Учимся на директолога: разбор профессии специалиста по контекстной рекламе
Рассказываем, где учиться на директолога и как привлекать в бизнес клиентов с помощью рекламы в «Яндекс.Директе».
vlada_maestro / shutterstock
Когда вы пытаетесь найти что-то с помощью «Яндекса», в результатах появляются не только сайты из поисковой выдачи, но и объявления с пометкой «Реклама».
Директолог — специалист, который создает, настраивает и ведет рекламные кампании. Название произошло от системы «Яндекс.Директ» — это сервис, где платные объявления размещают в поисковой системе.
Что делает директолог
Вот чем конкретно занимается директолог:
- К нему обращается предприниматель — например, владелец регионального автосервиса: «Хочу клиентов из “Яндекса”».
- Директолог расспрашивает заказчика, по каким ключевым словам люди ищут его услуги в поиске. Получает 10–20 подсказок, например, «заменить резину на авто» и так далее.
- С помощью специальной программы директолог расширяет поле ключевых слов до 100–200, отфильтровывает ненужные и мусорные.
- Создает рекламную кампанию и объявления под эти запросы.
- Следит за бюджетом — система работает по особому, аукционному алгоритму. Платить придется за клик по объявлению. Стоимость зависит от популярности запроса среди рекламодателей: чем выше конкуренция, тем дороже. Если же директолог подберет ключевое слово «без конкуренции», то клик будет дешевле.
Это условная схема работы специалиста. К этому добавится много переговоров и аналитики.
Попробуйте курс от Skillbox. Кроме запуска кампаний, сможете ориентироваться в customer journey map, будете оптимизировать бюджет и даже управлять размещением в «Яндекс.Маркете». Успешных студентов приглашают на стажировку в агентство MediaNation. В штате работает больше 100 человек, есть у кого перенять опыт.
Плюсы и минусы профессии директолога
Директологом быть непросто, но выгодно, и вот почему.
Плюсы:
- соискателей высокого уровня на рынке мало, так как специальность «молодая»;
- большой спрос — новичок быстро найдет работу в агентстве;
- можно работать удаленно;
- довольные заказчики становятся постоянными;
- можно работать за фиксированную сумму, можно — за процент от приведенного клиента.
Минусы:
- «Яндекс.Директ» развивается, придется тратить время на обучение;
- после двух-трех настроенных кампаний творчества становится меньше, рутины — больше;
- вы привязаны к одной системе: если в «Яндексе» изменятся правила использования сервиса, придется заново договариваться с клиентами;
- заказчикам приходится объяснять, почему вы не можете сразу назвать стоимость всей рекламной кампании; не все понимают принцип динамического ценообразования.
В чем должен разбираться директолог
Семантическое ядро
Директолог составляет семантическое ядро — все ключевые слова, по которым потенциальные клиенты ищут продукт заказчика. Причем использовать только простые коммерческие запросы недостаточно — по ним высокая конкуренция и высокая стоимость.
Обратная сторона — сложные информационные запросы, которые пользователи используют редко: цена за клик будет небольшой, но и поток клиентов создать не выйдет. Нужно искать золотую середину. Об этом мы рассказываем в статье «Как составить семантическое ядро для сайта».
Оптимизация рекламных кампаний
Задача директолога — не просто создать рекламную кампанию, но и регулярно тестировать ее:
- наблюдать, какие объявления работают лучше, по каким запросам пользователи охотнее переходят на сайт;
- отключать неэффективные объявления, усиливать успешные;
- понимать, как эффективнее тратить деньги заказчика, чтобы он получал много клиентов по приемлемой для него цене.
Опытный директолог сперва создает тестовую кампанию за небольшой бюджет и на основе данных прогнозирует будущие расходы.
Аналитика
К каждой кампании можно привязать «Яндекс.Метрику», чтобы работать с аналитикой. Для выполнения задач заказчика следует разбираться в аналитике и знать ключевые метрики (количество уникальных посетителей, клики на сайте, путь клиента), а также учитывать бизнес-показатели: эффективность бюджета, стоимость потенциального клиента и реального покупателя.
Прочтите все записи на странице для специалистов по рекламе. Отслеживайте новые публикации в блоге сервиса. Конечно, этого недостаточно для плодотворной самостоятельной работы. Но эти навыки помогут стартовать и, например, попасть на стажировку в агентство.
Инструменты директолога
Специальные сервисы помогают разобраться с ключевыми словами, составить полное семантическое ядро и провести аналитику рекламной кампании.
Посмотрите популярность «ключей» в «Яндекс.Вордстате». Исключите слова, у которых менее 30 показов в месяц. В правой колонке есть подсказки — что еще ищут люди, заинтересованные сферой. Проверьте свои гипотезы и составьте список из 20–30 «ключей».
Добавьте их в Key Collector. Программа cформирует большое семантическое ядро и покажет конкурентность запросов, а заодно спрогнозирует примерные цены за клик по каждому запросу. Это еще не готовый список ключевых слов — каждое придется изучить и решить, использовать ли его в кампании.
Для аналитики используйте «Яндекс.Метрику». Сервис подскажет, по каким запросам чаще всего переходят на сайт. В блоге сервиса также найдется много полезной для директолога информации.
Сколько зарабатывает директолог
На HeadHunter по запросу «директолог» найдутся вакансии практически в любом регионе России, а также на удаленную занятость. Зарплаты в большинстве случаев большие — специалисту предлагают оклад плюс процент. С минимальным опытом работы на позиции младшего специалиста реально заработать 25–40 тысяч рублей. Больше 50 тысяч рублей предлагают тем, у кого есть портфолио в разных нишах и умение работать с бюджетом от 500 тысяч.
Если захотите зарабатывать 80–100 тысяч рублей, то придется изучать другие рекламные сети и погружаться в аналитику бизнес-процессов.
Как стать востребованным специалистом
Профессия директолога новая, изучить ее в классическом университете нельзя. Попробуйте один из трех путей.
1. На своих проектах
Выделите 10–20 тысяч рублей, создайте сайт, например, на Tilda и попробуйте себя в амплуа бизнесмена. Что-то продавать на самом деле не обязательно, ваша задача — привлечь на лендинг потенциальных клиентов и убедить их оставить электронную почту.
Обратите внимание, что на проверку всех гипотез может потребоваться много денег, поэтому лучше отработать сначала одну-две.
2. Самостоятельное обучение и стажировка в небольшом агентстве
Этот вариант интереснее. Проштудируйте все справочные материалы «Яндекс.Директа» и «Яндекс.Метрики», составьте несколько семантических ядер, разберитесь в работе с бюджетом. А затем отправляйте резюме в агентства и проситесь на стажировку. Если постараетесь, то сможете наработать опыт и получить проекты в портфолио.
3. Обучение и стажировка в крупной компании
Хороший вариант — выучиться на специалиста по контекстной рекламе. Придется разобраться не только в «Яндекс.Директе», но и в других рекламных сетях. И понять, как мыслить стратегически и привлекать потенциальных клиентов, а не просто заставлять пользователей кликнуть по ссылке.