Управление
#статьи

«Для прогресса людям нужен психоаналитик, а компаниям — бизнес-аналитик»

Антон Антипин рассказал, чем занимается бизнес-аналитик, сколько ему платят, каким компаниям нужна его помощь и в чём он напоминает психоаналитика.

Фото: предоставлено Антоном Антипиным

Краткая справка:

Антон Антипин — бизнес-аналитик с 15-летним стажем, эксперт в области организационного развития. Основатель и генеральный директор консалтинговой компании Business Set. Преподаватель ВШЭ и курса Skillbox «Профессия Бизнес-аналитик».

Из интервью вы узнаете:


— Антон, как бы вы описали свои рабочие задачи?

— Бизнес-аналитик — это проводник организационных изменений бизнеса. Аналитик помогает выработать эффективные решения, которые улучшат работу компании. Это, например, оптимизация организационной структуры, автоматизация бизнес-процессов, внедрение системы менеджмента качества.

К типовым задачам бизнес-аналитика относятся:

  • диагностика текущего состояния организации;
  • разработка рекомендаций по улучшению работы бизнеса, описание возможных организационных изменений;
  • помощь во внедрении преобразований;
  • оценка практической пользы от внедрённых изменений для компании;
  • разработка дополнительных изменений — в случае, если первые не принесли пользу бизнесу.

— А какие организации, по вашим наблюдениям, больше всего нуждаются в изменениях?

— По сути, бизнес-анализ очень похож на психоанализ. Думаю, что иногда каждому из нас не помешало бы поговорить с психоаналитиком для повышения качества жизни: определить свои проблемы и найти их решения, открыть в себе скрытые способности и выявить способы их применения.

Так же и любому бизнесу — неважно, крупному или малому, государственному или негосударственному, — для прогресса, повышения качества своей работы нужен бизнес-аналитик.

Кстати, спрос на качественный бизнес-анализ сейчас особенно растёт, ведь из-за санкционного прессинга все коммерческие компании вынуждены перестраивать свою стратегию и внутренние процессы.

Три рабочих дня бизнес-аналитика

— Представим, что к вам обратился заказчик с просьбой наладить бизнес-процессы его компании. Как вы будете строить свою работу?

— Я бы предложил заказчику воспользоваться моей авторской методикой «Описание процесса за три дня». Покажу её действие на примере — допустим, заказчик попросил бизнес-аналитика описать процесс закупок компании.

Первый день: аналитик собирает и изучает информацию по бизнес-процессу

Для этого он запрашивает у организации всю документацию по закупкам: распоряжения, приказы, инструкции, стандарты — и изучает её. В дополнение к этому бизнес-аналитик исследует требования законодательства к процессу закупок, а также просматривает лучшие практики закупок других компаний.

На основе полученной информации аналитик строит идеальную картину процесса — того, как в нормальных условиях должно выглядеть его выполнение.

Фото: личный архив Антона Антипина

Второй день: бизнес-аналитик проводит моделирующую сессию

Моделирующая сессия — это управляемое совещание, на котором бизнес-аналитик обсуждает процесс с его участниками:

  • владельцем процесса — в нашем случае это директор по закупкам;
  • потребителями результатов — представителями производства, если компания закупает, например, сырьё;
  • исполнителями процесса — сотрудниками отдела закупок;
  • представителями поставщиков ресурсов.

Все эти люди сначала отвечают на вопросы бизнес-аналитика, дают понять цели процесса, результаты и требования. А после участники согласовывают собранную информацию по процессу.

Чтобы при обсуждении не упустить ничего важного, я сделал простой чек-лист «Паучок» и инструкцию по работе с ним:

Чек-лист «Паучок», созданный Антоном Антипиным

Чтобы аналитику было легче управлять сессией, на старте команда оговаривает правила:

  • участники не могут перебивать и критиковать друг друга;
  • каждому для высказывания своего мнения выделяется достаточное специально отведённое время;
  • участники высказываются в порядке очереди, которую задаёт бизнес-аналитик.

Моделирующая сессия позволяет аналитику обсуждать и согласовывать процесс «здесь и сейчас» сразу со всеми участниками, а не по отдельности.

Третий день: оформление согласованного бизнес-процесса

В первой половине дня бизнес-аналитик оформляет описанный процесс в виде документа, который требует организация (например, регламент), а владелец процесса — в виде презентации.

Позже на презентацию приходят все участники процесса и моделирующей сессии. Владелец процесса рассказывает коллегам, как теперь будет строиться их работа, и даёт слово своему руководителю. Тот либо просто утверждает процесс, либо утверждает с некоторыми замечаниями.

— А у процесса есть «испытательный срок», за который компания понимает на практике, нужно ли внедрять изменения или нет?

— Да, это называется «опытная эксплуатация». После утверждения процесса важно обратиться к участникам процесса с просьбой рассказывать обо всех трудностях, с которыми исполнители столкнутся при выполнении работы.

В ходе опытной эксплуатации бизнес-аналитик и владелец процесса собираются раз в неделю и обсуждают проблемы. Встречи проходят до тех пор, пока работа с процессом вызывает вопросы. Обычно опытная эксплуатация длится три месяца.

— Опытная эксплуатация — это обязательный этап внедрения процесса?

— Я рекомендую, чтобы это был обязательный этап. Без него регламент бизнес-процесса часто откладывают в стол. А нам нужно, чтобы процесс всё-таки внедрили и он работал.

Через регулярные встречи команды, обсуждения показателей, целей, обратной связи, процесс встраивается в работу компании и начинает приносить практическую пользу. Для этого и нужна опытная эксплуатация.

Так выглядит вся работа по моей методике — мы описали, согласовали и утвердили процесс всего за три дня. При этом в других местах на описание одного бизнес-процесса может уходить от 45 до 60 рабочих дней.

«Бизнес-аналитик всё-таки не супермен»: о сложностях в работе с бизнесом

— Бывает ли такое, что аналитик не может помочь бизнесу?

— Да, иногда такое случается. Происходит это, как правило, из-за того, что у заказчика по отношению к бизнес-аналитику завышенные ожидания. Будто аналитик — интеллектуальный супермен, эксперт во всех областях: маркетинге, продажах, логистике, производстве.

В жизни всё иначе. Задача бизнес-аналитика — помочь клиенту самостоятельно прийти к решению.

Бизнес-аналитик сам может и не быть экспертом в какой-либо предметной области, но, задавая правильные вопросы профессионалам, он вытягивает нужную информацию и представляет её так, чтобы эксперты пришли к правильному решению.

Фото: личный архив Антона Антипина

— Давайте поговорим о ситуациях, которые могут усложнить работу бизнес-аналитика, и разберёмся, как найти из них выход.

Что, если заказчик не может дать экспертную информацию по бизнес-процессам компании?

— Аналитики по всему миру с 1970-х годов прошлого века накопили огромную базу знаний по процессам из самых разных отраслей экономики: стройка, ретейл, машиностроение. Эти структурированные знания называются референтными моделями.

Они базируются на лучших практиках работы компаний, содержат богатый опыт консультантов. Поэтому их можно использовать как альтернативу экспертной информации.

Алгоритм работы с референтными моделями прост:

  1. Сначала выберите референтную модель. Например, если вы описываете процессы для розничной сети, воспользуйтесь референтной моделью для ретейла. Узнайте, как организуют свой бизнес «Пятёрочка», «Перекрёсток», «О’КЕЙ».
  2. На основе референтной модели составьте перечень бизнес-процессов для компании, с которой работаете.
  3. Для каждого процесса определите цели, показатели, ключевые результаты и выберите ответственного человека.
  4. Проанализируйте полученный перечень процессов с точки зрения значимости каждого процесса для бизнеса.
  5. Составьте план описания процессов.

Что, если заказчик не согласится с вашими советами по оптимизации бизнеса?

Как правило, каждую свою рекомендацию бизнес-аналитик подкрепляет прогнозными расчётами, которые показывают, что будет, если внедрить проработанные изменения и что случится, если этого не делать.

Например, если компания внедрит процесс, который описал аналитик, её выручка увеличится примерно на 30%. Или, если она опробует на практике другое решение, то не получит такой-то объём чистой прибыли. Мы даём рекомендации и расчёты, а дальше решение за заказчиком.

Фото: личный архив Антона Антипина

«Каждый проект — это шанс научиться новому»: о бэкграунде бизнес-аналитика и карьерном росте

— Какие нужны образование и опыт, чтобы стать бизнес-аналитиком?

— Бизнес-аналитику, конечно, полезно иметь профильное образование. Сейчас есть вузы, которые обучают таких специалистов. Но даже если этой базы нет, то подойдёт и высшее техническое образование. Вообще, в бизнес-анализе важно иметь инженерное мышление. А всё остальное зависит от того, насколько человек хочет учиться и развиваться.

Бизнес-аналитик — это замечательная профессия, благодаря которой человек постоянно прокачивает свои навыки в разных областях: ретейле, строительстве, закупках и даже производстве двигателей.

— Поэтому вы решили выбрать профессию бизнес-аналитика?

— Да, во многом поэтому :) А привела меня в эту профессию судьба. По первому образованию я инженер-технолог. Когда я устроился на работу, руководитель предприятия решил внедрить систему менеджмента качества по ISO 9001. Одно из требований этого стандарта — в организации должен быть процессный подход к управлению.

Генеральный директор решил направить на описание процессов меня, молодого специалиста. И у меня получилось: я описал и внедрил процессы, а система менеджмента качества прошла сертификацию. Тогда мне очень понравилось этим заниматься. Я понял, что, работая с бизнес-процессами и дальше, буду постоянно развиваться, потому что каждый проект — это отличный шанс научиться новому.

Фото: личный архив Антона Антипина

— Какие перспективы есть в профессии и сколько можно зарабатывать на разных этапах карьеры?

— Первый этап — аналитик-стажёр. Это человек, который большую часть времени собирает информацию по процессам, документирует моделирующие сессии, оформляет промежуточные презентации. Зарплата у стажёров может быть до 45 тысяч рублей.

Пройдя уровень стажёра, специалист может самостоятельно собирать информацию о процессе, документировать её, проводить моделирующие сессии, разрабатывать регламентирующие документы, сопровождать опытную эксплуатацию. Такой бизнес-аналитик зарабатывает от 70 до 110 тысяч рублей.

Следующий этап развития — ведущий бизнес-аналитик. Такой специалист не только моделирует процессы, но и владеет инструментами глубокого анализа бизнес-процессов: статистический анализ, функционально-стоимостной. Его зарплата достигает 120–180 тысяч рублей.

Вершина развития — это руководитель отдела организационного развития. Он управляет стажёрами, аналитиками и ведущими бизнес-аналитиками, работая не с отдельными бизнес-процессами, а со всей системой управления. Зарплата в этой должности имеет очень большую вилку, поэтому конкретную сумму я назвать не смогу.

«Подвергать бизнес-анализу всё, что окружает»: как бизнес-аналитику развить свои навыки

— Вы упоминали схожесть бизнес- и психоанализа. Чему, на ваш взгляд, бизнес-аналитики могут научиться у психоаналитиков?

— Бизнес-аналитики могут применять в своей работе некоторые приёмы из психоанализа. Например, это метод активного слушания, то есть абсолютная заинтересованность в том, что говорит собеседник. Так респондент, с которым общается бизнес-аналитик, почувствует свою значимость и будет более расположенным в разговоре.

Также аналитику важно уметь разговорить человека, если он слишком закрыт или застенчив. И, наоборот, аккуратно охладить пыл самого активного оратора на моделирующей сессии, чтобы дать возможность высказаться другим.

О себе бизнес-аналитик тоже забывать не должен. Бывает, что в день проходит несколько моделирующих сессий, и организовывать их все очень тяжело. Здесь хорошо помогают медитативные практики, сеансы психоанализа, простой отдых. Так бизнес-аналитик очистит свой разум и снова сможет продуктивно работать.

— А где бизнес-аналитику набираться умений и знаний?

— Начинающий специалист может пройти обучающие курсы по бизнес-анализу. Но вместе с этим он обязательно должен читать книги по управлению бизнес-процессами:

  1. «BPM CBOK 3.0. Свод знаний по управлению бизнес-процессами» — базовая книга, обязательна к прочтению.
  2. «BABOK. Руководство к своду знаний по бизнес-анализу» — ещё одна фундаментальная книга для бизнес-аналитика.
  3. «Бизнес-процессы и информационные технологии в управлении современной инфокоммуникационной компанией» Константина Самуйлова — книга-дополнение к первым двум.
  4. «Бизнес-процессы. Регламентация и управление» и «Процессный подход к управлению» Владимира Репина и Виталия Елиферова — пошаговые инструкции к внедрению процессного подхода в организации.
  5. «Менеджмент, ориентированный на рынок» Жан-Жака Ламбена — хорошая база знаний о том, как должен быть настроен бизнес.

— Спасибо за рекомендации! И последний вопрос: какой совет вы дадите начинающим бизнес-аналитикам?

— Постоянно практиковаться. Например, если вы сейчас изучаете работу с «Паучком», берите этот чек-лист и в течение недели организовывайте и проводите по нему все встречи.

Для каждой встречи определите:

  • цель — зачем она вам нужна;
  • показатели достижения цели — как вы поймёте, что цель встречи достигнута;
  • ожидаемый результат встречи — что вы получите по её итогам;
  • кому этот результат нужен;
  • какие ресурсы нужны для организации и качественного проведения встречи;
  • с какими рисками вы можете столкнуться при организации и проведении встречи.

За счёт таких маленьких практик вырабатывается мышление бизнес-аналитика, а навыки планирования прокачиваются и доводятся до автоматизма. Потом всё это можно применять на практике.

И ещё один совет — никогда не останавливайтесь в саморазвитии. Следуйте словам поэта Райнера Марии Рильке: «Имей терпение ко всему неразрешимому и старайся любить сами вопросы».

Хороший аналитик учится всегда, потому что знает, что в своей профессии нельзя достигнуть потолка.

Делаю презентации и получаю 220 000 рублей в месяц
На рынке полно клиентов, готовых платить за слайды, которые убеждают заключать сделки на миллионы рублей. Можно работать удалённо на себя или в штате компании. Как это делать, показываем на курсе «Мастер презентаций».
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована