Управление
#истории

«Работодатель нашёл моё резюме и написал мне сам»: история бизнес-аналитика Александра

Александр устал от бюрократии на телевидении, где не видел результатов своей работы. Теперь он, как бизнес-аналитик, ведёт крупные проекты в «Сбере».

Фото: личный архив Александра Котте

Александр Котте

Россия, Москва


Пройденные курсы


Достижения

Решился на смену профессии после десяти лет работы на телевидении и уже на середине обучения получил оффер от крупной компании.


Александр рассказал:

  • как честный разговор с работодателем помог найти больше времени на обучение;
  • почему не нужно бояться ошибок в тестовом задании;
  • как не тратить всё рабочее время на созвоны;
  • в чём преимущество возрастных сотрудников перед молодыми.

«Я начал „засахариваться“»: как решиться на смену работы после десяти лет на одном месте

— Бизнес-аналитика — сфера, в которую не так просто войти. Как получилось у тебя? Может, был опыт в смежных областях?

— Моя прошлая должность была лишь косвенно связана с бизнес-аналитикой. Я работал на телевидении заместителем техдиректора. Собирал и обрабатывал требования локальных заказчиков: мы предоставляли им IT-услугу, а потом получали правки и вносили исправления.

В работе было довольно много бюрократии. К самой разработке я и близко не имел отношения. Разбираться в технических нюансах начал только после прохождения курса.

— А почему решил сменить деятельность?

— Не зря говорят, что на одном месте нельзя засиживаться больше 3–4 лет, а то «засахаришься». Вот и я просидел на прошлой работе так долго, десять лет, что понял: пора двигаться дальше.

Выбрал бизнес-аналитику, потому что всегда был окружён аналитической работой да и образование у меня подходящее: первый диплом — инженера, второй — экономиста.

— Ого, получилось ли с таким серьёзным бэкграундом узнать на обучении что-то новое?

— Конечно. Программа ведь состоит из трёх направлений: аналитики данных, системного анализа и бизнес-аналитики. Я прежде сталкивался лишь с составлением требований и формализацией процессов, а со всем остальным — разве что поверхностно. Учёба меня увлекала. Из тем особенно заинтересовал анализ влияния и бенчмаркинг.

Фото: личный архив Александра Котте

— А как тебе удавалось совмещать обучение с основной работой?

— Здесь интересно: моё руководство знало, что я прохожу курс, — я сообщил им о своих планах в самом начале, сказав, что полученные знания собираюсь применить на рабочем месте. Они отнеслись с пониманием, и у меня освободилось немного времени на обучение. Тогда я и правда ещё не планировал увольняться.

— А почему решился потом? Что изменилось в процессе обучения?

— Я понял, что хочу работать в такой компании, где смогу видеть результаты своего труда и гордиться ими. На телевидении, к сожалению, это было уже невозможно: слишком много поломок в рабочих процессах. И как бы ни старался улучшить ситуацию и всё починить — ничего не выходило.

Увольнение стало эмоциональным шагом — я просто выгорел. Хорошо, что была почва в виде курса и я был готов к переходу в новую сферу. Вышел на рынок со смесью новых и старых знаний, и всё получилось!

Причём мне очень повезло. Многие рассылают своё резюме десятками в день и месяцами не могут найти работу в новой сфере, а мою анкету на HeadHunter эйчар Сбербанка заметил сам и пригласил на собеседование. И вот так, с первой попытки, я устроился по новой специальности.

«Всему, кроме ответственного подхода, можно научиться»: как выделиться на собеседовании

— Итак, тебе поступило приглашение на интервью, причём сразу от крупной компании. Что было дальше?

— Процесс отбора был довольно серьёзным. Собеседования проходили в четыре этапа: нужно было выполнять тестовые задания, общаться с владельцами продукта и эйчарами и даже… проходить полиграф.

— Ого. Но в итоге тебя взяли. Как думаешь, чем ты выделился среди других соискателей?

— Я совсем не идеально выполнил тестовые, допустил несколько ошибок. Но при этом детально расписал каждый шаг, предложил несколько вариантов решения проблемы. Помню, даже обратился к куратору курса за советом, чтобы убедиться, что думаю в верном направлении. В итоге такой ответственный подход пленил руководство.

Всему, кроме ответственного подхода, можно научиться. Даже самому сложному софту.

— И вот ты наконец оказался в нужном месте: там, где можешь наблюдать за ростом своих проектов. Расскажи, какие у тебя в них задачи?

— По своей сути бизнес-аналитик — связующее звено между заказчиком, формулирующим запрос, и командой, его выполняющей. Чтобы команда понимала, что именно и каким образом ей нужно сделать, а системный аналитик собрал для этого всю нужную информацию, бизнес-аналитик досконально изучает потребности заказчика и понятно их описывает.

Сейчас я работаю над двумя внутренними продуктами Сбербанка: системой мониторинга и системой работы с big data. Собираю требования, общаюсь с разработчиками, системными аналитиками, владельцами продукта, архитекторами решений, специалистами информационной безопасности.

Ещё, конечно, тесно взаимодействую с дизайнерами: с ними мы отрисовываем дашборды — это огромные интерактивные панели с метриками и графиками, на основании которых инженеры, сервисмены и менеджеры впоследствии делают выводы о процессах в компании и продумывают дальнейшую стратегию. Полезная штука.

«Компромисс нужно искать всегда»: как бизнес-аналитику грамотно распределять рабочее время и искусно выходить из конфликтов

— В своих обязанностях ты описал столько общения и задач… Как структурируешь рабочее время, чтобы всё успевать?

— Вспомнил на эту тему смешной случай. Однажды мои коллеги организовали созвон под названием: «Как сделать так, чтобы тебя меньше вызывали на встречи». Львиную долю рабочего времени на самом деле съедают именно постоянные митапы. В итоге в ходе разговора я так и не получил ответа на вопрос, как уменьшить количество встреч, зато ушёл с этого созвона на другой 🙂

Мораль такова: распределять время так, чтобы успевать абсолютно всё, попросту невозможно. Нужно научиться чувствовать момент, когда пора отложить второстепенные задачи и сосредоточиться на главном.

— Коммуникация с людьми зачастую непредсказуема. Как выруливаешь из конфликтов с командой и заказчиками?

— Если в конфликте виноват не я, а у человека просто плохое настроение и ему кровь из носу надо поскандалить, я просто говорю что-то вроде: «Да, хорошо, мы все дураки, один вы знаете, как правильно».

Есть такая мудрость: «Если долго сидеть на берегу реки, можно увидеть, как мимо проплывает труп твоего врага». Вот я согласен: настанет момент, когда твой оппонент сам придёт и скажет, что был не прав.

А пока этого не произошло — нужно просто поймать дзен, успокоиться, погрузиться в дела и напомнить себе, за что ты любишь свою работу и коллег, какими бы они ни были. И конечно, всегда искать компромисс. Не делая этого, можно самому создать на рабочем месте такие проблемы, которые потом без «военных действий» не решить.

— А сталкивался ли на работе с задачами, к которым прошлый опыт и даже обучение тебя не готовили?

— Конечно, и это нормально! Я не из тех, кто воспринимает обучение как «волшебную таблетку» и думает, что, пройдя половину курса, он может прийти и сказать коллегам: «Значит так, я всё знаю, и теперь вы должны передо мной пресмыкаться». Нет, любое обучение даёт лишь базу знаний, навыков и материалов и показывает вектор развития. А что с этим всем делать дальше — ответственность уже отдельно взятого человека.

Сейчас, например, я немного застопорился на работе с Confluence и Jira. В Jira, например, очень важно держать все задачи в порядке, знать, какие метрики из неё собирать, чтобы потом показывать их менеджеру разработки. На курсе мы немного познакомились с этой программой, но пробелы остались. И ничего: я сел и сам доразобрался. Было бы желание!

«Ограничений нет, даже возрастных»: почему бизнес-аналитика — профессия для всех

— Сегодня бизнес-аналитика — востребованная и перспективная профессия, о переходе в неё думают многие. Как считаешь, кому она подойдёт, а кому — точно нет?

— Я бы не формулировал вопрос так. Она подойдёт любому человеку, если он чувствует в себе силы и уверенность. Ограничений нет, даже возрастных. Недавно мы взяли на работу сотрудника, которому — внимание — 57 лет! Конечно, эйджизм существует. Но если у соискателя хорошие скиллы, работодатель точно не пройдёт мимо.

Плюс молодые кандидаты зачастую непостоянны: сегодня они здесь, завтра — там. Они реже готовы идти на компромиссы и аргументировать свою точку зрения. А это очень важно в бизнес-аналитике.

Ты должен не только собирать требования, но и управлять ими. Не просто прийти к заказчику и сказать: «Я сделаю всё, что вы хотите». Но уметь спокойно и аргументированно донести до него точку зрения команды, которая по тем или иным причинам не согласна с его видением. Правда, заказчик может «упереться» и продолжить настаивать на своём, но это уже другой вопрос.

— В таких ситуациях ты тоже применяешь ту самую старую мудрость «Если долго сидеть на берегу реки…»?

— Нет, здесь так уже нельзя 🙂 Приходится курсировать между командой и заказчиком и пытаться привести их к общему знаменателю. И это нормально. Искать компромисс — это не их задача, а моя, как бизнес-аналитика.

— Что дальше? Каких целей хочешь достичь и в каком направлении развиваться?

— Планирую не останавливаться на достигнутом и двигаться только вперёд. Я присматриваюсь к системной аналитике — она кажется мне интереснее, чем бизнес-аналитика. Бизнес-анализ — это больше про общение, а системный — про близкую мне техсоставляющую: данные, таблицы, схемы.

Но я не жалею, что начал с бизнес-анализа: он позволяет глубже понять, как устроена разработка больших продуктов, без лишнего погружения в технические детали. После такого бэкграунда перейти в системный анализ уже проще. При этом я продолжаю прокачивать технические навыки: проектирование в API, SQL.

Убеждён, что всегда нужно оставаться немного «голодным». Неважно, сколько ты будешь получать, пускай даже миллионы, твои желания и потребности будут только увеличиваться вместе с доходами. Не случится так, что однажды ты заработаешь столько, сколько не сможешь потратить. И в плане развития в профессии то же самое — всегда есть куда расти.

Идите в бухгалтерию!
Вы с нуля научитесь вести бухучёт по российским стандартам и работать в «1С», готовить налоговую отчётность и рассчитывать зарплату. Трудоустройство гарантировано договором.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована