Маркетинг
#статьи

Тёмные искусства. Всё, что нужно знать о ботах и накрутках в социальных сетях

Есть ли польза от ботов? Как на них реагируют Instagram и другие соцсети? И почему от «мёртвой» аудитории всё-таки лучше избавляться?

Кадр: сериал «Настоящие люди»

Анатолий Милов

Интернет-предприниматель, маркетолог, сооснователь сервиса для анализа аудитории InstaHero.

Сайт: InstaHero

Каждый месяц фразу «накрутка Instagram*» ищут в «Яндексе» пять тысяч раз. Но боты и накрутки в соцсетях — инструмент спорный и опасный. В материале мы подробно разберём:


Что такое боты и какими они бывают

Бот — это компьютерная программа, которая выполняет действия через интерфейсы, предназначенные для людей. Как технология боты полезны для бизнеса. Чат-боты банков уже обрабатывают около 65% запросов клиентов. Другой пример — голосовые помощники «Алиса» и Siri: алгоритмы активируются по ключевой фразе и находят нужную информацию после голосовой команды.

Боты также могут навредить. Их используют для DoS-атак на интернет-магазины, с помощью ботов заражают компьютеры пользователей. Ссылка с бесплатным фильмом может оказаться ботом-стиллером, цель которого — завладеть персональными данными.

В этой статье мы поговорим о ботах мира соцсетей. И для начала разделим их на два условных лагеря.

«Полезные»

  • Чат-боты — для общения с клиентами и подписчиками в соцсетях. Они распространены в VK и Telegram. В них также можно настроить рассылку сообщений для подписчиков.
  • Боты с полезным контентом. Предлагают фильмы на вечер, конвертируют файлы и генерируют мемы. Такие решения сегодня популярны в Telegram.
  • Боты-модераторы. Автоматически удаляют нецензурную лексику и оскорбления в соцсети.

«Вредные»

  • Клик-боты — скрипты, которые генерируют вредоносные переходы по контекстной рекламе. Их цель — неэффективно потратить бюджет рекламодателя. Сегодня кликфрод — это глобальная проблема. Только за 2020 год компании по всему миру потеряли из-за него около 23,7 млрд долларов.
  • Спам-боты. Вы наверняка знаете их по Instagram*. Такие боты часто рассылают не только бесполезный, но и мошеннический контент. Например, собирают деньги под видом благотворительности.
  • Роботы, которые имитируют активность живых пользователей. Они подписываются, лайкают и комментируют публикации. Относятся к серым инструментам продвижения в соцсетях. Именно о них мы поговорим подробнее и расскажем, стоит ли ими пользоваться.

Заинтересовали чат-боты, но не знаете, как они работают? В Skillbox Media есть подробный гайд о том, какими бывают такие программы и как создать бот без программиста.

Когда можно использовать ботов. Теоретически

Мы в InstaHero не поддерживаем использование ботов, которые имитируют действия настоящих пользователей. Но в этом разделе рассмотрим случаи, когда такие программы теоретически можно использовать.

Во всех случаях лучше всего подойдут не боты, а офферные подписчики. Это реальные люди, которые подписываются и комментируют ваши публикации. Да, они делают это не из интереса к вам, а за деньги. Но их активность выглядит правдоподобнее, чем у ботов из Южной Америки.

Так работает сервис подписки в Telegram. Живые люди подписываются на канал и смотрят посты — это позволяет увеличить цены на рекламу
Скриншот: бот «Деньги за задания»

Управление репутацией бизнеса. Бывает так, что бизнес попадает в неприятные ситуации. И тогда помощь от ботов в комментариях может быть полезной. Такие ситуации можно разделить на две группы. Первая — проблемы с качеством товара, вторая — скандалы. Часто вместо ботов используют оплаченные комментарии от реальных людей.

Сначала посмотрим, как это работает при проблемах с качеством товара. Вы продаёте чехлы на iPhone, и вся партия побилась при отгрузке. Вы получаете десятки отрицательных отзывов в Instagram*. В этом случае можно использовать «фейковые» комментарии.

Не стоит обманывать потребителя и говорить «вы врёте, у нас всё хорошо». Но написать комментарий «заказывал у них месяц назад, всё было хорошо» — допустимо.

Новый покупатель не будет разбираться, кто виноват в браке. Если он увидит много негатива, просто уйдёт в другой магазин. Чтобы этого не произошло, он должен увидеть две вещи: положительные комментарии от покупателей и ответ вашей компании на отрицательные отзывы. Лучше всего, если это будут извинения и сообщение о том, что к вам уже приехала новая партия товара и вы готовы заменить брак.

Вторая группа ситуаций, когда используют ботов или оплаченные комментарии, — скандалы. Скандалы приводят к репутационным потерям. С этим в основном сталкиваются крупные компании, а репутация бизнеса может сказаться на продажах.

Борясь за репутацию, компании могут отстаивать свою точку зрения с помощью массовых комментариев. В таком случае реплики стараются прописывать самостоятельно, чтобы они выглядели естественно.

Если во время конфликта ваш бренд постоянно оскорбляют или просто ругаются матом в комментариях, можно запустить фильтрацию сообщений. Эта функция реализована в некоторых сервисах — например, в нашем InstaHero. Вы можете автоматически удалять нецензурные слова и создать свой список стоп-слов для автоматической очистки.

Запуск таргетированной рекламы. Ещё один случай, когда боты допустимы, — продвижение аккаунта без подписчиков. Некоторые SMM-специалисты говорят, что пользователи хуже реагируют на рекламу таких аккаунтов. Срабатывает психологический фактор: «профиль не востребован, значит, и я на него не подпишусь».

Нам в InstaHero не попадались A/B-тесты, которые бы прямо это доказывали, но перестраховаться можно. Перед началом рекламной кампании допустимо купить 100–200 подписчиков. Это снизит риск, что новые подписчики будут обходиться дорого.

Вы используете ботов и накрутки: чем это опасно

Самые опасные боты — так называемые технические. Это программы, которые генерируют лайки и односложные комментарии под нужной записью. От них пользы ни бизнесу, ни личному блогу не будет никогда. Если вы используете ботов, доверие и активность пользователей упадут, а аккаунт могут заблокировать. Ниже мы подробно поговорим об опасностях и недостатках таких программ.

Бан аккаунта. Instagram* хорошо распознаёт неестественную активность. Мы знаем случай, когда пользователь захотел раскрутить личный блог и купил для этого десятки комментариев на сомнительной бирже.

После этого он получил предупреждение за нарушение правил, а ещё через месяц — бан аккаунта навсегда. При этом блогер вложился и в честные методы продвижения, он успел потратить десятки тысяч рублей на таргетированную рекламу.

Конкуренты тоже могут «налить» ботов, чтобы добиться блокировки аккаунта. Если вы видите накрутки от конкурентов, стоит сделать аккаунт приватным на день. Либо просто поменять одну букву в никнейме — тогда кампания против аккаунта остановится. Ник вы легко вернёте обратно, он закреплён за вами 14 дней после замены.

Боты бесполезны. Подписчиков покупали десять лет назад. Тогда можно было впечатлить друзей или попытаться обмануть рекламодателей. В 2022 году в этом нет никакого смысла.

Если вы блогер, покупка ботов сыграет против вас. Любой адекватный рекламодатель будет ориентироваться на ER и ERR сторис и постов. Он увидит, что вовлечённость у профиля низкая. А для брендов количество подписчиков не является целью — им нужны продажи продукта и лояльность потребителей.

Снижение доверия обычных пользователей. Комментарии, купленные на бирже ботов, всегда хорошо заметны. Как правило, они неестественные и однотипные, потому не вызывают доверия. Кроме того, может не совпадать аудитория. Если вы продаёте автомобили в Москве, а комментарии вам пишут подростки из регионов, это вызовет вопросы.

Снижение активности в ленте. Алгоритмы Instagram* реагируют на активность: на лайки, комментариях и быстрые реакции в сторис — и исходя из этого приоритизируют посты в ленте. Боты же вредят органическому продвижению. Instagram* увидит, что к вам пришли новые пользователи, но они не активны. Это может стать сигналом, что ваш контент неинтересен, и соцсеть пессимизирует его в лентах читателей.

Отметка о мошенничестве в Telegram. Многие рекламодатели в Telegram пользуются сервисами аналитики — например, Telemetr или TGstat. Такие сервисы анализируют активность канала и, если подозревают его в нечестном продвижении, ставят отметку о ботах. Рекламу на канале с накруткой очень трудно продать.

Такая отметка вряд ли привлечёт рекламодателей
Источник: Telemetr.me

Как найти ботов и очистить от них аккаунт

Советы из этого раздела пригодятся вам в двух случаях. Первый — вы хотите очистить свой канал от «мёртвой» аудитории. Второй — вам нужно проверить страницу блогера, у которого вы заказываете рекламу.

В аккаунтах до тысячи подписчиков оценить число ботов и удалить их можно вручную.

Вот типичные признаки ботов:

  1. Хаотичный набор букв в никнейме. Либо наоборот — слишком типичные имена, часто иностранные. Роберт Джексон из Австралии вряд ли является реальным подписчиком магазина косметики из Санкт-Петербурга.
  2. Вместо реальных фотографий — картинки с фотостоков, а под ними — однотипные комментарии вроде «Отличный пост!».
  3. Большое количество подписчиков на пустом аккаунте. Фолловеры — те же пустые страницы фейковых пользователей.

Чтобы сократить время на поиск ботов, можно воспользоваться автоматическими сервисами, такими как InstaHero. Они чистят аккаунт от ботов, массфолловеров и неактивных профилей, чьи владельцы давно забросили страницу.

Работу стоит начать с анализа аккаунта. Он покажет, какой процент аудитории — реальные юзеры, а какой — мёртвые аккаунты и боты.

Скриншот: сервис InstaHero

После анализа переходим к чистке. Вам не обязательно удалять пользователей по рекомендациям сервиса. Вы можете задать параметры самостоятельно, чтобы случайно не удалить активный профиль. Для этого доступны гибкие фильтры по стоп-словам, показателям активности аккаунта и наличию переписки в Direct.

В Skillbox Media есть обзор сервисов для удаления ботов в Instagram*. Пять популярных программ мы разбираем здесь.

Скриншот: сервис InstaHero

Для «ВКонтакте» хорошо работает сервис AntiDogs. Он выгружает список так называемых «собачек» — заблокированных или удалённых профилей.

Чистка списка аккаунтов «ВКонтакте» также может потребоваться при запуске таргетированной рекламы. Например, если вы собираете аудиторию с помощью парсинг-сервиса, такого как Barkov.net.

Из готовой аудитории стоит удалить «офферных» подписчиков — тех, что подписываются только за вознаграждение, иначе вы зря заплатите за их просмотры. Все функции для этого доступны в том же Barkov.net.

В Telegram хорошо работает Crosser Bot (в марте 2022 года сервис был взломан, и через него рассылали спам. По состоянию на 10 марта 2022 года его ещё не починили. — Ред.). Crosser Bot чистит подписчиков по нескольким критериям:

  • «Очистка недавних» или «По дате вступления» — позволят избавиться от подписчиков, которые пришли на канал в выбранные дни и часы. Например, это поможет, если конкурирующий канал накрутил вам ботов.
  • «Очистка подписчиков с RTL-символами». Удаляет юзеров с символами иврита и арабского языка в именах. Такие пользователи в русскоязычных каналах — в большинстве случаев боты.
  • «Очистка по категориям». Удаляет неактивных подписчиков. Например, тех, кто уже месяц не заходил в Telegram.

Главное

  • Боты — это программы, которые имитируют действия живого человека.
  • Использовать ботов не рекомендуется, но иногда они могут принести пользу. Например, наполнить пустой аккаунт перед запуском таргетированной рекламы, дать массовый ответ на скандал или на комментарии о низком качестве товара — но только если компания уже решила проблемы с качеством.
  • Боты опасны: аккаунт могут забанить, активность в ленте снижается, подписчики меньше доверяют каналу. К тому же накрутка подписчиков и комментариев почти всегда бесполезна.
  • Аккаунт до тысячи подписчиков можно очистить от ботов вручную. Для автоматической очистки есть специальные сервисы.

Что ещё почитать в Skillbox Media об инфлюенс-маркетинге и SMM


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook* и Instagram* на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Научитесь: Профессия SMM-специалист Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована