Мы отвечаем на сообщения в нерабочее время, а вы?
Спросили тех, кто работает в диджитале, как переписки по вечерам влияют на их work-life balance.
Иллюстрация: Дмитрий Моор / Wikimedia Commons / Annie для Skillbox Media
Согласно статье 106 Трудового кодекса РФ, во время отдыха человек освобождён от своих трудовых обязанностей и может не отвечать на звонки и сообщения от коллег или руководителя.
Но сейчас многие специалисты работают удалённо, из разных стран и часовых поясов. А ещё люди по-разному представляют рабочую этику и коммуникацию. Всё это может размывать границы рабочего дня, а иногда делать рабочий процесс некомфортным.
Мы поговорили с руководителями и специалистами из разных компаний и спросили у них, как они относятся к звонкам и перепискам в нерабочее время.
Дарья Свистунова
Генеральный директор Sidorin Lab
— У нас в компании хорошо налажена внутренняя коммуникация, и есть система: коллеги знают, что мне сначала нужно писать, а не звонить. Я могу быть на встрече, например, и трубку брать неудобно. Но на сообщение я отвечу, когда освобожусь. Если мне звонят без предупреждения, то, скорее всего, случилось что-то важное и срочное, и я подключаюсь к работе без проблем.
Если говорить о времени ответа, то плюс-минус два часа за рамками рабочего дня — это нормально. У нас есть офисы и клиенты в разных часовых поясах, и мы это учитываем. Кроме того, я могу, например, писать сообщения в «Битриксе» по вечерам. Но это не значит, что мне нужно немедленно отвечать: все текущие задачи вполне могут подождать до утра.
В отпуске я стараюсь вообще не открывать рабочие чаты, «Битрикс» и не отвечать на звонки. Более того, я стараюсь ездить туда, где нет связи, — диджитал-детокс помогает эффективно работать ближайшие несколько месяцев.
Ситуации, когда кто-то настойчиво пишет в выходной или поздно вечером и ждёт ответа прямо сейчас, в нашей компании очень редки. Но если вдруг вы столкнулись с такой ситуацией, важно корректно донести до человека, что есть границы и личное время. Если вам пишет коллега или руководитель, можно обсудить это лично. Ну а если это клиент, то можно сослаться на условия договора.
У нас, например, в договоре всегда прописаны рабочие часы, а все дополнительные работы мы стараемся согласовывать только по почте и составляем на них дополнительные сметы.
Ирина Русакова
Директор по внешним коммуникациям платформы Telega.in
— В будни, если вопрос действительно срочный и его можно решить быстро, мне проще ответить сразу же, даже если рабочий день уже закончен. Стараюсь выстраивать процессы так, чтобы в выходные и в отпуске вовлекаться, только если вопрос нельзя отложить или делегировать.
Если мне пишут поздно вечером и объективно срочности нет, обычно помечаю сообщение как непрочитанное и возвращаюсь к нему на следующий день в рабочее время. Очень ценю, когда коллеги и партнёры используют отложенные сообщения в Telegram. Это особенно актуально, когда команда распределённая и работает в разных часовых поясах.
У меня десятки рабочих чатов по самым разным вопросам, поэтому большинство из них «на мьюте». Самые важные чаты — в закрепе и всегда перед глазами. Остальные рассортированы в специальные папки по проектам. Уведомления приходят, только если коллеги или партнёры отметили меня. Остальное просматриваю по мере возможности — в рабочее время.
Также использую отложенные сообщения, чтобы отправлять информацию в удобное для коллег время. Это помогает поддерживать уважительный подход к рабочему времени друг друга.
О том, когда можно писать по работе, с коллегами лучше договариваться «на берегу». Обычно проблема возникает, когда сотрудник сам позволяет регулярно нарушать собственные границы. Например, отвечает, даже если ему неудобно, и не пытается согласовать более поздний срок ответа. Коллеги привыкают и ждут моментального ответа в любое время. Также можно обсудить с руководством установление общих правил для рабочих чатов, чтобы чётко определить рамки.
Дарья Чепурнова
Шеф-редактор направлений «Управление», «Маркетинг», «Бизнес» и «Деньги» Skillbox Media
— Я отвечаю на сообщения в нерабочее время: рано утром, вечером, а иногда даже в три часа ночи. Так происходит, потому что у редакторов и авторов разные часовые пояса и рабочие графики. Кому-то удобнее сидеть у компьютера стандартный рабочий день, а кто-то днём занимается своими делами, а статьи пишет по вечерам.
У меня на смартфоне всегда включён режим «Не беспокоить», но большинство сообщений я вижу сразу — спасибо фитнес-браслету. На сообщения, которые вижу, отвечаю всегда: неважно, срочные они или нет, пишут мне по поводу выпуска статьи или просто флудят в рабочем чате.
Я не испытываю дискомфорта, когда переписываюсь в пятницу вечером или в субботу. Если решение какого-то вопроса требует много времени и сил, я просто прошу напомнить о нём в рабочее время.
Но я сама стараюсь не писать сообщения коллегам в нерабочее время — а даже если и пишу, не жду моментального ответа. Если я знаю, что коллега уже спит — у него 23:00, а у меня 16:00, — я отправляю отложенные сообщения на 10:00 утра у него. Если коллега в московском часовом поясе, я могу написать ему в 9:00 — за час до начала рабочего дня — но, повторюсь, не жду, что мне тут же ответят.
Есть люди, которым некомфортно отвечать на сообщения по работе в нерабочее время. И это нормально: все мы разные. Если вам некомфортно — просто скажите об этом тем, кто вам пишет. Или отвечайте им только в рабочее время: пару раз подождут — а потом поймут, что писать поздно вечером вам бесполезно.
Артём Чумак
Руководитель отдела инфлюенс-маркетинга в Demis Group
— У меня уже давно стоит автовключение режима «не беспокоить» с семи часов вечера, который блокирует все звонки и сообщения. Но при этом, если я вижу срочное сообщение, то не игнорирую его.
Несрочные дела предпочитаю отложить до рабочего времени. Исключение делаю, только если вопрос не требует большой погружённости и на него можно ответить на ходу за пару секунд.
В отпуске по работе делаю что-то довольно редко, потому что мои обязанности распределяются между коллегами. Но я понимаю, что иногда полная информация о проекте может быть только у ответственного. Поэтому если вопрос горит, то я всегда помогу.
Также не стоит забывать, что бывают договорённости. Например, когда мы запускаем важный проект, то оговариваем с сотрудниками условия компенсации и определяем объём сверхурочной нагрузки.
Если я сам промышляю работой на выходных или вечером, то отправляю отложенные сообщения. Считаю, что это мастхэв для любого человека. Ты и не чувствуешь вину за то, что беспокоишь людей во время отдыха, и потом не мучишься, вспоминая, что важного ты хотел уточнить на выходных.
Нина Конюшева
Генеральный директор MiXBS
— У нас в компании есть правило: не беспокоить друг друга в нерабочее время без особой необходимости. Такой принцип работает в обе стороны: я стараюсь не беспокоить сотрудников после работы, а они не беспокоят меня. Исключение составляют случаи, когда от звонка зависит судьба сделки или решение очень важного вопроса.
Но так как у нас давно работающая сплочённая команда, есть сотрудники, с которыми мы можем переписываться и вечером, и в выходные в стиле «смотри, какая идея у меня появилась». Такое общение сформировалось за годы работы, оно не напрягает и не требует быстрого ответа. Зато позволяет чувствовать себя более свободно в вопросах ведения бизнеса.
Более того, в компании я формирую атмосферу ответственности за принятие решений. Каждый член моей команды знает, что может принять решение в рамках своих компетенций без согласования со мной.
В целом же я придерживаюсь такого принципа: если какие-то задачи не удаётся решить в рабочее время, это проблема тайм-менеджмента и неправильный подход к планированию нагрузки. А потому стараюсь не допускать, чтобы из-за этого появлялись какие-то срочные задачи в нерабочее время.
Ульяна Гусева
PR-менеджер Promokodus.com
— Есть случаи, когда реагировать быстро просто необходимо. Например, в сфере IT это DoS-атаки или падение сервера. Тогда звонок разработчику равносилен вызову скорой помощи.
Что же касается несрочных сообщений в 21:00, то здесь уже работает человеческий фактор. Мне, например, несложно прочитать или ответить, если это отнимет одну-две секунды.
Аналогичная ситуация с отпусками. Я стараюсь подглядывать за рабочими процессами в этот период: потом влиться получается гораздо проще и быстрее. Но со стороны руководителей у нас такой подход не очень одобряется. Даже есть шутка про блокировку профилей в рабочих мессенджерах на время отпуска. Мер ещё не принимали, но «подглядывающих» сотрудников у нас много.
Плюс многое зависит от корпоративной культуры. У нас подобрался очень общительный и близкий по духу коллектив, поэтому обсуждение профессионального мема в выходной только улучшает настроение. Вопросы же по задачам стараемся решать в рабочие часы: в удалённом формате соблюдать work-life-баланс и без того тяжело. Да и уважение личных границ никто не отменял.
Но, к сожалению, не во всех компаниях это распространено. Поэтому важно уметь расставлять свои границы — например, перед отпуском попросить коллег задать все интересующие вопросы, чтобы минимизировать их появление во время отдыха. Если же звонки на постоянной основе поступают от руководителя, можно попросить, чтобы ответы считались переработкой и оплачивались дополнительно.
Галина Филиппова
Руководитель направления PR в Magnetto.pro
— В нашей команде коллеги уважают личное время друг друга и стараются минимизировать необходимость переписок и звонков вне рабочего дня.
При этом я всегда стараюсь отвечать на сообщения, которые касаются важных инфоповодов или новостей, особенно если это связано с репутацией компании. В этом случае я могу подключиться к работе вечером, в выходной день и даже в отпуске.
Если же запрос не срочный, я чаще всего оставляю его на следующий день. Это позволяет мне поддерживать баланс между работой и личным временем.
В нашем общении с коллегами мы активно используем Telegram. Если я пишу кому-то после 18:00, я обычно отправляю сообщение в беззвучном режиме или ставлю отложенное сообщение на утро.
Личные границы тоже важно обозначать. Если коллега или руководитель регулярно пишет поздно вечером и ожидает немедленного ответа, я считаю важным корректно напомнить о правилах, установленных в компании. У нас есть определённые часы, когда сотрудники должны быть на связи. Если вы пишете коллеге в нерабочее время, не стоит ждать от него мгновенной реакции.
Ксения Корнеева
Маркетолог и копирайтер, член Союза пиарщиков России
— Я работаю удалённо в сфере маркетинга и пиара, так что общаться вечером или в выходные здесь обычное дело во многих проектах. Однако я стараюсь придерживаться своего графика и не приемлю звонки или сообщения поздно ночью.
У меня есть правило: в субботу могу ответить до 18:00. Воскресенье — семейное и личное время. В этот день я могу отреагировать только в случае ЧП или пообщаться с кем-то из коллег по договорённости. Если же нет ничего срочного, я не читаю чаты, не смотрю почту и соцсети. Все вопросы оставляю на понедельник.
Стараюсь и сама при этом не беспокоить коллег во время их отпуска. Для несрочных вопросов и напоминаний использую отложенные сообщения в Telegram. А вот с отпуском у меня есть сложности. Обычно я стараюсь задачи сделать заранее, и меня мало кто в это время беспокоит. Однако я всё равно остаюсь на связи в рабочие часы на всякий случай.
Мои клиенты и коллеги всегда тактичны в этом плане. Они не пишут поздно ночью и не ставят срочные задачи на выходные или на время отпуска. Редкое исключение — если мы договорились об этом заранее. Если же клиент или коллега не соблюдает рабочую этику в принципе и не уважает чужие границы, с таким проектом я сразу прощаюсь.
Айта Лузгина
Директор по маркетингу в «TWIGA Россия», спикер интенсива «Профи» и Skillbox
— Если сравнивать с тем, что было пять лет назад, я вижу большую разницу в коммуникации между клиентами и агентством. Стало больше уважения и понимания, что есть рабочее и личное время, часто партнёры готовы подождать ответа или сразу в запросе пишут «это на следующую неделю» (моё любимое!).
Я считаю правилом хорошего рабочего тона отвечать на сообщения в течение 10 минут в будние дни и в течение часа в выходные. Для команды я стараюсь использовать отложенные сообщения, но в целом предупреждаю: замьють меня после 19, я буду кидать задачи, ссылки и комментарии, но это чтобы не забыть; если что-то случится — позвоню.
Понимаю, что это профдеформация, но отвечаю на сообщения в выходные и праздники. Сама стараюсь не писать, дождаться «понедельника», но иногда приходится. Конечно, за рамки стоит вынести кризисные ситуации в клиентских проектах, но это скорее исключение, чем правило.
Больше статей Skillbox Media о деловой коммуникации
- Деловая коммуникация: большой гайд, с которого можно начать изучать тему
- Что такое профессиональный нетворкинг, зачем он нужен и как его практиковать
- Какой бывает корпоративная культура и нужно ли строить её в вашей компании
- Как давать обратную связь, которая мотивирует и развивает: шаблоны и советы
- Опрос руководителей о методах тайм-менеджмента: что делать, чтобы сотрудники всё успевали