Управление
#истории

«Просто делать свою работу недостаточно»: путь продакт-менеджера Анастасии Мещеряковой

Анастасия помогала IT-специалистам получать визы талантов в Великобританию, а затем, вдохновившись их кейсами, сама стала продакт-менеджером.

Фото: личный архив Анастасии Мещеряковой

Анастасия Мещерякова

Россия, Краснознаменск


Пройденные курсы


Достижения

Сменила профессию и уже во время учёбы нашла подработку — ведёт проект в студии продуктовых исследований.



Анастасия рассказала:

  • как защита итогового проекта помогла ей справиться с синдромом самозванца;
  • как правильно составлять резюме на HeadHunter;
  • почему не стоит стесняться писать эйчарам напрямую при поиске работы;
  • какие плюсы даёт участие в буткемпах;
  • почему проактивность — основное качество для успешного продвижения в карьере.

«Хотела разрабатывать решения, упрощающие жизнь»: как кейс-менеджер стала продактом

— Анастасия, как и когда у тебя возник интерес к продакт-менеджменту?

— Изначально моя карьера никак не была связана с IT: я окончила РГГУ по направлению «Прикладная филология» с уклоном на иностранные языки. Хотя в школе действительно хорошо разбиралась в математике.

А потом так вышло, что в мае 2023 года благодаря отличному знанию английского я устроилась кейс-менеджером в иммиграционное агентство, помогающее IT-специалистам получить визу талантов в Великобританию.

Плотно работая с профессионалами из разных областей IT, я поняла, что меня очень привлекает профессия продакт-менеджера. Мне нравилось вести кейсы таких клиентов, изучать их проекты, ждать результатов. Большинству обратившихся успешно одобряли визы. В общем, вдохновившись примером перед глазами, я тоже решила попробовать освоить новую профессию.

Онлайн-обучение в Skillbox выбрала из-за гибкого графика и отсутствия дедлайнов: тогда я жила не в России и постоянно работала в разное время дня — так что не могла посещать учёбу очно или подстраиваться под прямые эфиры.

— А что именно привлекло тебя в профессии продакта?

— Мне понравилось, что для входа в эту профессию не обязательно иметь глубокий технический бэкграунд. Да, важно разбираться в определённых технических аспектах, но всё же важнее быть заинтересованным в создании интересных и удобных цифровых продуктов.

Меня вдохновила возможность разрабатывать решения, которые могут упростить жизнь людей и принести им удовольствие.

— А какие ещё навыки ты считаешь ключевыми для продакт-менеджера?

— На первое место я бы поставила креативность — она нужна для постоянной генерации гипотез и развития продукта. При этом креативность не может быть обособленной — она должна органично сочетаться с аналитическим мышлением. Только так можно эффективно и грамотно интерпретировать полученные данные.

Также крайне важна эмпатия. Работа продакта ориентирована на человека и его потенциальную пользу, поэтому такой специалист должен понимать потребности и ожидания своего клиента, умело вживаясь в его роль.

— Помог ли опыт работы в агентстве развить эти навыки?

— Несомненно, он дал мне уверенность в себе и открыл много нового. Постоянное взаимодействие с разными клиентами помогло мне развить коммуникативные навыки и научиться находить индивидуальный подход к каждому.

Фото: личный архив Анастасии Мещеряковой

Кроме того, работа в агентстве развила во мне многозадачность: иногда я одновременно вела более 30 клиентов и должна была помнить детали по каждому проекту.

Через четыре месяца работы меня повысили до старшего кейс-менеджера и я взяла «под крыло» младших коллег — таким образом, уже в агентстве я получила первый опыт управления командой. Навык, который точно пригодится мне в новой профессии.

«Я поняла, что не стоит сравнивать себя с другими»: как преодолеть сомнения и синдром самозванца

— С какими ожиданиями ты шла на курс? Точно понимала, что хочешь развиваться в продукте, или для начала планировала просто попробовать?

— Конечно, у меня были сомнения. Помню, думала: «А вдруг я ошиблась и работа окажется не такой интересной, какой я её себе представляла?» Всё-таки, несмотря на работу с продакт-менеджерами в агентстве, я понимала, что моё представление об их задачах остаётся поверхностным.

Переживала, что, углубившись в тонкости профессии, могу разочароваться, но, к счастью, этого не произошло.

Мне действительно всё понравилось, и я с головой погрузилась в обучение: проходила по модулю в день и обязательно каждый день выполняла домашние задания. Вперёд двигал не только интерес, но и сложная жизненная ситуация: я оказалась в другой стране без работы, поэтому хотела как можно скорее освоить новую профессию.

— Как изменились твои представления о работе продакт-менеджера после начала обучения?

— Я и прежде знала, что продакты разрабатывают видение продукта, генерируют гипотезы, создают фичи для пользователей, работают с аудиторией. Но такие вещи, как экономика, цифры и аналитика, были для меня неизведанной территорией.

Например, я даже не предполагала, что именно продакт-менеджеры отвечают за расчёты по юнит-экономике. Эта тема до сих пор остаётся для меня одной из самых сложных в профессии. Мне точно ещё потребуются дополнительные опыт и практика, чтобы глубже её освоить.

— С какими ещё трудностями ты столкнулась в процессе освоения новой профессии?

— Поначалу каждое домашнее задание вызывало во мне страх и ощущение того, что я всё делаю неправильно. Казалось, что у меня на самом деле ничего не получается так, как надо, а куратор просто слишком добра ко мне и поэтому завышает оценки. Особенно ярко я это прочувствовала, выполняя задание на проведение глубинного интервью. Я понятия не имела, как правильно подходить к такому формату, какие вопросы задавать и как углубляться в разговор.

Сейчас, конечно, я уже отработала этот навык, и он даже успел мне пригодиться, когда я участвовала в Avito Product Bootcamp — конкурсе продактов, по результатам которого можно получить работу в компании.

К сожалению, в топ-100 я не попала, но намерена пробовать снова — опыт был полезным и показал, сколько ещё навыков я могу улучшить.

Практическое задание Анастасии в рамках обучения на курсе
Изображение: Анастасия Мещерякова

Также на курсе мне запомнилось создание своей первой customer journey map. CJM — это визуализация пути клиента. Карта, где ты отмечаешь все точки соприкосновения пользователя с продуктом, фиксируешь его эмоции, действия и настроение на каждом этапе. Сперва это задание показалось мне невероятно сложным, но вскоре CJM как инструмент стал одним из моих любимых.

— Ты чувствовала себя всё увереннее и увереннее по мере того, как продвигалась по программе?

— Да! Постепенно, с каждым выполненным заданием и положительной обратной связью от куратора, становилось легче, уверенность росла. Я начала ощущать, что действительно делаю всё верно и двигаюсь в правильном направлении в профессии.

— Здорово, что получилось избавиться от синдрома самозванца!

— На самом деле он до сих пор со мной, просто в меньшей степени. Например, когда я сдавала итоговую работу, то была абсолютно уверена, что сделала всё не так. По заданию требовалось создать бизнес-модель для компании «Билайн». Сам продукт чем-то напоминал AirTag от Apple — смарт-трекер. Моей задачей было разработать этот продукт с нуля и до MVP: начиная с анализа рынка и заканчивая сборкой лендинга на Tilda.

На защите, помимо меня, присутствовало ещё два человека, и девушка передо мной показала ну очень красивую презентацию со сложными прототипами, похожими на готовое мобильное приложение. Поскольку моё оформление было гораздо проще, я сразу же начала переживать и думать, что мой проект хуже и я плохо разобралась в теме. Но в итоге мою работу оценили высоко, а та студентка, как оказалось, допустила серьёзную ошибку. Тогда я поняла, что стоит меньше сравнивать себя с другими.

«С каждой выполненной задачей я обретала уверенность в себе»: о поиске работы и задачах

— Когда ты поняла, что у тебя уже достаточно знаний для карьерного старта в новой профессии? Как это было?

— Всё получилось довольно неожиданно. Завершив все задания обязательного курса по продуктовому менеджменту, я обратилась в поддержку, чтобы узнать, что делать дальше. К моему удивлению, мне ответили, что я закончила основное обучение и могу получить сертификат. Вот тогда я, помню, и подумала: «Раз у меня будет официальное подтверждение полученным навыкам, значит, можно искать работу в новой сфере».

Пока ждала сертификата, записалась на консультацию в Центр карьеры Skillbox, чтобы обсудить дальнейшие шаги в трудоустройстве. Примерно в тот же момент в моём личном кабинете на платформе появилось уведомление, что курс дополнен и теперь мне нужно добрать необходимые баллы для получения документа. За выходные я сделала всё необходимое и стала ждать проверки. Сертификат в итоге получила совсем недавно, но это не помешало уже тогда приступить к поиску работы.

Первое время я мониторила вакансии HeadHunter без твёрдого намерения найти фултайм-позицию — просто хотела изучить рынок. Но… быстро втянулась: днями напролёт сидела на сайте, обновляла список вакансий и рассылала резюме. Поначалу предложений было немного — я откликнулась на более чем 200 вакансий, а приглашение на собеседование получила лишь дважды.

— Карьерная консультация помогла решить эту проблему?

— Да. Выяснилось, что форма моего резюме на HeadHunter была неправильной. Я не знала, что рекрутеры, просматривая список резюме, видят только первую должность кандидата, без раскрытия всех деталей. У меня же первым опытом числилась позиция кейс-менеджера, а проектная деятельность шла ниже. Из-за этого рекрутеры могли думать, что у меня совсем нет опыта в продакт-менеджменте, и даже не открывать анкету.

На карьерной консультации мне объяснили, что все мои релевантные проекты нужно ставить в начало и позиционировать их не как учебные задания, а как реальный опыт. И это помогло!

Скоро на собеседование меня пригласила компания — партнёр Skillbox, разработчик инновационных образовательных продуктов IPR Media. Как только я зашла на сайт компании, сразу поняла — это та сфера, где я хочу развиваться. EdTech вообще привлекает меня давно: когда-то я преподавала английский и даже подавала документы в магистратуру за границей.

Возможность объединить опыт преподавания и интерес к технологиям меня очень вдохновила, поэтому я была вдвойне рада, что собеседование прошло в комфортной атмосфере.

— Какие вопросы тебе задавали на том собеседовании?

— Кроме узкоспециальных тем по продакт-менеджменту и профессиональных навыков, мы также обсуждали мои творческие увлечения — оказалось, что для многих работодателей такие моменты тоже важны.

Эта часть разговора добавила собеседованию особую теплоту и позволила открыто говорить о своих сильных и слабых сторонах. Например, я честно призналась, что у меня пока нет опыта постановки задач разработчикам вне учебных кейсов. Это восприняли с пониманием, а в конце разговора подчеркнули, что со мной было очень приятно общаться.

К сожалению, в итоге компания меня не взяла, но всё-таки их позитивный фидбэк придал мне уверенности для дальнейшего поиска.

Фото: личный архив Анастасии Мещеряковой

В любом случае пока я не тороплюсь с фултайм-трудоустройством. Сейчас я продолжаю работать кейс-менеджером и совмещаю основную занятость с подработкой в новой сфере — веду проект в студии прикладных продуктовых исследований полного цикла ProductHub.

— Ого, поздравляю! Расскажи: как ты попала в ProductHub?

— Долгое время я откликалась на вакансии не только на HeadHunter, но и на Geekjob, но там вообще не получила ни одного ответа: статус на сайте стабильно не двигался дальше «Отклик отправлен».

Тогда я решила попробовать альтернативный подход — поискать профили рекрутеров в социальных сетях и связаться с ними. И именно так нашла профиль эйчара из ProductHub, где она в открытом доступе оставила свой контакт в Telegram. Я отправила ей резюме в мессенджере и уже через пару недель она вернулась ко мне с предложением поработать над проектом.

Сначала проект показался мне неподходящим: от кандидата требовалось социологическое или маркетинговое образование и опыт кабинетных исследований. Но я всё равно решила попробовать. В итоге меня взяли сразу после собеседования с тимлидом проекта!

Хотя разговор был непростым: мы обсуждали не только условия и опыт работы, но и серьёзные вопросы по профессии. Некоторые из них были для меня настолько сложными, что я честно признавалась, что не знаю ответа. Тимлиду это понравилось — он отметил, что лучше честно говорить о пробелах в знаниях, чем выдумывать.

В итоге уже в тот же день я подключилась к звонку с заказчиками, а на следующий — приступила к исследованию рынка.

— Вот это скорость! Наверное, было сложно так быстро влиться в процессы?

— Да, события действительно развивались стремительно, но моя честность на собеседовании сыграла мне на руку. Например, я «на берегу» предупредила, что не работала со статистическим анализом, и тимлид это учёл и давал задачи по нему другим сотрудникам. Это избавило меня от необходимости в срочном порядке учиться новому.

Хотя, несмотря на лояльное отношение, скажу честно: первое время я по-прежнему очень сомневалась в своих силах. Помогло время: с каждой выполненной задачей я постепенно обретала уверенность в себе.

«Просто делать свою работу недостаточно»: как развиваться в профессии и выделяться среди конкурентов

— Какие у тебя планы на будущее в продуктовой сфере? Чему хочешь научиться дальше?

— Когда на одном из собеседований меня спросили, к какому росту я стремлюсь — горизонтальному или вертикальному, — я выбрала вертикальный. Так и отвечу: хочу повышать свой грейд и достичь уровня сеньора в ближайшие шесть лет.

Также мне очень интересны UX-исследования — я уже прошла бонусный курс от Skillbox по UX-дизайну и теперь хочу глубже погрузиться в эту сферу. UX-дизайн схож с продакт-менеджментом, только там акцент ещё больше смещён на потребности клиента — ты осваиваешь инструменты, которые помогают глубже понять пользователя, взаимодействуя с ним напрямую.

И конечно, я планирую продолжать прокачивать свои знания в продукте вне работы — например, хочу снова попробовать свои силы на Avito Product Bootcamp. В прошлый раз я заняла 208-е место из 400 с лишним (что тоже достойный результат для новичка), а теперь хочу его улучшить.

Задание Анастасии для Avito Product Bootcamp
Изображение: Анастасия Мещерякова

— Что даёт участие в конкурсах вроде Avito Product Bootcamp?

— Оно позволяет получить новый опыт и, что не менее важно, на мой взгляд, демонстрирует твою проактивность потенциальным работодателям. Руководители всегда обращают внимание на то, интересуется человек профессиональными мероприятиями или нет, развивается в сфере или стоит на месте.

Проактивность — это здоровское карьерное преимущество.

Наконец, сейчас я продолжаю работать в иммиграционном агентстве и пока не планирую бросать это дело насовсем, потому что мне безумно нравится взаимодействовать с сильными и деятельными людьми. Помогать IT-талантам показывать себя и получать желанную визу.

— Какой главный вывод ты сделала для себя из опыта работы кейс-менеджером?

— Если хочешь чего-то достичь, нужно обязательно выходить за рамки своих обычных рабочих обязанностей. И это касается не только получения визы талантов.

Например, на том же собеседовании в IPR Media у меня спросили, есть ли у меня вопросы к компании. Я задала лишь один: «Можно ли у вас делать что-то за пределами стандартных рабочих задач?» И они с энтузиазмом ответили: «Конечно, именно таких людей мы и ищем!»

Это в очередной раз доказало мне, что недостаточно просто сидеть и прилежно выполнять свою работу. Так не вырастешь. Всегда нужно брать на себя больше и благодаря этому развиваться.

Учитесь и пробуйте новое — бесплатно

Выберите курс Skillbox с бесплатным доступом:

Смотреть все
Научитесь: Профессия Продакт-менеджер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована