Код
#статьи

Кто работает в техническом PR и зачем он нужен

Кирилл Розов перешёл в тех-PR из мобильной разработки. Он рассказал о задачах, инструментах и навыках, которыми должен обладать сильный деврел.

Кадр: фильм «Не смотрите наверх»

Кирилл Розов


об эксперте

Tech PR Manager в Surf, Android & Kotlin Google Developer Expert, автор и создатель Android Broadcast.


ссылки


DevRel (Developer Relations) — это коммуникация между компаниями, специалистами и публикой в сфере IT. А DevRel-специалист, или специалист по техническому PR, помогает бизнесу построить технический бренд и наладить связи с IT-сообществом. Этим я и занимаюсь в Surf. Например, если нужно написать статью, то объясняю, как лучше подойти к теме, какие иллюстрации добавить и так далее.

Как IT-блогер я скорее Developer Advocate. Потому что рассказываю о технологиях, обсуждаю их с другими разработчиками, отвечаю на вопросы сообщества и собираю фидбэк.

Видео с моего YouTube-канала об Android-разработке

Внутренний и внешний DevRel

В целом у всех DevRel-активностей одна цель — продвижение компании в IT-сообществе. Но DevRel не только помогает создать «правильную» репутацию. С его помощью бизнес распространяет свои технологии, повышает привлекательность для кандидатов и снижает стоимость найма сотрудников.

Ранее мы рассказывали, чем деврелы отличаются от евангелистов и что у них общего с авокадо.

Помимо внешнего DevRel, иногда выделяют внутренний — он направлен на сотрудников компании. Такая история актуальна для корпораций вроде «Яндекса» и EPAM, которые сами по себе представляют огромное комьюнити. В небольших компаниях на 100–200 сотрудников внутренний DevRel не нужен, потому что количество и масштаб внутренних мероприятий не столь существенные.

Потребность во внутреннем DevRel формируется вместе с ростом компании. Когда я работал в EPAM, то активно участвовал в жизни корпоративного сообщества. Мне хотелось, чтобы комьюнити не замыкалось внутри компании и распространяло свои идеи вовне. Поэтому я не люблю делить DevRel на внутренний и внешний. В идеале это всегда работа в обоих направлениях.

Задачи и инструменты DevRel

Специалисту по техническому пиару важно освоить три инструмента:

  • давление;
  • мольбы;
  • глаза, как у кота из «Шрека».

Ладно, шучу. Хотя здесь есть доля правды ;) Деврел работает с людьми и на людей. Его задача — следить за трендами, предлагать разработчикам идеи, помогать делать активности и реализовывать проекты.

Иногда DevRel путают с Developer Advocate. «Адвокаты» в основном рассказывают разработчикам о технологии и выступают на конференциях, прокачивая репутацию бренда.

У меня же другие задачи. Я воодушевляю ребят на собственные проекты. Чтобы они выступали с докладами на ивентах компании и сторонних конференциях, писали статьи и делились опытом с коллегами.

Конечно, всех невозможно замотивировать или заставить писать статьи, но это и не нужно. Человек должен понимать, зачем тратит время. Возможно, у него не получается писать посты или он не готов контрибьютить в нерабочее время. Если уже на начальном этапе мы не сходимся, то дальше можно не продолжать.

Поэтому я легко отношусь к отказам, но в то же время объясняю, какую пользу разработчикам приносит участие в жизни комьюнити. Я рассказываю, что компания готова вкладывать в сотрудников ресурсы и выделять рабочее время на их инициативы.

Какие качества нужны в DevRel

Есть несколько важных навыков и характеристик для людей, которые хотят работать в DevRel.

Быть готовым к поездкам. До пандемии работа в DevRel предполагала частые командировки. Не всем нравятся постоянные разъезды, да и физически они переносятся довольно тяжело. Хотя в COVID-эпоху эта проблема стала менее актуальной.

Уметь и любить общаться и выступать. Вы должны быть открытым человеком и располагать к себе окружающих. Важно уметь выступать с докладами, готовить презентации, участвовать в бизнес-интервью, подкастах и вести каналы в соцсетях.

Владеть английским. На нём пишут документацию к языкам и технологиям, общаются в больших сообществах. Особенно высоко хороший английский ценят в корпорациях. Часто даже российские компании пишут пресс-релизы и документацию на английском языке.

Иметь технический бэкграунд. Специалист технического PR — это посредник между технологией и аудиторией. Чтобы общаться с разработчиками и эффективно доносить информацию, нужно самому изучать кейсы, оценивать их и перерабатывать информацию. Поэтому DevRel должен быть в курсе последних обновлений, знать технологии и уметь ими пользоваться.

Быть гибким. Круто, если вы легко осваиваете новые технологии. Набор необходимых технических навыков зависит от компании и сферы, в которой она работает. Где-то вам понадобятся знания Java и Kotlin, в другой компании — Kotlin и Android, а в третьей — кроссплатформенной разработки.

Небольшое резюме

DevRel-специалист — человек, который обеспечивает коммуникацию между компанией и разработчиками. Он помогает бизнесу создать технический бренд и наладить связи с IT-комьюнити. Его ключевые навыки — хороший технический бэкграунд, мобильность, умение общаться с людьми, выступать и делать презентации.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована