Кто такой журналист, сколько он зарабатывает и как им стать
Если вам интересно общаться с людьми и быть в гуще событий, эта профессия для вас.
Кадр: фильм «Голодные игры: Баллада о змеях и певчих птицах» / Good Universe
Журналисты могут работать на телевидении, в печатных изданиях, интернет-СМИ и не только. Их профессия тесно связана с общением, поиском информации и командировками, поэтому иногда напоминает работу детектива.
Мы изучили вакансии, поговорили с опытными журналистами и редакторами и написали обзор профессии. Из него вы узнаете:
- кто такой журналист;
- что входит в его обязанности;
- как может развиваться карьера журналиста;
- какие специализации есть в журналистике;
- какими навыками должен обладать журналист;
- сколько он зарабатывает;
- как попасть в профессию.
Кто такой журналист и где он работает
Журналист — это специалист, который собирает информацию о событиях, людях и фактах, а затем создаёт на её основе контент. Обычно это новостной контент: репортажи для телевидения или новости, которые публикуют на сайтах СМИ.
Чаще всего журналисты работают в СМИ: в печатных или интернет-изданиях, на радио или на телевидении. Они могут сотрудничать с одним изданием или быть свободными агентами и предлагать свои услуги разным медиа. Также журналисты могут найти применение своим навыкам в пресс-службах различных организаций, образовательных учреждениях или даже государственных структурах.
Есть много форматов журналистской работы. Чаще всего специалист выбирает для себя одно направление — например, он может писать статьи, брать интервью или создавать репортажи с места событий.
Есть и другие варианты: выступать диктором на радио, вести подкаст или работать корреспондентом на телевидении. Некоторые журналисты развивают личный бренд, ведут блоги в социальных сетях и преподают в вузах.
Что входит в обязанности журналиста
Список задач, которые журналист выполняет на работе, может меняться в зависимости от специализации и места работы. Перечислим основные задачи, с которыми сталкивается большинство журналистов.
Искать сюжеты. Обычно журналист сам ищет темы, интересные для аудитории СМИ. Он согласовывает их с редактором и берёт в работу. Также журналист может получить задание от редакции — например, написать статью про городское мероприятие или происшествие.
Собрать факты для материала. Прежде чем приступить к работе над сюжетом, журналист изучает всю доступную информацию. Её берут из множества источников — например, из социальных сетей, архивов, материалов уголовного дела, полицейских отчётов.
Также журналист постоянно взаимодействует с людьми — участниками событий, которые могут поделиться информацией о произошедшем, или экспертами, которые могут дать комментарий по теме материала.
Например, чтобы снять для ТВ сюжет о работе приюта для животных для городских новостей, нужно поговорить с волонтёрами, которые там работают, и людьми, которые взяли домой кота или собаку. Ещё можно изучить соцсети приюта, чтобы узнать, как они рассказывают о своих подопечных и ищут им новый дом. Также пригодится статистика количества бездомных животных в стране и количества приютов, которые за ними ухаживают.
Посещать места событий. Работа некоторых журналистов связана с посещением мест событий, о которых они делают материал.
Например, корреспондент телеканала может поехать на саммит глав государств вместе со съёмочной группой, чтобы снять сюжет для выпуска новостей.
Создавать контент. Неважно, чем именно занимается журналист — пишет статьи, работает корреспондентом на местах событий или берёт интервью. Результат его работы — это контент.
Журналист не обязательно должен делать всё перечисленное. Степень вовлечённости в процесс создания контента зависит от множества факторов. Например, от количества людей в команде, бюджета и специфики работы. В одном случае часть задач берут на себя другие сотрудники, а в другом журналист в одиночку отвечает за весь процесс — от поиска идеи до вёрстки материала.
Вот что рассказывают о своих обязанностях журналисты, с которыми мы поговорили.
Евгений Шматко
— Я автор и ведущий программы «ЗаДело» на канале ОТР («Общественное телевидение России») об общественных инициативах, добровольцах и благотворительности. Я сам разрабатываю тему каждого выпуска, ищу потенциальных героев и пишу предварительный сценарий.
Когда продюсер договаривается с героями об интервью, я составляю вопросы и съёмочный поэпизодный план. Продолжительность выпуска составляет 39 минут, а в среднем у меня в программе задействовано 15–20 человек из разных городов и стран.
Съёмки проводит либо наша съёмочная группа, либо стрингеры — местные корреспонденты-фрилансеры, которые работают для ОТР.
Как только съёмки завершаются, весь отснятый материал расшифровывают. Получившиеся «простыни» текста я сокращаю до сценария на 20–25 страниц А4 и отдаю его на монтаж режиссёру. На выходе показываем предмастер шеф-редактору и сдаём в отдел техконтроля. Как только программу примут, она выходит в эфир.
Андрей Миловидов
Редактор отдела социальных проблем в газете «Экспресс-Провинция» города Людиново
— Я отвечаю за наполнение раздела, посвящённого социальным проблемам: нахожу инфоповоды за текущую неделю, обрабатываю их и делаю новостные подборки. Часто получаю обращения горожан по каким-то проблемам. Тогда я выезжаю на место, фиксирую факты, опрашиваю жителей и пишу материалы по этой теме.
Также в мои обязанности входит проверка текстов коллег и вёрстка готовых материалов на сайте.
Елена Локтионова
Главный редактор интернет-медиа «Pressfeed. Журнал»
— В самом начале существования нашего издания я работала в нём одна. Я сама писала статьи, верстала их на сайте, продвигала в соцсетях и на других площадках. Со временем штат расширился, и мы наняли редакторов, авторов, иллюстраторов, SMM-специалистов, программистов.
Сейчас я выполняю в основном руководящие функции. Например, одобряю контент-планы и слежу за их выполнением, контролирую продвижение материалов, наблюдаю за метриками, постоянно работаю над внедрением новой функциональности на сайте. Кроме этого, я проверяю перед публикацией все статьи, которые должны выйти в журнале, — без моего одобрения материал не выпустят.
Курсы Skillbox для тех, кто хочет погрузиться в создание контента
- «Профессия Копирайтер с нуля до PRO» — научиться создавать и редактировать тексты разных форматов.
- «Основы съёмки и монтажа» — узнать, как выстраивать кадр, работать со светом и звуком и монтировать в Adobe Premiere.
Как может развиваться карьера журналиста
В целом в карьере журналиста есть два пути: продвигаться на более высокие позиции в своей сфере или сменить специальность на смежную.
Занять руководящую должность. Например, журналист интернет-медиа может со временем стать редактором отдела или главным редактором всего издания.
Редактор чаще всего не пишет материалы сам, а распределяет темы будущих материалов, отвечает за план их подготовки и публикации на месяц и контролирует сроки выполнения работы. Ещё редактор проверяет и согласовывает уже написанные тексты.
Телевизионный репортёр со временем может дорасти до ведущего новостной программы. Ещё один вариант развития — получить возможность вести свою авторскую рубрику или даже полноценную передачу.
Перейти в смежную сферу. Часть людей с опытом работы в журналистике уходят из СМИ в маркетинг или связи с общественностью. Они могут работать, например, пресс-секретарями, PR-менеджерами, SMM-специалистами. Или копирайтерами и сценаристами — потому что у них уже есть опыт работы с текстами и поиска фактов.
Но при смене специальности с большой вероятностью придётся начинать карьеру с позиции джуна и, возможно, пройти стажировку или переобучение на курсах.
Какие специализации есть в журналистике
У журналистов есть условные специализации:
- в зависимости от места работы — они могут работать в печатных изданиях, интернет-СМИ, на TV и радио;
- в зависимости от тематики материалов — журналисты могут создавать контент на социальные, политические, экономические, спортивные темы;
- в зависимости от роли в создании контента — существуют интервьюеры, репортёры, специальные корреспонденты, редакторы.
За время своей карьеры журналист может не раз переходить из одного СМИ в другое, освоить работу с разными темами и форматами материалов. Поэтому разделение на группы всегда условно.
Журналист может быть универсалом и работать с разными сюжетами и форматами. Но часто специалист выбирает себе определённую область и работает только в ней.
Например, главный редактор издания «Pressfeed. Журнал» Елена Локтионова выбрала специализацию, исходя из своих интересов. «Я большую часть карьеры работала именно в деловой журналистике. Всё, что я сейчас пишу и редактирую в „Pressfeed. Журнал“, мне близко. Я не смогла бы работать, например, в глянце. У меня нет соответствующего опыта, хотя это дело наживное, но главное — мне это просто не очень интересно», — объяснила она.
Какие навыки нужны журналисту
Работа журналиста предполагает постоянную обработку большого количества информации и её структурирование, а также общение с людьми — героями материалов и коллегами. Поэтому ему важно иметь софт- и хард-скиллы. Перечислим те, о которых чаще всего говорят сами журналисты.
Коммуникабельность. Журналист должен постоянно общаться с незнакомыми людьми и находить к ним подход. Далеко не все герои соглашаются на интервью, а ещё не все собеседники вежливы и настроены на разговор с представителем прессы.
Внимательность. Главная задача журналиста — донести до аудитории информацию в максимально доступной форме. При этом ошибки недопустимы: все утверждения, даты, имена или названия, которые фигурируют в материале, должны быть приведены верно.
Умение работать с информацией. Журналист должен искать и анализировать разные источники информации и разбираться в теме, о которой он делает материал, хотя бы на базовом уровне.
Способность писать и редактировать тексты. Любой журналист постоянно взаимодействует с текстом. Это могут быть статьи, заметки, текст для телесуфлёра или сценарий. Кроме того, во время работы журналисты часто общаются с коллегами или героями сюжетов не только по телефону, но и в переписке. Поэтому для них важна не только грамотность, но и умение структурировать и сокращать большой объём информации до подходящего — например, умещать его в формат статьи или установленную продолжительность видео.
Умение работать с изображениями. Часто материал нужно проиллюстрировать. Если журналист сам умеет делать фото, искать нужные изображения в открытых источниках или делать диаграммы и графики — это большой плюс. А если у издания есть штатный дизайнер или бильд-редактор, журналист должен уметь давать понятное техническое задание.
Навык работы с аудио и видео. Владение монтажными программами будет плюсом для журналиста, который работает с аудио- или видеоконтентом. Даже если в процессе участвует режиссёр и монтажёр, журналист может знать основные принципы монтажа и на базовом уровне владеть специальными программами. Тогда у него получится, например, быстро исправить ошибку в монтаже, если рядом нет коллеги, который может помочь.
Сколько зарабатывает журналист
Как и в других специальностях, в журналистике можно зарабатывать 20–30 тысяч рублей в месяц, а можно больше 100 тысяч. Всё зависит от работодателя, региона и должности.
Согласно данным портала «ГородРабот.ру», средняя зарплата журналиста в 2024 году — 52 635 рублей. Зарплаты в вакансиях на HeadHunter разнятся. Есть позиции, на которых работодатели предлагают специалисту 100 тысяч рублей в месяц.
В регионах зарплаты немного ниже. Вот, например, вакансия корреспондента в телекомпании ОТВ в Екатеринбурге с зарплатой в 45–50 тысяч рублей.
Редактору печатного отраслевого издания из Красноярска предлагают от 50 до 70 тысяч рублей.
А вот что говорят о нынешнем уровне зарплат действующие журналисты и редакторы.
Елена Локтионова
Главный редактор интернет-медиа «Pressfeed. Журнал»
— Конечно, не могу говорить про все издания, но в нашей области у журналиста диапазон зарплат где-то от 80 до 120 тысяч рублей в месяц. У редактора зарплата выше — примерно от 100 до 200 тысяч.
Это средние показатели, и есть издания, где платят меньше или больше, но вряд ли значительно. Ещё в бренд-медиа очень активно используют труд фрилансеров. Стоимость одного хорошего текста в среднем сейчас, наверное, от 7 до 15 тысяч рублей.
Конечно, по-прежнему существуют биржи с принципом оплаты «3 копейки за килознак», но уважающие себя издания такие тексты не заказывают из-за низкого качества.
Евгений Шматко
Журналист и телеведущий
— Заработная плата в медиа сегодня очень разная и зависит от многих факторов. На стартовых позициях райтера или журналиста печатных изданий в столице, если верить вакансиям, — 35–50 тысяч рублей в месяц. У редакторов зарплата выше — от 70 тысяч.
На телевидении всё будет зависеть от бюджета телевизионного канала и объёма работы сотрудника. На гонорар телеведущих влияет узнаваемость персоны, востребованность, телевизионный рейтинг и прочие детали. Начинающий телеведущий может получать как 50 тысяч рублей в месяц, так и 50 тысяч рублей за один выпуск программы. Гонорары телеведущих категории А всем известны и исчисляются в миллионах, но таких людей совсем немного.
Как стать журналистом
Профессию журналиста можно освоить либо получив профильное образование, либо на практике.
Образование можно получить в вузе — существуют бакалаврские и магистерские программы по специальности «Журналистика». Факультеты журналистики есть во многих столичных и региональных вузах, например в МГУ, СПбГУ, ТКУ, НГУ. Обучение в вузе на бакалаврской программе занимает четыре года, на магистерской — два года.
Ещё есть курсы. Они длятся меньше — от нескольких недель до нескольких месяцев. На курсах могут рассказывать только об одной части журналистской работы — например, о работе в телестудии или о написании текстов. Но знаний, полученных таким образом, тоже хватит для старта.
Освоить профессию журналиста на практике можно без предварительного обучения. Для этого можно устроиться в СМИ на младшую позицию — и набираться опыта. Кстати, после обучения в вузе и на курсах журналисты тоже обычно начинают с младших позиций.
Есть мнение, что журналистика — это ремесло и учиться ему нужно именно на практике, а не на университетской скамье. Поэтому многие журналисты не получали профильного образования. Мы спросили у спикеров, как они стали журналистами и что думают о необходимости получать диплом.
Елена Локтионова
Главный редактор интернет-медиа «Pressfeed. Журнал»
— Я училась на историческом факультете СПбГУ и ещё в студенческие годы устроилась стажёром в газету «Час пик». После я работала в деловых и отраслевых питерских СМИ, в московском журнале «Секрет фирмы» в качестве зама главного редактора, а затем пришла в Pressfeed.
Чтобы быть журналистом, совершенно не обязательно заканчивать именно журфак. Более того — возможно, полезнее получить образование по какой-то другой специальности. Вы сможете делать контент на соответствующие темы, опираясь на эти знания, а не только на то, что вам скажут ваши ньюсмейкеры.
Главное в журналистике — опыт работы и знания, которые вы получите от старших товарищей. При желании можно всего за год набить руку, получить необходимые скиллы и прокачать знания по теме. Многие студенты журфаков идут работать ещё на первых курсах и к моменту выпуска вырастают в опытных специалистов.
Евгений Шматко
— По образованию я социальный антрополог и социолог, но о работе на ТВ мечтал с подросткового возраста. Ещё будучи студентом, я буквально постучался в дверь одной телевизионной компании — и так попал в профессию.
От корреспондента дорос до ведущего, а потом и до главного редактора региональных представительств ТВ-3 и «Домашнего» в Новосибирске. Затем переехал в Москву и работал на НТВ, «Муз-ТВ» и RTVI.
На телевидении очень мало людей с образованием журналиста, и это не мешает им делать качественные программы. Я придерживаюсь позиции, что важно университетское образование в целом, не обязательно журналистское.
Нужно отшлифовать базовые знания, умения и навыки, расширить кругозор и эрудицию. И само собой — коммуникацию, чтобы не бояться разговаривать с кем угодно и о чём угодно, правильно излагая мысли, в том числе и на бумаге.
И уже потом можно подключать дополнительные курсы и повышение квалификации, ведь, чтобы оставаться в обойме и быть востребованным, постоянно нужно совершенствоваться и учиться.
Андрей Миловидов
Редактор отдела социальных проблем в газете «Экспресс-Провинция» города Людиново
— Свой первый материал в городской газете я опубликовал, когда учился в десятом классе. Тогда же я начал заниматься в кружке юных журналистов при местной станции юных техников. Позже мои материалы выходили в городских, областных и федеральных СМИ: в «Аргументах и фактах», «Моей семье», на Портале доверенных лиц Президента РФ.
Нужно ли учиться на журналиста? Большинство практиков в нашей профессии склоняются к тому, что журфаки скорее бесполезны. Я с этим тоже согласен, потому что учебная программа в вузах часто оторвана от реальной жизни. Там дают много теории, которая может никогда не пригодиться.
Гораздо полезнее, на мой взгляд, стажировки в издании под руководством опытного наставника. Даже 2–3 месяца работы в таком режиме могут дать новичку гораздо больше, чем пять лет учёбы в вузе.
Главное о профессии журналиста в 4 пунктах
- Журналист — это специалист, который собирает информацию и создаёт на её основе контент. Чаще всего он работает в СМИ: на телевидении, на радио, в печатных или интернет-изданиях. Также он может работать в пресс-службах разных организаций, образовательных учреждениях и государственных структурах.
- Журналист должен уметь искать сюжеты, собирать и анализировать информацию, писать и редактировать тексты. Плюсом будут навыки работы с фото- и графическими редакторами и программами для монтажа аудио и видеоконтента.
- Зарплата журналиста в среднем — 50 тысяч рублей. Опытные специалисты могут получать от 100 тысяч рублей в зависимости от региона и места работы.
- Чтобы попасть в профессию, можно окончить вуз по специальности «Журналистика» или профильные курсы. Но многие опытные специалисты отмечают, что практика гораздо важнее образования. Поэтому нередко журналистами становятся люди, у которых нет соответствующего диплома.
Как узнать больше о работе с контентом
- Если вы хотите больше узнать о написании и редактуре текстов, то вам пригодятся материалы Skillbox Media о составлении плана и введения и о создании текста на любую тему. Ещё у нас есть подборка сервисов для проверки текста.
- Если вам интереснее работать с видео и аудио, почитайте статью про видеомонтаж, обзор программ для монтажа и гайд по съёмке учебных видео на телефон. Ещё у нас есть материал про основные принципы звукозаписи.
- Для тех, кто хочет зарабатывать на текстах, в Skillbox есть курс «Копирайтинг от А до Я 2.0». На нём рассказывают, как писать и редактировать разные виды текстов, брифовать клиентов и развивать личный бренд, чтобы клиенты приходили к вам сами.
Больше материалов Skillbox Media о работе с текстами
- Зачем проверять уникальность текста и правда ли она влияет на SEO
- Что такое тошнота текста и должно ли «тошнить» текст
- Как стать хорошим копирайтером, если вы только начали писать
- Подборка ресурсов для корректоров: более 40 справочников, сервисов и сообществ
- 10 базовых инструментов для работы с текстом и изображениями