Запрещают спортсменам кусаться и покидать Землю. Чем занимаются спортивные менеджеры
Кое-какие другие обязанности у них тоже есть.
logo atari / atari
Если вам потребуется в двух словах рассказать, чем занимается спортивный менеджер, скорее всего, у вас не получится. Профессия включает в себя множество аспектов: маркетинг, брендинг, финансы, PR, юриспруденцию.
Например, во время зимней Олимпиады в Сочи спортивные менеджеры занимались глобальными вопросами: организацией церемонии открытия, разработкой фирменного стиля и символа игр. Но они же погружались и в темы поменьше — например, следили, чтобы спортсмены были довольны питанием.
Для того чтобы избежать конфуза с покровом горнолыжных трасс, даже ввели специальную должность — менеджер по метеорологии. Он измерял влажность снега и составлял отчёты. К соискателям на эту должность предъявлялись специфические требования. Менеджер должен был обладать разрядом по лыжам и иметь хорошую спортивную подготовку.
Из таких нюансов в итоге и сложился успех проведённой Олимпиады.
Запрещено кусаться и покидать Землю
Впрочем, мелочей в работе спортивного менеджера не бывает. Одна из функций представителя этой профессии — участвовать в подготовке контрактов с игроками.
Так, при оформлении договора с уругвайским футболистом Луисом Суаресом менеджеры «Барселоны» учли скандальный случай, произошедший с форвардом накануне. На Чемпионате мира 2014 года во время матча Суарес укусил игрока сборной Италии Джорджо Кьеллини.
История породила множество мемов и остроумных комментариев. Но самому игроку было не до шуток. Его отстранили от футбола на четыре месяца. А менеджмент «Барселоны» включил в контракт пункт, по которому футболисту было запрещено кусаться.
Правда, затем управленческая команда клуба во главе с президентом проявила гибкость. После публичных заверений форварда, что впредь он будет использовать свои зубы только по назначению, пункт был исключён из контракта.
Также известен случай, когда английский «Сандерленд» готовил переход шведского футболиста Стефана Шварца. Аналитический отдел предоставил исчерпывающую информацию об игроке. В частности, там указывалось, что футболист мечтает полететь в космос как турист. В результате в контракте появился пункт, по которому Стефану Шварцу запрещалось отправляться за пределы планеты Земля.
Клуб не только подстраховался, но и получил бесплатный пиар. История широко разошлась в мировых СМИ, что стало хорошим промо для не самого крупного бренда в британском футболе.
С киноэкранов на лёд
Спортивный менеджер не только участвует практически во всех процессах в клубах и спортивных организациях, но и создаёт команды с нуля.
В США после выхода фильма «Могучие утята» в 1992 году произошёл примечательный случай. По сюжету картины вымышленная хоккейная команда пробивается с самых низов к вершинам успеха. Боссы компании «Дисней» решили сделать былью эту голливудскую сказку, а помогли им в этом спортивные менеджеры.
В список задач управленцев входило нанять тренера, собрать игроков, выстроить все процессы в клубе и разработать логотип. Идея перекочевала из проекта на бумаге на лёд хоккейной площадки. В лиге НХЛ появился новый клуб «Майти Дакс оф Анахайм».
Спортивные успехи поначалу были скромными, но сама концепция «команды из детского кино» оказалась сверхпривлекательной для зрителей. 80% продаж всей атрибутики клубов лиги пришлось именно на «Утят». Одни только сувенирные хоккейные свитера принесли около миллиарда долларов.
Но спустя несколько лет «Майти Дакс» всё так же не могли похвастаться спортивными достижениями. Популярность пошла на спад. Менеджмент клуба сориентировался и провёл ребрендинг. На новом этапе команда ушла от ассоциаций с Голливудом и превратилась просто в «Анахайм Дакс».
Затем клуб завоевал главный приз лиги НХЛ — Кубок Стэнли. «Утята» существуют и сейчас. А о родстве с фабрикой грёз напоминает лишь буква D на логотипе в виде перепончатой лапы.
Кейсы, когда амбициозный управленец создаёт узнаваемый и успешный бренд команды с нуля, есть и в России. Сейчас Сергей Кущенко — один из самых успешных спортивных менеджеров страны и президент Единой лиги ВТБ. Но начинал он с того, что в середине девяностых создал пермский баскетбольный клуб «Урал-Грейт».
Главным успехом (кроме спортивных достижений) стали узнаваемость и популярность нового проекта. Опросы показывали, что через несколько лет после создания «Урал-Грейта» за его выступлениями следило 74% жителей Пермского края. А о существовании команды знал практически каждый житель региона (84%). Финансовые показатели тоже были впечатляющими. На одних билетах клуб смог тогда заработать около миллиона долларов.
Больше, чем игра
Есть такая популярная игра — «Football Manager». Симулятор позволяет попробовать все функции спортивного менеджера. В игре нужно наладить систему тренировок, вести бухгалтерию клуба, считать доходы, строить новые стадионы и покупать футболистов.
В 2012 году студента Вугара Гусейнзаде пригласили на работу менеджером в футбольный клуб «Баку». Никакого опыта у него не было, но до этого он 10 лет успешно играл в онлайн-игру про спортивный менеджмент. Там его и заметили представители клуба.
В итоге студенту предложили контракт на 18 месяцев. В клубе он занимался скаутингом, продажей и покупкой игроков, и маркетингом.
Так зачем всё-таки нужны спортивные менеджеры?
Спортивный менеджер занимается управлением и организацией всей деятельности в той структуре, где он работает. Менеджеры есть в клубах, национальных и международных федерациях, образовательных учреждениях, фитнес-центрах.
Спортивный менеджер работает со спортсменами и болельщиками, руководит продвижением и развитием бренда. Кроме того, он занимается разработкой финансовой стратегии, PR и маркетингом, а также управляет строительством и эксплуатацией спортивных объектов.
Менеджер знает обо всех процессах, происходящих в его клубе, следит за их выполнением и выстраивает стратегии дальнейшего развития.
Спортивного менеджера часто путают со спортивным агентом. Но это разные специальности. Агенты занимаются исключительно переходами спортсменов из клуба в клуб и пытаются выбить для них лучшие условия контракта. То есть агент представляет интересы конкретного игрока. А менеджер занимается более глобальными, стратегическими задачами и работает не на отдельную персону, а на клуб.
Сколько может заработать спортивный менеджер?
Профессия спортивного менеджера довольно молодая, она появилась лишь несколько десятилетий назад. На всплеск интереса к ней в России повлияло проведение крупных международных соревнований, Олимпиады в Сочи в 2014 году и Чемпионата мира по футболу в 2018 году.
Профессия спортивного менеджера востребована в России. На портале hh.ru по этой специализации размещено 1 709 вакансий. Уровень дохода — от 50 до 175 тысяч рублей.
Куда пойти учиться?
Спортивному менеджеру нужны знания основ юриспруденции, экономики, маркетинга, PR, управленческие навыки. Чтобы стать спортивным менеджером, можно получить высшее образование или окончить курсы.
Высшее образование предлагает множество вузов: Университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Университет Синергия, Государственный университет управления и многие другие.
Обучение на курсах можно пройти в Международной школе спортивного менеджмента, свой онлайн-курс запустила Moscow Business School. Также обучение по программе «Менеджмент в спортивных учреждениях» предлагает «Учёба.ру». Кроме того, у нас в Skillbox есть курс «Спортивный менеджер».
Можно попытаться изучить все тонкости профессии самостоятельно. Например, только российскими авторами выпущено более десятка книг по этой тематике. Но нужно понимать, что с самообразованием тяжело устроиться на работу без опыта: работодатели хотят увидеть диплом или сертификат о прохождении курсов.
Самородки вроде Вугара Гусейнзаде могут стать спортивными менеджерами без профильного образования. Но всё же предпочтительнее пройти обучение по специальности.