Кто такой бизнес-аналитик, сколько он получает и что надо уметь для первой работы
Зачем компаниям нужны бизнес-аналитики и за что им готовы платить до 200 тысяч рублей? Рассказали главное о сфере и о том, как в неё попасть.


Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Эксперт департамента аналитических решений ГК «КОРУС Консалтинг», автор телеграм-канала Analytics Now Светлана Вронская.
За год спрос на бизнес-аналитиков вырос более чем на 40%, а зарплаты этих специалистов достигают 200 тысяч рублей. В статье разберём, чем занимается бизнес-аналитик, какими инструментами он должен владеть, где на него учиться и как найти работу без опыта.
- Кто такой бизнес-аналитик и чем он занимается
- Какую роль он играет в проекте
- Перспективы профессии бизнес-аналитика
- Какими инструментами пользуется бизнес-аналитик
- Что должен знать и уметь бизнес-аналитик
- Сколько он зарабатывает и как может развиваться
- Как стать бизнес-аналитиком
Кто такой бизнес-аналитик
Бизнес-аналитик — специалист, который помогает понять, что нужно изменить в процессах или в системе управления, чтобы увеличить эффективность бизнеса.
Бизнес-аналитики нужны всем компаниям, которые хотят принимать качественные управленческие решения, основанные на фактах. Бизнес-аналитики отвечают за подготовку этих фактов для управленцев. Для этого они:
- собирают и структурируют данные о работе бизнеса;
- анализируют их — находят тенденции и тренды;
- наглядно представляют результаты анализа;
- дают готовые к внедрению рекомендации по тому, что можно улучшить.
Допустим, компания продаёт сезонные товары — велосипеды или лыжи. Бизнес-аналитики проанализируют спрос продукции с учётом сезонных факторов. Затем в понятном виде покажут результаты анализа топ-менеджерам и дадут подробные рекомендации: что нужно предпринять, чтобы выручка от продаж была выше. Без бизнес-аналитиков такие решения принимают вслепую — часто это приводит к тому, что компании теряют деньги. Этот пример показывает, какими глубокими знаниями должен обладать бизнес-аналитик. Он должен не только уметь использовать инструменты анализа, но и разбираться в предметной области — в данном случае в ретейле и в продажах.
Кроме того, бизнес-аналитики:
- помогают формулировать стратегические цели компании;
- проектируют бизнес-процессы и описывают последовательность работы специалистов — что нужно делать для достижения целей;
- анализируют, как бизнес расходует ресурсы, и ищут пути оптимизации;
- анализируют информационные системы компании, выясняют, что нужно для развития этих систем, и ставят разработчикам соответствующие задачи.
Допустим, коммерческому отделу розничной сети хочется оперативно видеть недельные результаты продаж с детализацией по отдельным магазинам.
Руководство отдела обращается к бизнес-аналитику и рассказывает, что должно быть в финальных отчётах. Задача бизнес-аналитика — «переложить» их слова на язык, понятный разработчикам аналитической системы. То есть составить чёткое техническое задание: какие показатели нужно собрать, из каких источников брать данные, в каком виде их выводить и на каких дашбордах размещать.

Скриншот: Светлана Вронская для Skillbox Media
Бизнес-аналитика могут путать с аналитиком бизнес-процессов. Но это неправильно. Аналитик бизнес-процессов отвечает только за эту область работы, а у бизнес-аналитика задач больше. Хотя и он может анализировать бизнес-процессы и предлагать способы их оптимизировать.
Чем занимается бизнес-аналитик: основные этапы работы
Работа бизнес-аналитика делится на три этапа — предпроектный анализ, этап анализа и постпроектный анализ.
В ходе предпроектного анализа аналитик изучает текущее состояние компании и требования бизнес-заказчика. Это как раз то, о чём мы писали выше: бизнес-аналитик «снимает показания» пользователей, анализирует источники данных и описывает их на языке, понятном будущим разработчикам.
Другой пример — бизнес-аналитику нужны данные для разработки стратегии компании. Чтобы получить их, он запрашивает в разных отделах компании:
- Финансовые показатели — например, данные об общей выручке, чистой прибыли и так далее.
- Клиентские показатели — данные о выручке по целевым сегментам клиентской базы, удовлетворённости клиентов по сегментам, коэффициенте конверсии, среднем чеке.
- Показатели бизнес-процессов — данные о пропускной способности, проценте брака.
- Показатели развития персонала — данные о текучке кадров, удовлетворённости персонала рабочим местом.
В этих запросах бизнес-аналитик указывает свои требования: какие показатели нужны, в каком виде, за какие периоды. После получения всех данных он приступает к анализу.
На этапе анализа бизнес-аналитик обрабатывает полученные данные и формирует отчёты. Чаще всего для этого используют обычный Microsoft Excel. Он позволяет проводить расчёты и формировать таблицы с результатами.
В некоторых компаниях используют BI-системы. В отличие от Excel, в них всё происходит автоматически. Для этого к BI-системам подключают источники данных — например, облачные хранилища компании или отдельные файлы. BI-системы обрабатывают эти данные и выдают наиболее важную информацию. Подробнее об инструментах, которыми пользуются бизнес-аналитики, говорим ниже.
В рамках постпроектного анализа задача бизнес-аналитика — оценить, насколько полученное решение соответствует планам, достигла ли компания целей, которые ставила перед его внедрением. Бизнес-аналитик проводит интервью с заказчиками для того, чтобы проанализировать, принесли ли изменения пользу бизнесу.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет построить карьеру в бизнес-аналитике
- «Профессия Бизнес-аналитик» — для тех, кто хочет с нуля получить навыки, освоить инструменты и найти работу.
- «Профессия Системный аналитик» — для тех, кто хочет получить дополнительные навыки и усилить резюме.
Какую роль играет бизнес-аналитик в проекте
В структуре компании и проекта бизнес-аналитик обычно играет роль стратега-разработчика или консультанта — это зависит от специфики задач, которые он решает.
Например, совместно с топ-менеджерами он может участвовать в работе над стратегией компании. Вместе с разработчиками, дизайнерами и инженерами — создавать прототипы продуктов и составлять документацию для них.
Обычно бизнес-аналитик напрямую подчиняется руководству компании или проекта и может влиять почти на всю команду. Его работа не ограничивается только анализом данных.
Перспективы профессии бизнес-аналитика
Бизнес-аналитики востребованы в консалтинговых компаниях — и в коммерческом сегменте, и в государственном секторе.
Каждой компании требуются люди, способные изучать информацию и выделять нужное. Одним компаниям необходимо увеличить выручку, другим — привлечь новых клиентов, третьим — улучшить взаимодействие с текущими заказчиками или понять причины постоянных перебоев в поставках. Главные для решения этих задач ответы могут дать как раз бизнес-аналитики.
Больше всего бизнес-аналитики востребованы в IT-сфере, сфере финансовых технологий и в крупных индустриальных компаниях, где важно выстроить бизнес-процессы оптимально.
Также бизнес-аналитики востребованы в отраслях, где регулярно воспроизводятся одни и те же действия. Например, в ретейле, общественном питании, сфере услуг — там, где каждый день нужно одинаково хорошо обслуживать клиентов.
Если вы не знаете точно, в какой отрасли хотите работать бизнес-аналитиком, хорошим выбором станет консалтинговая компания. Там у вас будет возможность попробовать себя в проектах для разных организаций и даже для разных индустрий.

Скриншот: Светлана Вронская для Skillbox Media
Есть свои плюсы и в работе на компанию из какой-то индустрии. Вы сможете приобрести глубокий отраслевой опыт — например, разобраться в специфике розничной торговли, нефтегазовой отрасли, телекоммуникациях и так далее, — а такой опыт повысит вашу стоимость на рынке труда.
Количество задач в области анализа данных растёт пропорционально росту самих данных. На первое место в последние годы выходит отдельное направление — анализ больших данных, то есть неструктурированной информации из многочисленных источников.
Какими инструментами пользуется бизнес-аналитик
Чтобы оперативно и точно собирать информацию, а также представлять результаты анализа в удобном виде, бизнес-аналитики пользуются рядом программных продуктов. Список инструментов может разниться от задачи к задаче и от компании к компании, но в целом набор примерно одинаковый.
Некоторые из решений могут оказаться недоступными для российских пользователей, но всегда можно найти аналоги, которые будут работать.
- MS Excel — незаменим для базовых расчётов, составления таблиц и простых диаграмм. Кроме стандартных опций, можно использовать надстройки для обработки и анализа больших объёмов информации — Power Pivot и Power Query. Они позволяют загружать в Excel данные из внешних источников — например, с интернет-страниц, из ERP-систем, программ «1С», PDF-файлов и так далее; преобразовывать их в удобный вид, моделировать на их основе базу данных и работать с ней дальше.
- Средства для представления результатов анализа. Понадобятся для того, чтобы отчитаться о завершённой задаче. Это может быть стандартная MS PowerPoint, Keynote или что-то более сложное — например, Prezi.
- Решения для управления задачами. Таск-трекеры помогают структурировать работу над проектом, отслеживать сроки и ресурсы, синхронизировать задачи, отслеживать дедлайны, а также хранить документацию и переписку по проекту. Примеры: Trello, Asana, Jira, Wrike — выбор довольно большой даже с учётом санкций.
- BI-системы. Главный инструмент комплексного анализа и визуализации результатов. BI-система может заменить Excel и программы для визуализации результатов.
На рынке есть сотни систем бизнес-анализа: от простых и квазибесплатных до сложных и требующих серьёзных инвестиций. Есть решения с расширенной функциональностью, такие как международные QlikView, Qlik Sense, Microsoft Power BI, Tableau.
В последние годы на рынке появилось много российских систем, которые активно работают над тем, чтобы догнать западных конкурентов: Luxms BI, «Форсайт», Visiology, Pix BI и другие. Также есть системы бизнес-аналитики, построенные на технологиях открытого кода. Среди таких решений особенно популярна платформа Apache Superset.

Скриншот: Светлана Вронская для Skillbox Media
Что должен знать и уметь бизнес-аналитик
Если вы владеете языками программирования и умеете строить модели данных, то ваши шансы на успех в роли бизнес-аналитика велики. Однако есть возможность построить карьеру в аналитике даже без этих знаний.
Есть несколько софт-скиллов, которые делают бизнес-аналитика успешным. Перечислим основные.
Умение анализировать информацию. Бизнес-аналитики должны уметь обрабатывать и интерпретировать данные, чтобы делать правильные выводы. Чёткая структура — половина успеха в решении бизнес-задачи. Тщательно анализируя информацию, укладывая её в структуру, аналитики могут формулировать новые гипотезы, проверять их, выбирать корректные решения, а также оценивать возможные риски и находить способы их минимизировать.
Коммуникативные навыки. В любом проекте бизнес-аналитику придётся общаться с большим количеством людей, ведь любой проект — это результат работы команды. Поэтому важно уметь заставить собеседника рассказать о своих задачах и болях, услышать и понять его.
Кроме того, важно чётко доносить свою мысль, отстаивать точку зрения и аргументировать преимущества предложений. При этом нужно, чтобы бизнес-аналитик умел формулировать свои мысли не только устно, но и письменно, так как ему предстоит готовить презентации и документацию с обоснованием тех или иных предложений.
Английский язык. Даже если бизнес-аналитик работает в компании, которая не ведёт деятельность за пределами России, английский язык — важный элемент его работы. Огромное количество англоязычных материалов в интернете аккумулирует лучшие мировые практики. Также во многих международных инструментах для работы с аналитикой нет русскоязычного интерфейса.
Что касается хард-скиллов — их набор зависит от отрасли и компании, в которой работает аналитик. В большинстве случаев потребуются эти навыки:
- опыт работы с базами данных и BI-системами, а также опыт их внедрения;
- владение перечисленными выше инструментами: Excel, BI-системами, программами для создания презентаций, таск-трекерами;
- знание языка SQL или Python, иногда — ML;
- знание основ математического анализа и статистики;
- знание методологии разработки программных продуктов и различных способов описания требований — например, use cases, UML-диаграммы, user stories.
Иногда работодатели также требуют от бизнес-аналитиков навыков системного анализа. Но системный анализ — отдельная отрасль.
Сколько зарабатывает бизнес-аналитик и как он может развиваться в компании
В зависимости от того, в какой компании и в каком городе России работает бизнес-аналитик, его карьерный путь может выглядеть по-разному. Но в общем случае ступени карьерной лестницы выглядят так:
- Младший бизнес-аналитик. Начинающий специалист, отвечает за сбор и структурирование части данных в проекте. Новички получают от 30 до 70 тысяч рублей в месяц.
- Бизнес-аналитик. Помогает консультантам с анализом данных и подготовкой инсайтов. Такие специалисты получают от 70 до 150 тысяч рублей.
- Ведущий бизнес-аналитик. Решает более сложные задачи, отвечает за определённую область данных. Такие специалисты с опытом 3–5 лет зарабатывают от 120 до 200 тысяч рублей.
- Эксперт, тимлид: руководит группой бизнес-аналитиков, отвечает за определённую область (отраслевую, технологическую), участвует в работе над стратегией компании. У зарплат на этой должности большой диапазон, поэтому конкретную сумму назвать сложно.
Но этот линейный путь условен. С позиции старшего бизнес-аналитика специалист может уйти на менеджерскую должность. Обычно это хороший выбор, потому что благодаря специфике своей работы и участию в кросс-функциональных командах бизнес-аналитик понимает особенности развития продуктов и проектов, а также то, как протекают процессы в разных департаментах. Поэтому бизнес-аналитик может перейти на позицию владельца продукта (product owner), менеджера продукта, коуча по Scrum- или Agile-методологиям, менеджера проектов.
Работа бизнес-аналитика — отличный старт для карьеры в IT и способ познакомиться на практике не только с различными областями знания и отраслевой спецификой, но и со многими ролями внутри отрасли.
Как стать бизнес-аналитиком и найти работу без опыта
Сначала нужно получить хотя бы базовые знания о бизнес-процессах, разобраться в математическом анализе и статистике, попробовать поработать с базами данных, BI-системами и другими инструментами. Сделать это можно, например, в вузах: в них есть программы обучения, посвящённые бизнес-анализу; также существуют программы, посвящённые анализу данных. Ещё можно пройти курс — например, чтобы научиться пользоваться BI-системами.
Дальше можно искать работу. Есть два пути.
Если вы работаете по смежной специальности и хотите поменять направление. В этом случае можно прийти к своему руководителю и сказать, что вы хотите попробовать себя в бизнес-аналитике. Часто под новые цели компании формируют подразделения бизнес-аналитики как раз с привлечением внутренних специалистов, которые раньше работали, например, в отделе управления проектами.
Если вы хотите кардинально изменить направление деятельности. В этом случае при устройстве на работу без опыта часто выручает портфолио.
Чтобы сформировать своё первое портфолио, не обязательно работать в компании — подойдут выполненные учебные проекты, собранные в одном месте. Их можно подготовить на курсах по бизнес-аналитике — на основе выполненных домашних заданий. Посмотрев на такое портфолио, работодатель может понять, что человек разбирается в бизнес-анализе, и предложить ему работу, даже если у того нет опыта.
Как узнать больше о бизнес-аналитике и карьере в этой области
- Начать погружение в тему можно со статьи о бизнес-аналитике. Рассказали в материале, каким компаниям она нужна, чем отличается от бизнес-анализа, какие существуют направления в аналитике и какие методы используют специалисты.
- Если вас интересует работа в BI-системах, прочитайте эту статью. Рассказали главное о системах: как они работают, как их внедряют и какую систему лучше выбрать.
- Узнать больше о карьере в бизнес-анализе можно из пересказа подкаста. В нём отвечали на разные вопросы: нужно ли учиться в вузе, можно ли работать удалённо, что самое сложное в работе специалиста — и на многие другие.
- Тем, кто хочет освоить бизнес-аналитику, может подойти курс Skillbox «Профессия Бизнес-аналитик». Курс на 70% состоит из практики. На нём учат работать с нотациями, отчётами, базами данных, кодом, — всё на задачах из трёх разных сфер. Skillbox выдаёт диплом о профессиональной переподготовке и помогает с трудоустройством тем, кто прошёл программу полностью.
Интересуетесь бизнес-аналитикой? Почитайте эти статьи Skillbox Media
- Главное о бизнес‑аналитике: как она работает и чем поможет компании
- 11 главных вопросов о карьере бизнес-аналитика: кому она подходит и как стартовать
- Каким компаниям нужна помощь бизнес-аналитика и в чём он напоминает психоаналитика — интервью Антона Антипина, бизнес-аналитика с опытом более 15 лет
- История бизнес-аналитика Александра: решился на смену профессии после десяти лет работы на телевидении и уже в середине обучения получил оффер от крупной компании