Былое: «Вводились новации... Знаний я из этой школы вынесла немного»
Короткие, но яркие воспоминания об учёбе в школе 1920-х годов — эпохи сплошных экспериментов в образовании.
Былое: «Должна благодарить за то, что есть кому поучить тебя хоть ночью»
Воспоминания об уроках французского языка, начинавшихся в четыре часа утра... с обливания холодной водой.
Былое: «Дети соседей остались безграмотными, потому что не могли одолеть эту премудрость»
Отрывок из мемуаров о том, как в XIX веке детей учили читать и писать поразительным для нас способом.
Былое: «Это было почти единственное средство заработка для женщины того времени»
Из воспоминаний выпускницы Смольного института благородных девиц о гувернантках и классных дамах.
Былое: «Можно привыкнуть ко всему на свете, но только не к экзаменам»
Как всероссийский император в изгнании вспоминал свои выпускные экзамены.
Былое: как Корнея Чуковского исключили из гимназии за чужой дневник
На примере этой истории видно, насколько несправедливыми бывали наказания и какой культ отметок царил в дореволюционных гимназиях.
Былое: о дедовщине в институтах благородных девиц
Выдержать атмосферу этих специфических заведений могла не всякая девочка.
Былое: «Гоголь так дурно читает лекции в университете, что сделался посмешищем»
Преподавательская ипостась автора «Мёртвых душ» не слишком известна, но такой опыт в его жизни действительно был.
Выготский: кратко о его педагогической психологии и судьбе
Работы легендарного психолога были на десятилетия забыты официальной наукой, но всё равно стали основой для передового подхода в обучении.
Былое: «Чтение в институте не поощрялось»
Парадоксально, но в институтах благородных девиц считали, что для изучения литературы девочкам совсем не обязательно её читать.
Жан-Жак Руссо: философия образования великого мыслителя эпохи Просвещения
Его идея естественного воспитания вдохновила многих последователей, которые тоже вошли в историю педагогики.
Георг Кершенштейнер и его трудовая школа: как учитель физики изменил немецкое образование
Как педагог придумал систему создания «человека полезного» и пришёл к выводу, что деятельное обучение важнее книжных знаний.