Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Деньги Бизнес
#статьи

Что такое мультипликаторы: гайд для тех, кто хочет купить акции

Как понять, стоит ли инвестировать в компанию.

Кадр: фильм «Грязная кампания за честные выборы» / Warner Bros.

Иногда компания выглядит крупной и прибыльной, но её акции не приносят инвесторам ожидаемой выгоды. А бывает наоборот: внешне скромный бизнес оказывается недооценённым и стоимость акций быстро растёт.

Чтобы разобраться в реальном потенциале компании и понять, стоит ли в неё инвестировать, используют инвестиционные мультипликаторы. В этой статье разберёмся, какие есть мультипликаторы, как их рассчитывать и применять.


Что такое мультипликаторы

Инвестиционные мультипликаторы — это коэффициенты, по которым оценивают инвестиционную привлекательность компаний. Они показывают, насколько эффективно компании работают и используют свои ресурсы.

Предположим, что мы выбираем между акциями двух компаний. Акции стоят одинаково, но первая компания получает 10 миллионов рублей прибыли в год, а вторая — 5 миллионов рублей. На первый взгляд кажется, что первая компания очевидно привлекательнее для инвестиций: зарабатывает она больше.

Но если оценить компании с помощью мультипликаторов, может оказаться, что вторая компания привлекательнее первой. Допустим, мы использовали мультипликатор быстрой оценки: он показал, что акции второй компании недооценены на рынке, а первой — переоценены. Значит, акции второй компании могут подорожать сильнее, чем акции первой. Поэтому инвестиции в них могут быть выгоднее, хоть компания и зарабатывает меньше, чем конкурент.

Но важно понимать, что сравнивать разные компании только по одному мультипликатору неверно, особенно если это компании из разных отраслей. У каждого бизнеса свой уровень риска, скорость развития, свои подходы к управлению и так далее. Поэтому, чтобы оценить инвестиционную привлекательность компаний, обычно используют несколько мультипликаторов — в следующих разделах расскажем о пяти основных.

Рассчитывать значения мультипликаторов самостоятельно не обязательно — можно найти их на аналитических платформах, в приложениях брокеров или на ресурсах для инвесторов.

Мультипликаторы Сбербанка за последние шесть лет
Скриншот: Smart-Lab / Skillbox Media

Обычно значения мультипликаторов компании сравнивают со значениями мультипликаторов её конкурентов, чтобы понять, какой бизнес работает эффективнее.

P/E (price to earnings): мультипликатор быстрой оценки

Мультипликатор P/E — отношение рыночной цены акции к чистой прибыли на акцию; или отношение рыночной капитализации компании к её чистой прибыли за год.

P/E = Рыночная цена акции / Чистая прибыль на одну акцию

P/E = Рыночная капитализация / Чистая прибыль компании

Этот мультипликатор показывает, сколько инвесторы готовы платить за каждый рубль прибыли, приходящийся на одну акцию, — то есть как инвесторы оценивают бизнес.

Чем ниже показатель P/E, тем лучше. Например, компания «Солнышко» зарабатывает на одну акцию 9,9 рубля, а стоимость её акции — 250 рублей. А компания «Лучик» зарабатывает на акцию 7,6 рубля при стоимости одной акции 130 рублей.

P/E «Солнышка» = 250 / 9,9 = 25,3; P/E «Лучика» = 130 / 7,6 = 17,1. Более низкий P/E «Лучика» означает, что сейчас акции «Лучика» недооценены и покупать их выгоднее, чем акции «Солнышка».

Но мультипликатор P/E не всегда объективен. Например, сейчас компания может активно вкладываться в расширение бизнеса — это временно снижает её прибыль и, соответственно, увеличивает показатель P/E. Судя по этому мультипликатору, вкладываться в компанию невыгодно. Но в будущем, после расширения, доходы бизнеса увеличатся, P/E снизится, и компания станет привлекательной для инвесторов.

Другая компания может показывать низкий P/E благодаря разовому крупному контракту, который временно увеличил её прибыль. Но в будущем, когда контракт завершится, а прибыль вернётся к обычному уровню, показатель P/E может значительно вырасти — бизнес потеряет инвестиционную привлекательность. Поэтому лучше анализировать этот мультипликатор в динамике.

Также мультипликатор P/E используют, чтобы оценить, за сколько лет окупятся вложения, если инвестор приобретёт весь бизнес.

Например, годовая чистая прибыль компании — 15 миллионов рублей, а её рыночная капитализация — 150 миллионов рублей. Делим 150 на 15, получаем P/E = 10. Это значит, что бизнес окупится за 10 лет, — при условии, что он будет продолжать приносить 15 миллионов каждый год.

Мультипликатор P/E бессмысленно применять к убыточным компаниям и к компаниям, которые только вышли на рынок. В первом случае показатель будет отрицательным — это сделает невозможным его интерпретацию. Во втором случае показатели прибыли сильно колеблются — P/E не сможет корректно отразить перспективность бизнеса.

P/S (price to sales): мультипликатор выручки

Мультипликатор P/S — отношение рыночной цены акции к выручке на одну акцию; или отношение рыночной капитализации компании к её выручке за год.

P/S = Рыночная цена акции / Выручка на одну акцию

P/S = Рыночная капитализация / Выручка компании

Этот мультипликатор показывает, сколько инвесторы готовы платить за каждый рубль выручки компании. Например, если рыночная капитализация компании 75 миллионов рублей, а выручка — 39 миллионов рублей, тогда P/S = 75 / 39 = 1,9. Это значит, что за каждый рубль выручки инвесторы готовы заплатить 1,9 рубля.

Мультипликатор P/S используют, чтобы найти на рынке недооценённые компании, у которых есть потенциал для роста. Чем ниже P/S одной компании относительно другой, тем выгоднее она для инвесторов: тем больше её потенциал. В идеале P/S должен быть от нуля до единицы, но значение меньше 2 тоже считается нормой.

Мультипликатор P/S лучше использовать для сравнения компаний из одной отрасли и с одним уровнем маржинальности. Так, в высокомаржинальных отраслях — например, в IT или фармацевтике — допустимы более высокие значения P/S, чем в розничной торговле или производстве.

P/S можно использовать для анализа компаний, которые только вышли на рынок: в отличие от прибыли, на которую ориентируются при расчёте мультипликатора P/E, выручка не может быть отрицательной.

P/S не учитывает, насколько эффективно компания превращает выручку в прибыль. Например, у двух компаний с одинаковым P/S может быть разный уровень расходов и долговая нагрузка — это влияет на инвестиционную привлекательность компаний, но P/S этого не отражает.

P/BV (price to book value): мультипликатор стоимости активов

Мультипликатор P/BV — это отношение рыночной цены акции к стоимости активов, приходящихся на одну акцию; или отношение рыночной капитализации к балансовой стоимости активов компании.

P/BV = Рыночная цена акции / Стоимость активов на одну акцию

P/BV = Рыночная капитализация / Балансовая стоимость активов

Например, если рыночная капитализация компании — 200 миллионов рублей, а балансовая стоимость активов — 150 миллионов рублей, P/BV = 200 / 150 = 1,33.

Этот мультипликатор показывает, сколько на рынке стоит один рубль балансовой стоимости компании:

  • Если P/B > 1 — стоимость бизнеса оценивается выше балансовой стоимости его активов. Это значит, что акции компании могут быть переоценены.
  • Если P/B < 1 — стоимость бизнеса оценивается ниже балансовой стоимости его активов. Это значит, что акции компании могут быть недооценены.
  • Если P/B = 1 — стоимость бизнеса равна его балансовой стоимости.

С помощью P/BV можно выявить недооценённые компании, стоимость активов которых превышает рыночную стоимость самих компаний.

P/BV целесообразно использовать для сравнения компаний с большим количеством материальных активов — например, для сравнения банков, строительных и производственных компаний.

P/BV не подходит для сравнения компаний, в которых много нематериальных активов: авторских прав, ПО, промышленных образцов, изобретений. В этом случае P/BV в большинстве случаев будет выше единицы, но это ничего не скажет о реальной инвестиционной привлекательности компании.

EV/EBITDA: мультипликатор операционной эффективности

EV (enterprise value) — справедливая стоимость компании. Чтобы её рассчитать, нужно прибавить к рыночной капитализации все долговые обязательства компании и отнять доступные денежные средства.

EV = Рыночная капитализация + Долги компании − Доступные денежные средства компании

EBITDA (earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) — прибыль компании до вычета процентов по кредитам, налогов, износа и амортизации. Подробнее о показателе рассказывали в этой статье Skillbox Media.

EBITDA = Чистая прибыль + Налоги + Проценты по кредитам + Расходы на амортизацию

Мультипликатор EV/EBITDA — это отношение справедливой стоимости компании к прибыли до вычета расходов.

Допустим, рыночная капитализация компании — 12 миллионов рублей, в кассе есть 2,6 миллиона рублей, а долги составляют 600 тысяч рублей. Тогда EV = 12 миллионов + 600 тысяч − 2,6 миллиона = 10 миллионов рублей.

Чистая прибыль компании — 1,5 миллиона рублей за год, а налоги и расходы на амортизацию — 1 миллион рублей. EBITDA = 1,5 миллиона + 1 миллион = 2,5 миллиона рублей. Получается, мультипликатор EV/EBITDA = 10 / 2,5 = 4.

По принципу оценки EV/EBITDA схож с мультипликатором P/E: чем меньше значение, тем лучше; если значение отрицательное — значит, компания убыточная.

Но по мультипликатору EV/EBITDA, в отличие от P/E, можно сравнивать компании из разных отраслей и на разных этапах развития. В этом случае мультипликатор даёт более объективную оценку — он учитывает долги компании и её способность зарабатывать до вычета налогов и других расходов. Это позволяет понять, насколько эффективно работает бизнес независимо от своих обязательств.

Также значение EV/EBITDA показывает, за какое время бизнес окупится при текущем уровне прибыли. Например, в примере выше компания окупится за четыре года.

EPS (earnings per share): мультипликатор оценки потенциальной прибыли

Мультипликатор EPS — отношение чистой прибыли компании к количеству выпущенных акций.

EPS = Чистая прибыль / Количество акций

EPS показывает, сколько чистой прибыли компании приходится на одну акцию. Например, чистая прибыль компании — 7 миллионов рублей, на фондовом рынке обращается 900 тысяч акций компании. Тогда EPS = 7 миллионов / 900 тысяч = 7,8 рубля. То есть прибыль на одну акцию составляет 7,8 рубля.

Не стоит путать прибыль на одну акцию и дивиденды. Дивиденды — это часть прибыли, которую распределяют между инвесторами, а EPS — это финансовый показатель, по которому оценивают инвестиционную привлекательность бизнеса.

По значениям EPS нельзя сравнивать компании между собой. Этот мультипликатор используют, чтобы оценивать динамику в рамках одной компании: смотреть, как менялась прибыль на акцию в разные периоды.

Например, если EPS компании падает, это значит, что дела у компании идут не очень, цена акций может снижаться. Если EPS растёт, значит, компания развивается — котировки акций могут расти.

Какие ещё мультипликаторы можно учитывать

Кроме перечисленных мультипликаторов, есть и другие. Их также используют для оценки инвестиционной привлекательности компаний. Вот некоторые из них.

ROE (return on equity) — рентабельность собственного капитала. Показывает, сколько копеек возвращает каждый рубль, вложенный собственником в бизнес, — то есть насколько эффективно компания использует собственный капитал для генерации прибыли.

ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал × 100%

Чем выше ROE компании, тем привлекательнее она для инвестирования.

Также показатели ROE сравнивают с доходностью безрисковых активов — например, облигаций федерального займа или банковских вкладов. Если ROE компании ниже ставок по безрисковым активам, значит, бизнес невыгодный.

ROA (return on assets) — рентабельность активов. Показывает, насколько эффективно бизнес использует свои ресурсы.

ROA = Прибыль до налогообложения / Стоимость активов × 100%

В отличие от ROE, при расчёте которого учитывают только собственный капитал, ROA отражает общую эффективность использования всех ресурсов компании — включая заёмные средства. Чем выше ROA, тем успешнее компания генерирует прибыль.

Debt/EBITDA. Показывает соотношение между общим долгом компании и её прибылью до вычета процентов, налогов, износа и амортизации (EBITDA). То есть позволяет определить, сколько лет понадобится компании, чтобы рассчитаться по всем долгам, если она будет получать текущую прибыль.

Debt/EBITDA = Общий долг компании / EBITDA

Чем ниже этот показатель, тем меньше у компании долговая нагрузка в отношении к прибыли. Нормальное значение этого мультипликатора — 1–2. Высокое значение Debt/EBITDA — больше 2 — говорит о том, что компания перегружена долгами и может испытывать трудности с их обслуживанием.

Главное о мультипликаторах в 3 пунктах

  • Инвестиционные мультипликаторы — это показатели, по которым инвесторы оценивают привлекательность бизнеса для инвестиций. С помощью мультипликаторов разные компании можно сравнить не только по их масштабу и прибыльности, но и по эффективности использования ресурсов.
  • Видов мультипликаторов много — анализировать инвестиционную привлекательность компании нужно по совокупности нескольких. Также нужно сравнивать эти показатели с показателями других компаний.
  • Мультипликаторы лучше использовать для сравнения компаний, находящихся примерно на одном этапе развития и работающих в одной отрасли, — иначе результат анализа может быть некорректным.

Как узнать больше об инвестициях

Другие статьи Skillbox Media об инвестициях и финансовой грамотности

В какой диджитал-профессии вы добьётесь успеха?

👩‍💻 Разработка, дизайн, маркетинг или менеджмент? Пройдите бесплатный курс и узнайте ответ.

Узнать →
Научитесь: Личные инвестиции Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована