Как освоить SMM и таргетинг, ведя два бизнес-проекта: история Екатерины Донченко
Екатерина совмещает управление бизнесом с обязанностями SMM-специалиста и таргетолога. Она поделилась секретами своей продуктивности.
Иллюстрация: личный архив Екатерины Донченко / ijeab / rawpixel / freepik / Freepik / Bailey Anselme / Diego / Alex Talmon / Bailey Anselme / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media
Екатерина Донченко
Россия, Петрозаводск
Пройденные курсы
Достижения
Ведёт аккаунты двух проектов: спа-студии и собственного бизнеса по сдаче гостевых домов. Также работает таргетологом в проекте по пошиву постельного белья.
Екатерина рассказала
- как познакомилась с SMM-менеджментом;
- почему для учебной практики полезно брать реальные проекты;
- как обожглась, однажды делегировав задачи таргетологам;
- в чём состоит секрет грамотного тайм-менеджмента;
- что помогает ей справляться с прокрастинацией.
От релакс-студии до семейного бизнеса коттеджей: как и зачем мне понадобились знания по SMM
Четыре года назад я открыла релакс-студию в своём городе: мы предлагали клиентам разные СПА-программы, виды массажей, косметологические процедуры и другие услуги.
Тогда я ещё плохо представляла, как грамотно вести социальные сети и эффективно привлекать посетителей. Да и скажу честно: мне не очень хотелось во всё это вникать. У меня просто не было времени и сил, ведь я тогда выполняла роль и администратора, и руководителя: записывала клиентов, следила за сотрудниками, разбиралась с бумагами и делала многое-многое другое…
Поэтому для продвижения релакс-студии в соцсетях я наняла SMM-специалиста. Наше сотрудничество строилось так: в начале месяца я давала ей указания — говорила, о каких услугах нужно писать в постах. Опиралась почти всегда на особенности сезона: например, летом просила активно рекламировать антицеллюлитный массаж как способ подготовки к пляжному отдыху.
В такой связке мы проработали три года. SMM-специалист занималась всем контентом, а я лишь публиковала его по плану. Иногда мы совместно организовывали фотосъёмку для визуального наполнения страницы.
Так продолжалось до тех пор, пока в конце лета 2023 года у меня не появился новый, семейный проект — Karjala Apartments, бизнес по сдаче гостевых домов в аренду.
На старте проекта Karjala Apartments у нас в команде было всего четыре человека. Имея ограниченный бюджет, мы разумно подходили к тратам и понимали, что позволить себе нанять SMM-специалиста пока не можем. Тем более сезон отдыха — лето — уже заканчивался и поток клиентов уменьшался.
Поэтому я решила, что попробую заняться соцсетями сама, и подошла к задаче основательно — купила курс по SMM-менеджменту. Единственное, с чем попросила помочь своего специалиста из релакс-студии, — оформить группу с коттеджами.
«Я продала студию и устроилась туда же SMM-специалистом»: о процессе обучения и о его итогах
Важный факт обо мне: прежде чем открыть свою студию и стать предпринимателем, я училась на финансовом факультете. Этот опыт здорово помог мне при запуске собственного бизнеса и даже пригодился в дальнейшем, когда я начала погружаться в сферу SMM.
Например, SMM-специалисту, как и финансисту, нужно уметь анализировать статистические данные о людях и их активности.
Все практические задания курса я выполняла на основе личных проектов: как по мне, так гораздо интереснее. А ещё дольше сохраняется позитивный настрой и мотивация. Хочется прикладывать усилия и не отлынивать от учёбы.
Например, в первых модулях на курсе нам рассказывали, как работать с целевой аудиторией и статистикой, а также как анализировать конкурентов. Проект по сдаче домов в тот момент только запускался, никаких данных по нему у меня ещё не было, так что практические задания я выполняла на основе данных своей спа-студии.
Когда мы учились продумывать рубрики в соцсетях, я тоже адаптировала всё под свой спа-бизнес, потому что ещё не чувствовала должного опыта и насмотренности для генерации идей в сфере недвижимости.
Но вот итоговую работу уже полностью посвятила проекту Karjala Apartments.
Финальный проект — это, по сути, повторение всех прежде пройденных тем на одном кейсе, подготовка полной SMM-стратегии.
Я изучала целевую аудиторию, сегментировала её, анализировала конкурентов, разрабатывала стратегию продвижения в соцсетях, рубрикатор публикаций, настраивала рекламные кабинеты.
К тому же к концу курса всё моё внимание было сосредоточено на бизнесе коттеджей: так вышло, что в процессе обучения я продала спа-студию. Не буду вдаваться в подробности и причины, но поделюсь интересным фактом: несмотря на продажу студии, я осталась работать в ней как наёмный SMM-специалист.
Новая владелица была только за: всё-таки я, как никто другой, знаю все внутренние процессы — в этом смысле лучше работника они не найдут 🙂 К тому же, внедрив все задания с курса в реальную практику, я получила хорошие результаты и зарекомендовала себя как классного SMM-специалиста.
В общем, все оставались в плюсе: я продолжала совершенствовать навыки в знакомом проекте, а новая владелица получила раскрученную группу и заинтересованного человека.
«Я не из тех руководителей, кто делегирует большую часть задач»: зачем я пошла на обучение таргетингу
Окончив курс по SMM, я решила пройти ещё и курс по таргетированной рекламе. И не из праздного любопытства, а с той же целью, с какой изучала маркетинг соцсетей, — увеличить показатели своего бизнеса, сэкономив при этом бюджет.
Хотя пришла я к этой идее не сразу. Сперва, как и многие руководители, хотела делегировать эту часть задач — пробовала отдать настройку таргета внешним специалистам, но… разочаровалась. Наш рекламный бюджет попросту «слили», а я поняла, что должна заняться делом сама.
Объясню: средняя цена аренды гостевого домика в Karjala Apartments — 10 тысяч рублей в сутки. Да, понятно, что для кого-то это дорого и люди с доходом в 25–35 тысяч рублей в месяц вряд ли поедут к нам отдыхать, но… есть ведь и те, кто зарабатывает 100 тысяч и больше, и для них такая цена вполне приемлема.
На такую целевую аудиторию и стоило настраивать рекламу. А нанятые таргетологи размещали объявление где угодно, пытаясь привлечь всех подряд. Конечно, это не сработало.
Теперь я настраиваю таргет для семейного бизнеса сама. Кроме того, я устроилась таргетологом в проект по пошиву постельного белья. Так что сейчас изучаю сферу маркетинга и ведения бизнеса со всех сторон и имею несколько источников заработка.
Мои секреты тайм-менеджмента, или Как ежедневники организуют жизнь
Вновь почувствовать себя студенткой впервые после выпуска из вуза было… интересно. Хотя, скажу честно, опыт дистанционной учёбы сильно отличается от очного образования.
Всё-таки, когда ты учишься в университете, то беспечен, свободно распоряжаешься временем. А во взрослом возрасте время уже сильно урезано и обучение приходится совмещать с миллиардом других дел.
Первое желание, которое возникает, — делать всё сразу, — на самом деле обманчиво. Помню, я в самом начале пыталась одновременно и слушать лекцию в наушниках, и готовить. В итоге потом не могла вспомнить ничего из прослушанного!
Приходилось начинать курс заново, только теперь ни на что не отвлекаясь, а только сидя и смотря лекции. Вот в таком формате информация уже усваивалась: видимо, зрительная память у меня работает лучше.
При этом я не могла уделять учёбе всё своё время. Ведь мне ещё надо было руководить спа-студией, запускать проект Karjala Apartments, заниматься домашними делами. И да, всё это я успевала. Как? Секрет в грамотном планировании.
Ещё в третьем классе, когда я посещала множество секций и кружков, я научилась составлять расписание на неделю-две вперёд: школа, бассейн, занятия по музыке. Я не любила опаздывать, поэтому всегда чётко придерживалась своих записей.
Несколько простых правил выручают меня до сих пор:
- Не держать планы в голове. Гораздо удобнее выписывать все дела, составлять их список и следовать ему. Приоритизировать: что нужно сделать сегодня, а что можно через неделю, и выполнять по мере срочности.
- Вести бумажные ежедневники вместо заметок в телефоне. Когда пишу ручкой, информация лучше запоминается. А о заметках в телефоне легко забыть, и тогда дело не сделается.
- Использовать несколько ежедневников, каждый для своих целей. Когда у меня была студия, я пользовалась тремя ежедневниками и двумя телефонами для созвонов одновременно. Друзья сначала подшучивали надо мной, но потом поняли, что это необходимость. После продажи студии у меня осталось два ежедневника и один телефон.
Зачем мне так много ежедневников? Поясню: ведение личного проекта требует всегда быть на связи и иметь быстрый доступ к информации.
Один ежедневник я использую для записи всех бронирований. Ноутбук в этом плане не всегда удобен. Например, если я за рулём, а мне звонит клиент, я останавливаюсь, быстро смотрю в ежедневник и сразу отвечаю, свободна дата или нет. Если бы я отложила вопрос до вечера, могла потерять потенциального гостя.
Параллельно я дублирую записи в Google-документ, чтобы остальная команда тоже имела быстрый доступ к информации.
Второй ежедневник посвящён личным делам: туда вношу встречи с друзьями, маникюр и подобное.
«Сначала — срочное и неприятное»: как не прокрастинировать
Я стараюсь всегда выполнять дела в порядке их срочности, но, бывает, и мне совсем не хочется браться за что-то объёмное и трудное. В такие моменты я рискую поддаться прокрастинации, поэтому важно вовремя включить правильную мотивацию.
Например, недавно я подавала заявку на государственную помощь малому бизнесу — я хотела оклеить машину рекламой Karjala Apartments и, согласно условиям, могла получить компенсацию — вместо 20 тысяч заплатить только две!
Но для этого требовалось собрать множество документов, правильно оформить заявки, что, конечно, казалось очень утомительным. Но я напоминала себе об экономии в 18 тысяч, и это меня сильно мотивировало 🙂
Да и вообще, мой принцип: сначала сделать неприятное, но важное и срочное, а потом взяться за то, что может подождать. А если дело совсем не мотивирует, даже если требует выполнения здесь и сейчас, значит, не такое уж оно и важное.
Ещё бывает, что, может, дело и важное, но для его выполнения нужно взять время, чтобы подумать. В такие моменты важно позволить себе перерыв.
Например, у меня так было с некоторыми домашними заданиями. Изначально я поставила себе цель проходить один модуль курса, включая практику, всего за неделю. Но, конечно, это получалось не всегда.
Тогда я брала добровольный тайм-аут: просто откладывала задание на несколько дней, чтобы освежить мысли.
И это помогало — перерыв приносил новые идеи. Такие, до которых я бы никогда не додумалась, бездейственно сидя перед монитором и мучая себя.
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».