Важное о спаме для пользователя и маркетолога: какой бывает спам и что грозит нарушителям
Всё, что нужно знать о спаме. По каким каналам его рассылают, где берут контакты — и какие риски он с собой несёт.
Кадр: сериал «Чудотворцы»
Со спамом сталкивается большинство пользователей — согласно опросу Национального агентства финансовых исследований, в мае — июне 2021 года 89% россиян получали спам-звонки. По данным Kaspersky, почти половина всех писем на email тоже относятся к спаму.
В этом материале Skillbox Media разберёмся:
- что такое спам;
- какие виды спама существуют;
- по каким каналам рассылают спам и где берут контакты;
- как бороться со спамом;
- чем рассылка спама опасна для бизнеса.
Что такое спам
Спам — рассылка информации без согласия получателей. Обычно под спамом понимают навязчивую рекламу или «письма счастья» с предложением перейти по сомнительной ссылке. Но даже обычная email-рассылка будет спамом, если получатели не дали согласия на её получение.
Вот несколько примеров спама:
- листовка с рекламой суши-бара в почтовом ящике;
- SMS от «друга», который просит перевести 50 тысяч рублей;
- email, в котором сообщают о выигрыше и просят перейти по ссылке.
Также спамом считают сообщения, опубликованные в открытом доступе, — если они не относятся к теме обсуждения. Например, спамом будет комментарий со ссылкой на сайт клининговой службы под постом о концерте.
Термин «спам» — сложносокращённое слово. Предположительно, оно произошло от английского spiced ham, или «ветчина со специями».
Вот история возникновения термина. В 1936 году американская фирма Hormel Foods дала одному из своих продуктов, консервированной свинине, новое название — SPAM. Консервы активно рекламировали, много раз упоминая их название. Во время Второй мировой войны их поставляли американской и союзническим армиям.
В 1970 году британская комик-группа «Монти Пайтон» выпустила скетч под названием Spam, в котором обыграла повсеместную рекламу консервов. В 1986 году в компьютерной сети Usenet один из пользователей массово рассылал рекламу финансовой пирамиды, а другие пользователи разглядели в назойливой рекламе ассоциации со скетчем Spam. Так термин «спам» начал ассоциироваться с надоедливой нежелательной информацией.
Какие виды спама существуют
Спам можно условно разделить на безопасный и опасный для получателей.
Безопасный спам раздражает, но не вредит пользователю. Безопасным спамом могут быть:
- Реклама товаров и услуг. Спамеры могут предлагать скидки или рассказывать о преимуществах продукта. Их цель — продать товар или услугу как можно большему количеству людей. Реклама считается спамом, если приходит в личные сообщения или на почту, а пользователь не давал на это согласия.
- «Письма счастья». Это сообщения в духе «перешли это письмо десяти друзьям, и твоё желание исполнится». Их отправляют ради забавы или чтобы расширить базу контактов.
- Манипулятивные сообщения. В них не просят совершать какое-то действие, а рассказывают о продукте, явлении, компании. Цель такого спама — сформировать общественное мнение о чём-то или о ком-то. Например, скомпрометировать конкурентов.
Опасный спам вредит пользователю — из-за него можно лишиться денег. Опасным спамом могут быть:
- Фишинговые письма. Такие сообщения рассылают, чтобы завладеть личными данными получателя. Например, узнать номер банковской карты и код на обратной стороне, чтобы списать деньги. Сообщения часто маскируют под рассылки банков и сервисов.
- Сообщения с вредоносными ссылками. Такие сообщения тоже могут маскировать под рассылки сервисов или под сообщения от друзей. Цель спамеров — чтобы получатель перешёл по ссылке или скачал файл. Тогда на устройство попадёт вирус, который может перехватить данные карты или предоставить мошеннику удалённый доступ к системе.
- Рассылки от мошенников. Цель спамеров — выйти на диалог с получателем и получить от него деньги. Для этого могут использовать сообщения о выигрыше в лотерею, о получении наследства или о лёгкой работе с большим доходом. Всем, кто заинтересовался рассылкой, мошенники предлагают оплатить комиссию — и пропадают с деньгами.
По каким каналам рассылают спам и где берут данные
Каналов распространения спама много. Например, пользователи получают спам-звонки, SMS-сообщения, личные сообщения в мессенджерах, соцсетях и разных сервисах. Публичный спам публикуют в комментариях на сайтах, на форумах, в обсуждениях в социальных сетях.
Как спамеры находят контакты? Есть пять способов:
Парсинг. Парсинг — автоматизированный сбор данных из открытых источников. Спамеры могут собирать, например, номера телефонов и email-адреса, опубликованные на сайтах и страницах в соцсетях. А ещё — данные тех, кто подписан на сообщества конкурентов, или участников тематического чата в Telegram.
Взлом баз данных. Хакеры могут взламывать базы данных сервисов и извлекать из них контакты пользователей. Такое случается редко, потому что базы обычно надёжно защищены. Ещё хакеры могут взламывать аккаунты пользователей — и использовать контакты тех, с кем они переписывались.
Утечки данных. В крупных компаниях часто случаются утечки данных — те попадают в открытый доступ. Например, в 2022 году в Сеть попали данные 50 миллионов заказов в сервисе «Яндекс.Еда». Спамеры могут использовать эти данные для рассылок.
Покупка баз. Люди, которые организуют утечки или взламывают базы данных, продают контакты пользователей спамерам. Иногда такие базы можно получить бесплатно, если их выкладывают в открытый доступ.
Генерация контактов. Существуют программы, которые генерируют номера телефонов или email-адреса из случайных наборов цифр и букв. Большая часть контактов оказывается недействительной. Но спамеры пользуются теми, которые программы случайно угадали.
Все эти способы незаконны, за них могут наказать. Например, за взлом базы данных могут оштрафовать на сумму до 200 тысяч рублей.
Единственный законный способ получить контакты пользователей для рассылки — собрать их самому и взять с получателей согласие на получение рассылки и на обработку персональных данных. Сообщения, полученные с согласия пользователей, — не спам. Подробнее о том, как отправлять законные рассылки, можно почитать здесь.
Как бороться со спамом: предотвратить и остановить
Защититься от спама можно и заранее, и если он уже поступает.
Чтобы вам не присылали спам, старайтесь не выкладывать свои контакты в открытый доступ и не использовать их для регистрации в сомнительных сервисах. Если нужно регистрироваться на многих площадках, можно завести отдельный номер телефона и почту для этого. Тогда, даже если случится утечка данных, спам будет поступать на почту, которой вы не пользуетесь.
Методы борьбы со спамом зависят от того, по каким каналам он поступает и от кого. Вот самые популярные способы защиты:
Жалобы. Если вам звонят из крупной компании, можно пожаловаться на спам в ФАС. Или сказать звонящему, что не давали согласия на обработку персональных данных и обратитесь в ФАС, если вам ещё раз позвонят. Пожаловаться на спам можно также самим платформам, на которых его рассылают, — соцсетям, мессенджерам, почтовым провайдерам. А на сайте ФАС есть форма для жалоб операторам связи на номера, с которых поступают нежелательные звонки и SMS.
Блокировки спамеров. Этот метод борьбы работает, если вам звонят, пишут в соцсетях и мессенджерах. Помимо блокировки, в соцсетях можно задать настройки, чтобы вам могли писать только друзья. Спамеры не будут тратить время на то, чтобы добавиться к вам.
Специальные сервисы. Существуют сервисы, которые проверяют номера входящих вызовов по базам. И блокируют нежелательные звонки или помечают их как подозрительные. Например, «Определитель номера» от «Яндекса» предупреждает о нежелательном звонке, а Getcontact блокирует звонки с номеров, которые отмечены пользователями как спам.
Кроме того, для борьбы со спамом желательно игнорировать его и не отвечать на подозрительные письма и сообщения. Если проявите активность, спамеры могут начать присылать ещё больше сообщений.
Чем спам опасен для бизнеса
Бизнес, который использует спам для продвижения товаров или услуг, подвержен рискам двух видов: техническим и юридическим.
Технический — риск того, что аккаунты для рассылки заблокируют. Возможны два варианта блокировки:
- Автоматическая блокировка. Она есть в соцсетях и у почтовых провайдеров. Там работают алгоритмы, которые отслеживают активность пользователей и ограничивают работу аккаунтов, с которых рассылали множество однотипных сообщений.
- Ручная блокировка. Она есть у операторов связи, почтовых провайдеров, в соцсетях и мессенджерах. Если пользователи массово жалуются на спам, модераторы, алгоритмы или администрация площадки проверяют активность аккаунта. И блокируют его, если видят незаконную рассылку.
Юридический — риск того, что за спам оштрафуют. Это произойдёт, если пользователь пожалуется на звонки или рассылку в ФАС. За одно сообщение, которое выслали без согласия получателя, юридическое лицо могут оштрафовать на 500 тысяч — так работает закон «О рекламе». Прецеденты уже были — например, суд признал виновным не только того, кто рассылал сообщения, но и службу электронной почты Mail.ru.
Главное о спаме в пяти абзацах
Спам — рассылка сообщений без согласия получателей. Чаще всего термин употребляют, когда описывают навязчивую рекламу.
Спам можно условно разделить на две группы: безопасный и опасный. Безопасный — например, реклама или «письма счастья» — не вредит получателю. Из-за опасного спама — например, SMS с вредоносными ссылками — можно лишиться денег.
Спамеры могут звонить, отправлять сообщения в мессенджеры и соцсети, рассылать SMS. Контакты для рассылки они ищут с помощью парсинга, взломов, генерации — или покупают базы с номерами телефонов.
Чтобы вам не присылали спам, не выкладывайте контакты в открытый доступ и не используйте их для регистрации в разных сервисах — или заведите для этого отдельную почту. Если спам уже поступает, можно заблокировать отправителя, пожаловаться в ФАС или оператору связи. А ещё использовать специальные сервисы, которые будут автоматически блокировать нежелательные звонки.
Спам несёт с собой технические и юридические риски для бизнеса. Технический риск — блокировка аккаунтов, с которых рассылают спам. Юридический — штрафы за незаконные рассылки.
Как узнать больше о законах, регулирующих маркетинг в России
- Федеральный закон «О рекламе» определяет, как можно рекламировать товары и услуги. Например, он запрещает использовать спам — рассылать сообщения без согласия абонентов. В этом материале мы подробно рассказали о законе и последствиях для тех, кто его не соблюдает.
- Чтобы рассылки были законными, важно брать согласие не только на их получение, но и на обработку персональных данных. Прочитайте гайд по персональным данным: мы рассказали, что это такое и как с ними работать, и предложили шаблоны документов.
- По закону нужно предупреждать пользователей, если вы собираете на сайте cookies. В этом материале можно узнать, почему это необходимо, как правильно обрабатывать полученные данные — и что будет, если не спрашивать разрешения пользователей.
- Если вы хотите изучить интернет-маркетинг, в Skillbox есть курс «Интернет-маркетолог с нуля 2022». Студентов учат разрабатывать стратегии продвижения, запускать эффективные рекламные кампании и работать с репутацией бренда.
Материалы Skillbox Media о рекламе в интернете
- Что такое тизерная реклама, кому она подходит и как её настроить
- Главное о рекламе в Telegram: как выбирать каналы для размещения и оценивать эффективность
- Секреты вирусного видео: чем хороша такая реклама, какой она бывает и как получить с её помощью большой охват
- Как узнать, сколько стоит реклама в «Директе»: инструкция по прогнозу бюджета
- Как работают бесплатное продвижение и реклама на Wildberries: гайд для селлеров