Маркетинг
#истории

Как в 17 лет стать SMM-специалистом и успешно найти первые проекты: история Анастасии

С юного возраста Анастасия не просит денег у родителей, а зарабатывает сама. Более того: успешно совмещает работу SMM-менеджера с учёбой в колледже.

Иллюстрация: freepik / rawpixel / Freepik / Alexander Park / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Анастасия Шосталь

Россия, Москва


Пройденные курсы


Достижения

С нуля развила сообщество магазина кроссовок во «ВКонтакте» и привлекла в него 2 тысячи подписчиков. Успешно совмещает работу с учёбой в колледже.


Анастасия рассказала:


— Настя, тебе всего 17 лет, а ты уже работаешь SMM-специалистом. Расскажи, как и почему ты выбрала эту профессию?

— Моё знакомство с SMM произошло год назад. Я тогда только поступила на первый курс колледжа и думала о том, как бы начать самостоятельно зарабатывать. Перебирала в голове варианты, но не понимала, в какую сферу пойти.

Решила посоветоваться с папой — я знала, что он поддержит меня и даст дельный совет, поскольку тоже работал с раннего возраста. Папа предложил присмотреться к Skillbox: он рассказал, что его знакомая проходила здесь какие-то курсы и осталась довольна площадкой и обучением.

Я промониторила все направления и профессии, почитала их программы и в итоге остановилась на SMM — эта сфера показалась мне наиболее интересной и близкой.

«Создала тестовый аккаунт, а на него до сих пор пишут люди, считая реальным»: об учёбе и домашних заданиях

— Ты приобрела не просто курс по SMM, а целую профессию, состоящую из нескольких курсов (по маркетингу соцсетей, таргету). Сколько времени у тебя ушло на её освоение?

— Поначалу было сложно привыкнуть к тому, что теперь мне надо учиться сразу в двух местах одновременно: в колледже и на курсе. Поэтому я несколько раз подступалась к обучению: начинала смотреть лекции, а потом забрасывала.

Прошёл, наверное, год, прежде чем я наконец собралась с силами и подошла к учёбе основательно — начала заниматься последовательно, обязательно выполняя все практические задания.

— Понимаю, с такой проблемой сталкиваются многие. Расскажи, а какое из практических заданий показалось тебе самым интересным?

— Мне понравилось создавать и развивать сообщество во «ВКонтакте». Для отработки этого задания нам дали несколько брифов на выбор: я остановилась на проекте для кофейни.

Задача была увлекательной и масштабной: я проанализировала целевую аудиторию, с нуля собрала страницу, добавила на неё вкладку с товарами придумала, какими креативами туда привлечь покупателей, настроила рекламу.

Кстати, забавный факт: на эту учебную страницу мне до сих пор пишут потенциальные клиенты — хотят купить кофейные зёрна 🙂

— Прикольно! А ты не думала использовать эту ситуацию как возможность дополнительного заработка?

— Нет. Во-первых, я совсем не развиваю страницу, она была сделана исключительно ради практики. Ну и во-вторых, контент, из которого она собрана, принадлежит реальному магазину кофе — Eastbrew Coffee.

Да, конечно, я бы могла по аналогии создать что-то своё, но на это ушло бы много времени и сил. А у меня сейчас плотный график, поэтому пока ничего такого не планирую.

Фото: личный архив Анастасии Шосталь

Но то, что у меня подобный опыт уже есть, — это, безусловно, круто. Кстати, умение создавать и раскручивать сообщества во «ВКонтакте» здорово помогло мне позже, на моей первой реальной работе SMM-специалистом.

«Я привлекла 2 тысячи человек на страницу магазина кроссовок»: о первых реальных проектах

— Настя, как SMM-специалист ты сотрудничала уже с двумя проектами. При этом я знаю, что подросткам бывает тяжело трудоустроиться из-за юного возраста. Скажи, сталкивалась ли ты с подобной проблемой?

— О да! Когда искала работу на «Авито» и HeadHunter, то получала один и тот же ответ: «Приходите, когда вам исполнится 18». Люди не видели во мне специалиста, не верили, что в моём возрасте можно быть хорошим и ответственным работником.

Меня это искренне расстраивало и расстраивает, потому на примере друзей и личном опыте я точно знаю, что зачастую подростки работают охотнее и профессиональнее взрослых. Даже тех из них, кто имеет профильное образование.

— Как ты думаешь, с чем это связано?

— Нас, молодых ребят, дорого и невыгодно обучать. Работодатели не хотят брать на себя эту задачу и ответственность, поэтому мы учимся сами, вкладывая в это в три раза больше сил и внимания. Отсюда и результат.

— Если на постоянную работу тебя не брали из-за возраста, пробовала ли ты искать проекты на фрилансе?

— Конечно, пробовала, но и здесь возникали свои сложности. Многие клиенты не соглашались с ценой за мои услуги, считая, что подросток якобы не имеет права просить «такие большие» суммы. С этим я сталкиваюсь до сих пор.

Хотя я никогда не беру цены из головы, а наоборот — всегда отталкивалась от рынка, от того, сколько на самом деле получают начинающие SMM-специалисты. На курсе ценовой политике был посвящён отдельный блок — на него и ориентируюсь.

— Сложная ситуация. И всё-таки ты смогла найти работу. Как тебе это удалось?

— Однажды во время прогулки я увидела магазин кроссовок. По его виду было понятно, что он открылся совсем недавно: внутри ещё продолжался ремонт и везде стояли коробки.

«Раз так, то вполне вероятно, что они ещё не набрали команду», — подумала я и решила воспользоваться моментом: подошла и спросила, не нужен ли им SMM-менеджер. Ребята записали мой номер, пообещав, что передадут мой контакт директору. Так и вышло: вскоре он мне перезвонил и пригласил на работу.

Мне кажется, самый доступный вариант для несовершеннолетних — устраиваться через знакомых. Или, как было у меня, напрашиваться на работу лично, воспользовавшись удобным случаем.

— Можешь вспомнить свои чувства в тот момент: что ты испытала, когда наконец смогла найти работу по новой профессии?

— Радость, конечно. Ведь впереди меня ждал мой первый реальный проект.

В его рамках я погружалась в тематику, которой никогда не интересовалась прежде, — кроссовок. Изучала историю разных брендов, писала про них посты, делала обзоры.

Училась на практике удивлять аудиторию, придумывая всё новые и новые акции, выгодные одновременно и магазину, и покупателю. Вспоминаю тот период с улыбкой — было очень прикольно.

— Но вскоре ты всё же ушла оттуда. Почему, если не секрет?

— У ребят не слишком хорошо шёл бизнес, и тот филиал, в котором я работала, закрыли, а штат сократили.

И всё-таки своей частью работы я довольна. В их сообщество во «ВКонтакте» я с нуля привлекла 1,5–2 тысячи подписчиков. Я считаю, это очень хороший результат для них как для нового проекта и меня как начинающего SMM-специалиста.

— Согласна, это и правда круто. Куда ты устроилась дальше?

— В студию шугаринга и коррекции фигуры. Получилось спонтанно, как и с магазином кроссовок.

Я сама ходила в эту студию и вот в одно из посещений услышала, что владелица давно задумывается о расширении бизнеса. Тогда предложила свои услуги — вести их соцсети и настраивать рекламный кабинет.

Владелица студии согласилась, и я какое-то время работала на неё: писала тексты, монтировала видео, выкладывала истории, общалась с клиентами. Сейчас мы прекратили сотрудничество и я временно работаю администратором в спортзале, но уже ищу новые проекты.

«Не просить денег у родителей — это кайф!»: о заработке и планах

— Ты совмещаешь работу с учёбой — наверное, это то ещё испытание. Расскажи, что помогает тебе не переутомляться?

— Поначалу было и правда сложно, но сейчас я уже привыкла. Просто придерживаюсь баланса между двумя сферами и верно распределяю время. Конечно, в период сессии учёба становится приоритетом, но в обычное время мне всё же удаётся сохранять равновесие.

Иногда выполняю рабочие задачи даже в перерывах между занятиями.

— А как же отдых и прогулки с друзьями? Тебя не тяготит, что из-за учёбы и работы у тебя на них почти не остаётся времени?

— Меня — нет. Хотя с некоторыми друзьями по этой причине мы даже перестали общаться.

Например, у меня была подруга, которая знала, что я прохожу курс и хочу работать по профессии. Когда мои планы осуществились, мы с ней стали видеться гораздо реже. Из-за этого она при каждой встрече упрекала меня, что я постоянно занята, работаю и не уделяю ей внимания. Или вообще отменяю прогулку, если появилась срочная задача. Как итог: наше общение сошло на нет.

Людям, которые пока не зарабатывают сами, тяжело понять, почему я так много времени уделяю работе в своём юном возрасте.

— Так давай прямо сейчас и объясним — почему? 🙂

— Потому что это ни с чем не сравнимый кайф — иметь возможность свободно распоряжаться деньгами и ни в чём себе не отказывать. Что захотел, то и купил. Хочешь в кино — пожалуйста. Хочешь в кафе — без проблем.

Особое удовольствие — осознавать, что ты сам заработал на свои развлечения, а не попросил деньги у родителей.

— А если говорить о профессии SMM-специалиста в целом: что тебе больше всего в ней нравится?

— Доступность — то, что её довольно легко освоить, — и востребованность. Я много времени провожу в соцсетях и вижу, как десятки людей ищут себе SMM-менеджера на проект. Если бы не мой возраст и учёба, я бы без проблем вела и два, и три проекта одновременно.

Востребованность SMM-специалистов на рынке позволяет мне не переживать о своём будущем. Я точно не останусь без дела.

— Кстати, по поводу будущего. Проекты в каких сферах и направлениях ты бы хотела вести в своём идеальном сценарии?

— Конкретных предпочтений нет, сейчас я готова браться за любые варианты. А так, было бы прикольно однажды посотрудничать с брендом одежды.

В целом мне и бьюти-сфера нравится. Только, единственное, я бы хотела перейти от узкоспециализированных студий вроде моей прошлой студии шугаринга, к большим и многопрофильным салонам.

— Здорово. Ты уже знаешь, как к этому прийти?

— Примерный план у меня есть. Сейчас я учусь на экономиста, но при этом мой колледж прикреплён к вузу, где также есть и факультет рекламы и маркетинга. Туда и хочу поступить.

Думаю, всё получится. А пока — буду расширять свои знания и навыки. Нарабатывать портфолио и расти как крутой специалист.

Научитесь: Профессия SMM-специалист Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована