Кино и музыка
#истории

«Хорошая музыка для игры — та, которую пользователь не слышит»

Всю свою жизнь Максим писал статьи и тексты, а теперь — музыку для игр и своих песен.

tesla / youtube

Максим Искандыров

Россия, Санкт-Петербург


Пройденные курсы


Достижения

Сам записал и отредактировал песню в Ableton Live.


ссылки


Максим рассказал:


Сколько можно заработать на копирайтинге

— Ты по образованию филолог. Почему выбрал филфак?

— В старших классах я хотел стать спортивным журналистом. Был редактором школьной газеты. Мне нравилось следить за новостями, придумывать темы, писать о них вместе с другими ребятами. Сам любил спорт: занимался вольной борьбой, футболом, лёгкой атлетикой. Не было сомнений, куда поступать. Но подумал, что филфак солиднее. Здесь больше дадут в плане языка, и с таким бэкграундом проще работать журналистом.

Знания дали хорошие, но с журналистикой не сложилось. Я какое-то время в университете ещё занимался ею, а потом ушёл в копирайтинг.

— Сколько у тебя получалось заработать на копирайтинге?

— Зависит от многих факторов. Я в основном работал на фрилансе, сейчас уже есть постоянные клиенты. Они регулярно обращаются, но я нигде в штате не числюсь. Когда только начинал, то брал объёмами, платили 60 рублей за 1000 знаков. Теперь больше опыта, солидное портфолио, так что сотрудничаю только с конкретными проектами. Если бесперебойно писать, не просиживать без заказов, то выходило 40–50 тысяч в месяц.

Фото: предоставлено Максимом Искандыровым

— Может, у тебя есть какие-то лайфхаки, как подстраховать себя, не ошибиться с заказчиком?

— К выходу на фриланс однозначно надо готовиться. Я переживал, как всё сложится: будут клиенты или нет, смогу в таком ключе работать или лучше уйти в офис. Но мне повезло: сразу нашёл заказчика, мы быстро поняли друг друга и начали сотрудничать.

Советую постоянно искать задачи, даже если сейчас занят чем-то другим — нужно планировать работу. Это беда фрилансера — сложно соблюдать дедлайны и выстраивать график. Если не взять ситуацию под контроль, то можно потерять ощущение времени. Поэтому нужна самодисциплина, в том числе эмоциональная. Также нельзя поддаваться тревоге из-за того, что какое-то время нет заказов. Это нормальная практика. Главное — не отчаиваться и продолжать искать клиентов.

— А если бы сейчас поступал, выбрал бы снова филфак?

— Образование дало мне широкий взгляд на мир. Когда изучаешь литературу, то проникаешься её героями. Учишься смотреть на жизнь с разных ракурсов. И, разумеется, я благодарен филологии за навыки письма.

«Саунд-дизайн можно сравнить с живописью. Художник подбирает цвета, а дизайнер — звуки»

— Зачем тебе, как копирайтеру, понадобился курс по саунд-дизайну?

— В школе, помимо журналистики, мне нравилась и музыка. Писал песни, играл на гитаре. В старших классах мы с друзьями собрали рок-группу «Аура», а в университете выступал в студенческом коллективе «Проезд Белинского». Последние несколько лет сам записываю песни.

А потом я увидел, как работает саунд-дизайнер, и понял, насколько интересно заниматься постпродакшеном. Решил попробовать, потому что я в любом случае в выигрыше: расту как профессиональный артист, многие вещи в обработке могу делать сам, то есть лучше понимаю процессы. Плюс это возможность создавать саунд-дизайн для игр и фильмов, что тоже круто. Так я и пришёл к курсу.

Выступление группы «Проезд Белинского» на студенческом мероприятии СПбГУ. Максим слева с гитарой. Фото: предоставлено Максимом Искандыровым

— Что понравилось в саунд-дизайне? Это же монотонная работа за компьютером.

— Я раньше так же думал, пока не познакомился с тем самым саунд-дизайнером на его студии. Мы вместе записывали трек, он ввёл меня в курс дела, и оказалось, что это максимально творческая и интересная работа. Ты с помощью программы находишь нужные оттенки и полутона для мелодии. В этом плане саунд-дизайн можно сравнить с живописью: художник подбирает цвета, а дизайнер — звуки.

«В играх хорошую музыку не слышно»

— Уже попробовал инструменты из курса на практике?

— Да, я записал свой трек «Новогодняя» в Ableton Live. Раньше просил ребят из студии прописать партии в программе, а в этот раз сам справился. Мне понравился результат. Понял, что могу работать со звуком точнее, создавать уникальный продукт.

Ещё проходил отбор в Gamebox. В команду не попал, но столкнулся с интересными задачами. Если такие дают на тестовом этапе, то представляю, какие крутые игровые проекты разбирают внутри. Буду пробовать снова, как наберусь опыта.

— По поводу музыки в играх — насколько она важна?

— Может быть, это не очевидно, но от неё зависит восприятие продукта. Пока я готовился к тестовому в Gamebox, прочитал, что только 6% людей обращают внимание на звук в играх. И вот тут весь прикол — хорошую музыку в игре не слышно. Она влияет на восприятие, создаёт настроение, но не привлекает внимание, наоборот — это фон. Если мелодия написана правильно, то она будет плотно ассоциироваться с этой игрой, так же как саундтреки из фильмов.

— Как пишется музыка для игр?

— Продюсер составляет техзадание с подробным описанием каждой сцены и пометками, где и какой звук должен быть. Например, в кадре стоит лошадь, жуёт овёс, топает копытами. Видно, что это ночь, деревья шевелятся. Значит, нужно подобрать звук и свести его с картинкой. И так строится работа с каждой сценой.

— Не очень похоже на творческое занятие.

— Это в любом случае креатив. Саунд-дизайн — это симбиоз творчества и рутины. Хотя мне кажется, что не бывает исключительно творческих профессий, в любом случае воплощение идеи — это механика. Но без неё никуда, одной фантазии мало.

Запись песни на студии звукозаписи Captain Drake. Фото: предоставлено Максимом Искандыровым

— Автор песни — психолог или художник?

— Однозначно художник. Я не воспринимаю стихи как психологическое оружие. Если это для кого-то и терапия, то только для меня, как автора. Песня — это всегда исповедь, самовыражение. Написать стихотворение — значит рассказать о себе, отразить то, что сидит у тебя внутри, а не залезть в чужую голову.

Слушатель всегда соавтор песни, потому что музыка не только про подачу, но и про восприятие.

Блиц

— Произведение, которое ты перечитывал несколько раз.

— «Триумфальная арка» Ремарка. Автор говорит о переживаниях героя на фоне глобальных катаклизмов. Ужасы войны, и при этом настолько тонко описываются ощущения героя, его взаимодействие с внешним миром и возлюбленной, воспоминания и флешбэки. Это запоминается и пробирает до мурашек.

— Если бы была возможность лично пообщаться с любым писателем, автором песен, с кем бы ты встретился?

— Даже не знаю, стоит ли с кем-то встречаться. Я бы не хотел. Человек в каком-то смысле — нейросеть, и на его творческий процесс влияет всё, что он потребляет. Неважно, осознанно или нет. Это в любом случае отразилось бы на мне — не думаю, что это хорошо.

— Фильмы, в которых ты бы заменил саундтрек.

— «Статский советник» — в конце фильма Эраст Фандорин идёт по Красной площади под пошлые завывания Феликса Ильиных. Песня называется «Белый снег». Портит впечатление от просмотра. «Турист» — тоже классный российский фильм. Но «Красная смородина» группы «Ленинград» во время сцены боя звучит не к месту.

Научитесь: Профессия Sound Designer Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована