Бизнес Управление
#статьи

Как защитить дизайн товара, чтобы его не скопировали конкуренты

Объяснили, когда нужен патент, когда достаточно защиты авторским правом и сколько стоит защитить свой товар.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Рассказала о защите дизайна товара от копирования

Александра Морозова

Руководитель патентной практики и основатель патентного бюро «Железно». Патентный поверенный №2305.

Предприниматели, которые только начинают вести бизнес, редко задумываются о защите своего названия и дизайнерских разработок. На этом этапе много других задач, да и бизнес ещё «невидим» для конкурентов.

Но грань между «никому не известным брендом» и «брендом, которому подражают» тонка. Обычно её замечают только тогда, когда конкурент уже украл что-то — например, название компании, дизайн или карточку товара. Из-за этого может пострадать репутация бизнеса и снизиться прибыль.

Чтобы этого не допускать, нужно заботиться о защите бренда и дизайна товаров заранее. В идеале — ещё до начала ведения бизнеса. В статье рассказали, как это сделать. Материал будет полезен предпринимателям, владельцам компаний, а также дизайнерам.

Почему важно защищать дизайн товаров

Дизайн нужно защищать, чтобы никто не смог его украсть. Если защиты нет, дизайнерские разработки бизнеса может использовать кто угодно. Это приводит к тому, что бренд теряет деньги и клиентов.

Регистрация дизайнерских разработок нужна не только для защиты от конкурентов, но и для того, чтобы единолично зарабатывать на результатах своего труда. Иначе вы подарите конкурентам способ развивать бизнес и не тратиться на исследования и продвижение. А они будут уводить у вас покупателей, прибыль и портить репутацию более низким качеством продукта.

Ещё одна причина защищать дизайн — дополнительный доход. Например, некоторые разработки можно причислить к нематериальным активам, отразив их в балансе компании. Стоимость и ценность компании увеличатся: наличие нематериальных активов — хороший знак для потенциальных инвесторов или франчайзи.

Получать доход можно и за счёт передачи прав на дизайн другому лицу по лицензионному договору. В таком случае владелец дизайнерской разработки будет получать регулярные денежные отчисления за то, что кто-то будет ей пользоваться.

Обучение в Skillbox для тех, кто хочет научиться защищать права компании

«Защита интеллектуальной собственности» — научиться управлять правами на продукты интеллектуальной собственности и монетизировать их. Разобраться в особенностях патентов, товарных знаков, лицензионных договоров.

Как защитить дизайн товара от копирования

Есть три инструмента, которые помогут защитить результаты интеллектуальной собственности от копирования: авторское право, патент на промышленный образец и свидетельство на товарный знак. Разберёмся, как работает каждый из инструментов и какие нюансы нужно учитывать при их использовании.

Авторское право

Авторское право не нужно регистрировать специально. Оно возникает по факту создания объекта интеллектуальной собственности. Поэтому это первый способ защиты произведений, которые созданы интеллектуальным или творческим трудом. Например, авторским правом можно защитить:

  • тексты;
  • фото, видео, аудио;
  • рисунки, иллюстрации, картинки;
  • проекты, дизайн, эскизы;
  • чертежи, макеты;
  • программный код, базы данных и так далее.

Например, авторское право распространяется на товарные карточки. Если у селлера есть способ подтвердить права на контент, он может блокировать украденные карточки товаров. Для этого нужно обратиться в службу поддержки маркетплейса и предоставить подтверждение, что материалы принадлежат вам. Обычно карточки нечестного конкурента блокируют в течение нескольких дней.

Получается, если авторские права возникают автоматически и регистрировать их не нужно, то в любой момент получится их доказать и защитить? Нет, всё не так просто. При споре с конкурентами недостаточно утверждений, что автор именно вы. Нужны доказательства возникновения авторских прав, и чем больше, тем лучше.

Авторские права лучше защищать ещё до публикации работы в открытом доступе. Так вы уменьшите риск, что кто-то скопирует вашу интеллектуальную собственность и закрепит за собой право на неё раньше вас.

Если вы создаёте дизайн самостоятельно, есть три способа подтвердить авторские права на него:

  • Сохранять эскизы, черновики и исходники — то есть все материалы, которые появлялись в ходе работы над дизайном.
  • Заверить работу у нотариуса. Для этого нужно обратиться к нему с распечаткой дизайна. Один экземпляр останется у вас, другой — у нотариуса. В случае спора заверенная копия поможет доказать, что в определённую дату дизайн уже существовал.
  • Задепонировать материалы. Простыми словами депонирование — это добровольная регистрация авторских прав. В момент депонирования автор закрепляет за собой форму разработки, а также дату и время её появления.

    Чтобы задепонировать свою работу, нужно передать её копию специальной организации. Например, в России этим занимается Российское авторское общество и Российское авторско-правовое общество «Копирус».

    В большинстве случаев нужно просто загрузить файл с разработкой на онлайн-платформу. После загрузки вы получите свидетельство, в котором указан его номер, дата его регистрации и данные об авторе. Этот документ действует, как правило, 70 лет. Его можно использовать, если возникнет спор.

Допустим, вы не создавали дизайн сами, а заказывали его разработку у стороннего исполнителя. В этих случаях авторские права вам не принадлежат. Тогда подтвердить, что ваш бизнес имеет право использовать эту разработку, помогут:

  • Договор авторского заказа. Важно, чтобы в него было включено техническое задание для исполнителя. По окончании работы заказчик и исполнитель должны подписать акт приёма-передачи, в котором будет содержаться изображение того, что передаётся от исполнителя к заказчику.
  • Договор отчуждения авторских прав. Это договор купли-продажи готовой работы. К договору нужно обязательно приложить изображение разработки, на которую передаются права.

Предположим, авторское право мы защитили — теперь можно спокойно блокировать нарушителей на маркетплейсах, в соцсетях и просить у них компенсацию? Можно, но есть одно условие.

Авторское право защищает только конкретное воплощение идеи. Даже если в основе двух разработок лежит одна идея, но реализованы они по-разному, нарушения прав не будет.

Степень сходства двух разработок оценивают специальные организации. Например, за такой экспертизой можно обратиться в Союз дизайнеров России.

Интересные факты

Ювелир отсудила у Sunlight один миллион рублей за нарушение прав на дизайн

Ольга Шехтман создаёт украшения, посвящённые городам мира и их главным достопримечательностям. Так, в коллекции дизайнера есть кольца «Берлин», «Лондон», «Гонконг» и так далее.

На создание одного кольца у дизайнера уходит от недели до месяца. Каждое изделие — индивидуальная работа, основанная на личном опыте ювелира, её впечатлениях от путешествий по миру.

Подруга Ольги заметила, что её авторские кольца появились в магазинах Sunlight. Она подумала, что дизайнер таким образом расширяет каналы продаж, но на самом деле кольца оказались подделками. В Sunlight скопировали украшения очень точно, но не так качественно. И стоили кольца почти в 3,5 раза дешевле — около 35 евро. Работы Ольги стоили 119 евро.

Дизайнер пыталась связаться с владельцами Sunlight, но компания её проигнорировала. Тогда Ольга обратилась к юристам. Они сделали контрольную закупку колец и направили иск в арбитражный суд.

Сначала компания-нарушитель отрицала продажу подделок, а затем потребовала провести экспертное сравнение. Экспертиза подтвердила, что оригинал и копия различаются лишь качеством работы.

Судебный процесс занял более года, но Ольге удалось доказать нарушение её авторских прав в отношении пяти колец. По решению суда компания-нарушитель должна была выплатить компенсацию — 1 миллион рублей, снять с продажи контрафакт и уничтожить его.

Патент на промышленный образец

Патент на промышленный образец даёт больше возможностей для защиты, чем авторское право. Он защищает и от полного копирования, и от использования схожих решений.

Патент на промышленный образец — документ, который охраняет от копирования внешний вид изделия. Им можно защитить, например:

  • дизайн одежды, мебели, посуды, украшений, предметов интерьера, игрушек и других изделий;
  • дизайн упаковки или этикетки;
  • принт ткани;
  • дизайн интерьера, архитектурное решение;
  • интерфейс приложения или сайта.

Патент на промышленный образец регистрируют в Роспатенте. Он действует пять лет, но его можно продлевать несколько раз. В общей сложности патент действителен не более 25 лет.

Зарегистрировать как промобразец можно не все дизайнерские разработки, а только те, что соответствуют двум главным критериям Роспатента:

  • Новизна — объект не повторяет дизайн уже существующих изделий не только в России, но и по всему миру.
  • Оригинальность — разработка должна представлять собой качественно новое решение, носить творческий характер. Комбинация двух и более существующих решений не будет считаться оригинальной разработкой.

Чтобы получить патент на промобразец, следуйте этой инструкции.

Шаг 1. Проверьте разработку на новизну и оригинальность. Для этого нужно изучить все открытые источники в России и за рубежом и найти ближайшие аналоги изделия. А затем сравнить их с заявленным дизайном и оценить свои шансы на регистрацию патента.

Шаг 2. Подготовьте заявку в Роспатент. В неё входят:

  • Заявление. Его форму и образец заполнения можно найти на сайте Роспатента.
  • Изображение разработки. Оно определяет объём правовой охраны, поэтому важно правильно его подготовить. На изображении не должно быть мешающих патентованию элементов — лишних картинок и слов. Также не должно быть элементов, которые могут нарушить права других лиц. Например, чужих товарных знаков. Иначе законный владелец бренда в будущем может аннулировать ваш патент.
  • Описание. Оно нужно, чтобы показать эксперту Роспатента, что именно автор разработки считает важным в дизайне. Необходимо описать каждый из элементов внешнего вида изделия, его форму, цвет, текстуру материала и так далее.
  • Чертёж — в случае, если он требуется для раскрытия особенностей дизайна разработки.

Шаг 3. Отправьте заявку в Роспатент. Это можно сделать пятью способами:

  • через «Госуслуги»;
  • через сайт ФИПС;
  • лично в окно подачи заявок по адресу: г. Москва, Бережковская набережная, дом 30, корпус 1;
  • почтой по адресу: Роспатент, Бережковская набережная, дом 30, корпус 1, г. Москва, Г-59, ГСП-3, 125993, Российская Федерация;
  • по факсу: +7 (495) 531-63-18 — в этом случае оригиналы документов нужно будет предоставить позже.

Шаг 4. Уплатить первую часть пошлины:

  • За регистрацию заявки и проведение формальной экспертизы для одного промобразца — 1700 рублей. Если вы регистрируете группу образцов, нужно заплатить 700 рублей за каждый промобразец, кроме первого в группе.
  • За проведение экспертизы по существу для одного промобразца — 3000 рублей. Если регистрируется сразу группа — 2500 рублей за каждый промобразец свыше одного.

Размер пошлин можно уменьшить на 30%, если подавать заявку в электронном виде. Дополнительную скидку можно получить, если автор и правообладатель патента — одно и то же лицо.

Шаг 5. Дождаться результатов экспертизы и решения Роспатента. Ведомство проверит разработку на соответствие двум критериям и в случае, если всё хорошо, вынесет положительное решение.

Иногда во время экспертизы Роспатент находит в заявке ошибки и неточности. Тогда эксперт направляет заявителю запрос, в котором указывает, что нужно исправить. Важно правильно и своевременно ответить на этот запрос. Если этого не сделать, высок риск получить отказ. Либо Роспатент отзовёт заявку и больше не будет её рассматривать.

На этом этапе чаще всего возникают проблемы у заявителей, которые подают документы самостоятельно. Им не хватает знаний и опыта, чтобы составить заявку по всем правилам и чтобы ответить на дополнительные вопросы, которые возникают у Роспатента в процессе экспертизы.

Шаг 6. Оплатить финальные пошлины и получить патент. Общая сумма пошлин за регистрацию и пять лет действия патента составляет 8900 рублей. В неё входят:

  • 3000 рублей — за регистрацию промышленного образца и выдачу патента в электронном виде;
  • 1700 рублей — за третий год действия патента;
  • 1700 рублей — за четвёртый год действия патента;
  • 2500 рублей — за пятый год действия патента.

По желанию можно получить патент в бумажном виде — за это нужно доплатить ещё 2000 рублей.

Действие патента нужно регулярно поддерживать в силе. При регистрации уплачивают пошлину сразу за третий, четвёртый и пятый годы действия патента. Затем госпошлину уплачивают за каждые пять лет вперёд.

Интересные факты

11 миллионов рублей компенсации за копирование упаковки

Кондитерский комбинат «Черёмушки» запатентовал упаковку для торта «Чародейка» как промышленный образец.

В 2020 году другая компания вышла на рынок с тортом «Чудофея», упаковка которого очень напоминала упаковку «Чародейки». Комбинат «Черёмушки» не мог не заметить сходства.

Чтобы подтвердить нарушение своих прав, компания обратилась в Союз дизайнеров России. Эксперты провели сравнительный анализ и решили, что дизайн «Чудофеи» — это переработка дизайна «Чародейки». Выводы экспертов подтвердил соцопрос потребителей.

Тогда комбинат «Черёмушки» подал иск в суд, чтобы прекратить нарушение прав и получить компенсацию. Суд встал на сторону компании «Черёмушки» и согласился с заявленной суммой компенсации. Он учёл выводы экспертов о схожести дизайнов, результаты соцопроса, а также то, что торт «Чародейка» появился на прилавках раньше и уже стал известным в России и за границей.

Конкурент не согласился с вердиктом суда и подал апелляционную жалобу. Но суд второй инстанции поддержал решение первой.

Товарный знак

Товарный знак — основной инструмент защиты товаров. Его регистрируют в первую очередь, в идеале — ещё до выхода на рынок. Товарный знак защищает от продажи подделок, независимо от дизайна товара. Он охраняет логотип и название, которыми маркирована продукция. Кроме того, с его помощью можно защитить фирменное наименование компании.

Товарный знак — это уникальное обозначение, которое выделяет продукты или услуги компании на рынке. Вот что можно зарегистрировать как товарный знак:

  • слово;
  • картинку;
  • сочетание слова и картинки — например, логотип, этикетку товара или её часть;
  • объёмный предмет — например, упаковку товара;
  • мелодию или видео;
  • голограмму;
  • запах или вкус (очень редко).

Товарный знак, как и промобразец, регистрируют в Роспатенте. Срок действия прав на товарный знак — 10 лет. Продлевать их можно неограниченное количество раз.

Подробнее о товарных знаках — какие есть виды, какие требования к ним предъявляют и как их зарегистрировать — рассказывали в этой статье.

Чтобы получить товарный знак, следуйте этой инструкции.

Шаг 1. Определите класс товаров и услуг, для которых вы планируете использовать товарный знак. Класс выбирают по МКТУ — Международной классификации товаров и услуг. С 1-го по 34-й класс — товары, с 35-го по 45-й — услуги.

Шаг 2. Проверьте, не занято ли название ваших товаров или услуг в выбранных классах другим лицом или компанией. Если занято, то оформить его как товарный знак вряд ли получится.

Подробно о том, как проверить товарный знак перед регистрацией, чтобы не получить отказ, мы рассказывали в этой статье Skillbox Media.

Шаг 3. Подготовьте и подайте заявку в Роспатент. Если знак прошёл проверку, можно оформлять заявку и направлять её в ведомство. Документы принимают в бумажном и электронном виде. Их можно направить теми же способами, что и документы на регистрацию промобразца.

Шаг 4. Уплатите первую часть пошлин. Чтобы Роспатент начал рассматривать заявку, нужно уплатить госпошлину за экспертизу. Её сумму рассчитывают индивидуально для каждого заявителя. Она зависит от количества классов МКТУ и формы подачи заявки (за онлайн-заявку даётся скидка 30%). Минимальный размер пошлин, если подавать документы в электронном виде, — 10 500 рублей.

Шаг 5. Дождитесь решения Роспатента. Сначала ведомство проводит формальную экспертизу — смотрит, правильно ли оформлена заявка и уплачена ли пошлина.

После этого начинается экспертиза по существу. На этом этапе Роспатент оценивает товарный знак. Эта проверка похожа на ту, что проводят до подачи заявки, чтобы узнать шансы знака пройти регистрацию.

Если знак проходит экспертизу, Роспатент выносит положительное решение и направляет его заявителю.

Шаг 6. Оплатите финальную пошлину и получите свидетельство. Сумма пошлины также рассчитывается индивидуально. Её минимальный размер, если документы поданы онлайн, — 12 600 рублей.

Интересные факты

Как селлер отстояла карточки, которые присвоил Ozon

Ольга — наша клиентка. Её бренд декоративной косметики Glow me пользуется популярностью на рынке. Продукцию можно найти на крупных маркетплейсах и в офлайн-магазинах — например, в «Золотом яблоке» и в «Лэтуаль».

Пару лет назад Ольга столкнулась с кражей товарных карточек на Ozon. При этом продавцом значился сам маркетплейс, хотя разрешения на продажу под своим брендом девушка не давала.

Ольга сделала контрольную закупку и обнаружила, что это продукция из утерянной поставки. Девушка полгода пыталась добиться, чтобы маркетплейс удалил карточки, но он отказывался это делать без официального подтверждения авторских прав на контент.

Тогда Ольга пошла другим путём. Она предъявила маркетплейсу досудебную претензию о нарушении её прав на товарный знак и приложила копию свидетельства. После этого карточки удалили, а контрафакт изъяли.

Когда нужен патент, а когда достаточно защиты авторским правом

Авторское право возникает автоматически, но, чтобы его подтвердить, лучше предоставить несколько разных доказательств. Патент на промобразец — более весомое доказательство авторства, ведь уникальность дизайна уже подтверждена Роспатентом.

С точки зрения объёма охраны авторское право защищает конкретную реализацию идеи, а патент — ещё и разные исполнения этой идеи. То есть патент охраняет дизайн более широко.

Но в некоторых случаях защита авторским правом будет оптимальным вариантом — получается выгоднее и проще. Такой случай был в нашей практике.

Клиент продавал блокноты с авторскими рисунками на обложках и хотел защитить эти рисунки от копирования с помощью патентов на промобразцы.

Наш эксперт оценил ситуацию и сделал вывод, что патентование в этом случае — довольно затратный метод. Ведь дизайнеры отрисовывают для клиента около десяти иллюстраций в неделю.

Мы предложили клиенту защиту авторским правом. То есть с каждым дизайнером он должен заключать договор на отчуждение исключительных авторских прав. Так право распоряжаться рисунками переходит нашему клиенту — он может использовать эти рисунки по своему усмотрению.

Если не заключить договор, все права остаются у автора работы — то есть у дизайнера. Он может в любое время запретить пользоваться своей разработкой или даже потребовать компенсацию за использование дизайна без его разрешения.

Мы разработали для клиента систему передачи прав от исполнителей. Теперь он владеет всеми правами на дизайн своих блокнотов. Он может распоряжаться рисунками по своему усмотрению, защищать свои права в судах и при спорах на маркетплейсах, а также не бояться претензий самих исполнителей и других лиц.

Что подойдёт именно вам: авторское право или патент на промобразец — стоит решать индивидуально. Это зависит от особенностей вашего бизнеса и дизайна продукции. Но товарный знак стоит зарегистрировать в любом случае — это основной способ защиты товаров от копирования. Даже если конкурент будет продавать товары, дизайн которых не похож на ваши, под вашим брендом, вы будете вправе это прекратить и наказать нарушителя.

Главное о защите дизайна товара от копирования

  • Авторское право не нужно регистрировать, но в случае спора придётся подтвердить его исходниками и дополнительными документами. В качестве такого доказательства можно использовать, например, свидетельство о депонировании или договор о передаче авторских прав от исполнителя.
  • Патент на промобразец нужно регистрировать в Роспатенте. Ведомство выдаст патент только на изделие, которое пройдёт проверку на новизну и оригинальность. Поэтому документ является весомым доказательством в суде.
  • Свидетельство на товарный знак, как и патент на промобразец, оформляют в Роспатенте. Товарный знак защищает дизайн логотипа и этикеток, которыми маркируются товары. Это основной инструмент защиты товаров и бизнеса от копирования.

Редакция «Бизнес» Skillbox Media рекомендует

Как узнать больше о защите прав бизнеса

Другие материалы Skillbox Media о ведении бизнеса

Подписывайтесь на Skillbox в Telegram!
Мы собрали в одном канале IT-мемы и шутки про учёбу, экспертные лайфхаки и анонсы вебинаров, информацию о курсах и истории успеха.
Подписаться
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована