«Управление командой — это про помощь, а не про власть»: как таргетологу стать груплидом
Всего за год Екатерина доросла до руководящей должности в крупном digital-агентстве. Теперь — изучает управление и ведёт свою команду к большим целям.
Фото: личный архив Екатерины Карташовой
Екатерина Карташова
Россия, Москва
Пройденные курсы
Достижения
Прошла курс по таргетингу, за два года доросла до руководящей должности и теперь изучает управление командами.
Екатерина рассказала:
- как начинала свой путь в таргете и реактивно в нём росла;
- чем отличается груплид от тимлида;
- об основных принципах экологичного управления, которого она придерживается;
- правда ли, что мотивация — это не всегда про деньги;
- какой способ профилактики эмоционального выгорания использует.
Раньше во время рабочего дня я постоянно поглядывала на часы и выжидала: «А скоро уже обед? А домой когда?» Теперь же, занимаясь любимым делом, ориентируюсь не на время, а на количество выполненных задач. Фокусируюсь на их качестве и получаю удовольствие.
К тому же недавний перевод на руководящую должность бросает мне новые вызовы: сейчас я активно обучаюсь эффективному управлению, изучаю инструменты и типы сотрудников.
Из техника-технолога в таргетолога
Всю юность родители твердили мне: «Катя, самое главное — стабильная специальность. Вот окончи техникум, а потом поступай куда хочешь». Послушалась: отучилась на техника-технолога самолётостроительного производства и пошла работать на профильное предприятие в родном городе.
Офисная жизнь поглотила на четыре года. Чем дальше, тем сильнее я разочаровывалась в выбранной профессии: рабочие задачи не приносили удовольствия, а крайне низкой зарплаты (около 20 тысяч рублей) совсем не хватало на жизнь.
Параллельно я завершала заочное обучение по специальности «Реклама и связи с общественностью». Новая сфера откликалась моим интересам: этакое творчество, совмещённое с аналитикой. Вот только я не до конца понимала, кем именно смогу работать после выпуска, ведь практики на программе почти не было.
Решила дополнить высшее образование понятной прикладной специальностью. Оставалось её выбрать. Вбила в поиск «лучшие онлайн-школы», перешла на сайт Skillbox, почитала описания программ и остановилась на курсе для таргетологов.
При смене профессии я делала ставку на свою молодость и энергию. Я чувствовала силы взбунтоваться против логики предыдущих поколений «первая специальность = профессия на всю жизнь», сломать её и найти свой путь.
«Меня вдохновляли новые знания»: об обучении и первых работах
Каждый день после работы я спешила домой и садилась за обучение. Процесс вдохновлял: я чувствовала, как развиваюсь и приближаюсь к новой жизни. Кропотливо конспектировала темы, заучивала термины, нередко пересматривала уроки, чтобы закрепить знания.
Обучение заняло около пяти месяцев. За это время я получила нужные навыки, освоила маркетинговый язык и, самое главное, обрела уверенность в своих профессиональных навыках. С работы уволилась неожиданно даже для себя: в один день после конфликта с руководителем просто написала заявление и ушла в никуда.
Несмотря на отсутствие опыта, страха не было. Наоборот, чувствовала, что быстро найду заказчиков. Так и вышло: через две недели активного поиска на разнообразных площадках (HeadHunter, Avito, Telegram) взяла проект.
Грамотно «продать» себя помогла сильная теоретическая база курса. На собеседованиях я разговаривала на одном языке с заказчиками — применяла профессиональный сленг, по пунктам объясняла пользу от своей работы и предлагала конкретные решения проблем.
Набравшись опыта на фрилансе, устроилась в небольшое агентство. Там я прокачала свои хард-скиллы как таргетолог, научилась работать в команде и сразу после подала заявку в компанию мечты — Red Bananas. Меня взяли!
Red Bananas — одно из первых и самых крупных агентств в инфобизнесе. Мы масштабируем онлайн-школы и инфопроекты, используя трафик из «ВКонтакте», «Одноклассников», Telegram Ads, «Яндекс Директа» и предлагая потенциальным клиентам только на самом деле релевантные их запросам программы.
Пример недавнего успешного кейса: клиент, бизнес-консультант, «открутил» 200 тысяч рекламного бюджета, а мы принесли ему два миллиона выручки! И это в довольно узкой нише.
«За год в компании я доросла до руководящей должности»
В Red Bananas я работаю уже год. За это время я успела настроить и запустить множество успешных рекламных кампаний и вырасти до позиции груплида. Думаю, руководство заметило моё упорство, целеустремлённость, успешно реализуемые бюджеты и на основе этого приняла решение о повышении.
Я знаю точно: таргет — моя большая любовь, и у нас с ним всё взаимно.
Сейчас у меня в подчинении 16 таргетологов. В мои обязанности, как груплида, входит развитие их хард- и софт-скиллов, контроль и аудит задач, адаптация новых сотрудников. Например, недавно мы организовывали обучение по масштабированию, где объяснили, как увеличить заработок компании, не проседая при этом в окупаемости рекламы.
Знаю, что многие путают груплида с тимлидом. Во многих функциях эти должности пересекаются, но всё же согласно оргструктуре тимлид стоит выше. Можно сказать, что он руководит направлением, а груплид — его замещает.
О страхах
Должность груплида — мой первый управленческий опыт. Конечно, в первые дни после повышения я испытала мимолётный страх: «А что, если не справлюсь с ответственностью? А если задачи окажутся мне не по силам?» Потом взяла себя в руки и рассудила философски: боятся все, и это нормально.
Первый опыт — всегда самый сложный. Его нужно просто пережить. Мой совет: по-максимуму отключить волнение и «подружиться» со страхом, не позволяя ему завладеть вами. Например, моим первым заданием на этой должности стала организация мероприятия. Я подбадривала себя так: «Катя, сейчас тебе трудно и страшно, но зато дальше всё пойдёт по накатанной. Чем больше попыток, тем легче». Сработало 🙂
«Управление командами — навык, к которому нужна теория»
Ошибочно мнение, что на руководителя не нужно учиться. Наоборот! Грамотное управление требует знаний и навыков: как распределять нагрузку, чем мотивировать команду, как находить подход к любому сотруднику. Одиночный исполнитель никогда не сталкивается с подобными вопросами и, соответственно, не обладает нужными компетенциями.
Понимая необходимость погружения в новую роль, сразу после повышения я приобрела курс по управлению командами. Основную цель сформулировала так: «Хочу стать эффективным руководителем: используя разнообразные инструменты, всегда приводить команду к результату». Сейчас нахожусь в самом начале обучения.
О принципах экологичного управления
В Red Bananas мы придерживаемся демократического стиля управления, где руководитель:
✓ ценит сотрудников и прислушивается к их мнению касаемо рабочих процессов;
✓ выстраивает экологичные и доверительные отношения внутри команды;
✓ всегда готов прийти на помощь для достижения общей цели.
Демократический подход сильно откликается моим ценностям. Быть руководителем — значит помогать и направлять, а не показывать свою власть и успешность. Если у таргетолога происходит «затык» в работе, я предлагаю ему аудит. Заглядываю в рекламные кабинеты, рекомендую новые идеи для улучшения текущих показателей. Всегда подхожу с позиции: «Как я могу тебе помочь?», а не «Почему ты сделал так плохо?».
Настоящая победа руководителя и показатель доверия — если сотрудник не боится обращаться к нему за советом или говорить об ошибках.
Мне есть с чем сравнивать. На самолётостроительном производстве начальник всегда пытался задавить подчинённых авторитетом: «Делайте так, потому что я так сказал! Объяснять ничего не буду!» Такой стиль провоцировал обратный эффект — сотрудники раздражались, снижалась работоспособность, страдала корпоративная культура.
«Руководитель в первую очередь должен быть человечным»
Недовольство сотрудника — зарплатой, объёмом задач, собственными успехами — неизменно приводит к его демотивации и выгоранию. Снижается работоспособность и, как следствие, стремительно летят вниз все бизнес-показатели компании.
Единственное спасение для руководителя при таком раскладе — доверительная беседа с сотрудником. Можно назначить встречу тет-а-тет и мягко узнать, что препятствует достижению нужного результата, предложить помощь, выходной или перераспределить нагрузку.
Человечность — важное качество хорошего руководителя. Иногда достаточно войти в положение сотрудника, помочь ему и результат придёт сам собой.
Простая истина: команда — это живой и взаимосвязанный организм. Состояние одного участника неизбежно влияет на другого. И руководитель весь этот процесс должен отслеживать.
«Иногда достаточно простого „спасибо“»: про мотивацию
Мотивация — это не всегда про деньги и премии. Нередко приятные слова от руководителя и простое «Спасибо за твой труд, это очень ценно» приободряют сотрудников даже сильнее материальных выплат. Я всегда подмечаю достижения таргетологов и прихожу к ним с благодарностью и восхищёнными комментариями: «Как круто! Как ты этого добился?»
Моя же главная мотивация — полученный результат. Когда нам приносят итоги таргет-кампаний, а там пятикратная окупаемость, сердце просто ликует! Сразу хочется испытывать себя дальше: ставить ещё более амбициозные цели и достигать их.
Как я спасаюсь от эмоционального выгорания
Выгорают все, и это нормально. Бывает, я сама так жутко устаю и близко к сердцу принимаю неудачи, что проваливаюсь в эмоциональную яму, без сил и желания что-то делать.
Единственная профилактика, которая меня спасает, — грамотно распределять время. А именно — разделять рабочее и личное, побольше отдыхать и ни в коем случае не сидеть за ноутбуком по вечерам. Ещё лучше и на сообщения после 19:00 не отвечать 🙂
Удалёнка расставляет ловушки, в которые мы так легко попадаем: «Ну, поработаю я вечером, что случится? Да и не устала вроде» — говорим мы себе, а потом однажды от накопившейся усталости не можем встать с кровати.
О целях
Помню, как в начале своего пути в таргете ставила перед собой чёткую цель — вырасти в твёрдого и конкурентоспособного специалиста. Она казалась такой далёкой, но вот я здесь и я им стала. Теперь хочу преуспеть как руководитель: окончить курс, поднабраться знаний, внедрить инструменты в работу и повысить эффективность и результативность своей команды.
Книги, которые Екатерина советует к изучению любому управленцу:
- «Идеальный руководитель», Ицхак Адизес.
- «Одноминутный менеджер строит высокоэффективную команду», Кеннет Бланшар.
- «7 навыков высокоэффективных людей», Стивен Кови.
- «Рисовый штурм и ещё 21 способ мыслить нестандартно», Майкл Микалко.
А также ютуб-канал «Медникова PRO менеджмент».