Маркетинг
#статьи

Главное о стримах и о том, как стать стримером и заработать на этом

Рассказываем, какие направления стриминга существуют, на каких платформах большая аудитория и какое оборудование нужно для старта в этой отрасли.

Иллюстрация: freepik / stockking / rawpixel / Freepik / Martin Sanchez / Chalaphan Mathong / July Stip / Sebastian Pandelache / Maxim Hopman / Alvan Nee / Tim Mossholder / Free Walking Tour Salzburg / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Стримы — популярный среди пользователей формат контента. Например, по данным сайта TwitchTracker, стриминговую платформу Twitch ежедневно посещает около 2,5 миллиона зрителей.

Мы написали этот материал для тех, кто хочет разобраться, как устроены стримы, и для тех, кто хочет стать стримером и заработать на этом. Рассказываем:


Что такое стрим

Стрим (от английского stream — поток) — это прямая трансляция контента через интернет. Человека, который транслирует контент, называют стримером. Стример выходит в эфир в соцсетях или на специальных площадках.

Стримить — значит вести трансляции.

Допустим, вы заходите на YouTube и видите в рекомендациях прямой эфир по игре World of Tanks. Это стрим: человек проходит игру и комментирует процесс. Всё, что происходит в игре, тут же видят зрители.

Стрим по World of Tanks на видеохостинге YouTube
Скриншот: MeanMachins / YouTube

Отличительная черта стримов — взаимодействие стримера и зрителей. Зрители могут писать в чат, а стримеры реагируют на это: здороваются с новыми зрителями, отвечают на вопросы, благодарят за поддержку. Для сравнения: прямой эфир идёт без взаимодействия со зрителями, но с обращением к ним.

Стримы популярны: по данным «МегаФона», в 2023 году посещаемость популярных стриминговых платформ россиянами выросла в 1,5 раза в сравнении с данными 2022 года. Прямые трансляции нравятся зрителям, потому что реалистичны и дают возможность общаться с авторами контента в режиме реального времени.

Для авторов контента стримы — способ набрать большую аудиторию, заработать и просто обрести зрителя, говорит Дмитрий Пустоваров (ник — MakataO). Для бизнеса стримы — один из форматов экспертного контента, с помощью которого можно улучшить репутацию, повысить узнаваемость бренда, продать товары и услуги.

Компании запускают стримы сами и покупают рекламу на стримах, потому что считают её эффективной. Об эффективности такой рекламы говорил, например, совладелец агентства Stream Pub Артур Авакян.

Какие есть стриминговые направления

Направлений стриминга много. Исследование DonationAlerts и ResearchMe показывает, что самые популярные среди них — игровые стримы, прямые эфиры публичных личностей и трансляции новостей, программ и телепередач. Разберём каждое подробнее.

Игровые стримы — это когда стример проходит какую-то игру, показывает происходящее и комментирует это. Например, к игровым относятся стримы прохождений GTA, Minecraft, Call of Duty: Warzone, Fortnite, League of Legends.

Игровые стримы проводят блогеры, которые снимают исключительно игры. Их называют летсплеерами от английского let’s play — «давай сыграем».

Лайфстайл-стримы — это когда блогер показывает повседневную жизнь. Он может делать в кадре что угодно: гулять по городу, играть на гитаре, раскрашивать картину по номерам, готовить — то есть всё, чем занимается в обычной жизни. Такой формат ещё называют in real life (IRL).

Такой формат часто используют блогеры с устоявшейся аудиторией. Основная часть их контента — не стримы, а, например, посты или видео.

Трансляции новостей, программ, передач часто ведут СМИ, телеканалы и компании. Темы трансляций могут быть разными. Например:

  • На сайте РБК постоянно ведут трансляции с новостями.
  • На ютуб-канале брокера «Финам» проводят стримы с сотрудниками компании, посвящённые событиям и ситуации на фондовом рынке.

Для СМИ и телеканалов стримы — ещё один способ распространения контента.

Стримить могут и музыку. Например, это круглосуточный стрим лоу-фай-хип-хоп-музыки на фоне аниме-арта с девочкой. Трансляция началась в 2015 году и с тех пор прерывалась всего несколько раз
Скриншот: Lofi Girl / YouTube
У Lofi Girl появился сосед — его окно светится синим в доме напротив. Это тоже круглосуточный музыкальный стрим. Трансляция началась 3 июля 2023 года
Скриншот: Lofi Girl / YouTube

Есть множество других форматов. Вот ещё несколько направлений стриминга: мукбанг, ASMR, мастер-классы, вебинары. Мукбанг и ASMR стримят блогеры, которые создают контент в этих направлениях. Мастер-классы обычно проводят эксперты, которые прокачивают личный бренд; вебинары — бизнес, чтобы показать экспертность и привлечь потенциальных клиентов.

Курсы Skillbox для тех, кто хочет зарабатывать на стриминге

  • «Профессия Стрим-блогер» — изучить все этапы производства контента, научиться продвигать и монетизировать контент.
  • «Стример» — научиться держаться в кадре и привлекать аудиторию.

Какие есть стриминговые площадки

Самая популярная площадка, на которой можно запускать стримы, — YouTube. Также в России, по данным исследования «МегаФона», популярны Twitch, Trovo и VK Play Live. Рассмотрим эти четыре площадки.

YouTube

YouTube — американский видеохостинг, на котором можно запускать трансляции. По данным Streams Charts, на YouTube около 1,5 миллиона стримеров, а в онлайне находится от 4 до 8,5 миллиона зрителей. Но не все эти зрители смотрят стримы; основная часть контента на YouTube — видео.

Раздел «Сейчас в эфире» на YouTube
Скриншот: YouTube

У каждого стрима на YouTube есть чат; доступ к стриму можно настраивать — например, сделать доступ только по ссылке. Стримы, которые длятся меньше 12 часов, сохраняются на YouTube навсегда.

Особенность YouTube в том, что в трансляцию можно запустить предварительно записанное видео. Во время такой трансляции стример может общаться со зрителями в чате.

По умолчанию YouTube автоматически определяет разрешение и частоту кадров в трансляции: они зависят от скорости интернета. Но это можно изменить в настройках. Максимальное разрешение и частота кадров — 4K (2160p) и 60 FPS.

YouTube поддерживает стримы с компьютеров на Windows и macOS, с PlayStation, со смартфонов и планшетов на Android и iOS. Чтобы стримить, нужна специальная программа-видеокодер — например, OBS Studio для ПК или PRISM Live Studio для смартфона или планшета.

Twitch

Twitch — стриминговая платформа из США. По данным Streams Charts, на платформе зарегистрирован почти 21 миллион стримеров, а постоянно на площадке находится в среднем от 1,2 до 4,2 миллиона зрителей.

Главная страница стриминговой платформы Twitch
Скриншот: Twitch / Skillbox Media

На Twitch можно проводить закрытые трансляции — только для подписчиков канала. Платформа хранит записи трансляций, но недолго — до 14 дней в зависимости от статуса стримера. Транслировать предварительно записанные видео могут только стримеры, которые получили статус партнёра Twitch — то есть подключились к партнёрской программе площадки.

На Twitch больше, чем на других площадках, инструментов для интерактива. Например, зрители там получают баллы за просмотр стримов и могут потратить их на вознаграждения, установленные стримером.

Максимальное разрешение и частота кадров трансляции — 1920×1080 и 60 FPS. Twitch поддерживает стримы с ПК на Windows и macOS, с PlayStation и Xbox, со смартфонов и планшетов на Android и iOS. У платформы есть своё бесплатное приложение для ведения трансляций — Twitch Studio.

VK Play Live

VK Play Live — российская стриминговая платформа. VK Play Live — часть площадки VK Play. Кроме стриминга, в её составе есть игровой каталог, облачный гейминг, раздел киберспорта и игровое медиа.

По данным VK Play, с момента выхода из бета-тестирования к площадке присоединилось более 20 тысяч стримеров. Среднемесячная активная аудитория VK Play на конец первого квартала 2023 года — более 13 миллионов пользователей.

Главная страница стриминговой платформы VK Play Live
Скриншот: VK Play Live / Skillbox Media

VK Play Live позволяет запускать закрытые трансляции. Доступ к стримам можно ограничивать по уровням подписки; эти уровни настраивает сам стример. Заранее записанное видео транслировать нельзя, но записи трансляций платформа хранит бессрочно.

Максимальное разрешение и частота кадров трансляции — 3840×2160 и 60 FPS. VK Play Live поддерживает стримы с компьютеров на Windows и macOS, со смартфонов и планшетов на Android и iOS. Но чтобы стримить, нужен видеокодер.

Trovo

Trovo — китайская стриминговая платформа. По данным Streams Charts, на платформе зарегистрировано около 300 тысяч стримеров, а постоянно на площадке находится от 8 до 25 тысяч зрителей.

Главная страница стриминговой платформы Trovo
Скриншот: Trovo / Skillbox Media

На Trovo нельзя сделать закрытую трансляцию, а также нельзя стримить предварительно записанные видео. Но можно сохранять записи стримов на срок до 60 дней — срок зависит от уровня стримера.

На Trovo, как и на Twitch, есть разные инструменты для интерактива. Например, пользователи могут зарабатывать ману и тратить её на продвижение канала стримера, наклейки и эмодзи. Стримеры могут создавать Treasure Box — сундуки с призами — и проводить розыгрыши.

Максимальное разрешение и частота кадров трансляции — 1920×1080 и 60 FPS. Чтобы стримить с ПК, нужна программа для потоковой передачи — например Stream Elements, OBS Studio или Streamlabs. А чтобы выйти в прямой эфир со смартфона, достаточно скачать приложение Trovo и стримить через него.

Как зарабатывают на стримах

Есть три основные модели монетизации стримов: приём донатов, продажа рекламы и участие в партнёрских программах стриминговых платформ.

Приём донатов. Донат — добровольное пожертвование от зрителей. Стримеры принимают деньги на карту, на электронные кошельки или в специальных сервисах. Эти сервисы позволяют сформировать ссылку, после перехода по которой люди могут отправить стримеру деньги. После стример может вывести их на карту или кошелёк.

Зрители отправляют стримерам разные суммы, чаще всего несколько сотен рублей. Но бывают и крупные донаты — например, стример Russia Paver в 2019 году получил донат в миллион рублей.

За один стрим владелец канала SHIMOROSHOW собрал донатов на сумму более 300 тысяч рублей
Скриншот: SHIMOROSHOW / YouTube

Иногда стримеры, чтобы мотивировать зрителей донатить, создают прайс-листы. Например, за донат в 500 рублей включают трек, заказанный зрителем, за донат в 1000 рублей — играют с ним.

Продажа рекламы. Стримеры продают рекламные интеграции, то есть рекламируют какой-то продукт за деньги.

Есть разные форматы рекламы. Например, стример может поместить баннер на экран трансляции, рассказать о продукте, оставить ссылку на сайт в описании стрима. А может просто сидеть в футболке с логотипом рекламодателя или употреблять в кадре его продукт — например, пить энергетик.

Цена рекламы обычно зафиксирована — стример устанавливает её сам, отталкиваясь от количества и качества его аудитории. Обычно чем больше аудитория, тем больше стоит реклама. Есть стримеры, которые продают рекламу за 300–500 рублей. Слава Бустер с 3,8 миллиона подписчиков на Twitch продаёт размещение баннера на месяц за 2 миллиона рублей.

Так выглядит реклама на стриме Славы Бустера
Скриншот: Twitch / Skillbox Media

Партнёрская программа. У каждой стриминговой платформы есть партнёрская программа. Когда стример подключается к ней, на его стримах начинают показывать рекламу. Платформа делится со стримером частью дохода, полученного от рекламодателей.

Это самый популярный формат партнёрской программы, но есть и другие. Например, на YouTube и Twitch есть возможность установить платную подписку на канал. Зрители, оформившие такую подписку, получат дополнительные привилегии, установленные стримером, — например, особый набор эмодзи в чате. Стримеру достанется часть денег, которые зрители отдали за подписку.

Сколько можно зарабатывать на стримах

Популярные стримеры зарабатывают сотни тысяч долларов в месяц. Кай Сенат с 8,4 миллиона подписчиков зарабатывает не менее 222 тысяч долларов в месяц только на платных подписках на Twitch, подсчитал ресурс Streamerfacts.

Фрагмент стрима Кая Сената
Скриншот: Twitch / Skillbox Media

Вот ещё несколько примеров. В период с июля 2019 по октябрь 2021 года платформа Twitch выплатила Дмитрию Карпову (JesusAVGN) около 8,1 миллиона рублей. За тот же период Илья Давыдов (Maddyson) получил около 6,4 миллиона рублей, а Алексей Баранов (HardPlay) — 5,4 миллиона рублей.

Но такого дохода достигают стримеры с аудиторией в несколько миллионов подписчиков. Начинающие стримеры зарабатывают несколько сотен или тысяч рублей в месяц. Так, по данным сервиса приёма донатов DonationAlerts, средний заработок российского стримера на донатах — 6200 рублей в месяц. Средний размер доната — 288 рублей.

Доход растёт по мере того, как увеличивается аудитория. Но стримы — конкурентная отрасль; чтобы набрать аудиторию, нужно время, а иногда и вложения.

Какое оборудование нужно для стриминга

Стримить можно и с телефона, установив на него специальную программу. Но сами стриминговые платформы рекомендуют использовать компьютер — тогда стримы получаются качественнее. Мы расскажем о необходимом оборудовании, опираясь на рекомендации Twitch и на рекомендации VK Play. Основной набор, согласно этим инструкциям, — производительный компьютер, микрофон, стойка для микрофона, камера и система освещения.

Так может выглядеть рабочее место стримера
Фото: Kadyn Pierce / Unsplash

Компьютер. Он должен быть производительным, чтобы быстро обрабатывать аудио и видео. Платформа Twitch рекомендует ПК с видеокартой не слабее GTX 1660 Ti и процессором Intel Core i5. Объём памяти SSD — 1 ТБ, а оперативная память — 8 ГБ. Стоимость такого ПК — от 40 тысяч рублей.

Можно использовать два компьютера одновременно: трансляция будет идти на одном, а игра — на другом. Это улучшит качество стрима.

Микрофон. Самый простой вариант — гарнитура; её цена начинается от тысячи рублей. Также можно использовать USB-микрофон, он стоит от 2 тысяч рублей. USB-микшер и студийный микрофон XLR позволяют профессионально настраивать звук, но стоят дороже предыдущих вариантов — от 7 тысяч рублей.

Стойка для микрофона. Она нужна, чтобы закрепить микрофон на столе и убрать помехи. Например, благодаря стойке микрофон не захватывает вибрации от стола, которые возникают при прикосновениях к нему. Цены на стойку начинаются от тысячи рублей.

Камера. Можно пользоваться камерой ноутбука, но качество видео у неё обычно не очень хорошее. Поэтому лучше использовать внешнюю камеру — смартфон со специальным приложением, веб-камеру с USB или экшен-камеру. Веб-камеру можно купить за тысячу рублей, экшен-камера стоит в среднем от 5 тысяч рублей.

Максимальное разрешение можно получить, если использовать профессиональную видеокамеру, но, чтобы подключить её к компьютеру, понадобится также карта захвата.

Освещение. Стандартный вариант — светодиодные цветные или кольцевые лампы. Светодиодные цветные лампы можно использовать также для оформления фона. Их стоимость — от тысячи рублей; можно найти варианты и дешевле.

Многие стримеры не покупают сразу весь комплект оборудования, а начинают с тем, что у них есть. В процессе стриминга они собирают деньги на более качественное оборудование — например, с помощью донатов.

Стример собирает донаты на объектив для камеры
Скриншот: Marie Exupery ASMR / YouTube

Что нужно знать тем, кто хочет зарабатывать на стриминге

Может показаться, что стримить легко. На деле это непросто, но стриминг позволяет самовыражаться и зарабатывать.

Стримеры не могут взять отпуск; они сталкиваются с перегоранием и токсичностью. Так, Алексей Губанов (JesusAVGN) говорит, что стример не может заранее снять видео, уехать куда-то и выкладывать готовые ролики. Что касается токсичности, по словам Алексея Губанова, на Twitch дружелюбная атмосфера.

Если стример пропадёт на пару недель, люди забудут о нём, активность на канале упадёт.

Андрей Голубев (Dread) считает, что токсичность — распространённая проблема. Он говорит, что люди в интернете могут ненавидеть без повода, а негатив тяжело переносить. Из-за токсичности аудитории стример может перегореть. Большая ошибка, по мнению Андрея Голубева, — продолжать стримить, если уже нет никакого желания.

При этом на стриминге можно зарабатывать, по оценке Владимира Братишкина (Bratishkin), до трёх миллионов рублей в месяц. Но заработок нерегулярный: иногда стример получает 20 тысяч рублей одним донатом, а иногда — несколько сотен рублей за всю трансляцию. Обычно чем интереснее стрим и чем больше стример взаимодействует с пользователями, тем больший донат он получает.

Также стриминг — это новые знакомства, саморазвитие и самовыражение, считает Александр Соловьёв (Alex Sol). Он говорит, что стриминг помог ему завести приятные и полезные знакомства и «проверить себя на прочность»; аудитория вдохновляет его.

Если вы хотите попробовать себя в стриминге, вы можете начать стримить «как есть» и набираться опыта путём проб и ошибок. Но можно сначала научиться всему, что важно для стриминга:

  • уверенно держаться в кадре и чётко говорить;
  • продвигать канал;
  • монтировать видео;
  • создавать обложки для стримов;
  • настраивать программы для стриминга;
  • писать сценарии.

С таким набором навыков будет легче набрать аудиторию.

Где этому научиться? В Skillbox есть программа «Профессия Стрим-блогер». На ней рассказывают обо всех этапах создания контента для YouTube и Twitch; учат продвигать канал и зарабатывать на нём. Спикеры курса — популярные стримеры, блогеры, комментаторы и продюсеры.

В программу входит шесть курсов, посвящённых прикладным навыкам — от создания коллажей до настройки видеокодеров. После каждого модуля есть практические задания. Выполненные задания проверяют кураторы — они укажут на ошибки и посоветуют, как их исправить.

Главное о стримах в 3 пунктах

  1. Стрим — прямая трансляция контента через интернет. В стриминге много направлений; самые популярные — игровые стримы, лайфстайл-стримы и трансляции передач. Стримить можно на разных площадках, самая большая аудитория — на YouTube, Twitch, Trovo и VK Play.
  2. На стриминге можно зарабатывать и несколько тысяч рублей, и сотни тысяч долларов в месяц. Стримеры принимают донаты, продают рекламные интеграции и участвуют в партнёрских программах стриминговых платформ.
  3. Чтобы быстрее набрать аудиторию, можно сначала получить навыки — научиться держаться в кадре, писать сценарии, монтировать видео, настраивать программы для стриминга. Сделать это можно на курсах.

Материалы Skillbox Media о заработке в интернете

Научитесь: Профессия Блогер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована