Управление рисками в digital: как это работает

Риски могут быть разные. Последствия от них — тоже. Но бороться с теми и с другими помогает риск-менеджмент.

Что важно знать про риск-менеджмент

Управлять рисками — принимать и реализовывать решения, чтобы избежать потерь. Такой процесс еще называют риск-менеджментом.

Чтобы управлять рисками любого проекта, надо знать:

  • какие риски есть у проекта;
  • какие у них последствия;
  • что можно с ними сделать.

Риски есть в любом проекте. Те, которые можно предвидеть и предотвратить последствия. Или неожиданные, которые падают из ниоткуда прямо на голову менеджеру, когда совсем не до того.

Какие бывают риски

Все риски разные: некоторые провоцирует команда, на другие влияют обстоятельства извне. Какими бы они ни были, врагов нужно знать в лицо.

«Неожиданный»

Характер

Тот, кто всегда некстати. Он не звонит сказать, что появится. Часто меняет маски. Любит сюрпризы и плохие последствия.

Как узнать

Если один их ваших разработчиков не пришел в офис, говорит, что у него ангина и сильные головокружения. И ему две недели нельзя смотреть в монитор. А вы как раз на финишной прямой проекта и дедлайн через неделю.

Как бороться

Учитывать человеческий фактор при планировании. Заранее знать, кем из команды вы замените недостающего сотрудника, или закладывать запасное время, чтобы ввести новичка в курс дела.

«Старый знакомый»

Характер

Всегда одинаково одет и приходит в одно и то же время. Не опасен, если о нем подумать заранее, а не пускать все на самотек.

Как узнать

Интеграция с сервисом оплаты заняла больше времени, чем вы планировали. В прошлый раз тоже так было, но вы ничего не предприняли, чтобы изменить ситуацию. А теперь сроки горят, дополнительного времени на решение проблемы нет.

Как бороться

Учитывать риски, которые повторяются из проекта в проект.

«Переменчивый»

Характер

Любит перемены и затягивать процесс. Питается временем и нервами команды. С ним можно справиться, если он у вас частый гость и вы к нему привыкли.

Как узнать

Заказчик постоянно меняет требования по ходу проекта. Это сдвигает сроки и просто мешает. Кажется, что вы уже никогда не закончите этот сайт.

Как бороться

Прописать правила смены требований в ТЗ. Запасать время для таких ситуаций в процессе планирования.

Это только некоторые примеры. Рисков может быть сколько угодно и все они индивидуальны.

Учимся управлять рисками

Какой проект, такие и риски. Например, у банка и веб-студии они будут сильно отличаться. И даже в digital все по-разному. Поэтому всегда ориентируйтесь на характер проекта.

Первый шаг. Посмотрите на ваши риски

Определите, какие риски есть у вашего проекта, и опишите их. Визуализируйте эту информацию в любом виде: в таблице или приложении. Главное — иметь ее перед глазами во время проекта.

Например, риски могут быть такими:

РИСК

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО

Разработчик уволился за неделю до дедлайна.

Не уложимся в сроки, пока новичок вникает в проект.

Поздно обнаружили ошибки в коде.

Не уложимся в сроки, пока новичок вникает в проект.

Заказчик изменил требования, но сроки остались прежними.

Не успеем вовремя, или команде придется работать сверхурочно.

Второй шаг. Оцените важность, вероятность и уровень последствий каждого риска

Какие могут быть последствия рисков в digital-проекте? Например, не успеете выполнить работу вовремя из-за форс-мажора. Чтобы спасти сроки, пропустите этап тестирования, пострадает качество продукта. Ошибки найдете в конце проекта, и это будет дороже, чем если бы обнаружили их раньше. Или, например, потеряете деньги, если придется платить неустойку за срыв сроков.

Опытный менеджер проекта может определить вероятность и последствия риска на глаз, например, по шкале от1 до 10. А потом перемножить показатели, чтобы определить его важность.

Это может выглядеть так:

Риск

Вероятность

Уровень последствий

Важность

Разработчик уволился за неделю до дедлайна.

 5 

 7 

 35 

Поздно обнаружили ошибки в коде.

 6 

 8 

 48 

Заказчик изменил требования, но сроки остались прежними.

 6 

 6 

 36 

Третий шаг. Выберите стратегию

Есть четыре метода управления рисками проекта.

Полностью устранить угрозу последствий

Это почти фантастика. Нет никаких гарантий, что ваши действия решат проблему. В лучшем случае — снизите уровень последствий.

Смягчить удар

Можно уменьшить вероятность риска и уровень последствий. Например, заложить в план проекта запас времени или разработать несколько сценариев развития событий. Так вы лучше подготовитесь к любой ситуации.

Разделить или передать ответственность

Заранее сообщить заказчику о риске и возможных последствиях. Например, прописать в договоре, что каждая смена требований по ходу проекта повлияет на сроки и бюджет.

Ждать, что будет

Вообще ничего не делать с рисками, а потом разбираться с последствиями, если они будут.

Чтобы правильно выбрать процесс управления рисками, нужно понимать, что вы теряете при каждом варианте развития событий. Например, что будет, если обнаружите ошибки в коде на этапе итогового тестирования.

Полностью исключить такую возможность мы не можем. Если вы решите снизить вероятность риска и его последствий, например, будете тестировать код чаще — потеряете меньше времени, чем если бы проверяли его в конце. И сэкономите деньги, потому что не будете платить разработчикам за дополнительные часы.

Можно разделить ответственность, но это не спасет от последствий. Заказчик будет в курсе, но ошибка ваша, значит и проблема тоже. Если решили принять возможность риска, то из-за ошибки в коде вы потеряете время.

Вывод

Какими бы ни были риски, лучше снизить их вероятность на этапе планирования. Даже если у вас небольшой проект и вам почти нечего терять. Важно анализировать состояние рисков по ходу проекта, чтобы контролировать ситуацию.

Менеджер digital-проекта должен уметь управлять рисками. Сложные формулы и статистика нужны не всегда, иногда хватит накопленных знаний. А пока их мало, можно учиться на ошибках более опытных коллег.

На курсе «Управление digital-проектами» на реальных кейсах покажут, как работает риск-менеджмент. Какую стратегию и когда выбрать и как действовать, если плохих последствий не избежать.

Курс «Управление Digital-проектами»
Курс поможет вам оценить себя как менеджера: разобраться и понять, почему у вас что-то не получается. Определить, какие навыки и знания нужно подтянуть. И сделать это, выполняя практические задания.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы
Хочешь получать крутые статьи по менеджменту?
Подпишись на рассылку Skillbox