SEO-аудит: зачем он нужен и как его правильно провести
Отвечаем на главные вопросы: что, зачем и как часто нужно отслеживать. Бонусы: чек-лист и список программ для самостоятельного SEO-аудита.
Абрикос Абрикосовый для Skillbox Media
краткая справка
Илья Русаков
Занимается продвижением сайтов с 2007 года. Руководитель агентства интернет-маркетинга Impulse.guru, спикер «Деловой среды», «Синергии», «Нетологии». Входит в топ-10 фронтменов и спикеров по SEO по версии компании «Ашманов и партнёры».
Сайт: Impulse.guru
- Какие задачи решает SEO-аудит и как часто его нужно проводить
- Что анализировать: основные направления аудита
- В каких случаях анализ стоит делегировать специалисту, а когда его можно сделать самому
- Восемь сервисов для проверки сайта по SEO-параметрам
- Чек-лист для самостоятельного SEO-аудита: 23 вещи, которые надо проверить
- Что ещё почитать в Skillbox Media о SEO
SEO-аудит: какие задачи он решает и как часто нужен
SEO-аудит — это проверка сайта на соответствие требованиям поисковых систем. Он должен устранить препятствия, которые мешают ресурсу продвигаться в поиске, и показать направления для дальнейшего роста его популярности.
После анализа у вас на руках будут списки ошибок и задач. Разобравшись с ними, вы улучшите позиции сайта в «Яндексе» и Google.
Любой сайт, если он развивается, будет меняться. Поэтому SEO-аудит нужно проводить регулярно. Это проверка здоровья ресурса и профилактика возможных проблем. Она особенно нужна коммерческим проектам, ведь для них сайт — важный источник клиентов и продаж.
Частота аудита зависит от характеристик проекта. Усреднённая рекомендация будет звучать так: проводите его хотя бы дважды в течение года.
Регулярный SEO-аудит позволяет:
- Найти слабые места сайта и точки роста. Это нужно, чтобы правильно распределить доступные ресурсы (время и бюджет) и получить от них максимальную отдачу. Иногда даже небольшие изменения на сайте могут привести к хорошим и довольно быстрым результатам.
- Разобраться в проблемах с индексацией. Чаще проблемы относятся к одной из двух групп: не все нужные страницы попадают в индекс поисковиков, или, наоборот, индексируется нежелательный контент. Например, продублированные или автоматически сгенерированные движком сайта служебные страницы.
- Отреагировать на изменения в алгоритмах. Google и «Яндекс» меняют алгоритмы ранжирования, стараясь улучшить поисковую выдачу. Чтобы удерживать позиции и сохранять трафик, нужно следить за этими изменениями и менять сайт под новые требования поисковиков. Например, использовать HTTPS или повысить скорость загрузки сайта — об этом часто говорят представители поисковых систем.
- Найти и исправить ошибки на сайте. Если ресурс «живой» — ошибки неизбежны. Даже простое обновление движка или одного из используемых плагинов может привести к ним. Программисты, работающие над сайтом, тоже не всегда соблюдают требования SEO. Пример: на веб-ресурсе случайно поменялись URL-адреса важных страниц. Это привело к ухудшению их позиций в выдаче, теперь для них нужно настроить переадресацию. Такую ошибку можно найти и исправить в результате SEO-аудита.
Что нужно анализировать: пять направлений
Комплексный SEO-аудит состоит из пяти больших частей. Разберём каждую из них.
- Технический SEO-аудит. Суть понятна из названия. Это анализ всех технических аспектов сайта, которые влияют на его позиции в поиске, — например, карты сайта, robots.txt, корректности метатегов Title и Description, наличия дублей страниц, скорости загрузки.
- Аудит юзабилити. Чем удобнее сайт для пользователей, тем лучше поведенческие факторы. Они влияют не только на конверсию, но и на позиции сайта в поиске. Значимость поведенческих факторов выше для тех ресурсов, которые борются за топовые позиции в «Яндексе».
Во время анализа юзабилити нужно изучить навигацию, структуру, элементы, с которыми взаимодействует пользователь, отображение на мобильных устройствах и другие подобные вещи. - Аудит внешних факторов. В первую очередь это обратные ссылки на сайт. Кроме того, в эту группу входят факторы, важные для локального SEO-продвижения (например, присутствие в «Яндекс.Справочнике», в «Яндекс.Картах», в «Google Мой бизнес»).
- Аудит контента. Качественный уникальный контент всегда был основой поисковой оптимизации. Нужно проанализировать уровень его оптимизации, структуру, оформление, соответствие семантическому ядру. Анализ контента позволяет понять, стоит ли увеличивать его объём и как это лучше сделать.
- Аудит коммерческих факторов ранжирования. Это отдельная группа характеристик, актуальных для тех, кто что-либо продаёт через сайт. В неё входят ассортимент товаров, их описания, контактная информация, онлайн-консультант, наличие доставки. Эти характеристики учитываются при формировании выдачи по коммерческим запросам — например, «купить товар X».
Их нужно анализировать при продвижении в «Яндексе»: представители поисковика заявляли, что отдельно выделяют коммерческие факторы. От Google такой информации не было.
При полном SEO-аудите подход должен быть комплексным. Ни одно из перечисленных направлений анализа нельзя игнорировать. Тем не менее некоторые из типов аудита стоит выполнять регулярно, а другие можно закрыть разовой проектной работой. Всё зависит от конкретного проекта.
Если сайт только готовится к запуску, достаточно технического аудита. Данных аналитики ещё нет, и аудит юзабилити невозможен. Для большинства лендингов и интернет-магазинов не нужен аудит контента: у них нет раздела с информационными статьями. Аудит юзабилити нужно провести, если требуется получить максимум от уже имеющегося трафика, чтобы точечно проработать посадочные, оптимизировать конверсию.
Комплексный аудит проводят, если SEO-специалисты ещё не работали с сайтом. Нужно понять состояние веб-ресурса. Полная проверка также требуется сайтам с неудовлетворительными результатами продвижения — чтобы понять, что мешает подниматься в поиске.
Как провести аудит: самостоятельно, с помощью фрилансеров или агентства
Если владелец сайта понимает основные механизмы поисковой оптимизации, то он может провести базовый SEO-аудит самостоятельно. Специалисту по интернет-маркетингу будет ещё легче справиться с этой задачей (в следующем разделе мы разберём инструменты, которые помогут в этом).
Но если нужно проанализировать сайт с большим объёмом контента, то стоит привлечь профильных специалистов. Другой пример сложного кейса, где нужны эксперты: есть подозрения, что сайт подпал под санкции поисковых систем.
Если в штате компании нет специалиста по SEO, у вас два варианта: найти исполнителя на фрилансе или обратиться в агентство. Первый вариант более рискованный, второй обычно намного дороже. Я бы рекомендовал сотрудничать с агентством. К фрилансеру стоит обращаться, если есть хорошие рекомендации от знакомых, которые раньше с ним работали.
Важно: для эффективного аудита нужны доступы к сайту, веб-аналитике и панелям вебмастеров. Передавать такие данные стоит только тем людям, в которых вы уверены.
Инструменты для самостоятельного
SEO-аудита
На рынке есть десятки платных и бесплатных инструментов для SEO-аудита, которые помогают проанализировать сайт по разным параметрам. Расскажу про восемь сервисов, которые охватывают весь спектр задач SEO-аудита.
В Skillbox Media опубликована расширенная подборка инструментов для самостоятельного SEO-аудита: от бесплатных программ до мощных SaaS-платформ. В ней девять инструментов, отсортированных по цене.
Читать подборку
1. Istio
Бесплатный сервис для проверки текстов по SEO-параметрам. Анализирует их длину, количество слов, тошноту, плотность ключевиков и другие полезные мелочи. В расширенной версии доступны карта слов, выделение ключевиков и анализ текста на странице по ссылке.
2. MegaIndex
Многофункциональная платформа. Внутри более 30 приложений, заточенных под конкретные задачи. Для комплексного SEO-аудита здесь есть если не всё, то почти всё.
Рекомендую обратить внимание на модуль для анализа обратных ссылок. Качество его работы — на уровне Ahrefs, но платный месячный тариф в два раза дешевле.
3. Screaming Frog SEO Spider
Пожалуй, лучшая в своём классе программа-краулер для технического аудита сайта. Анализирует ресурс по десяткам параметров. С её помощью можно изучать страницы конкурентов, проводить пакетный анализ заданного списка URL, получать данные из Google Search Console и решать много других задач. Обязательный инструмент для SEO, к тому же с удобным интерфейсом.
Лицензия стоит 149 британских фунтов (около 15 тысяч рублей) в год. В бесплатной версии доступны все функции, но ограничено количество сканируемых страниц — до 500 URL. Большинство корпоративных сайтов, визиток, личных блогов впишутся в этот лимит.
4. Анализатор от PR-CY
Проверяет сайт по нескольким десяткам показателей и создаёт отчёт за несколько минут. Подходит для быстрой оценки, в том числе при конкурентном анализе. Можно добавить сайт в панель и настроить регулярные автоматические проверки — это доступно зарегистрированным пользователям бесплатно.
5. Content-Watch
Сервис для проверки уникальности текста. Работает быстро, позволяет выполнять до трёх проверок в день бесплатно. Умеет проверять уникальность по URL, в том числе в пакетном режиме. Подключив платный тариф, можно проверить весь сайт и настроить регулярные проверки с заданным интервалом.
6. Iloveadaptive
Здесь можно быстро проверить, как сайт выглядит на смартфонах, планшетах и ноутбуках. Есть симуляторы наиболее популярных iOS/Android-устройств, а также гибкие настройки параметров отображения.
7. Google Lighthouse
Летом 2021 года Google начала постепенно включать в основной поисковый алгоритм набор факторов под названием Core Web Vitals. Это разработанные Google показатели (в выборку входит, например, стабильность вёрстки). Они нужны для оценки качества пользовательского опыта при взаимодействии с сайтом.
Google Lighthouse — это расширение для Chrome, которое позволяет быстро получить отчёт по Core Web Vitals. Достаточно ввести адрес целевого сайта.
8. GTmetrix
Сервис для проверки скорости загрузки сайта. Выдаёт более корректные результаты, чем PageSpeed Insights от Google. Вы получите не только данные о том, насколько быстро загружается страница, но и подробные рекомендации, которые помогут улучшить этот показатель. В отчёте есть даже ссылки на файлы, оптимизация которых ускорит работу сайта.
Но получить результаты сканирования, сделанного программой, — это только полдела. Нужно ещё правильно интерпретировать эти данные. Качественного результата можно достичь, только сочетая специализированные инструменты и ручной анализ.
Чек-лист для самостоятельного SEO‑аудита
Список пунктов, которые нужно проверить, может включать в себя десятки позиций. Разные специалисты и агентства предлагают разные варианты. Это также зависит от направления анализа, целей проверки и особенностей конкретного сайта.
В свой чек-лист я включил универсальные факторы, которые входят в любой SEO‑аудит. Это базовый список. Он подойдёт тем, кто проводит анализ самостоятельно.
- URL-адреса страниц корректны.
- Есть sitemap.xml и robots.txt, они правильно заполнены.
- Если сайт работает на HTTPS, то нет дублирования на HTTP (нет смешанного контента).
- На всех страницах есть метатеги Title и Description, они корректны.
- Контент уникален, особенно на посадочных страницах.
- Структура сайта (уровни вложенности, логика навигации) оптимизирована.
- На сайте нет битых ссылок.
- Настроены канонические страницы и перенаправления (301 редирект).
- Есть атрибут hreflang (как его использовать, можно прочитать здесь) для локализованных версий страниц.
- Сайт удобно использовать на мобильных устройствах.
- Нет дубликатов страниц, контента или метатегов.
- Хорошая скорость загрузки сайта.
- Сайт индексирован в панелях вебмастеров.
- Нет URL, выдающих ошибку 404.
- Нет штрафных санкций в панелях вебмастеров.
- Сайт проверен на основные коммерческие факторы ранжирования «Яндекса».
- Выполнена проверка пагинации: она корректно работает и индексируется, страницы пагинации уникальны.
- Заполнено содержимое атрибута alt для изображений.
- Изображения оптимизированы для ускорения загрузки.
- Выполнена проверка качества ссылочной массы сайта и используемых анкоров.
- Есть регистрация в «Google Мой бизнес» и «Яндекс.Справочнике» (для локального бизнеса).
- На страницах ресурса есть внешние ссылки на другие сайты, их количество достаточно.
- Выполнен анализ контента: качества и полноты наполнения.
В этот список не вошли базовые действия, такие как добавление сайта в Google Search Console и «Яндекс.Вебмастер», подключение веб-аналитики. SEO-аудит проводят для работающего сайта, где такие действия уже выполнены.
Что ещё почитать в Skillbox Media о SEO
- Для чего нужно SEO и что туда входит: разбор для новичков
- 15 SEO-инструментов для решения любой задачи: от сбора ключей до анализа битых ссылок
- Гайд по работе с ключевыми фразами: сбор семантики, фильтрация, распределение, создание контента, метатеги
- Пошаговая инструкция: с чего начинать продвижение сайта
- Всё, что нужно знать о SEO-анализе текстов