Управление
#истории

Как создать первый стартап в 17 лет и получить признание от ВШЭ: история Александра

Десятиклассник Александр давно интересуется бизнесом. На курсе он докрутил бизнес-план стартапа и занял с ним призовое место на олимпиаде ВШЭ.

Иллюстрация: НИУ ВШЭ / Fabian Quintero / Unsplash / Annie для Skillbox Media

Александр Кулибаба

Россия, Волгоград



Достижения

Разработал идею стартапа — сервиса по подбору квартир и соседей для иностранных и российских студентов. Собрал команду и вместе с проектом стал призёром конкурса «Высший пилотаж» от ВШЭ.


Александр рассказал:


«Попал в „Сколково“», или Как начать предпринимательский путь ещё в школе

— Александр, большинство школьников в 10–11 классе думают только о ЕГЭ и поступлении в вуз, а ты в это время уже учился строить бизнес-стратегии на онлайн-курсе. Что стало твоей мотивацией?

— Вообще, я с ранних лет изучал разные стартапы и смотрел видео на YouTube на эту тему. Мой интерес к предпринимательству всегда поощряли родители — они сами всю жизнь занимаются бизнесом.

А потом, став чуть постарше, я попал на интенсив в «Сколково», где оказался в окружении очень замотивированных ребят, которым, как и мне, было по 16–17 лет. Люди и вся обстановка в целом тогда сильно вдохновили меня на дальнейшие действия: я стал смотреть курсы по бизнесу и наткнулся на Skillbox.

Заинтересовался курсом по созданию бизнес-плана, от идеи до реализации. Рассказал о нём родителям, и они поддержали меня в желании на нём учиться.

— А как ты вообще оказался в «Сколково»?

— Прошёл на двухнедельную программу по предпринимательству для старшеклассников. В её рамках участники должны были создать свой стартап: придумать идеи, проверить гипотезы, спроектировать MVP и провести питч. Всё это — под кураторством сильных экспертов рынка.

— Что за проект реализовывал ты?

— Я в составе команды из четырёх человек разрабатывал сервис по подбору квартир и соседей для иностранных и российских студентов.

Миссией проекта была помощь малоимущим студентам с поиском жилья при переезде из других стран или маленьких городов в мегаполисы вроде Москвы и Петербурга. По задумке, сервис экономил людям время и деньги, подбирая самые выгодные предложения по аренде. Сэкономленные часы студенты могли потратить на учёбу.

К сожалению, после завершения программы моя команда распалась — не у всех ребят нашлось время на развитие стартапа из-за основной учёбы. А я решил продолжать. Стал искать олимпиады по бизнесу для школьников, которые помогли бы мне как в личном развитии, так и в проработке проекта, и узнал о конкурсе «Высший пилотаж» от Высшей школы экономики.

Примерно в это же время я пошёл учиться в Skillbox, чтобы расширить имеющуюся теорию и переложить новые и старые знания на практику — улучшение своего сервиса-стартапа.

— Какие у тебя были ожидания от обучения? Всё-таки это не первое твоё соприкосновение с теорией бизнеса.

— В «Сколково» преподавали круто, но всё же сроки были слишком сжаты — всего две недели. За такой короткий срок просто невозможно усвоить и запомнить всё, что услышал. Поэтому я, во-первых, хотел основательнее углубиться во все бизнес-процессы, а во-вторых — получить возможность пересматривать лекции, если не пойму что-то с первого раза.

Конечно, база, полученная на интенсиве в инновационном центре, стала прочным фундаментом для моего нового обучения. Доказательство тому — то, что все домашние работы на курсе у меня всегда принимали с первого раза и без объёмных правок.

Разве что лишь однажды у меня возникли трудности — на задании по расчёту финансовых коэффициентов. Но я справился: попросил однокурсницу показать её работу, на примере понял принцип действий и потом сделал по-своему. Как мне кажется, это полезная практика — не копировать, а адаптировать.

Фото: личный архив Александра Кулибаба

— А как совмещал учёбу на курсе с обучением в школе?

— Было непросто, но как-то я справлялся. Обычно планировал заранее и выделял на просмотр лекций и выполнение заданий пару часов в неделю. В каникулы учился активнее.

Я думаю, если есть искреннее желание, время на учёбу всегда найдётся.

Как собрать команду и подготовить бизнес-проект без опыта

— Как развивался твой проект после начала обучения?

Сперва я нашёл себе новую команду. Сделал это довольно легко: просто рассказал близким друзьям о своей идее — они воодушевились и тоже подключились к проекту.

Я взял на себя роль руководителя проекта: контролировал сроки, ставил задачи, вёл расчёты.

На момент начала обучения в Skillbox проект был готов примерно наполовину. На курсе я узнал много нового, что как раз и помогло мне его улучшить: я применил методику SMART и SWOT-анализ. То есть научился правильно ставить цели и оценивать риски проекта: его сильные и слабые стороны. Видеть как угрозы, так и возможности.

А ещё — узнал, как правильно проводить анализ конкурентов и целевой аудитории.

— И как вы с командой этот анализ проводили?

— С целевой аудиторией всё было более-менее просто: мы разделили её на сегменты, используя критерии Филипа Котлера (географический, демографический, поведенческий и психографический). В итоге у нас получилось три портрета потенциальных пользователей нашего сервиса:

  • российские студенты от 18 до 25 лет с низким доходом;
  • иностранные студенты от 18 до 25 лет с низким доходом;
  • люди 25+ со средним уровнем дохода.

А вот с анализом конкурентов оказалось сложнее, потому что изначально мы полагали, что у нас их вообще нет. Ошибались: лучше изучив рынок, мы выяснили, что конкуренты всё-таки есть, просто не очень популярные.

Нашим самым крупным соперником оказалась Высшая школа экономики: вуз, аналогично нашей задумке, предоставляет студентам льготное жильё. Вот только важно различие состоит в том, что они помогают только своим студентам.

Также мы узнали и о других участниках рынка в нашем сегменте — нашли небольшие нераскрученные сайты по теме. Правда, трафик у них был крайне низок — максимум 30 человек в день. Очевидно, что продаж с такой посещаемостью тоже было не очень много.

— Ты сказал, что стал руководителем команды. Поделись: а как именно выстраивал процессы внутри? И с какими трудностями сталкивался?

— Изначально мне было очень тяжело переключаться на роль руководителя: ставить задачи, контролировать их выполнение. Всё-таки все члены команды — мои близкие друзья, это казалось неправильным, неестественным.

Вдобавок нужно учитывать и то, что иногда мне, как обычному подростку, тоже хотелось просто повеселиться и хорошо провести время, а не работать 🙂

А потом я принял решение ввести систему денежных штрафов за несоблюдение сроков. И это сработало: после того как одному из членов команды пришлось заплатить штраф, проколы закончились. Дедлайны больше не нарушались.

— А твоя роль и твои действия не повлияли на ваши человеческие отношения с ребятами? Всё-таки непросто совмещать дружбу и бизнес.

— Нет, все отнеслись к ситуации с пониманием. Конечно, ссоры случались, но мы быстро их улаживали. Хуже было, когда ближе к середине проекта началась реально сложная работа, непростой финансовый анализ, и почти у всех участников упала мотивация.

Тогда я просто напоминал друзьям о большой цели — победе в олимпиаде от ВШЭ. За неё мы бы получили не просто красивый диплом, но и много других «плюшек», например грант на реализацию стартапа и плюс шесть баллов при поступлении в ВШЭ и вузы-партнёры (а это много!). После этого все вновь воодушевились.

Как не только стать призёром олимпиады от ВШЭ, но и улучшить проект благодаря обратной связи комиссии

— Пожалуйста, расскажи подробнее про тот самый конкурс «Высший пилотаж» от ВШЭ. Как проходил отбор?

— Всего было два этапа: квалификационный и финальный. На первом мы загружали документ на 40–50 страниц с подробным описанием нашего проекта: обоснованием актуальности идеи, финансовыми расчётами, маркетинговым планом, анализом целевой аудитории и прочим. Это сделали около 7–8 тысяч человек из 80 тысяч, которые изначально зарегистрировались на конкурс.

Затем на следующий этап отобрали 500–700 человек. Там мы уже готовили презентацию на 10–16 слайдов и очно защищали проект перед комиссией, отвечали на вопросы. На мой взгляд, к питчу подготовились очень круто и действительно рассказали о нашем сервисе подробно и классно.

В итоге мы попали в число 20 призёров! Считаю это хорошим результатом.

Кстати, этот же проект я предоставил и в Skillbox в качестве итоговой работы. Там эксперты тоже высоко его оценили: приняли без особых правок и даже подарили мне курс по продакт-менеджменту.

— А что особенного было в вашей презентации? Какие именно решения вы использовали в ней, что отличало её от других?

— Мы добавили в свою презентацию много крайне сложных расчётов университетского уровня: коэффициенты дисконтирования, премию за риск, инфляционную премию… Правда, косвенно это и стало причиной того, что мы не победили: мы с ребятами готовились к сложным вопросам по вычислениям, а нам задавали совершенно иные.

Например, задали довольно взрослый вопрос, который я даже не сразу понял. Для контекста: по нашей задумке, сервис брал разный процент комиссии с российских и иностранных студентов — 30% и 40% соответственно. В эти дополнительные 10% комиссии с иностранцев мы как раз включили услуги переводчика.

И вот у меня спросили: «А почему человек, который имеет российское гражданство, но не знает русского языка, может недоплачивать эти 10%?» В итоге я признал свою ошибку и решил, что правильнее будет сделать комиссию 35% для всех и сделать услуги переводчика опциональными.

Александр (справа) на конкурсе «Высший пилотаж»
Фото: личный архив Александра Кулибаба

— Как комиссия в целом отреагировала на вашу работу? Какую обратную связь дала?

— Нас похвалили за яркую презентацию и за то, что мы не читали по бумажке, а рассказывали о проекте свободно, своими словами. А ещё нам дали полезный совет — лучше проводить пилотирование, то есть первичное тестирование проекта.

— А у вас действительно были с ним проблемы?

— Да, я нашёл девушку-партнёра, которая присылала мне контакты иностранцев, ищущих квартиру в Волгограде. Я связывался с ними и помогал найти жильё. И… обзвонив более 200 хозяев квартир, неожиданно понял, что в Волгограде люди не доверяют иностранцам.

Собственники переживали, что с ними будет невозможно общаться, или беспокоились, что те оставят после себя разруху в квартире. К студентам, кстати, хозяева тоже были неблагосклонны: они боялись, что молодые будут постоянно устраивать шумные вечеринки. На момент защиты я никак не отработал эту проблему — она просто была.

— А потом? Нашёл решение?

— Да, после обратной связи комиссии я придумал несколько способов, как устранить эту проблему.

Во-первых, мы предоставим гарантии безопасности для арендодателей: сделаем обязательной привязку к профилю студенческого билета и справки о несудимости. Во-вторых, запустим автоматический чат, в котором собственник сможет познакомиться с будущим съёмщиком. И наоборот. А также — с соседями, если это будет совместная аренда для студентов. Узнать, подходят ли они тебе по интересам, религии, образу жизни.

Я даже думал сделать обязательным предварительное прохождение психологического теста, но после обсуждения этой идеи с профессиональным психологом отбросил эту идею.

Он сказал, что для точных результатов нужно ответить минимум на 40 вопросов. Конечно, такой немаленький объём может оттолкнуть потенциальных клиентов, у которых, скорее всего, не найдётся столько свободного времени.

«Нужно сократить время на сон», или Как не забросить стартап из-за занятости по учёбе

— Планируешь развивать свой проект дальше или это была скорее учебная история?

— Планирую. Хочу разработать приложение и сайт по нашей задумке, а затем попробовать продать стартап крупным компаниям: «Яндексу», «Авито» или «Циану».

Просто с «голой идеей» идти к компаниям не хочу — её так никто не купит.

А вот если принесу готовый продукт и покажу, как легко его интегрировать в большие платформы, то существенно повышу свои шансы.

— А какие планы на дальнейшую учёбу? Будешь поступать в вуз или сразу пойдёшь в предпринимательство?

— Собираюсь совмещать. Правда, пока слабо представляю как. Всё-таки на реализацию проекта у меня уйдёт минимум шесть-семь месяцев, а ЕГЭ тем временем — тоже уже через год.

К экзаменам планирую готовиться качественно, чтобы потом поступить в «Плешку». А ещё, кстати, в этом году я снова поеду в «Сколково» — уже с идеей нового проекта.

— И как же ты всё успеешь?..

— Я всё просчитал заранее. Единственный способ успеть всё задуманное — сократить время на общение с друзьями и сон. Конечно, это не совсем реалистично, но я попробую. Если совсем не будет получаться, то поставлю проект на паузу. Всё-таки пока для меня школа и поступление в вуз — приоритет.

Научитесь работать с нейросетями — бесплатно!
Большая конференция по ИИ: пять экспертов и 10 нейросетей. Освойте нейросети — работа с ними становится обязательным навыком. Нажмите на баннер, чтобы узнать подробности.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована