Маркетинг
#Мнения

Как цифровизацию используют в точках продаж «Рив Гош», «Магнита у дома» и других ретейлеров

Экраны, медиаполки, цифровые помощники консультанта, QR-коды, электронные каталоги и ценники. Рассказываем, как бизнес использует цифровые решения.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Руководители крупных российских ретейлеров встретились на мероприятии Mindbox «CEO Summit 2024», чтобы обменяться опытом и сравнить стратегии. Редакция Skillbox Media смотрит запись мероприятия и пересказывает интересные моменты в серии статей.

В этом материале перескажем ответы на вопрос о том, как проходит цифровизация точек продаж в розничных магазинах: какие цифровые решения уже используют и какие планируют внедрить в течение года.

На вопрос отвечали Олег Сиднин, операционный директор «Магнита у дома», Эдгар Шабанов, президент группы компаний «Рив Гош», Наталья Рыжкова, генеральный директор Gulliver Group, и Максим Суравегин, исполнительный директор OBI.

Что такое цифровизация и какие направления цифровизации есть в сфере ретейла

Цифровизация в бизнесе — внедрение современных технологий в процессы компании для того, чтобы повысить их качество и эффективность. Внедрённые цифровые решения решают две задачи — повышают прибыль бизнеса и сокращают его затраты.

В розничной торговле цифровые решения внедряют в три основные сферы:

  • Улучшение клиентского опыта — от этапа возникновения у клиента интереса к торговой компании до совершения покупки. Например, магазины внедряют электронные программы лояльности, системы виртуальных консультантов, технологии виртуальной и дополненной реальности.
  • Управление логистикой — технологии применяют, например, чтобы автоматизировать процесс поставки товаров, контроля складских остатков, взаимодействия с поставщиками и так далее.
  • Работа с эффективностью точек продаж — в офлайн-магазинах устанавливают медиаполки и цифровые вывески, электронные ценники, планшеты для поиска товаров или проверки цен, кассы самообслуживания и так далее.

В Skillbox Media есть статья о пользе цифровизации и цифровой трансформации для бизнеса. Прочитайте её, чтобы разобраться в различиях между этими процессами и понять, как они устроены.

Как проходит цифровизация точек продаж в крупных российских ретейлерах

Олег Сиднин

операционный директор «Магнит у дома»


У нас очень много экспериментов в области цифровизации. Мы даже открыли свою лабораторию в кластере «Ломоносов» специально для таких экспериментов.

В первую очередь мы работаем с улучшением покупательского опыта. Сейчас мы работаем над большим проектом по оснащению большей части магазинов медиаповерхностями. Это экраны, которые расположены рядом с кассами и которые «контактируют» с покупателями в момент покупки, — например, прайс-чекеры.

Ещё в наших магазинах появляются медиаполки. Мы оснащаем полку с товарами удлинённым экраном, на котором изображаются либо ценники и характеристики товаров, либо реклама. Мне нравится эффект, который мы от этого получаем. К сожалению, пока себестоимость таких полок не позволяет внедрять их во всех точках продаж. Тем не менее мы продолжаем экспериментировать.

Также у нас много цифровых решений, которые касаются внутренней работы магазинов — повышения их производительности и технологичности. Объясню на примере. В магазине выполняется большой объём разной работы — выкладывают коробки, вешают ценники, меняют расположение товаров на полках, перебирают фрукты и овощи, проверяют сроки годности и утилизируют испорченный товар.

Для всех этих операций нужен «цифровой след», поэтому мы стараемся их оцифровывать. В итоге управляющие видят в электронном виде каждое событие в магазине — и за счёт этого могут работать с его производительностью.

Прайс-чекер в магазине «Магнит» — сканер считывает штрихкоды товаров и показывает их цену и другие характеристики
Фото: «Магнит»

Эдгар Шабанов

президент группы компаний «Рив Гош»


Мы тоже активно работаем над цифровизацией офлайн магазинов. Новые магазины мы оснащаем сенсорными экранами — одним или двумя-тремя, в зависимости от конфигурации и площади магазина. Мы часто проводим разные промоакции, поэтому такие тач-экраны — хороший способ сообщить клиенту, что происходит в магазине.

Ещё в окнах некоторых магазинов «Рив Гош» есть цифровые вывески — их мы продаём брендам для размещения рекламы. Для нас это дополнительный источник дохода. В старых магазинах, к сожалению, мы по-прежнему работаем с бумажными листовками и тратим на это много денег. Поэтому в планах заменить бумажные листовки на переносные экраны — хотя бы по одному на магазин.

Другое направление цифровизации — оснащение наших консультантов цифровыми помощниками. Это планшеты, в которых можно посмотреть всю историю покупок клиента по его карте лояльности. То есть клиент в магазине обращается к консультанту. Консультант вбивает его данные, и видит, например, его любимые товары, и на основе них может предложить клиенту другую релевантную продукцию. Ещё с помощью электронных помощников можно заказать товар из другого магазина сети — например, если в этом магазине его в наличии нет.

И третье направление цифровизации — оснащение кассовых порталов. Мы внедряем в них разные системы BNPL — простыми словами, разные виды рассрочки, — чтобы дать людям возможность разных форм оплаты.

Наталья Рыжкова

генеральный директор Gulliver Group


Для ретейлеров из индустрии моды важна комплексность покупки, поэтому мы стараемся продавать готовый образ, эмоцию. Мы не продаём просто брюки или просто блузку. Мы продаём полностью образ того, как будет выглядеть ваш ребёнок. Поэтому сейчас у нас в магазинах реализован проект электронных каталогов. В нём покупатель может посмотреть, с чем можно сочетать выбранную одежду. Благодаря этому нам удаётся показать, что ещё можно приобрести к выбранной вещи, и таким образом увеличить чек.

Максим Суравегин

исполнительный директор OBI


К перечисленному могу добавить QR-коды на упаковках и ценниках. Мы активно используем их в маленьких магазинах, где нет больших складских запасов. Например, покупатели не нашли нужного количества товара в одной торговой точке. Они могут отсканировать QR-код и, не покидая магазина, заказать этот товар онлайн. Особенно хорошо это работает для крупногабаритных изделий.

Другие статьи Skillbox Media о том, как повысить продажи компании

Курс

Эффективный руководитель

Вы научитесь разрабатывать стратегию, ставить цели, создавать бизнес‑процессы и комфортный климат в команде. Найдёте точки роста в своей компании, сможете претендовать на повышение или масштабировать бизнес.

Узнать про курс
Жизнь можно сделать лучше!
Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие.
Каталог возможностей
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована