании среди технарей.

Иногда деврела также называют Developer Advocate (дословно «разработчик-адвокат»). Отсюда и пошли «‎авокадные»‎ мемы, связанные с профессией: слово ‎advocate‎ созвучно с avocado‎.

Фрагмент обложки книги Мэри Тенгвалл «В чём ценность отношений с разработчиками для бизнеса». Изображение: Mary Thengvall / The Business Value of Developer Relations / Apress, 2018

Мы все прекрасно знаем, что авокадо — это источник полезных жиров. Если мы используем их в нужное время, правильным образом, с правильными ингредиентами, они могут принести огромную пользу.

Цитата из книги Мэри Тенгвалл «В чём ценность отношений с разработчиками для бизнеса»

Что делает DevRel

В 2010-х профессия Developer Advocate была не особо распространена даже на Западе. Однако обязанности, которые выполняет такой специалист, не новы — чем-то похожим давно занимаются представители IT-гигантов.

Например, с оговоркой деврелом можно назвать известного IT-евангелиста Apple Гая Кавасаки. В 1980-х он продвигал платформу Macintosh и массово убеждал разработчиков создавать ПО и приложения для «яблочной» продукции.

Нужно было использовать весь пыл и энтузиазм (но никак не деньги), чтобы убедить разработчиков ПО создавать продукты для компьютеров без установленной базы, со 128 Кб ОЗУ, без жёсткого диска, без документации и без технической поддержки… Нужно было как-то убедить людей создавать софт для шаткой компании без репутации, которую вот-вот растопчет IBM.

Цитата из книги Гая Кавасаки «Путь Макинтоша» (англ. The Macintosh Way)

Почему с оговоркой? Несмотря на то что должности «IT-евангелист» и «деврел» действительно похожи, между ними есть существенное различие. IT-евангелист, по сути, ведёт монолог, в котором убеждает людей делать что-то в интересах бренда. Деврел же участвует как в монологах, так и в диалогах. Например, вместе с аудиторией на хакатонах решает проблемы выпускаемого софта.

В 2021 году термин «деврел» только входит в IT-обиход. Поэтому даже в крупных компаниях обязанности деврела размыты и нередко пересекаются или путаются с задачами пиарщика.

Ключевое отличие DevRel от PR в том, что продукт продвигают среди IT-специалистов, а не среди пользователей. Однако в России распространена и обратная практика — налаживать отношения именно с конечным клиентом, но на более айтишной почве. То есть не только рассказывать о возможностях продукта, но и заглядывать вместе с пользователями под капот. В теории это не совсем правильно, но нужно быть готовым к правилам того рынка, на котором вы работаете.

Некоторые специалисты утверждают, что DevRel (деврел) — это исключительно название сферы деятельности, и профессию так называть нельзя. Другие наставивают, что Developer Advocate и деврел — разные роли. Об эту тему сломано немало копий в Twitter, на англоязычных форумах и в блогах. 

Среди ключевых обязанностей «каноничного» деврела можно выделить следующие:

  • рассказывать о компании, её продуктах и услугах на мероприятиях, форумах, конференциях, хакатонах и митапах;
  • организовывать ивенты от лица компании;
  • создавать медиаконтент (YouTube-канал, подкасты);
  • писать посты, статьи или даже книги (это может быть как собственный сайт, так и сторонние площадки вроде vc.ru);
  • активно заниматься соцсетями (делать посты в Twitter, участвовать в конструктивных дискуссиях в Facebook*);
  • создавать, координировать и продвигать интересные опенсорс-проекты;
  • взаимодействовать с вузами и школами — создавать образовательные курсы и организовывать вебинары;
  • помогать настраивать IT-рекламу отделу маркетинга (чтобы это было от айтишников для айтишников).

Этот список условный — деврелы могут выстраивать отношения с разработчиками так, как им кажется лучше. Если отлично заходят статьи, а во «ВКонтакте» нет ЦА, то тратить время на паблик во «ВКонтакте» и YouTube-контент, возможно, нет смысла. Однозначных решений и стратегий нет даже у больших корпораций.

Кстати, в больших компаниях иногда существуют целые деврел-отделы со своей иерархией. Там обязанности разделяют между несколькими сотрудниками, которых координирует деврел-менеджер.

Вне зависимости от подхода, у DevRel есть две основные цели:

  • повысить и закрепить узнаваемость бренда в IT-индустрии, увеличить его стоимость и привлечь больше специалистов (в том числе и для найма);
  • продвинуть или даже продать услуги и продукты.

Какие-то компании решают только одну из задач, а другие — обе. Например, когда Adobe продвигает Photoshop, она одновременно продаёт его конечным пользователям и привлекает новых дизайнеров и художников в компанию.

Наглядный пример деятельности деврела — выступление Григория Петрова на RubyRussia Online. Эксперт делится знаниями и мнением о языке, но вместе с тем продвигает бренд Evrone среди Ruby-разработчиков и рассказывает, что в его компании активно используют Ruby (что как бы намекает):

Ещё один вход в IT для гуманитариев?

Обычно деврелами становятся технари с круто прокачанными soft skills — те самые харизматичные прогеры, которые и код классно пишут, и разъясняют самые непонятные штуки на пальцах. Как правило, такие гики продолжают кодить, время от времени очаровывая всех выступлениями на форумах или классными постами на «Хабре», в Facebook* и Twitter. Они становятся авторитетными экспертами и быстро собирают крепкие комьюнити.

Но бывает, что в DevRel «залазят через окно» — пиар, маркетинг, продажи или HR. Правда, без технической базы — в любом случае никак. Нужно уметь общаться с айтишниками на одном языке. А для этого необходимо понимать, что делает компания, хотя бы на уровне джуна.

И даже в этом случае штурмовать крупный форум деврелу-гуманитарию вряд ли доверят — вдруг облажается на продвинутых вопросах. А фейлы в IT-сфере помнят очень долго.

Поэтому гораздо чаще деврелы-гуманитарии направляют и организуют работу деврелов-технарей или просто наиболее софтовых разработчиков. Они договариваются о встречах, следят за постами, помогают упростить доклады, мотивируют разработчиков, настраивают материал под аудиторию. То есть деврелы-гуманитарии выступают неким проводником между компаниями и внешним миром.

Особенно полезны такие спецы в России, где общение часто происходит с конечными пользователями. Чтобы захватить внимание неподготовленной аудитории, материал важно легко подать — и с этим деврелы-гуманитарии часто справляются без проблем. Но опять же: только если у них есть хоть какой-то технический бэкграунд.

Востребованы ли DevRel-специалисты и сколько они зарабатывают

Полноценных спецов в DevRel пока не так много, как и предложений на рынке труда. На hh.ru — не более 50 активных вакансий (включая околодеврелов). При этом нужно знатно изощряться и искать обязанности по смежным должностям.

Вакансии можно искать по таким ключевым словам, как devrel, «деврел», «PR-менеджер», «техномаркетинг», «директор проектов», «техпиар» и «IT-евангелист». Обязанности деврела можно найти даже в вакансиях рекрутеров и менеджеров. Скорее всего, ситуация изменится уже в 2022 году, когда профессия станет обыденной, а российские компании определятся, чего хотят от деврела.

Деврелов обычно ищут крупные компании или стартапы с серьёзными амбициями, которым есть что рассказать. Например, на hh.ru есть вакансии от «Билайна», «Тинькофф», «2ГИС», Сбербанка. Кстати, их описания соответствуют обязанностям каноничного деврела.

Правда, ни одна из крупных организаций не указала зарплатную вилку — очевидно, всё индивидуально. Более конкретные предложения нашлись в нескольких вакансиях. Например, BestDoctor предлагает от 150 тысяч рублей на руки. Увесистый ценник указал разработчик робота-обзвонщика Dasha.AI — от 210 тысяч до 360 тысяч  рублей. Разумеется, с такой зарплатой и требования соответствующие:

Вакансия Developer Advocate / Developer Evangelist / Software Engineer в Dasha.AI. Скриншот: Кирилл Молоков / Skillbox Media

Делать выводы на основе нескольких вакансий не стоит. Также нет смысла изучать западный рынок — он далеко не всегда совпадает с российским. Поэтому о зарплатах деврелов в будущем можно лишь догадываться, но, скорее всего, предложения будут начинаться со 100 тысяч рублей.

Что должен уметь DevRel

От деврела обычно ждут нескольких ключевых качеств:

  • Крепкий технический бэкграунд. Опыт в работе с языками программирования, уверенное знаний разных технологий и общая эрудиция в IT.
  • Языковые компетенции. Грамотная, поставленная речь, знание английского языка.
  • Ораторское искусство. Выступления и презентации должны быть яркими и запоминающимися.
  • Писательские навыки. Умение писать просто и интересно о сложном: классный деврел — это неплохой технический писатель, UX-редактор, копирайтер, переводчик, педагог и коммерческий автор в одном лице.

Огромную роль играют софты:

  • внутренняя потребность делиться знаниями и опытом с внешним миром;
  • умение налаживать рабочие процессы как с технарями, так и с отделом маркетинга и кадровиками;
  • высокий уровень эмпатии и умение быстро найти общий язык с людьми;
  • настойчивость и терпение;
  • критическое мышление;
  • желание развиваться;
  • стрессоустойчивость;
  • навыки тайм-менеджмента и самодисциплина;
  • умение работать в режиме многозадачности.

Для управленцев и гуманитариев ещё важно уметь организовывать работу, делегировать задачи и мотивировать людей.

Где обучают DevRel

На деврелов пока нигде не учат — их растят в компаниях. Но можно пройти дополнительные курсы, которые докрутят навыки, необходимые для этой должности.

Например, если хромают только коммуникабельность и эмпатия, то можно пройти курсы по эмоциональному интеллекту. Если мало знаете об управлении продуктом и бизнесе, то можно прокачаться в маркетинге и продакт-менеджменте.

А если у вас не хватает технического бэкграунда, то в разделе «Программирование» есть множество курсов, которые помогут сформировать крепкий технический бэкграунд для деврела. Выбирайте подходящий курс и учитесь у опытных разработчиков из «Яндекса», Mail.ru, «Тинькофф» и других крупных IT-компаний.

* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».
Научитесь: Профессия PR-менеджер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована