Если команда на грани: как вернуть своим сотрудникам продуктивность
Рассказали о шести эффективных инструментах. Сохраните статью, чтобы она была под рукой на всякий случай.
Кадр: сериал «Сообщество» / Universal Media Studios
В Москве прошла конференция TrueDigital Day, которую организовало агентство «Артикс». В рамках выступления директора по продуктам Invisible Force Анастасии Григорьевой гости обсудили падение производительности команд. Сотрудники выгорают, теряют мотивацию и перестают выполнять задачи в срок. Руководителю в такой ситуации важно не только заметить проблему, но и знать, как её решить.
В этой статье рассказываем о шести эффективных методах возвращения команды в рабочее русло. Из материала вы узнаете, как:
- строить глубокий диалог с сотрудником;
- менять мышление команды;
- готовиться к разным вариантам будущего;
- помогать команде настроиться на одну волну;
- стимулировать инициативу;
- понимать индивидуальные особенности сотрудников.
О инструментах для повышения мотивации команды рассказала директор по продуктам компании Invisible Force Анастасия Григорьева.
Модель GROW: строим глубокий диалог с сотрудником
Модель GROW — структура для проведения коучинговой беседы, которая помогает сотруднику самостоятельно найти решения проблемы и повысить мотивацию.
Такая модель пригодится, например, в рамках ревью по итогам квартала или года — в случае, если сотрудник не показал ожидаемых результатов. Вот как нужно строить диалог по модели GROW:
- Goal (цель). Начните беседу с выяснения, чего сотрудник хочет достичь. Какие у него цели в проекте и в компании в целом?
- Reality (реальность). Обсудите текущую ситуацию. Какие есть препятствия, которые мешают сотруднику достичь цели? Какие ресурсы доступны, а каких не хватает?
- Options (варианты). Вместе с сотрудником рассмотрите возможные пути достижения цели. Попросите его предложить несколько идей.
- Will (желание или действия). Завершите беседу составлением плана работ. Пусть сотрудник сам определит, какие задачи ему нужно выполнить и в какие сроки.
Беседа по модели GROW помогает и сотруднику, и руководителю увидеть недочёты в работе и сразу же составить план их исправления. После такого разговора сотрудник чувствует поддержку и вовлечённость руководителя. Но при этом сам принимает ответственность за свои действия — это повышает его мотивацию и продуктивность.
Сила слова «пока»: меняем мышление команды
Если добавлять слово «пока» к негативному утверждению, это помогает перевести фокус с проблемы на возможности развития.
Например, вместо «У нас не получается привлечь новых клиентов» скажите: «У нас пока не получается привлечь новых клиентов». Или вместо «Мы не можем освоить новую технологию» используйте «Мы пока не можем освоить новую технологию».
Даже если вы говорите о невыполненном плане или низком уровне продаж в прошлом месяце, сотрудники не будут воспринимать это как катастрофу. Слово «пока» смягчает негативные высказывания руководителя, показывает, что в будущем возможен успех, и мотивирует команду искать решения, а не застревать на проблеме.
Сценарное планирование: готовимся к разным вариантам будущего
Сценарное планирование — метод, который помогает команде подготовиться к возможным вариантам будущего и снизить уровень тревоги и неопределённости. Его используют для составления долгосрочной стратегии развития компании или отдела — например, на год или на несколько лет.
Вот как можно использовать метод сценарного планирования.
Шаг 1. Соберите команду и обсудите несколько возможных сценариев развития ситуации — от самых благоприятных до негативных.
Шаг 2. Для каждого сценария разработайте план действий: что команда будет делать, если произойдёт то или иное событие.
Шаг 3. Проанализируйте, какие ресурсы потребуются для реализации плана в каждом сценарии. Оцените, какие из них уже есть, а какие нужно будет найти или подготовить.
Например, компания хочет выпустить на рынок новый продукт. При оптимистичном сценарии рынок будет расти, а спрос на продукт — увеличиваться. Пессимистичный сценарий может содержать появление сильного конкурента и падение продаж. А в экстремальном варианте развития событий законодательство изменится и продукт станет нелегальным.
Для каждого сценария команда разрабатывает планы: в первом случае — наращивать производство и усиливать маркетинг, во втором — снижать издержки и искать новые каналы продаж, в третьем — адаптировать продукт или перенаправить ресурсы на другой.
После сценарного планирования команда чувствует себя увереннее. Сотрудники знают, что у них готовы планы для разных ситуаций — и если всё будет хорошо, и если всё будет плохо. Это снижает уровень стресса и позволяет действовать проактивно.
Синхронизационный вопрос: выравниваем команду
Синхронизационный вопрос — простой способ начать встречу, позволяющий настроить всех участников на общую волну. Его можно применять в начале ретроспективы или любой другой групповой встречи.
Читайте также:
Использовать методику довольно просто. В начале встречи задайте вопрос: «Чего вы ожидаете от этой встречи?» или «Какая у нас сегодня цель?». Затем дайте каждому из присутствующих возможность кратко высказаться.
Вступительные слова от каждого участника помогут переключиться с других дел на тему собрания и понять ожидания друг друга — это сделает обсуждение более продуктивным.
Отказ от слова «нет»: стимулируем инициативу
Смысл инструмента в том, чтобы никогда не говорить «нет» в ответ на новые идеи сотрудников. Даже если руководитель спешит и не может говорить прямо сейчас или заранее знает, что идея может быть неактуальна, отказывать нельзя.
Например, когда сотрудник предлагает идею, вместо мгновенного «нет» скажите: «Расскажи мне об этом подробнее». В процессе задавайте уточняющие вопросы, чтобы лучше понять суть предложения. Затем обсудите с сотрудником возможные плюсы и минусы его идеи.
Если предложение окажется применимым, можно будет вернуться к нему позже и, возможно, его внедрить. Если идея по каким-то причинам неактуальна, вы сможете не просто односложно отказать, а объяснить своё решение.
Такой подход показывает сотрудникам, что их мнение ценят. Это стимулирует креативность и инициативность в команде — даже если предложения в итоге не реализовывают.
Инструкция по работе с собой: определяем индивидуальные особенности
«Инструкция по работе с собой» — это документ, в котором каждый сотрудник описывает свои рабочие предпочтения, сильные стороны и особенности. Такая инструкция помогает членам команды лучше узнать друг друга, эффективнее коммуницировать и соблюдать личные границы.
Инструкция может включать, например, такие пункты:
- Предпочтения в коммуникации — например, письма, сообщения в мессенджерах или личные встречи.
- Лучшее время для продуктивной работы — например, утро или вечер.
- Особенности реакции на стресс — например, чувство грусти, подавленность, возбуждение или злость.
- Факторы, которые мотивируют работать, — например, похвала от коллег или руководителя, денежная премия.
Обсудите эти инструкции на командной встрече. Можно сложить получившиеся документы в папку на облаке и дать членам команды доступ к ней.
Если руководитель понимает особенности сотрудников, он сможет выстроить процессы так, чтобы каждый работал максимально эффективно.
Как узнать больше об эффективном управлении командами
- Если вам важно быть не только руководителем, который выполняет свои задачи, но и лидером команды, прочитайте эту статью Skillbox Media. В ней мы объяснили, почему руководитель и лидер — не одно и то же. Ещё у нас есть подробный гайд о стилях лидерства. Вы узнаете, на чей подход к управлению похож ваш стиль — Илона Маска или Иосифа Сталина — и что делать с этой информацией дальше.
- В работе с командой важна обратная связь. В этом материале мы рассказали, как обратная связь влияет на эффективность работы и как правильно давать её сотрудникам.
- Ещё вам может пригодиться статья о решении конфликтов в коллективе. В ней мы рассказали, как распознать и урегулировать конфликт и как создать рабочую среду, чтобы свести возможные споры к минимуму.
- Для тех, кто хочет стать эффективным руководителем, в Skillbox есть курс «Управление командами». На нём учат управлять в том числе удалёнными командами, распределять и контролировать выполнение задач и мотивировать сотрудников развиваться.
Больше материалов Skillbox Media для руководителей
- Что делать, если сотрудники прокрастинируют: советы руководителям и рядовым сотрудникам
- Как чувствовать себя хорошо: советы Логикам, Бунтарям и другим типам руководителей
- Нужно ли учиться руководить и какие навыки нужно развивать: отвечают опытные руководители
- Выгорание сотрудников в диджитале и IT: как его распознать и предотвратить
- 13 красных флагов при найме на работу: как понять, что кандидат вам не подходит