Ядерные реакторы, шаманы и мексиканская пустыня: как Александра Альма нашла себя в музыке
Саша училась в Бауманке, была на бэк‑вокале у певицы Мары. А сейчас она сама работает музыкальным продюсером и продвигает собственный проект.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/578/578ce59762efd0a5c3848bb28dad2cbb/d5403107398985fc5cdf967482b83e1f.png)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/578/578ce59762efd0a5c3848bb28dad2cbb/d5403107398985fc5cdf967482b83e1f.png)
Александра Альма
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
На курсе проработала музыкальный проект Mantra Calendar, который успешно реализовала после завершения учёбы. Сейчас активно продвигает его на всех площадках.
Александра рассказала:
- как жила в дикой пустыне Мексики вместе с женским племенем;
- почему переехала из Москвы в необжитый лес;
- как работает гуслитерапия и при чём здесь целительная частота 432 Гц;
- в чём красота старославянских мантр;
- почему уверенность так важна для музыканта при переговорах.
Если бы меня попросили одним предложением описать музыку, я бы сказала: «Она — мой бальзам, мой учитель и мой способ самовыражения».
«Папа, мне нужно пианино»: первое знакомство с музыкой
Впервые я соприкоснулась с музыкой в пять лет: родители взяли меня в оперу. У нас были крутые места — обособленная ложа на втором этаже. Идеально, чтобы смотреть на основное действие и поющих артистов. Правда, моё внимание певцы совсем не привлекали — я не отрывала взгляда от пианиста.
Виртуозная игра музыканта настолько меня впечатлила, что по возвращении домой я заявила: «Папа, мне нужно пианино». Причём это не было обыкновенным детским «хочу». Уже тогда я ощутила внутри себя несгибаемое намерение, взрослую уверенность, что научусь играть. Похоже, родители тоже это почувствовали — через несколько дней инструмент стоял в нашей квартире.
С тех пор музыка не покидала меня ни на день. Естественно, в юности я училась в музыкальной школе. Правда, не без проблем. Помню, приходила на занятия и начинала импровизировать. Преподавателям это не нравилось: «Ты что?! Нужно по нотам!» Я сопротивлялась. Пробовала ходить на аранжировку.
В итоге окончила джазовое отделение музыкальной школы под руководством известного музыканта и композитора Виктора Павловича Чеха. Мне пророчили консерваторию, но судьба сложилась иначе.
![](/upload/setka_images/08072901092022_2de3e1ca97b5c8d3ac05f335f060f24dc35f56ac.jpg)
Переломный момент, или При чём здесь ядерные реакторы
В 14 лет в моей жизни произошёл сильный удар — развелись родители. Я оказалась предоставлена сама себе и через год уехала из Пензы в Москву.
Времена были трудные. Родители не помогали финансово — они были уже почти пенсионерами и просто не имели возможности. Справлялась сама. Бывало, три месяца подряд ела только гречневую кашу без соли. Иногда негде было спать: например, перед вступительными экзаменами я ночевала на лавочке в университетском сквере.
![](/upload/setka_images/08073001092022_6804a843bfe1419ef83809b7215c3b24a37126b4.jpg)
В конце концов поступила в МГТУ имени Н. Э. Баумана на кафедру ядерных реакторов, и мне дали общежитие. Да уж, где реакторы и где музыка… но так складывалась жизнь. К тому же мама всё время боялась, что я пойду по музыкальному пути, постоянно твердила: «Ты же знаешь, кто эти певицы на самом деле!»
Но я никогда не оставляла музыку. Сразу после поступления меня взяли в группу при вузе, а на втором курсе я пела по клубам «Дельфинов» с Марой. Втайне мечтала о сольной карьере.
Искала себя. В свободное от учёбы и выступлений время сочиняла джазовые, блюзовые произведения. Мучилась: «Где мой настоящий голос? В чём моя фишка?»
Окончив вуз, ощутила свободу: вот он, мир, передо мной, теперь я могу делать что захочу… и опять выбрала не музыку. Углубилась в психологию — прорабатывала расставание родителей, которое сильно меня травмировало. Этот период научил меня многому: именно тогда я познакомилась с практиками Дао, осознала свои ценности.
![](/upload/setka_images/08072901092022_f819364797bc4fad4cf12e94bdf9afbdc79ab385.jpg)
«Вокруг ходили койоты, ползали змеи»: как я попала в мексиканскую пустыню
Тогда я начала организовывать свои первые мероприятия. Правда, совсем не музыкальные.
Однажды друг попросил помочь: иностранному целителю-шаману на мероприятии требовался переводчик. Согласилась. А дальше — как в голливудском кино. Увидев меня, шаман сказал: «У тебя особая энергия, я приглашаю тебя в Мексику».
Внутри почему-то не было сомнений — очередной жизненный поворот. Взяла билеты и улетела. Женское племя, в которое меня привёз шаман, приняло дружелюбно. Учили сестринству, делились знаниями.
В Мексике всё вокруг подталкивало к пробуждению и раскрытию внутреннего голоса. Мантры, мелодии, племенные звуки — будто эхом я слышала в них себя. К тому же меня окружала дикая, древняя природа: ходили койоты, росли кактусы, ползали змеи — настоящая пустыня.
«Услышав перебор струн, дети успокоились»: мой путь к гуслям
В Россию я вернулась другим человеком. Подруга, услышав истории о Мексике, воскликнула: «Саша, ты должна вести подобные занятия здесь, в Москве!» Быстро всё организовала: нашла помещение, людей, запустила рекламу. И дело пошло.
Очень скоро мы поехали с моими семинарами в другие регионы, и однажды на занятие пришёл мужчина, которого мне незадолго до этого предсказал шаман. Было сложно не поверить в судьбу: мой будущий супруг выглядел ровно так, как его описывал целитель. Более того, когда мы посмотрели друг другу в глаза, то будто сразу узнали родственные души и выдохнули: «Ну наконец-то ты!»
Отношения закрутились. Наш союз был настолько энергетически сильным, что первым, чего мы захотели, был вовсе не брак, а дети.
![](/upload/setka_images/08072901092022_f8ec3977890060d5400528794eabeff6c9d2f9a2.jpg)
![](/upload/setka_images/08072901092022_134ddd8fda28a45e0ca7a7a6ffe31c7421a57403.jpg)
Родилась первая дочка, затем вторая. По ночам они плохо спали. Я ничего не могла поделать и всё ломала голову: как же их успокоить? Однажды, от нечего делать, взяла в руки гусли — они давно без надобности пылились в доме.
Услышав перебор струн, дети успокоились. Я была удивлена: продолжила бренчать дальше и экспериментировать. Сама придумала, как настроить инструмент, потом много раз перенастраивала его заново. Ночи были длинными: дети просыпались вновь и вновь, а я всё сидела за гуслями. Даже научилась играть в полной темноте.
Потом где-то прочитала о частоте 432 Гц: по некоторым утверждениям, все древние инструменты — греческие, египетские, славянские — были настроены на неё. Считается, что это частота сильнее других гармонирует с молекулами воды, из которых состоит человек. Перенастроила свои гусли на 432 Гц и ощутила разницу: стали зарождаться колыбельные, мантры, мелодии.
![](/upload/setka_images/08101601092022_377c6c4833bd5296f603ad9b83de6f3b7236b819.jpg)
Как жизнь в лесу повлияла на мою музыку
Как только музыка начала рождаться, тут же пришло её название — Naturalesa. Получилась забавная игра слов: если читать английские буквы транслитом, то получается ёмкое словосочетание — «натура леса», а если переводить naturaleza с испанского — это будет «природа».
Моя жизнь невозможна без природы, она — моё второе «Я». Я черпаю из неё вдохновение, успокаиваюсь благодаря ей. Мы с мужем мечтали жить в лесу и начали искать подходящее место.
Участок земли в ста километрах от Москвы купили не так давно. В начале здесь было совсем пусто: ни электричества, ни водоснабжения — лишь дикий лес. Когда приехали в первый раз — спали в палатке. Помню, дети ползали вокруг и ели землю, но это никак не нарушало моего внутреннего умиротворения — я наконец-то была на своём месте.
Потихоньку начали облагораживать свою территорию, строить избу. За несколько лет жизни на природе в нас многое поменялось: ушло навязанное — комплексы, страхи, вернулось ощущение тела. Например, мои дети в ноябре бегают босиком, и им нормально! Раньше я стояла и смотрела на это со стороны, укутанная в куртку, свитер и шапку, теперь — сама раздеваюсь. Купаюсь не только летом, но и осенью. Чувствую себя здоровее.
![](/upload/setka_images/08101601092022_86f9109c338eb03910ba69d90f584a831bbdfe8a.jpg)
Первый опыт: как мы записывали дебютный альбом
Когда мне стало нравиться моё звучание, я решила записывать музыку. Наверное, можно было обойтись и своими силами, но я хотела подойти профессионально и сделать это в студии. К тому же мечтала о чистом звуке, а гусли — очень капризный инструмент. Мы долго не могли понять, как отобразить весь спектр низких и высоких частот — с микрофона или линейного входа, а потом также долго искали толковую студию и команду.
Запись альбома обошлась в несколько миллионов, так что, когда он был готов, средств на продвижение уже не осталось. Честно говоря: не было и понимания, как это делать, — не хватало образования. Пустили всё на самотёк. Тем не менее без пиара альбом сразу нашёл своего слушателя на «Яндекс.Музыке», а некоторые рестораны взяли его к себе как фоновую музыку.
![](/upload/setka_images/08101601092022_ce3df160cfabec1ad2ebfcf20b62bace6017cc9b.jpg)
Как я придумала гуслитерапию и почему она правда работает
Постепенно игру на гуслях стали ассоциировать с моим именем и нашим брендом — Naturalesa. Меня звали выступать на вечера и мероприятия, активно подписывались в соцсетях. Параллельно в мире набирало популярность направление music therapy. Когда я проанализировала эти тенденции, меня осенило: а ведь моя музыка тоже лечит — пускай будет гуслитерапией.
Название быстро приклеилось. Приходя на выступление, вместо классического «А сегодня у нас с вами вечер фольклорной музыки» я говорила: «Проводим гуслитерапию». Все заинтересовывались.
Гусли и в самом деле целебны для души и тела: после моих концертов зрители всегда благодарят меня — у кого-то проходит физическая боль, кому-то музыка снимает боль душевную.
«Иногда старославянские тексты сами приходят мне в голову»
На мелодию гуслей я часто накладываю старославянские тексты. Я хочу, чтобы о них узнал весь мир.
В своё время я брала консультации у лучших специалистов по славянской культуре и языку. Они доставали мне редкие книги из частных библиотек, я переписывала тексты, перекладывала их на музыку.
Иногда старославянские тексты сами по себе приходят мне в голову. Конечно же, я обязательно сверяюсь со словарями.
![](/upload/setka_images/08101601092022_940345b864e929929113f0dbe1ab20ac8d565a41.jpg)
«Организация и менеджмент — это моё»
Постепенно стали поступать предложения о сотрудничестве: «А давай в наш лейбл», «А давай в партнёрство», «А давай твою музыку в фильм» — я терялась. Не знала, что отвечать, какие суммы называть. Не хватало общего понимания индустрии и чёткой картинки. Узнала про курс — заинтересовал.
К тому же я поняла, что профессия музыкального менеджера пригодится мне в любом случае. Всю жизнь я любила что-то организовывать и продюсировать. Ещё будучи студенткой Бауманки, вместе с другом успешно устраивала в Москве этнические безалкогольные вечеринки. Каждую неделю — своя тематика: вечер африканской музыки, вечер индийский. В интернете искала артистов, обзванивала их, мне это безумно нравилось.
С годами навык организовывать людей и хорошо зарабатывать на этом никуда не ушёл: не так давно мы подготовили небольшое пространство на Международном дне йоги в Царицыне. У нас было строгое расписание: в 13:00 — стояние на гвоздях, в 14:00 — dance healing и так далее. Я вспомнила, как круто находить к каждому мастеру свой подход и придерживаться тонкого искусства менеджмента.
Так что, когда муж подарил курс, меня было не остановить. Как губка, я впитывала знания. Особенно понравилось, что ролики длились по 10–15 минут, а не по 50, как это бывает обычно. Я получала нужную дозу информации, успевала её осмыслить и переложить на свой опыт.
«Мой диплом высоко оценили»
Для диплома я взяла наш новый проект — альбом из восьми мантр Mantra Calendar. Концепция такая: слушающий идёт по кругу, кологоду, сопереживая событиям природы, её праздникам, и перекладывая их на свою жизнь.
Прослушивание и синхронизация с циклами природы повышает успешность человека, помогает планировать. С весенней мантрой легче строить планы, анализировать, с летней — действовать, с осенней — собирать результат (урожай), с зимней — рефлексировать, пересматривать прошлое, избавляться от ненужного. А потом вновь весна и новый цикл, новый уровень.
Чем меня научил курс
Благодаря курсу у меня произошло много внутренних открытий и осознаний. Например, я разобралась с процентами: раньше мой саунд-продюсер запрашивал 30% от всех продаж! Я не знала, что ему отвечать, — не хватало понимания рынка. На курсе услышала, что максимум — 7%. От определённости стало легче.
Что более важно: я научилась уверенно разговаривать, и дела тут же пошли в гору. Теперь я разбираюсь в узкопрофильных терминах, а когда предлагают взять мою музыку в фильм или сериал, спокойно обсуждаю условия. Раньше собеседник мог легко сбить цену, увидев мои колебания, теперь такого не происходит.
Ещё одним открытием на курсе стал технический райдер и договор. Теперь я сразу говорю: «Оплата в день букинга, остальное — на саундчеке». В прошлом случались моменты, когда ждала денег неделями и в итоге так их и не получала.
![](/upload/setka_images/08101601092022_ea8467cc6c613b8faf91959ca4b59ee38602af4e.png)
Скриншот: предоставлен Александрой Альмой
Про продвижение и подопечных
После обучения изменила тактику продвижения. Сейчас все мои работы, награды и количество скачиваний можно увидеть на сайте. Люди любят цифры, особенно аккуратно оформленные. А раньше каждому приходилось рассказывать, кто я и чем занимаюсь.
Из-за политической ситуации произошло много изменений. YouTube отключил монетизацию, но я всё равно активно веду канал, чтобы новые люди, особенно иностранцы, знакомились с моим творчеством. «Инстаграм»* тоже никуда не ушёл — удачно залетают рилсы, с них приходит много новых подписчиков. Также веду Telegram-канал, и его аудитория растёт благодаря взаимному пиару.
В целом, пока придерживаюсь такого принципа: если так нужно, слушатель меня найдёт. Музыка — учитель и любовь, это она ведёт за собой, а не я.
А ещё сейчас я веду двух музыкантов как наставник и менеджер. Один — диджей, ремиксер, берёт мотивы моих гуслей и делает из них drum’n’bass. Получается совсем другая музыка — танцевальная, молодёжная.
Второй подопечный только ищет себя. Стараюсь помогать и подсказывать. Он владеет английским, испанским, пробует разные стили, в том числе инди-поп. Уверена, скоро он придёт к своему звучанию.
«Мечты — это прекрасно»
Музыка, которую мы создаём, — новаторство. Горжусь нашими успехами: мы уже участвовали в WeekStar на Universal Music, держались на первых строчках портала TopHit, попали в ротации известных американских, французских, нидерландских и других радиостанций.
![](/upload/setka_images/08101601092022_abaf53c999715192ee09779d0bcd6254ad4ba0c0.jpg)
Мечты нужно формулировать, ведь только тогда они будут сбываться. Я например, хочу качнуть мир своей музыкой, привнести в него больше любви с её помощью. Конечно, не откажусь и от наград, но ко всем «медалькам» отношусь с толикой юмора.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».