Как стать хорошим копирайтером, если вы только начали писать
7 советов каждому, кто хочет вырасти от новичка до мастера.
vlada_maestro / shutterstock
Я пишу с 2013 года. Первые три года работала на биржах, писала по 10–50 рублей за 1000 символов и не особо задумывалась о качестве текста. А когда начала расти, стала постепенно повышать ставки — сегодня спокойно получаю 3–5 тысяч рублей за один материал.
Рассказываю по своему опыту: на что стоит обращать внимание, если вы только начали писать, но хотите стать хорошим копирайтером.
1. Глубоко изучайте тему статьи
Я понимаю, что, если пишешь по 10–15 рублей за 1000 символов, некогда изучать тему дальше первых страниц поисковой выдачи — нужно писать как можно больше, чтобы заработать хоть что-то. Но без глубокого погружения не получится расти и повышать гонорары. Сейчас я могу потратить на изучение новой темы в 2-3 раза больше времени, чем на написание самого текста.
Когда погрузитесь в тему глубоко:
- Избежите грубых фактических ошибок. Клиент не откажется от сотрудничества «без объяснения причин», не вернёт текст на серьёзную доработку. И репутация компании не пострадает от размещения недостоверного контента, если заказчик примет статью «не глядя».
- Поймёте, на что «давить» в продающем тексте. Тщательное изучение темы помогает определить, на что люди обращают внимание при выборе товара или услуги. И вы сможете рассказать именно о том, что для них важно. Конверсия продающего текста будет выше, клиент заработает с него больше, а значит, в дальнейшем у вас будет шанс на повышение гонорара.
- Сэкономите много времени в будущем. Вы изучаете тему с нуля один раз, а потом понемногу обновляете знания и готовите контент быстрее. Пример из практики: в прошлом году я писала про выплаты опекаемым и потратила четыре часа, только чтобы разобраться в законах. Ещё пять-шесть часов писала текст. В этом году делала статью — сравнение выплат усыновлённым и опекаемым. И четыре часа ушло уже на создание готового продукта: за это время успела изучить поправки к законам и написать текст.
Как изучать тему
Изучение темы — это не просмотр рерайтов рерайта на первой странице выдачи. Есть много источников фактуры — например, искать информацию можно:
- на официальных сайтах производителей — в описании продукта или технической документации на него;
- в ГОСТах и СНиПах, если речь идёт о качестве продукта или технологии его производства;
- в исследованиях, статистике, докладах, опубликованных на независимых нишевых порталах;
- на форумах специалистов или в темах, где покупатели обсуждают продукт и делятся отзывами.
Лучше всего плотно пообщаться с теми, кто точно в теме, — например, попросить клиента заполнить бриф, а потом задать ему дополнительные вопросы. Или найти спикеров, которые будут готовы поделиться знаниями безвозмездно либо за упоминание в тексте: например, на Pressfeed можно брать комментарии у специалистов самых разных областей. (Подробнее — в статье «Где искать экспертов, если они срочно нужны». — Ред.).
2. Поймите, для какой целевой аудитории пишете
Целевая аудитория (ЦА) — те, кто потенциально может купить продукт или по-другому быть полезным компании: подписаться на рассылку, оставить отзыв, поделиться текстом в соцсетях и так далее. Раньше я не понимала смысла изучения ЦА: текст в любом случае останется текстом, какая разница, кто его будет читать? На самом деле она есть, и заключается в конверсии и ценности для читателя.
Смотрите:
- если ЦА — обычные пользователи, а вы будете использовать в тексте профессиональные термины, они ничего не поймут и, скорее всего, уйдут;
- если ЦА — вегетарианцы, а вы начнёте рассказывать о мясных блюдах, они плюнут и уйдут;
- если ЦА — люди старше 50 лет, а вы будете использовать молодёжный сленг типа слов «краш», «байт», «пов», они перекрестятся, вызовут экзорциста и тоже уйдут.
То есть текст должен быть понятным целевой аудитории, говорить о задачах и проблемах, которые можно решить с помощью продукта. Например, при выборе смартфона геймерам-стримерам могут быть важны процессор и функция записи с экрана, а люди с большим числом подписчиков в Instagram* обратят внимание на камеру, чтобы делать классные фотки.
Данные о целевой аудитории лучше брать у клиентов — они точно знают, кто уже покупает их товары или услуги. Если по каким-то причинам заказчик не может помочь с портретом ЦА, попробуйте пообщаться с другими специалистами и представителями бизнеса, включите логику. И загляните на форумы, сайты-отзовики — там можно найти много информации о том, какие «боли» есть у людей. (Главное — уметь отличать фейковые отзывы. — Ред.)
3. Займитесь фактчекингом
Нельзя взять данные с первого попавшегося сайта и использовать их в статье. Мало ли что мог написать автор материала: если вы просто перепишете недостоверную информацию, клиент не примет текст. А если даже не заметит и примет, то заметят читатели. В комментариях может появиться негатив, и репутация компании пострадает.
Фактчекинг — это проверка фактов, которые мы собираемся использовать в тексте. Её нужно проводить всегда, даже если на первый взгляд информация кажется правдоподобной. Чтобы не было проблем:
- берите техническую информацию с сайтов производителей или ГОСТов;
- если используете цитаты, оставляйте ссылки на материал, из которого их взяли;
- используйте актуальные данные за этот или прошлый год — например, использовать статистику десятилетней давности в большинстве случаев некорректно;
- находите ссылки на исследования, чтобы подтвердить какие-то тезисы, — например, влияние цифр в заголовке на конверсию;
- смотрите официальные заявления компаний (например, публикации и справочные материалы YouTube, Google), рекомендации государственных структур (например, Роспотребнадзора).
Когда ссылаетесь на что-то, обязательно доходите до первоисточника. Профессиональные авторы и серьёзные издания всегда указывают ссылки на таковой, но иногда приходится потратить время на поиски.
Первоисточник — тот, кто первым опубликовал определённую информацию, её уже в дальнейшем могут многократно перепечатывать. Нельзя довольствоваться вторичными источниками, перепечатками и рерайтами, потому что информацию легко могли переврать — например, заменить рост на 40% на падение на те же 40%. И тогда получится, что ваша статья будет недостоверной. Если не можете найти первоисточник или он оказывается сомнительным — лучше не используйте данные вообще.
Помню, когда-то готовила материал и не могла найти тематическое исследование. Когда почти отчаялась, наткнулась на упоминание одного англоязычного отчёта на российских порталах. Но, как ни старалась, ссылку на источник не нашла. Пришлось не упоминать его вообще, потому что если бы рассказала о результатах без ссылки, меня могли бы обвинить в перевирании фактов или притягивании информации за уши.
4. Пишите меньше и проще
Если вы работаете по ставке «столько-то рублей за кило» (1000 символов/знаков), есть соблазн написать как можно больше, чтобы заработать больше денег. И в тексте могут появиться лирические отступления, разжёвывание очевидных вещей, много неуместных эпитетов. Всё это называют «водой».
«Выжимайте» тексты, чтобы избавиться от «воды». Длинные тексты с ненужной информацией сложнее и дольше читать, чем те, что написаны живым языком и без лишних отступлений.
Научиться писать меньше и проще сложно, но возможно. В своё время я пользовалась такими шпаргалками:
- если предложение не помогает раскрыть тему статьи, не важно для читателя или только запутывает его, — лучше безжалостно удалить;
- если текст похож на язык чиновников, надо переписать его так, чтобы он был понятен обычным людям;
- если не хватает одного вдоха, чтобы прочесть предложение вслух, или к концу вы забываете начало, — лучше разбить его на несколько;
- если в предложении больше трёх-четырёх запятых, его надо упростить.
Сервис «Главред» поможет убрать или поправить какие-то очевидные вещи, но основную работу придётся делать вам. Напишите текст, дайте ему отлежаться пару дней, а потом перечитайте. Упростите все сложные моменты, уберите ненужное, разбейте длинные запутанные предложения на более короткие.
5. Следите за оформлением
Сплошную «простыню» текста сложно читать, потому что не за что зацепиться взглядом. Обычно пользователь быстро сканирует текст глазами, и если находит что-то интересное для себя, уже изучает его вдумчиво. Если нет — просто уходит на другие ресурсы.
Облегчите задачу читателю и повысьте ценность своего текста в глазах клиента — структурируйте и грамотно оформляйте контент. Используйте:
- подзаголовки, чтобы выделять разные смысловые блоки текста;
- списки — маркированные, чтобы перечислять что-то однородное, и нумерованные, чтобы обозначить порядок действий;
- выделения жирным, курсивом или другое оформление, чтобы обратить внимание читателя на какую-то важную мысль.
Также используйте в тексте иллюстрации, если нужно что-то показать или можно объяснить всё картинкой, а не писать три абзаца текста.
Но не стоит делать списки, выделения и подзаголовки только ради оформления. Когда их слишком много, они мешают сосредоточиться на чтении. Оптимально, когда в абзаце текста один-два таких элемента. Если вы используете выделения в несколько раз чаще, текст станет слишком пёстрым.
6. Изучайте маркетинг
Это важно, чтобы делать текст более эффективным для бизнеса и ценным для клиента. Изучая интернет-маркетинг, вы, например, начнёте понимать:
- какую роль в воронке продаж играет ваша работа;
- что может повлиять на просмотры статьи и шеры её в соцсетях;
- как оптимизировать текст под поисковики и платформу, где он публикуется;
- где поставить ссылки, чтобы улучшить показатели на сайте и количество лидов.
Перед тем как писать для нового проекта, я всегда спрашиваю клиента: где будет размещён текст, откуда будут приходить читатели, что ещё будет на странице (конверсионные кнопки, формы, ссылки на другие статьи)? Это помогает понять задачу и решить её максимально эффективно.
Если клиент говорит, что хочет разместить материал на VC или Яндекс.Дзен, я уделяю большое внимание заголовку, чтобы он привлёк внимание целевой аудитории. И пишу более «живо», потому что местная аудитория ценит такую подачу. А в случае материала для блога делаю акцент на SEO и использую больше ключевых слов, чтобы люди могли найти статью в поисковой системе.
Изучать маркетинг можно и самостоятельно, но вы потратите много времени — у меня ушло два с половиной года, и я всё ещё продолжаю учиться на собственном опыте. Чтобы ускорить процесс, можно пройти онлайн-курс, на котором вам объяснят, как работают тексты с точки зрения маркетинга. Так вы освоите базу намного быстрее.
7. Растите постепенно
Сразу вырасти до хороших гонораров сложно. Я сама не понимала, как тратить на одну статью целый день, если можно написать её левой пяткой за час-два и пойти работать дальше.
Чтобы уровень дохода не снизился, растите постепенно. Например, у вас есть постоянный поток заказов по 100 рублей за 1000 символов. Попробуйте получить заказы по цене на 40–50% больше — откажитесь от части старых. Потом ищите заказы с гонораром ещё выше, и так далее, пока не достигнете желаемого уровня дохода.
С ростом ценника вы сможете уделять больше времени тексту, быстрее прокачивать знания и навыки. Соответственно, повысится ценность ваших услуг. Не стоит бояться, что все клиенты откажутся платить повышенные гонорары, а вы останетесь без денег. Вы будете развиваться и создавать более эффективный контент, и логично, что за него будут платить больше.
Постепенно можно стать крутым копирайтером и повысить ставки до 10–15 тысяч рублей за текст. И даже не придётся тратить несколько часов каждый день на то, чтобы найти новых клиентов, — к востребованным специалистам приходят по сарафанному радио.
Коротко о главном
Чтобы стать хорошим копирайтером, много работайте. Изучайте тему материала и целевую аудиторию, обязательно проводите фактчекинг. Пишите понятно и просто, правильно оформляйте текст, чтобы читатель мог что-то понять даже при беглом просмотре.
Всё время растите — глубже прорабатывайте материалы, уделяйте больше времени редактуре текстов, тестируйте новые приёмы по привлечению внимания целевой аудитории, учитесь писать привлекательные заголовки. Не останавливайтесь в развитии и изучайте маркетинг — так поймёте, где и как будет работать ваш контент, а значит, сможете делать его всё более эффективным.