Маркетинг
#статьи

Что такое SKU и как их используют в торговле

Рассказываем, как составляют и расшифровывают SKU-коды и чем они отличаются от штрихкодов.

Изображение: Emanuele Cremaschi / Getty Images

Представьте: на большом складе нужно найти товар, за которым приехал покупатель. Менеджер ищет название этого товара в системе учёта и видит, что он находится в седьмом ряду на пятом стеллаже. На то, чтобы найти его, уходит 30 секунд. Это возможно благодаря SKU.

В этом материале рассказываем главное, что нужно знать об SKU тем, кто связан с торговлей.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Котлер любит котиков | Школа маркетинга и управления Skillbox». Здесь мы подкидываем идеи для нестандартной рекламы, дарим книги, обсуждаем новости и важные темы для диджитал-специалистов и руководителей.

А ещё постим мемчики и вакансии, которые могут вас заинтересовать. Например, недавно выкладывали реальную вакансию директора по расслабону с зарплатой 200 000 рублей в месяц 🤭

Что такое SKU и как его расшифровать

SKU (stock keeping unit) — это уникальный складской идентификатор товара. Идентификатор помещают на упаковку или этикетку товара и добавляют в систему учёта. Это нужно, чтобы отслеживать остатки товара и его расположение на складе или в торговом зале.

SKU может состоять из цифр и латинских букв. Длина кода может быть любой, но обычно он состоит из 8–15 символов — этого хватает, чтобы указать все нужные данные.

Общепринятых правил создания SKU нет. Каждая компания сама решает, какую информацию использовать в коде и как её обозначать. В кодах разных типов товаров могут зашифровать бренд производителя, название поставщика, страну производства, дату выпуска, тип товара, вкус, материал, цвет, размер, вес, сезон, пол или возраст, место на складе, место в торговом зале и другие параметры.

Свои системы артикулов есть, например, у онлайн-магазинов и маркетплейсов. Коды указывают на странице товара. Благодаря им продавец может узнать, сколько товара осталось на складе маркетплейса, а покупатель — найти нужную позицию на сайте.

Чтобы объяснить, как устроен SKU-код, разберём пример того, как он может выглядеть.

В магазине одежды установлены правила, по которым товарам присваивают коды. По этим правилам в кодах указывают бренд, тип товара, цвет, материал, размер, пол покупателя, год производства и место хранения — именно в такой последовательности.

У каждой характеристики своё обозначение. Например, размер прописывают цифрами, а цвета — буквами: красный цвет — буквой R, зелёный — буквой G. SKU-код THPRC44W2413А расшифровывается так:

  • TH. Бренд Tommy Hilfiger.
  • P. Тип товара — рубашка поло.
  • R. Цвет — красный (red).
  • С. Основной материал в составе — хлопок (cotton).
  • 44. Размер.
  • W. Пол — женский (woman).
  • 24. Год производства товара — 2024-й.
  • 13А. Номер полки на складе.

Расшифровать код смогут только сотрудники этого магазина, которые знают правила составления SKU. В другом магазине код того же товара будет другим, потому что там свои правила.

Где и для чего используют SKU

SKU-код используют компании, которые занимаются торговлей, грузоперевозками и производством. SKU-коды нужны им для решения нескольких задач.

Быстро искать товары. По артикулу можно найти товар в торговом зале или на складе. Особенно это удобно, если площадь большая, — например, в крупных супермаркетах или на оптовых базах.

Вести учёт товаров. С помощью SKU сотрудник компании может проверить, какой объём товара остался в наличии, чтобы вовремя пополнять запас и распродавать товары, срок годности которых подходит к концу.

Проводить инвентаризацию. Сотрудники могут сканировать артикулы и смотреть информацию о товарах в системе учёта, например, чтобы сравнить данные об остатках в системе и фактические остатки на складе. Это проще и быстрее, чем записывать и считать всё вручную.

Анализировать продажи. Проанализировав данные об SKU, можно понять, какие товары продаются быстро и приносят большую выручку, а какие — нет. Продавец может заказывать больше ходовых товаров и избавиться от непопулярных — это в перспективе увеличит выручку.

Чем SKU отличается от UPC, EAN и артикула

В торговле также используют термины «артикул», UPC и EAN. Разберёмся, что это такое.

Артикул — то же самое, что и SKU-код. В русском языке чаще используют слово «артикул».

UPC (Universal Product Code) и EAN (European Article Number) — международные системы маркировки товаров. UPC создали в США, а EAN — в Европе.

У этих систем есть единые стандарты, по которым формируют штрихкоды. Штрихкод — это изображение, составленное из вертикальных полос и цифр под ними. В этих цифрах зашифрована информация о самом товаре, стране его производства и производителе. То есть штрихкоды устроены так же, как SKU, только составляют их по единым правилам.

Системы UPC и EAN используют розничные продавцы и поставщики. Штрихкоды облегчают учёт товаров в магазинах и расчёт с покупателями. Продавец на кассе в супермаркете сканирует именно штрихкод, а не артикул, и информация о продаже попадает в систему учёта.

Штрихкод из 13 цифр на упаковке питьевого йогурта
Фото: Skillbox Media

На товар может быть нанесён и штрихкод, и артикул.

Главное об SKU в 3 пунктах

  • SKU — это уникальный код, который продавец присваивает товару. Его используют, чтобы определять, какие товары и в каком количестве есть в наличии, где они хранятся.
  • SKU-коды не обязательны, но компании с большим ассортиментом пользуются ими, чтобы свести ошибки к минимуму, упростить систему учёта, инвентаризацию и анализ данных о продажах.
  • Штрихкоды UPC и EAN похожи на SKU — они тоже содержат информацию о товаре. Но штрихкоды формируют по единым стандартам, а единых правил создания SKU нет — у каждой компании своя система работы с артикулами.

Больше материалов Skillbox Media о торговле

Научитесь: Менеджер маркетплейсов: продвинутый курс с нуля Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована