Как заставить SMM работать: инструменты, возможности и проблемы для новичков

Чтобы продвигать бренд в соцсетях, недостаточно завести группу и размещать контент. Грамотный SMM — это наука, в которой много тонкостей и правил.

Контакт с клиентом и целевой аудиторией через социальные сети дает бизнесу новые возможности, так как коммуникация здесь происходит очень быстро и напрямую. В этой статье мы рассказываем, как заставить SMM работать на максимум. А углубить и систематизировать знания поможет наш курс «SMM-маркетолог от А до Я».

Возможности, которые есть у предпринимателя и маркетолога в соцсетях

1. Анализировать свою аудиторию и работу конкурентов

Социальные сети лучше раскрывают целевую аудиторию: демографические данные, взгляды, интересы. Есть целый арсенал инструментов, которые дают SMM-специалисту глубокую статистику и возможности по работе с аудиторией. О некоторых из них мы писали в статье «8 сервисов для эффективного таргетинга».

Олеся Мельник

Пишет про дизайн и маркетинг в Skillbox. С 2011 по 2017 год писала про бизнес в деловые СМИ, соучредитель агентства копирайтинга «Абзац».


2. Общаться с аудиторией

В социальных сетях компания может отойти от официоза и показать «человеческое лицо»: простым и доступным языком рассказывать о работе и новостях, знакомить с командой, демонстрировать внутреннюю кухню. Более того, процесс общения с аудиторией легко сделать интерактивным: опросы, конкурсы, дискуссионные посты помогают клиенту открыться и почувствовать себя важным. В итоге можно не только заработать лояльность читателей, но и почерпнуть из общения с ними новые бизнес-идеи.

Пример интерактива от «Красного и Белого»

3. Быстро находить слабые места бизнеса и отрабатывать негатив

Зачастую в социальных сетях человек чувствует себя более раскованно, чем в офлайне. В официальной группе он может открыто и искренне высказать мнение о продукте или указать на ошибки. Для некоторых оставить негативный отзыв в интернете гораздо проще, чем, к примеру, спорить с официантом в кафе.

Если грамотно работать с такими комментариями и анализировать их, можно не только превратить недовольного клиента в лояльного, но и скорректировать собственную бизнес-модель: устранить ошибки и стать более клиентоориентированным.

4. Развлекать клиентов

Злободневные шутки, полезные советы, инструкции и рецепты — SMM-технологии показывают пользователю, что владелец бизнеса заботится о нем, хочет сделать его жизнь веселее и проще. Если подписчик получит от вас действительно интересную информацию, он по собственной воле подключится к продвижению бренда, начав делиться с друзьями.

Инструменты SMM

Работа в сфере SMM не ограничивается только написанием постов, подбором картинок и общением с подписчиками. В этой области существует масса приемов и инструментов, выбор которых зависит от ваших целей и концепции.

1. Создание, оформление и наполнение страниц

Блогов, сообществ и групп настолько много, что выделиться из общей массы становится все сложней. Стильное оформление и уникальный контент — то, что цепляет людей в первую очередь. Для пользователя грамотный дизайн — сигнал, что перед ним серьезная компания. Зачастую это помогает быстрой раскрутке и увеличению конверсии.

2. Продвижение блогов

SMM-продвижение блогов, страниц и групп в социальных сетях — направление очень обширное. В него входит привлечение аудитории (как с нуля, так и при помощи гостевых постов), создание контента, оформление, работа с рассылками.


ВАЖНО!

Просто регулярно писать интересные тексты, увы, недостаточно: чтобы привлечь широкую аудиторию, грамотный маркетолог должен придумать для этого комплексную стратегию.


 3. Работа в тематических сообществах

В SMM-продвижение входит не только работа на собственной площадке — очень важно быть активным в сторонних тематических сообществах. Например, вы можете напомнить о своей компании, комментируя актуальные новости или рассказав о своем сообществе на подходящих форумах.

4. Прямая реклама

Создание и настройка рекламы — еще одна важная функция, которую должен выполнять специалист по продвижению в социальных сетях. Рекламироваться можно на страницах лидеров мнений или в крупных пабликах, которые подходят вам по стилю и составу аудитории. Если такой вариант не устраивает, можно запустить собственную таргетированную рекламу, которая будет выглядеть как текстовое сообщение или баннер.


SMM дает бизнесу возможность организовать максимально персонифицированную кампанию.


Таргетированная реклама позволяет донести сообщение до конкретной целевой аудитории, отсортировав её по географическому положению, полу, возрасту, интересам и другим критериям. Например, один молодой человек использовал рекламу во «ВКонтакте», чтобы пригласить в кино знакомую девушку. Он сделал баннер, который видела только она, и создал специальное мероприятие.

5. Вирусный маркетинг

Его также называют виральным маркетингом (от английского слова viral — «вирусный»). Это текстовый, видео- или аудиоконтент, который моментально «уходит в народ» и получает звание мема. Пользователи быстро и добровольно распространяют зацепивший материал, он заполняет новостную ленту и даже попадает в СМИ. Некоторые ролики и посты могут всплывать на разных ресурсах несколько месяцев и даже лет.


ВАЖНО!

Использовать вирусный контент нужно как можно оперативней — некоторые мемы быстро устаревают, посты с их использованием вскоре становятся нелепыми и непонятными части аудитории: сегодня 15-летний школьник вряд ли оценит ретромем пятилетней давности.


Активность вирусных постов (лайки, комментарии и репосты) на порядок выше, чем у обычных. Недавно в рунете неожиданно вирусной стала песня Филиппа Киркорова «Цвет настроения синий», про неё шутили во всех социальных сетях и снимали пародийные клипы. Сам музыкант признался, что успех в сети вывел композицию на первые места в чартах iTunes, Apple Music и Boom.

6. Оптимизация интернет-ресурсов под социальные медиа

Это направление обозначается термином SMO (Social Media Optimization) и включает в себя комплекс действий, которые нужны, чтобы привлечь пользователей социальных сетей на сайт и удержать их. В основном это техническая работа, которая ведется на самом сайте: упрощение процесса «расшаривания» материалов, подключение комментариев через соцсети и так далее.

7. Аналитика

Чтобы маркетинг в социальных сетях приносил максимум эффекта, нужно анализировать результаты и корректировать стратегию при необходимости. Какой из рекламных баннеров работает лучше всего? Как часто на сайт приходят клиенты из социальных сетей? Пользуются ли люди кнопками перехода в социальные сети? На эти вопросы ответят «Яндекс.Метрика» и Google Analytics.

Основные площадки для SMM

Публиковать одинаковый контент во все социальные сети — одна из главных ошибок, которую допускают новички, решившие заняться SMM. У каждой платформы есть собственная аудитория с индивидуальными предпочтениями, которые нужно учесть, прежде чем начать заниматься продвижением.

Большая часть аудитории разных социальных сетей будет пересекаться, однако поведение пользователей все равно будет разным. К примеру, человек может использовать аккаунт в Facebook для общения с коллегами и бизнес-партнерами, а Instagram — в качестве личного блога; в этом случае он точно не станет выкладывать в Facebook фотографии кота или снимки с дружеских алкогольных посиделок. Да и ожидают пользователи от каждой соцсети разное.

1. «ВКонтакте»

Это самая популярная русскоязычная социальная сеть, которой регулярно пользуются более 97 млн человек (здесь и далее: на момент написания статьи). Аудитория «ВКонтакте» довольно молодая, до 30 лет. На этом сайте общаются, ищут новых друзей, формируют деловые контакты, нанимают сотрудников, занимаются бизнесом и творчеством. Во «ВКонтакте» много узких сообществ, объединяющих людей по разным признакам (от фанатов какой-нибудь рок-звезды до жителей одного дома).


ВАЖНО!


Лучше всего пользователи реагируют на короткие развлекательные посты с медиаконтентом (картинки, видео, музыка). Записи без визуальной составляющей теряются в общем потоке и воспринимаются гораздо хуже.


2. Facebook

В России эта социальная сеть считается местом для общения специалистов 25–45 лет с высшим образованием, политиков, предпринимателей, топ-менеджеров и представителей шоу-бизнеса. Поэтому многие SMM-специалисты делают упор на продвижение в сегменте B2B. В Facebook охотней читают длинные заметки с персональными мнениями, советы по бизнесу или личной эффективности.

3. Instagram

Согласно статистике Digital Native, российский пользователь проверяет свою ленту здесь 15 раз в день. Более 70% пользователей — женщины. Аудитория сети довольно молодая, её ядро — люди от 18 до 26 лет. В основном они заходят за яркими картинками и впечатлениями. Хотя Instagram напоминает сетевой фотоальбом, тексты играют важную роль и тут. Многие блогеры используют фото как иллюстрацию к длинному тексту с мыслями и наблюдениями. Для продажи товаров, напротив, текст нужен в качестве дополнения к фотографии.

4. «Одноклассники»

Посещаемость «Одноклассников» составляет около 71 млн человек в месяц. По сравнению с «ВКонтакте» этой сетью пользуется более возрастная — а значит, и более платежеспособная — аудитория. Но молодых людей, вопреки стереотипам, здесь тоже хватает. На данной платформе стоит делать ставку на эмоциональные истории: здесь любят трогательные рассказы про любовь, дружбу и верность.

5. Twitter

В российском сегменте Twitter 1,2 млн авторов за месяц создают 78 млн твитов. 55% пользователей — мужчины. Это идеальное место, чтобы публиковать фотографии и короткие цитаты. Такой инструмент хорошо подойдет для анонса какого-либо контента на другом ресурсе (например, материалов в СМИ или блоге). Пользователи Twitter любят развлекательный контент, здесь постоянно иронизируют над собой и окружающими и жалуются на жизнь; шутки из этой соцсети часто разлетаются по другим площадкам. Чтобы создать успешный SMM-проект, нужно проникнуться атмосферой этой площадки и отойти от официоза.

6. Telegram

Строго говоря, Telegram — это не социальная сеть, а мессенджер, однако продвижение через Telegram-каналы — довольно любопытный инструмент. Пользователи подписываются на каналы в поисках уникального контента. Здесь неактуальны стандартные шутки, которые годами гуляют по социальным сетям, и репосты: подписчикам нужен авторский взгляд, аналитика или инсайты.

В России мессенджером пользуются около 10 млн человек, которых можно описать как значительную и наиболее прогрессивную часть пользователей местного сегмента Facebook: это студенты, средний класс и интеллигенция; их интересуют бизнес, политика, технологии, наука и культура.

Сложности SMM

1. Отсутствие опыта

Многие предприниматели, создав страницы бренда в разных социальных сетях, считают, что с продвижением можно справиться самостоятельно или делегировать это, к примеру, секретарю. Как правило, такие SMM-проекты оказываются неэффективными и недолговечными. Дело в том, что социальные сети — это живой и непрерывно развивающийся организм. Администрация ресурсов постоянно вводит новые технологии, меняет правила настройки и размещения рекламы или усложняет алгоритм выдачи постов в новостной ленте.


ВАЖНО!

Чтобы продвижение в социальных сетях было эффективным, нужно следить за трендами и много учиться. Делать это параллельно с другой работой практически невозможно.


2. Аудитория остается без внимания

Для успешного продвижения мало просто присутствовать на разных площадках. Чтобы в бешеном потоке информации пользователь не забыл о вашем существовании, нужно регулярно выдавать какой-то контент. Лучше всего начать продвижение в социальных сетях с создания контент-плана и подготовить публикации примерно на месяц. Если не уделять аудитории должного внимания, забросить сообщество и не отвечать на вопросы, можно сильно испортить собственную репутацию.

3. Слишком узкая тематика

Может случиться так, что сама тематика вашего аккаунта покажется аудитории непонятной и неинтересной. Решив выйти в социальные сети и заняться SMM, нужно тщательно продумать концепцию сообщества. Определите, кто будет вашей аудиторией, какие интересы и потребности у неё есть.

Заключение

SMM-маркетинг — очень многогранное и интересное направление, в котором постоянно появляются новые инструменты и правила.


Чтобы стать хорошим специалистом в сфере SMM, нужно уметь общаться с людьми, понимать специфику разных социальных сетей, анализировать и красиво подавать информацию.


Курс

SMM-маркетолог от А до Я


Продвижение товаров и брендов в социальных сетях складывается из нескольких больших этапов. Мы честно и подробно расскажем о каждом: от разработки стратегии до достижения желаемых KPI. Мы объясним, как выбирать сегменты целевой аудитории, запускать и тестировать рекламную кампанию, а при необходимости оптимизировать её.

Хочешь получать крутые статьи по интернет-маркетингу?
Подпишись на рассылку Skillbox