Кино и музыка
#Интервью

Можно ли научиться созданию музыки в онлайн-школе?

Спойлер: можно. Но офлайн-занятия тоже очень полезны. О том, как Skillbox развивает гибридные музыкальные курсы, рассказывает Дмитрий Гайденко.

Иллюстрация: Ivo Rosenberg / Pexels / Ableton / Colowgee для Skillbox Media

Дмитрий Гайденко

Диджей, продюсер, основатель винилового лейбла Minor Notes Recordings. Тимлид музыкального направления Skillbox.

Из статьи вы узнаете:


Зачем онлайну офлайн

С июня музыкальные курсы Skillbox стали гибридными: мы включили в программу обучения на курсах «Битмейкинг с нуля», «Создание электронной музыки» и «Продюсер музыкальных проектов» дополнительные часы практики с преподавателями в студиях в Москве (в партнёрстве с All for DJ) и Санкт-Петербурге (в партнёрстве с «1961 | Академия звука»).

Например, в курсе по электронной музыке сейчас 20 онлайн модулей. А чтобы студенты получали максимальный результат, мы ввели дополнительную офлайн-практику из 12 занятий с преподавателем (или в группе) по особо важным темам: работа над идеей трека, семплинг, работа с инструментами, звукозапись, аранжировка, сведение, мастеринг.

Производство музыки — это сфера, в которой очень важен личный контакт и обмен опытом. Другие продюсеры, сессионные музыканты, преподаватели или коллеги по обучению — любой совет или стороннее мнение могут позволить увидеть вам ваше творчество под совершенно другим углом, подарить очень ценные идеи или навести на правильные мысли. Плюс не у всех есть возможность работать в специально созданном для саунд-продакшена пространстве. Поэтому мы поняли, что без офлайна нашим студентам — никуда.

Наша основная задача как образовательной платформы — дать студенту такие знания, которые отвечают именно на его запросы. Научиться работать в Ableton — относительно легко, и сделать это можно по видео из интернета. Но мы даём образовательную инфраструктуру — методически выверенный контент, возможность получить ответ на свой вопрос у опытного специалиста, который рассматривает проблемы каждого студента и даёт персональные советы. А ещё — базу создания проектов для портфолио и прямой контакт с сообществом людей разных сфер, заинтересованных в совместном творчестве.

Фото: ALLFORDJ

Кстати, коллаборации между студентами происходят и сейчас: люди знакомятся в чате, делают совместные проекты, открывают студии и лейблы, устраиваются на достойную. Например, есть история Данила Жданова, который занимался маркетингом, а потом отучился на курсе и стал менеджером рэп-артиста, выступающего под псевдонимом TRUЕтень, с которым познакомился в чате курса. При живом контакте такие сотрудничества будут формироваться чаще.

Пока возможность посетить эти занятия будет только в Москве и Петербурге. Единственное ограничение — прежде чем попасть на офлайн-занятия, нужно пройти ряд модулей из профильных курсов (у каждого курса свой объём обязательной онлайн-части).

По поводу места: мы решили не строить своё пространство, а заключить партнёрство с уже действующими студиями. В Москве это шоурум музыкального оборудования и школа All for DJ, в Питере — «1961 | Академия звука». Интересный факт: наш партнёр в Санкт-Петербурге — наш действующий студент. Кстати, если вы владелец пусть небольшой, но хорошей студии — пишите нам, договоримся о взаимовыгодных условиях 🙂

Какие специалисты востребованы в музыкальной индустрии?

Звукорежиссёры! Компетентных сейчас очень не хватает. Много новичков-битмейкеров, которые продают биты за 2 тысячи рублей, или звукорежиссёров, которые сводят их за тысячу. Также востребованными можно назвать сонграйтеров и менеджеров.

Менеджер артиста — это очень сложная работа. Ведь он и друг, и администратор, и психолог в одном лице. Чаще всего артисты предлагают должность менеджера своим знакомым или родственникам или пытаются администрировать всё сами (из-за чего сильно выгорают в итоге).

Кстати, интересное наблюдение: артисты чаще всего покупают у нас курсы, где мы учим создавать музыку, а вот про курсы по менеджменту забывают, не уделяя этому должного внимания.

По понятным причинам людей с амбициями исполнителя намного больше, чем людей с амбициями менеджера. Однако мы не намерены оставлять этих специалистов без поддержки и сейчас готовим большой курс про музыкальный бизнес, который объединит все менеджерские деятельности: позиционирование артиста, маркетинговые и SMM-активности, дистрибуцию, экономические и юридические вопросы.

Как развиваться музыканту, если он не в Москве и не в Петербурге

Есть стереотип, что музыкальная индустрия развивается только в Москве и Санкт-Петербурге. Но вот вам история Кати Коваленко из Новосибирска: Катя прошла курс «Организация музыкальных мероприятий и фестивалей» и практически сразу устроила вечеринку на 300 человек с Кариной Истоминой в качестве хедлайнера.

Соотношение студентов из обеих столиц и из регионов у нас примерно 50/50. Музыкальная индустрия вообще не имеет никаких границ: писать песни или снимать тиктоки для раскрутки можно из любой точки мира, где есть интернет. Основной доход приносят концерты, и проводить их можно тоже везде.

Фото: All for DJ

Я бы посоветовал исполнителям из регионов не гнушаться тем, чтобы собирать фанатов в своём городе. Не надо сразу рваться в Москву: покорите сначала родной город, потом поезжайте в соседние — и так постепенно о вас узнают тысячи людей.

Москва и Питер перенасыщены событиями. В городах поменьше и досуга меньше, но это не значит, что у жителей там нет интереса. Я часто езжу по России и вижу, насколько люди соскучились по новой музыке, чему-то нестандартному.

А что делать, если не занимаешься музыкой, потому что боишься осуждения?

Абсолютно каждый человек способен творить. Вопрос лишь в том, насколько он может себе это позволить. Есть устоявшийся стереотип: творческие люди — не от мира сего. Но это не так.

Многим из нас с детства прививают вектор на «успешность», классическую работу 5/2. Времена сильно изменились, и теперь всё большее количество людей на пороге 30-летия понимает, что занимались совершенно не тем, что требует их Я.

Я бы поделил наших студентов примерно на три группы:

  • Первые раньше не ощущали свою связь с музыкой, но сейчас посмотрели по сторонам и увидели себя в этом.
  • Вторые — это группа людей лет 30, которые мечтали быть музыкантами, но судьба увела их в другую сферу.
  • Третьи уже профессионально занимаются музыкой, у них может быть своя студия, но они хотят ещё обучиться менеджменту или получить какие-то дополнительные компетенции.

Среди студентов Skillbox есть люди с очень удивительными карьерными треками: кто-то ушёл из копирайтинга в саунд-дизайн для игр, кто-то учился работать с ядерными реакторами, а теперь играет на гуслях и счастлив.

Фото: ALLFORDJ

Я считаю так: если хочется заниматься музыкой прямо сейчас, то можно обойтись и без курса. Однако многим не хватает мотивации для самостоятельной работы. Кто-то расстраивается, когда не всё сразу получается, — в такой ситуации нужен человек, который поддержит морально. Поэтому онлайн-образование — это хороший помощник именно в старте.

Но наши курсы — не только для новичков. Во-первых, мы разговариваем с каждым потенциальным студентом на этапе покупки. Если становится понятно, что перед нами уже специалист со средним или большим опытом, то мы можем предложить средства прокачать свои навыки.

К тому же смысл онлайн-образования в том, что даже если ты всё знаешь, то нужно эти знания собрать в понятную структуру и подкрепить правильным опытом. У тех, кто долго учил теорию, есть фундаментальные знания, а у практиков их может не хватать. Структурирование знаний помогает распоряжаться ими более разумно и эффективно.

Кто создаёт курсы про музыку

У нас большая команда — продюсеры, методисты, эксперты по различным музыкальным специальностям. Степень погружения в индустрию у каждого из нас очень глубокая. Невозможно делать образовательные программы, если ты не говоришь на одном языке с людьми и не понимаешь боли студентов.

Наши продюсеры пишут музыку или коллекционируют её, у них есть опыт работы в лейблах, стриминговых сервисах или дистрибьюторах. Я сам в музыке больше 15 лет: коллекционировал музыку, был диджеем, занимался продакшеном, потом перешёл к созданию своего лейбла.

Что касается спикеров, то к их отбору мы подходим очень серьёзно. Нам важна не именитость (хотя и медийные спикеры у нас тоже есть: например, битмейкингу у нас учат White Punk и Capella, продакшену — ребята из «Лауд»), а желание и умение спикера делиться своими знаниями.

Не каждый продюсер — хороший преподаватель. Нужно уметь свои знания передавать, объяснять, акцентировать внимание слушателей на сложных моментах и прислушиваться к каждому студенту, исходя из его личных особенностей, в чём, кстати, очень помогает наш гибридный формат.

Бит для этого хита Фараона (94 млн просмотров!) написал White Punk

Есть важный тезис о том, что далеко не каждый классный специалист — хороший преподаватель. В музыкальной индустрии часто работают гики (в хорошем смысле слова), которые сами всё круто делают, но не всегда могут понятно донести информацию до других. Они либо всё усложняют, либо не могут структурировать собственные знания.

Я понимаю, получится сотрудничество со спикером или нет, когда с ним поговорит методист — это специалист, который обычно не суперглубоко в теме именно музыки, но знает, как сделать учебную программу, его задача — встать на место студента, который вообще ничего не знает, и пройти по его образовательному пути. Если методист нашёл общий язык с преподавателем, то да, курс получится.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована