Мэрилин Монро и феминизм: почему глупая блондинка стала иконой женского движения
Всё, что вы хотели знать о Монро, но боялись спросить.
Фото: Sunset Boulevard / Corbis / Getty Images
Современники не воспринимали актрису всерьёз — многие не воспринимают и теперь. Но времена меняются, и поколение Me Too и «Я Не Боюсь Сказать» всё чаще называет легендарную блондинку своим источником вдохновения и примером целеустремлённости. Ко дню рождения Мэрилин Монро публикуем статью, в которой рассказываем, как она превратилась из объекта мужского желания в символ борьбы за женские права.
Из нашего материала вы узнаете:
- правда ли Монро была глупой;
- знала ли актриса о своей сексуальности;
- какую Мэрилин знали друзья и близкие;
- как Монро стала брендом;
- как и когда Мэрилин Монро стала иконой феминисток.
Подписывайтесь на телеграм-канал «Ты как?». В нём наши коллеги душевно и научно рассказывают о психологии и саморазвитии, а мы по выходным будем делиться там свежими подборками фильмов и музыки 🙂
Зачем Мэрилин Монро использовала образ сексуальной глупышки
Гламурная блондинка с бархатным голосом, Мэрилин словно вышла прямиком из мужской фантазии об идеальной женщине. Её популярность — продукт настроений послевоенного времени.
В пятидесятые годы в американском обществе царил расизм. Темнокожие сталкивались с дискриминацией в магазинах и общественном транспорте, а законы двадцати с лишним штатов запрещали межрасовый брак. Дух времени чувствуется в фильмах тех лет. Например, в исторической картине 1957 года «Округ Рэйнтри» героиня Элизабет Тейлор сходит с ума из-за подозрений, что её биологическая мать — темнокожая рабыня.
Расовые предубеждения отражались в стандартах красоты. Белая кожа и светлые волосы ассоциировались с чистотой и премиальностью — они очевидно отличали «белых» американцев от «цветных». И когда на экране появилась голубоглазая блондинка Мэрилин, она сразу стала любимицей «белой» Америки.
Солдаты, вернувшиеся с фронта, хотели верить, что отстояли «правильный» белокожий мир — и Мэрилин служила им утешением. Глядя на неё, можно было подумать: «Вот ради кого мы воевали».
Несмышлёная, но такая красивая
Мэрилин можно описать тропом «вчера родилась сексуальной» — от английского born sexy yesterday. Так называют по-детски наивную героиню, которая не подозревает, насколько она привлекательна. Её ценность зависит от мужского мнения: именно мужчина впервые раскрывает её сексуальность.
Из-за неопытности такую героиню легко впечатлить: она будет в восторге от любой мелочи и не станет искать большего. Поэтому завоевать её может даже самый заурядный герой.
В начале карьеры Мэрилин подыгрывала этой фантазии, но со временем стала заложницей образа. Режиссёры отказывались снимать её в других образах и продолжали предлагать типовые роли «тупой блондинки». Актёрские заслуги Мэрилин обесценивались: все считали, что она умеет играть только саму себя, а её наивность — настоящая, не напускная.
— Правда ли, что, когда вы позировали для «голого» календаря, ваш образ ничего не включал?
— Отчего же? Там было включено радио.
Пресса глумилась над очаровательной глупостью Мэрилин, а её остроумные шутки преподносила как нелепые афоризмы: мол, голливудская пустышка даже не поняла вопрос журналиста. Мир словно отказывался верить, что красивая женщина может быть ещё и умной и саркастичной.
Читайте также:
Внешность как инструмент влияния на мужчин
Помимо расизма, американское общество пятидесятых страдало и от мизогинии. Кажется, будто Мэрилин не воспринимали как живого человека. Окружающие признавали за ней примерно те же достоинства, что и за Венерой Милосской, — то есть считали воплощением идеала женственности.
Красивое лицо и сексуальный образ помогали Монро добиваться своего. Тогда для женщин это был практически единственный рычаг давления: они не могли влиять на политику и не зарабатывали достаточно, чтобы «голосовать кошельком». К их мнениям прислушивались крайне редко. Привлекательная внешность позволяла получить хоть какое-то влияние, отвоевать немного самостоятельности.
В итоге образ «сексуальной глупышки» продвигал карьеру Мэрилин Монро, но и укреплял отношение к ней как к фетишу. Например, чтобы свести концы с концами, в 1948 году Мэрилин позировала для «голой» фотосессии. За съёмку ей заплатили 50 долларов. В 1953 году основатель журнала Playboy Хью Хефнер перекупил негативы фотографий за 500 долларов и разместил их на обложке, чтобы разрекламировать первый выпуск. Мэрилин не получила с продаж Playboy ни цента — и никто, разумеется, не спросил её разрешения использовать снимки.
Тогда американское общество было более пуританским, чем сейчас: на актрису обрушилась лавина сплетен и осуждения. Люди словно почувствовали моральное право ещё сильнее насмехаться над Мэрилин Монро, объективизировать её тело.
Только не выставляйте меня на посмешище.
(Одно из последних интервью Мэрилин.)
Какой была настоящая Мэрилин
За образом элегантной блондинки с томным взглядом скрывалась другая женщина. Даже её манера говорить с придыханием не имела с флиртом ничего общего: Мэрилин с детства заикалась, и логопед научил её специальной дыхательной технике, которая помогала говорить плавно.
Секс-икона без сексуального интереса
Несмотря на статус секс-символа, Мэрилин не считала себя привлекательной. В автобиографии она писала:
У меня не было и мыслей о сексе. Я не хотела, чтобы меня целовали, и не мечтала о том, чтобы меня соблазнял какой-нибудь герцог или актёр. Честно говоря, со всеми этими помадами, тушью и рано развившимися формами во мне чувственности не больше, чем в ископаемом. Но, похоже, у людей складывалось совсем иное впечатление.
Одни интерпретируют её ощущения как асексуальность, другие — как защитный механизм после пережитого в детстве насилия. И хотя бывшие мужья актрисы хвалились, что в постели с ней летят искры, со своей стороны Мэрилин это никогда не подтверждала.
Актёрский потенциал Мэрилин
Амплуа «сексапильной глупышки» одурачило весь Голливуд. Мэрилин смотрелась в нём органично и убедительно — публика не смогла бы её полюбить, если бы чувствовала неестественность. Эту роль Мэрилин отточила до идеала и входила в образ как по мановению руки.
Эми Грин, жена работавшего с актрисой фотографа Милтона Грина, рассказывает:
Никогда не забуду, как мы с Мэрилин гуляли по Нью-Йорку. Она любила Нью-Йорк, потому что здесь её никто не дёргал так, как в Голливуде. Она могла одеться как серая мышь, и никто бы её не заметил.
Мы шли по Бродвею, и тут она повернулась ко мне и спросила: «Хочешь увидеть, как я в неё превращаюсь?» Я не поняла, что она имела в виду, но сказала «Да».
И тут я увидела… Не знаю, как описать то, что она сделала. Это было что-то совсем тонкое. Но внутри неё, как по волшебству, что-то включилось — и вдруг машины стали тормозить рядом с нами, люди — сворачивать шеи. Все начали узнавать Мэрилин Монро, хотя секунду назад не замечали. Она будто маску сняла.
Я ничего подобного в жизни не видела.
Мэрилин хотела, чтобы её воспринимали всерьёз. В надежде получить больше драматических ролей она начала брать уроки актёрского мастерства у Ли Страсберга — он создал свою методику на основе системы Станиславского. Но студия 20th Century Fox продолжала предлагать ей роли глупых блондинок в комедийных мюзиклах. Иногда они даже отказывались присылать Мэрилин сценарий: мол, её задача — быть послушной куклой и произносить реплики на камеру.
Зарплата тоже не менялась: хотя Мэрилин была одной из самых востребованных актрис того времени, ей продолжали платить по ставке, которую зафиксировали контрактом в начале её карьеры. За съёмки в фильме «Джентльмены предпочитают блондинок» Монро заработала всего 18 тысяч долларов — в 10 раз меньше, чем её коллега Джейн Расселл.
Читайте также:
Разочарованная условиями работы, в 1955 году Мэрилин объявила об основании собственной продюсерской компании — Marilyn Monroe Productions. Она рассчитывала добиться творческой свободы и вырваться из студийной кабалы. Компания выпустила один фильм — «Принц и танцовщица», где Монро переиграла чопорного Лоуренса Оливье. В остальное время Marilyn Monroe Productions защищала интересы актрисы в судебных процессах против 20th Century Fox — Мэрилин судилась за достойную оплату и право сниматься у других студий.
Неблагополучная личная жизнь
Второй супруг Мэрилин, Джо Ди Маджо, был недоволен её скандальной популярностью. Он хотел, чтобы Монро перестала сниматься в кино, оборвала связи с друзьями в индустрии и всё время посвящала заботе о муже и доме.
Когда актриса работала над фильмом «Зуд седьмого года», режиссёр Билли Уайлдер организовал публичную съёмку легендарной сцены: Мэрилин в белом платье стояла над вентиляционным люком метро. Он пригласил репортёров и фотографов со всего Нью-Йорка, чтобы они сделали снимки для промо киноленты. Каждый раз, когда у Мэрилин взлетала юбка, толпа заходилась оглушительным рёвом. В итоге материал невозможно было использовать в фильме и сцену пришлось переснять в студии. Вероятно, режиссёр изначально планировал это зрелище как рекламный трюк, чтобы подогреть интерес к картине.
Ди Маджо присутствовал на съёмках в Нью-Йорке и, как утверждали очевидцы, следил за Мэрилин «взглядом смерти». На следующий день у неё заметили синяки на руке. Месяц спустя она подала на развод.
Мэрилин злоупотребляла таблетками и алкоголем — вероятно, из-за того, что всю жизнь страдала от бессонницы. Она боролась за своё душевное здоровье изо всех сил: виделась с психиатром пять раз в неделю. В 1961 году врач обманом отправил Мэрилин на лечение от депрессии в психиатрическую клинику, где условия были бесчеловечными. Она говорила, что проведённое там время оказало на неё «крайне плохой эффект».
Через год, 4 августа 1962 года, актрису нашли мёртвой в спальне её дома — она погибла от передозировки препаратов, которые психиатр прописал ей от тревоги и проблем со сном. Многие верят, что именно врачебная ошибка и небрежное отношение к пациентке стали причиной трагедии.
Когда изучаешь биографию Мэрилин Монро, начинает казаться: её подвёл каждый мужчина в её жизни. Мужья, врачи, режиссёры, руководители киностудий — все, на кого актриса пыталась опереться, не сострадали Монро и не поддерживали её. Тем печальнее звучат слова журналистки Глории Стайнем, которую называют «матерью феминизма». Она рассуждала:
[Мэрилин] так откликается женщинам, особенно после зарождения современного феминизма, потому что заставляет нас думать: смогли бы мы её спасти, если бы создали место, где она могла всё-всё рассказать? Ведь это то, что мы сделали друг для дружки. У многих из нас не было матерей, особенно у Мэрилин, чью маму закрыли в психлечебнице. Других матерей свело с ума общество, или они попросту были бессильны — не по своей вине, а потому что общество ограничивало их силу. В каком-то смысле мы будто росли без матерей. Феминизм позволил женщинам удочерить друг друга — и поддерживать, и вдохновляться, и надеяться, и хвалить, и любить достаточно, чтоб запустить процесс исцеления этих давних травм. Вот поэтому мы гадаем: смогли бы мы спасти жизнь Мэрилин?..
Из секс-символа в бренд: как менялось общественное мнение
Со смерти Мэрилин прошло более 60 лет, но её образ не покидает информационное пространство. Например, в 2013 году вышла реклама Chanel №5, в которой использовались кадры из хроники и аудиозапись известной фразы:
— Что вы носите в постели? Пижаму? Сорочку?
— Только Chanel №5.
В 2015-м Coca-Cola провела кампанию с лозунгом «Я поцеловала Мэрилин». На лимитированной серии упаковок печатались изображения актрисы.
Сегодня Мэрилин Монро — это бренд вроде Hello Kitty и «Принцесс „Диснея“». Права на использование фотографий, голоса и образа актрисы покупаются и продаются как товар. Это подчеркнул Энди Уорхол, когда написал знаменитый портрет в стиле поп-арт: Мэрилин теперь продукт потребления, вроде банки супа Campbell.
Ты можешь её купить и повесить у себя дома — если, конечно, хватит денег. Например, оригинал Уорхола ушёл с аукциона за рекордные для американского искусства 195 миллионов долларов.
С чего начался брендинг Мэрилин
При жизни Мэрилин завещала наставнику Ли Страсбергу долю прав на её интеллектуальную собственность. После его смерти эти права перешли к его второй жене. Та подписала несколько контрактов, которые позволяли использовать имя и образ Мэрилин в рекламе, а в 2011 году и вовсе продала долю американской компании.
Ни жена Страсберга, ни корпорации не были связаны с реальной Мэрилин. Поэтому её образ попал на самые разные товары: от водки до автомобилей.
Вот почему Мэрилин Монро до сих пор актуальна: она не просто актриса, модель или женщина, которая жила в послевоенное время. Она воплощение женственности, элегантности, премиальности, сексуальности — то есть всего, что корпорации вкладывают в её бренд.
Фанфикшен про личную жизнь
Если кто-то хочет снять фильм про Мэрилин Монро или написать книгу, достаточно лишь купить права — достоверность не обязательна. Про Мэрилин пишут и экранизируют всё, что придёт в голову. Такие произведения ничем не отличаются от фанфикшена — то есть фантазий поклонников, не основанных на реальных событиях.
Например, в 2022 году вышла лента «Блондинка», которая спекулировала темой абортов. В фильме Мэрилин вынуждена прервать беременность. Когда она снова беременеет, зритель видит сделанный в 3D-графике эмбрион — несмотря на ранние сроки, он похож на полностью сформированного младенца. Эмбрион спрашивает:
— Ты ведь не сделаешь мне больно? Не повторишь то же, что в прошлый раз?
— Это был совсем другой малыш, — отвечает Мэрилин.
— Нет, это был я. Это всегда я.
Критики обвинили «Блондинку» в пролайф-пропаганде. Так называют антиабортное движение — его критикуют за приоритизацию прав нерождённого ребёнка, в том числе в ситуациях, когда беременность и роды опасны для жизни матери.
Настоящая Мэрилин отчаянно хотела стать мамой, но перенесла несколько выкидышей. Слухи о её абортах не были подтверждены. Известно, что Мэрилин страдала от эндометриоза и даже ложилась на операцию. Вероятно, болезнь стала причиной, по которой она ни разу не смогла выносить ребёнка.
Желание пролайферов быть «заодно» с Мэрилин Монро объяснимо: даже спустя 60 лет после смерти её образ сильно влияет на людей. Корпорации и общественные движения стремятся объединиться с легендой, чтобы почерпнуть в её образе силу и защиту. Они будто говорят: «Смотрите, сама Мэрилин на нашей стороне. Значит, мы что-то делаем правильно».
Почему Мэрилин Монро стала иконой феминизма
Хотя Мэрилин Монро не называла себя сторонницей движения за женские права, её история и судьба близки миллионам современных женщин. Сегодня она превратилась в символ феминизма, и тому есть несколько причин.
Причина 1
Личная трагедия Мэрилин — следствие систематической дискриминации женщин
Вы могли слышать лозунг феминизма 1960-х и 1970-х годов: «Личное — это политическое». Он означает, что в индивидуальном опыте любой женщины отражается систематическая проблема неравенства.
Общество выстроено в рамках патриархальной структуры, где мужчины априори важнее и ценнее женщин. Поэтому каждая женщина сталкивается с отголосками дискриминации, например в семейной жизни — выполняет большую часть домашних обязанностей, хотя работает наравне с супругом. На работе — зарабатывает меньше, чем коллеги-мужчины на тех же должностях.
Мэрилин Монро тоже подвергалась дискриминации. Руководства студий отказывались платить достойную зарплату, а когда актриса требовала уважительного отношения — списывали это на женскую капризность. Газеты глумились над Монро и обсуждали каждую деталь: как она выглядит, как одевается, как себя ведёт. Казалось, никто её не слышал и никому не была интересна настоящая Мэрилин. Всех волновало только одно: насколько хорошо она подыгрывает фантазиям мужчин о «сексуальной глупой блондинке».
Вот почему современные феминистки сочувствуют актрисе. Как выразилась её близкая подруга и секретарь Хедда Ростен, Мэрилин — «квинтэссенция жертвы всего мужского пола». Женское движение стремится познакомить мир с настоящей Мэрилин, доказать: она не просто объект мужских мечтаний, а талантливая актриса, которая добилась почти невозможных для женщин того времени высот. Мэрилин Монро заслуживает, чтобы её помнили не только как красивое лицо и сексуальное тело.
Для феминизма также важно развеять миф об «идеальной женщине». Назвать своими именами всё, через что проходила Мэрилин: дискриминацию, абьюз, харассмент. Потому что «идеальная женщина» в патриархальной системе может существовать только в насилии над собой — в насилии, которое она благородно терпит. И хотя Мэрилин старалась соответствовать социальным ожиданиям, общество всё равно находило поводы её осудить и не торопилось оказывать поддержку.
Причина 2
Мэрилин сделала карьеру сама
Специалистка в истории гендерных отношений Луи Баннер пишет:
[Мэрилин] создала собственную продюсерскую компанию. Боролась против воротил индустрии. Публично рассказала о сексуальном насилии, которое пережила в детстве, — важный и непризнанный феминистский акт. Мэрилин отказалась молчать в эпоху, когда общество считало такое насилие редкостью, а если что-то и случалось — значит, пострадавшая была сама виновата.
Вопреки тяжёлому прошлому, слабому здоровью и несчастливым замужествам Мэрилин Монро стала мировой знаменитостью. Ей пришлось сталкиваться с сильным сопротивлением, которое сломило многих женщин.
Она оставила след в культуре. Её образ — настоящая легенда: многие узнают о Мэрилин Монро ещё в детстве, даже до того, как посмотрят фильмы с её участием.
Мэрилин не подозревала, что проложит дорогу миллионам женщин, которые будут сниматься в кино после неё, строить карьеры, а ещё, если брать шире, — искать предназначение не только в обслуживании мужчин. Её печальная судьба — один из тысяч столпов, что легли в основу движения Me Too. Мэрилин была в числе тех, кто вдохновил женщин перестать мириться с домогательствами и насилием, потому что сама с ними не мирилась.
Причина 3
Мэрилин не стыдилась своей сексуальности
В мире, где всё женское воспринимается как неполноценное и вторичное, Мэрилин делала женственность своим оружием. Её подчёркнуто феминная внешность прокладывала дорогу к карьерному успеху и сотрудничеству с мэтрами киноиндустрии.
Современный феминизм утверждает: ценность женщины не может измеряться степенью её привлекательности для мужчин. Но важно понимать: в послевоенное время у американок было так мало прав и возможностей, что «вооружение» образом сексуальной глупышки — стратегический ход. Так Мэрилин вернула себе свободу воли и выбора, отвоевала у патриархального мира право всё решать за себя.
Будучи основательницей второй волны феминизма и новой женской истории, я долгие годы списывала Мэрилин со счетов как безвольный объект мужского желания. Однако к девяностым годам поколение феминисток третьей волны сменило перспективу: теперь женская сексуальность была не унизительной, а освобождающей, поскольку давала женщинам самопознание и силу. <…> Не слишком ли быстро я отвергла Мэрилин? Была ли она предвестницей феминизма шестидесятых?
Луи Баннер
Современные женщины тоже используют сексуальность, чтобы продвинуться по карьере и укрепить своё влияние. Но никто не низводит их до «красивой мордашки» — общество считается с их мнениями, признаёт их профессионализм. Бейонсе, Мадонна, Рианна, Леди Гага, а также Энн Хэтэуэй, Анджелина Джоли, Моника Белуччи известны не только благодаря своей привлекательности, но и благодаря уму, таланту, вкладу в индустрию. Своим примером эти великие женщины меняют мир.
Такой, наверное, могла быть и Мэрилин. Однако в её эпоху общество не было готово поддержать женщин в их борьбе за влияние, уважение и равенство. Если бы Мэрилин жила сегодня, мы бы послали ей много тёплых слов в социальных сетях, вывели бы хэштег #МыВеримМэрилин во все топы. И тогда ей бы не пришлось бороться в одиночестве.
Учитесь в Skillbox бесплатно
Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.
Выбрать курс