Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Group 15 close hat Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. Generated with Avocode. path40

Управление рисками в digital: как это работает

Риски могут быть разные. Последствия от них — тоже. Но бороться с теми и с другими помогает риск-менеджмент.

Что важно знать про риск-менеджмент

Управлять рисками — принимать и реализовывать решения, чтобы избежать потерь. Такой процесс еще называют риск-менеджментом.

Чтобы управлять рисками любого проекта, надо знать:

  • какие риски есть у проекта;
  • какие у них последствия;
  • что можно с ними сделать.

Риски есть в любом проекте. Те, которые можно предвидеть и предотвратить последствия. Или неожиданные, которые падают из ниоткуда прямо на голову менеджеру, когда совсем не до того.

Какие бывают риски

Все риски разные: некоторые провоцирует команда, на другие влияют обстоятельства извне. Какими бы они ни были, врагов нужно знать в лицо.

«Неожиданный»

Характер

Тот, кто всегда некстати. Он не звонит сказать, что появится. Часто меняет маски. Любит сюрпризы и плохие последствия.

Как узнать

Если один их ваших разработчиков не пришел в офис, говорит, что у него ангина и сильные головокружения. И ему две недели нельзя смотреть в монитор. А вы как раз на финишной прямой проекта и дедлайн через неделю.

Как бороться

Учитывать человеческий фактор при планировании. Заранее знать, кем из команды вы замените недостающего сотрудника, или закладывать запасное время, чтобы ввести новичка в курс дела.

«Старый знакомый»

Характер

Всегда одинаково одет и приходит в одно и то же время. Не опасен, если о нем подумать заранее, а не пускать все на самотек.

Как узнать

Интеграция с сервисом оплаты заняла больше времени, чем вы планировали. В прошлый раз тоже так было, но вы ничего не предприняли, чтобы изменить ситуацию. А теперь сроки горят, дополнительного времени на решение проблемы нет.

Как бороться

Учитывать риски, которые повторяются из проекта в проект.

«Переменчивый»

Характер

Любит перемены и затягивать процесс. Питается временем и нервами команды. С ним можно справиться, если он у вас частый гость и вы к нему привыкли.

Как узнать

Заказчик постоянно меняет требования по ходу проекта. Это сдвигает сроки и просто мешает. Кажется, что вы уже никогда не закончите этот сайт.

Как бороться

Прописать правила смены требований в ТЗ. Запасать время для таких ситуаций в процессе планирования.

Это только некоторые примеры. Рисков может быть сколько угодно и все они индивидуальны.

Учимся управлять рисками

Какой проект, такие и риски. Например, у банка и веб-студии они будут сильно отличаться. И даже в digital все по-разному. Поэтому всегда ориентируйтесь на характер проекта.

Первый шаг. Посмотрите на ваши риски

Определите, какие риски есть у вашего проекта, и опишите их. Визуализируйте эту информацию в любом виде: в таблице или приложении. Главное — иметь ее перед глазами во время проекта.

Например, риски могут быть такими:

РИСК

ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО

Разработчик уволился за неделю до дедлайна.

Не уложимся в сроки, пока новичок вникает в проект.

Поздно обнаружили ошибки в коде.

Не уложимся в сроки, пока новичок вникает в проект.

Заказчик изменил требования, но сроки остались прежними.

Не успеем вовремя, или команде придется работать сверхурочно.

Второй шаг. Оцените важность, вероятность и уровень последствий каждого риска

Какие могут быть последствия рисков в digital-проекте? Например, не успеете выполнить работу вовремя из-за форс-мажора. Чтобы спасти сроки, пропустите этап тестирования, пострадает качество продукта. Ошибки найдете в конце проекта, и это будет дороже, чем если бы обнаружили их раньше. Или, например, потеряете деньги, если придется платить неустойку за срыв сроков.

Опытный менеджер проекта может определить вероятность и последствия риска на глаз, например, по шкале от 1 до 10. А потом перемножить показатели, чтобы определить его важность.

Это может выглядеть так:

Риск

Вероятность

Уровень последствий

Важность

Разработчик уволился за неделю до дедлайна.

5

7

35

Поздно обнаружили ошибки в коде.

6

8

48

Заказчик изменил требования, но сроки остались прежними.

6

6

36

Третий шаг. Выберите стратегию

Есть четыре метода управления рисками проекта.

Полностью устранить угрозу последствий

Это почти фантастика. Нет никаких гарантий, что ваши действия решат проблему. В лучшем случае — снизите уровень последствий.

Смягчить удар

Можно уменьшить вероятность риска и уровень последствий. Например, заложить в план проекта запас времени или разработать несколько сценариев развития событий. Так вы лучше подготовитесь к любой ситуации.

Разделить или передать ответственность

Заранее сообщить заказчику о риске и возможных последствиях. Например, прописать в договоре, что каждая смена требований по ходу проекта повлияет на сроки и бюджет.

Ждать, что будет

Вообще ничего не делать с рисками, а потом разбираться с последствиями, если они будут.

Чтобы правильно выбрать процесс управления рисками, нужно понимать, что вы теряете при каждом варианте развития событий. Например, что будет, если обнаружите ошибки в коде на этапе итогового тестирования.

Полностью исключить такую возможность мы не можем. Если вы решите снизить вероятность риска и его последствий, например, будете тестировать код чаще — потеряете меньше времени, чем если бы проверяли его в конце. И сэкономите деньги, потому что не будете платить разработчикам за дополнительные часы.

Можно разделить ответственность, но это не спасет от последствий. Заказчик будет в курсе, но ошибка ваша, значит и проблема тоже. Если решили принять возможность риска, то из-за ошибки в коде вы потеряете время.

Вывод

Какими бы ни были риски, лучше снизить их вероятность на этапе планирования. Даже если у вас небольшой проект и вам почти нечего терять. Важно анализировать состояние рисков по ходу проекта, чтобы контролировать ситуацию.

Менеджер digital-проекта должен уметь управлять рисками. Сложные формулы и статистика нужны не всегда, иногда хватит накопленных знаний. А пока их мало, можно учиться на ошибках более опытных коллег.

На курсе «Управление digital-проектами» на реальных кейсах покажут, как работает риск-менеджмент. Какую стратегию и когда выбрать и как действовать, если плохих последствий не избежать.

Курс «Управление Digital-проектами»
Курс поможет вам оценить себя как менеджера: разобраться и понять, почему у вас что-то не получается. Определить, какие навыки и знания нужно подтянуть. И сделать это, выполняя практические задания.
  • Живая обратная связь с преподавателями
  • Неограниченный доступ к материалам курса
  • Стажировка в компаниях-партнёрах
  • Дипломный проект от реального заказчика
  • Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы

Комментарии

0
Чтобы оставить комментарий,  авторизуйтесь
Хочешь получать крутые статьи по менеджменту?
Подпишись на рассылку Skillbox