Управление
#статьи

Кто такой бизнес-аналитик, сколько он получает и что надо уметь для первой работы

Зачем компаниям нужны бизнес-аналитики и за что им готовы платить до 200 тысяч рублей? Рассказали главное о сфере и о том, как в неё попасть.

Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media

Светлана Вронская

Эксперт департамента аналитических решений ГК «КОРУС Консалтинг». В IT с 2000 года. Автор телеграм-канала Analytics Now и подкастов по теме искусственного интеллекта и анализа данных.

За год спрос на бизнес-аналитиков вырос более чем на 40%, а зарплаты этих специалистов достигают 200 тысяч рублей. В статье разберём, чем занимается бизнес-аналитик, какими инструментами он должен владеть, где на него учиться и как найти работу без опыта.

Кто такой бизнес-аналитик?

Бизнес-аналитик — специалист, который помогает понять, что нужно изменить в процессах или в системе управления, чтобы увеличить эффективность бизнеса.

Бизнес-аналитики нужны всем компаниям, которые хотят принимать качественные управленческие решения, основанные на фактах. Бизнес-аналитики отвечают за подготовку этих фактов для управленцев. Для этого они:

  • собирают и структурируют данные о работе бизнеса;
  • анализируют их — находят тенденции и тренды;
  • наглядно представляют результаты анализа;
  • дают готовые к внедрению рекомендации по тому, что можно улучшить.

Допустим, компания продаёт сезонные товары — велосипеды или лыжи. Бизнес-аналитики проанализируют спрос продукции с учётом сезонных факторов. Затем в понятном виде покажут результаты анализа топ-менеджерам и дадут подробные рекомендации: что нужно предпринять, чтобы выручка от продаж была выше. Без бизнес-аналитиков такие решения принимают вслепую — часто это приводит к тому, что компании теряют деньги. Этот пример показывает, какими глубокими знаниями должен обладать бизнес-аналитик. Он должен не только уметь использовать инструменты анализа, но и разбираться в предметной области — в данном случае в ретейле и в продажах.

Кроме того, бизнес-аналитики:

  • помогают формулировать стратегические цели компании;
  • проектируют бизнес-процессы и описывают последовательность работы специалистов — что нужно делать для достижения целей;
  • анализируют, как бизнес расходует ресурсы, и ищут пути оптимизации;
  • анализируют информационные системы компании, выясняют, что нужно для развития этих систем, и ставят разработчикам соответствующие задачи.

Допустим, коммерческому отделу розничной сети хочется оперативно видеть недельные результаты продаж с детализацией по отдельным магазинам.

Руководство отдела обращается к бизнес-аналитику и рассказывает, что должно быть в финальных отчётах. Задача бизнес-аналитика — «переложить» их слова на язык, понятный разработчикам аналитической системы. То есть составить чёткое техническое задание: какие показатели нужно собрать, из каких источников брать данные, в каком виде их выводить и на каких дашбордах размещать.

Пример дашборда BI-системы Superset
Скриншот: Светлана Вронская для Skillbox Media

Как работает бизнес-аналитик: основные этапы

Работа бизнес-аналитика делится на три этапа — предпроектный анализ, этап анализа и постпроектный анализ.

В ходе предпроектного анализа аналитик изучает текущее состояние компании и требования бизнес-заказчика. Это как раз то, о чём мы писали выше: бизнес-аналитик «снимает показания» пользователей, анализирует источники данных и описывает их на языке, понятном будущим разработчикам.

Другой пример — бизнес-аналитику нужны данные для разработки стратегии компании. Чтобы получить их, он запрашивает в разных отделах компании:

  • Финансовые показатели — например, данные об общей выручке, чистой прибыли и так далее.
  • Клиентские показатели — данные о выручке по целевым сегментам клиентской базы, удовлетворённости клиентов по сегментам, коэффициенте конверсии, среднем чеке.
  • Показатели бизнес-процессов — данные о пропускной способности, проценте брака.
  • Показатели развития персонала — данные о текучке кадров, удовлетворённости персонала рабочим местом.

В этих запросах бизнес-аналитик указывает свои требования: какие показатели нужны, в каком виде, за какие периоды. После получения всех данных он приступает к анализу.

На этапе анализа бизнес-аналитик обрабатывает полученные данные и формирует отчёты. Чаще всего для этого используют обычный Microsoft Excel. Он позволяет проводить расчёты и формировать таблицы с результатами.

В некоторых компаниях используют BI-системы. В отличие от Excel, в них всё происходит автоматически. Для этого к BI-системам подключают источники данных — например, облачные хранилища компании или отдельные файлы. BI-системы обрабатывают эти данные и выдают наиболее важную информацию. Подробнее об инструментах, которыми пользуются бизнес-аналитики, говорим ниже.

В рамках постпроектного анализа задача бизнес-аналитика — оценить, насколько полученное решение соответствует планам, достигла ли компания целей, которые ставила перед его внедрением. Бизнес-аналитик проводит интервью с заказчиками для того, чтобы проанализировать, принесли ли изменения пользу бизнесу.

Какую роль играет бизнес-аналитик в проекте

В структуре компании и проекта бизнес-аналитик обычно играет роль стратега-разработчика или консультанта — это зависит от специфики задач, которые он решает.

Например, совместно с топ-менеджерами он может участвовать в работе над стратегией компании. Вместе с разработчиками, дизайнерами и инженерами — создавать прототипы продуктов и составлять документацию для них.

Обычно бизнес-аналитик напрямую подчиняется руководству компании или проекта и может влиять почти на всю команду. Его работа не ограничивается только анализом данных.

Перспективы профессии бизнес-аналитика

Бизнес-аналитики востребованы в консалтинговых компаниях — и в коммерческом сегменте, и в государственном секторе.

Каждой компании требуются люди, способные изучать информацию и выделять нужное. Одним компаниям необходимо увеличить выручку, другим — привлечь новых клиентов, третьим — улучшить взаимодействие с текущими заказчиками или понять причины постоянных перебоев с поставками. Главные для решения этих задач ответы могут дать как раз бизнес-аналитики.

Больше всего бизнес-аналитики востребованы в IT-сфере, сфере финансовых технологий и в крупных индустриальных компаниях, где важно выстроить бизнес-процессы оптимально.

Также бизнес-аналитики востребованы в отраслях, где регулярно воспроизводятся одни и те же действия. Например, в ретейле, общественном питании, сфере услуг — там, где каждый день нужно одинаково хорошо обслуживать клиентов.

Если вы не знаете точно, в какой отрасли хотите работать бизнес-аналитиком, хорошим выбором станет консалтинговая компания. Там у вас будет возможность попробовать себя в проектах для разных организаций и даже для разных индустрий.

Пример дашборда BI-системы Yandex.DataLense
Скриншот: Светлана Вронская для Skillbox Media

Есть свои плюсы и в работе на компанию из определённой индустрии. Вы сможете приобрести глубокий отраслевой опыт — например, разобраться в специфике розничной торговли, нефтегазовой отрасли, телекоммуникациях и так далее, — а такой опыт повысит вашу стоимость на рынке труда.

Количество задач в области анализа данных растёт пропорционально росту самих данных. На первое место в последние годы выходит отдельное направление — анализ больших данных, то есть неструктурированной информации из многочисленных источников.

Согласно прогнозу консалтинговой фирмы Frost & Sullivan, рынок анализа Big Data к 2025 году достигнет почти 70 миллиардов долларов США, в то время как ещё в 2019 году он составлял всего 15 миллиардов. Это означает, что спрос на специалистов в этой сфере со временем лишь увеличится.

Какими инструментами пользуется бизнес-аналитик

Чтобы оперативно и точно собирать информацию, а также представлять результаты анализа в удобном виде, бизнес-аналитики пользуются рядом программных продуктов. Список инструментов может разниться от задачи к задаче и от компании к компании, но в целом набор примерно одинаковый.

Некоторые из решений могут оказаться недоступными для российских пользователей, но всегда можно найти аналоги, которые будут работать.

  • MS Excel — незаменим для базовых расчётов, составления таблиц и простых диаграмм. Кроме стандартных опций, можно использовать надстройки для обработки и анализа больших объёмов информации — Power Pivot и Power Query. Они позволяют загружать в Excel данные из внешних источников — например, с интернет-страниц, из ERP-систем, программ «1С», PDF-файлов и так далее; преобразовывать их в удобный вид, моделировать на их основе базу данных и работать с ней дальше.
  • Средства для представления результатов анализа. Понадобятся для того, чтобы отчитаться о завершённой задаче. Это может быть стандартная MS PowerPoint, Keynote или что-то более сложное — например, Prezi.
  • Решения для управления задачами. Таск-трекеры помогают структурировать работу над проектом, отслеживать сроки и ресурсы, синхронизировать задачи, отслеживать дедлайны, а также хранить документацию и переписку по проекту. Примеры: Trello, Asana, Jira, Wrike — выбор довольно большой даже с учётом санкций.
  • BI-системы. Главный инструмент комплексного анализа и визуализации результатов. BI-система может заменить Excel и программы для визуализации результатов.

    На рынке есть сотни систем бизнес-анализа: от простых и квазибесплатных до сложных и требующих серьёзных инвестиций. Есть решения с расширенной функциональностью, такие как международные QlikView, Qlik Sense, Microsoft Power BI, Tableau.

    В последние годы на рынке появилось много российских систем, которые активно работают над тем, чтобы догнать западных конкурентов: Luxms BI, «Форсайт», Visiology, Pix BI и другие. Также есть системы бизнес-аналитики, построенные на технологиях открытого кода. Среди таких решений особенно популярна платформа Apache Superset.
Пример дашборда BI-системы QlikView
Скриншот: Светлана Вронская для Skillbox Media

Что должен уметь бизнес-аналитик?

Если вы владеете языками программирования и умеете строить модели данных, то ваши шансы на успех в роли бизнес-аналитика велики. Однако даже без этих знаний есть все возможности для карьеры в аналитике.

Есть несколько софт-скиллов, которые делают бизнес-аналитика успешным. Перечислим основные.

Умение анализировать информацию. Бизнес-аналитики должны уметь обрабатывать и интерпретировать данные, чтобы делать правильные выводы. Чёткая структура — это половина успеха в решении бизнес-задачи. Тщательно анализируя информацию, укладывая её в структуру, аналитики могут формулировать новые гипотезы, проверять их, выбирать корректные решения, а также оценивать возможные риски и находить способы их минимизировать.

Коммуникативные навыки. В любом проекте бизнес-аналитику придётся общаться с большим количеством людей, ведь любой проект — это результат работы команды. Поэтому важно уметь заставить собеседника рассказать о своих задачах и болях, услышать и понять его.

Кроме того, важно чётко доносить свою мысль, отстаивать точку зрения и аргументировать преимущества предложений. При этом нужно, чтобы бизнес-аналитик умел формулировать свои мысли не только устно, но и письменно, так как ему предстоит готовить презентации и документацию с обоснованием тех или иных предложений.

Английский язык. Даже если бизнес-аналитик работает в компании, которая не ведёт деятельность за пределами России, английский язык — важный элемент его работы. Огромное количество англоязычных материалов в интернете аккумулируют лучшие мировые практики. Также во многих международных инструментах для работы с аналитикой нет русскоязычного интерфейса.

Что касается хард-скиллов — их набор зависит от отрасли и компании, в которой работает аналитик. Эти навыки потребуются в большинстве случаев:

  • опыт работы с базами данных и BI-системами, а также опыт их внедрения;
  • владение перечисленными выше инструментами: Excel, BI-системами, программами для создания презентаций, таск-трекерами;
  • знание языка SQL или Python, иногда — ML;
  • знание основ математического анализа и статистики;
  • знание методологии разработки программных продуктов и различных способов описания требований — например, use cases, UML-диаграммы, user stories.

Как бизнес-аналитик может развиваться в компании: карьерный путь

В зависимости от того, в какой компании и в каком городе России работает бизнес-аналитик, его карьерный путь может выглядеть по-разному. Но в общем случае ступени карьерной лестницы выглядят так:

  • Младший бизнес-аналитик: начинающий специалист, отвечает за сбор и структуризацию части данных в проекте. Новички получают от 30 до 70 тысяч рублей.
  • Бизнес-аналитик: помогает консультантам с анализом данных и подготовкой инсайтов. Такие специалисты могут ожидать доход в среднем от 70 до 150 тысяч рублей.
  • Ведущий бизнес-аналитик: решает более сложные задачи, отвечает за определённую область данных. Такие специалисты с опытом 3–5 лет зарабатывают от 120 до 200 тысяч рублей.
  • Эксперт, тимлид: руководит группой бизнес-аналитиков, отвечает за определённую область (отраслевую, технологическую), участвует в работе над стратегией компании. У зарплат на этой должности большой диапазон, поэтому конкретную сумму назвать сложно.

Но этот линейный путь условен. С позиции старшего бизнес-аналитика специалист может уйти на менеджерскую должность. Обычно это хороший выбор, потому что благодаря специфике своей работы и участию в кросс-функциональных командах бизнес-аналитик понимает особенности развития продуктов и проектов, а также то, как протекают процессы в разных департаментах. Поэтому бизнес-аналитик может перейти на позицию владельца продукта (product owner), менеджера продукта, коуча по Scrum- или Agile-методологиям, менеджера проектов.

Работа бизнес-аналитика — это отличный старт для карьеры в ИТ и прекрасный способ познакомиться на практике не только с различными областями знания и отраслевой спецификой, но и со многими ролями внутри отрасли.

Как бизнес-аналитику искать работу без опыта

Есть два пути.

Человек работает по смежной специальности и хочет поменять направление. В этом случае он может прийти к своему руководителю и рассказать, что хочет попробовать себя в бизнес-аналитике. Часто под новые цели компании формируют подразделения бизнес-аналитики как раз из внутренних специалистов, которые раньше работали, например, в отделе управления проектами.

Человек хочет кардинально изменить направление деятельности. В этом случае при устройстве на работу без опыта часто выручает портфолио.

Чтобы сформировать своё первое портфолио, не обязательно работать в компании — подойдут выполненные учебные проекты, собранные в одном месте. Их можно подготовить на курсах по бизнес-аналитике — на основе выполненных домашних заданий. Посмотрев на такое портфолио, работодатель может понять, что человек разбирается в бизнес-анализе, и предложить ему работу, даже если у того нет опыта.

Как стать бизнес-аналитиком: где учиться

Программы вузов, на которых целенаправленно учат бизнес-анализу, стали появляться не так давно. Поэтому чаще всего в бизнес-аналитику переходят специалисты из смежных сфер. Например, системные аналитики, проджекты или финансисты.

Основная часть работы бизнес-аналитика посвящена тому, чтобы глубоко погрузиться в бизнес-процессы компании, разобраться в них, проанализировать, найти пробелы и доработать. Для этого не обязательно профильное высшее образование в бизнес-анализе. Важнее набор компетенций и личных качеств человека — например, системное и логическое мышление.

Также для работы бизнес-аналитиком требуется владеть специальными инструментами — их можно изучить на курсах. Например, в Skillbox есть программа «Профессия Бизнес-аналитик». Она подходит как новичкам без опыта, так и специалистам, которые хотят сменить профиль.

На курсе учат всему, что понадобится в работе бизнес-аналитика:

  • определять стратегию развития и строить бизнес-модели;
  • анализировать экономику бизнеса и составлять модель бюджета компании;
  • оптимизировать бизнес-процессы и находить способы развития бизнеса;
  • использовать язык Python для аналитики — обрабатывать большие объёмы данных и находить важные для бизнеса закономерности;
  • визуализировать данные исследований с помощью Power BI;
  • составлять развёрнутые аналитические отчёты и проводить презентации;
  • решать задачи бизнеса с помощью IT-разработки.

Спикеры курса — руководители и практикующие специалисты в области бизнес-аналитики. Например, начальник отдела развития данных в банке «Открытие», руководитель отдела аналитики ПАО «Северсталь», бизнес-аналитик и генеральный директор компании Business Set.

В курсе есть тесты, практические задания и итоговый проект, который выполняют на реальном кейсе, — его можно забрать в портфолио.

В конце обучения все студенты получают помощь в трудоустройстве от Центра карьеры. Специалисты центра помогают составить резюме, предлагают партнёрские вакансии и объясняют, как вести себя на собеседовании.

Интересуетесь бизнес-аналитикой? Почитайте эти статьи Skillbox Media

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Профессия Бизнес-аналитик Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована