Что такое УПД и как его используют в бухгалтерии
Рассказываем, кто и для каких сделок использует УПД, а кто не может его применять, как заполнять УПД и чем различаются его статусы.
Кадр: сериал «Доктор Кто» / BBC Studios
Помогла разобраться
Валерия Нечаева
Куратор курсов «Профессия Бухгалтер» и «Профессия Финансовый менеджер» в Skillbox. Прошла путь от помощника бухгалтера до финансового директора. Работала в стартапах и крупных компаниях. 11 лет в профессии.
С 2013 года в России можно вместо счёта-фактуры и первичных бухгалтерских документов использовать один документ — УПД. Некоторые обязаны использовать его по закону; остальные могут применять, чтобы упростить документооборот. Разбираться в том, когда и как его использовать, полезно всем, кто связан с бухгалтерией.
В этом материале рассказываем главное об УПД.
- Что такое УПД
- Кто может его использовать
- Для каких сделок его применяют
- Какие документы он заменяет
- Как заполняют УПД
- В чём разница между его статусами
Что такое УПД
УПД расшифровывается как «универсальный передаточный документ». Это первичный бухгалтерский документ — то есть документ, который используют для учёта финансово-хозяйственной деятельности. Он подтверждает расходы и вычеты по НДС по товарам и услугам.
В УПД указывают товары и услуги, их стоимость, дату их передачи, данные продавца и покупателя. Один универсальный передаточный документ заменяет несколько первичных документов бухучёта — каких именно, расскажем ниже. Компании используют УПД, чтобы упростить документооборот.
УПД бывает в двух формах: бумажной и электронной. Бумажная форма не регламентирована; можно разработать удобную для себя форму с учётом требований к первичным документам. Электронный формат документа утверждён приказом ФНС: нужно использовать эту форму.
Курсы Skillbox по бухгалтерскому делу
- «Профессия Бухгалтер» — начать карьеру бухгалтера с нуля или получить повышение.
- «1С: Бухгалтерия 8, редакция 3.0» — научиться работать в программе.
Кто и когда может использовать УПД
Использовать УПД обязаны организации и ИП, связанные с оборотом прослеживаемых товаров. Они должны обмениваться УПД в электронном виде через операторов ЭДО. Остальные могут использовать УПД по желанию.
Прослеживаемые товары — товары, ввозимые из стран Евразийского экономического союза. Полный перечень таких товаров указан в Постановлении Правительства РФ от 01.07.2021 №1110. К ним относятся, например:
- холодильники, морозильники, которые используются в быту, холодильное и морозильное оборудование, тепловые насосы (но есть исключения);
- автопогрузчики, тележки, бульдозеры, экскаваторы;
- стиральные бытовые машины и сушильные машины;
- детские коляски.
Напомним: если бизнес продаёт или покупает товары, перечисленные в постановлении, он обязан использовать УПД.
Если компании или ИП решают использовать УПД, они должны отразить это в учётной политике, ознакомить сотрудников с принятым решением, утвердить форму документа, разработанную самостоятельно, или использовать готовую. Также в договорах с контрагентами нужно прописывать, что сделка пройдёт с оформлением УПД. Без этого использовать универсальные передаточные документы будет нельзя.
Для каких сделок можно применять УПД
Полный перечень операций, при которых можно использовать УПД, перечислен в письме ФНС №ММВ-20-3/96@. Так, её применяют:
- при отгрузке товаров и с транспортировкой покупателю, и без транспортировки;
- для передачи имущественных прав — например, на результаты интеллектуальной деятельности;
- для подтверждения факта передачи результатов выполненных работ и оказания услуг.
Например, УПД могут использовать компании, которые разрабатывают проектно-сметную документацию, продают производственное оборудование, разрабатывают товарные знаки.
Есть исключения. УПД не используют, когда продавец работает с предоплатой, потому что документ подтверждает факт передачи товара или результат оказания услуг. Также универсальный передаточный документ не составляют на алкоголь и спиртосодержащую продукцию — по закону их можно перемещать только по товарно-транспортной накладной 1-Т.
Какие документы заменяет УПД
УПД может заменять несколько документов:
- акт о приёмке выполненных работ;
- счёт-фактуру;
- товарную накладную (ТОРГ-12, М-15).
Так, УПД могут использовать вместо счёта-фактуры и передаточного документа (акта) одновременно.
Товарно-транспортную накладную (ТТН) универсальным передаточным документом заменять нельзя. Для неё предусмотрена отдельная форма, утверждённая законом.
Как заполняют УПД
Правила заполнения УПД и других первичных документов содержатся в приказе ФНС России №ЕД-7-26/970@. Согласно ему, универсальный передаточный документ формируют на дату передачи товара, результатов работы или оказания услуги. В УПД указывают:
- статус 1 или 2 — подробнее о том, на что он влияет, расскажем ниже;
- порядковый номер документа для корректного бухучёта;
- реквизиты продавца и покупателя: наименование компании или ИП, ИНН/КПП;
- адреса в строках «грузоотправитель» и «грузополучатель», если будет отгрузка и доставка товара, в других случаях ставят прочерк;
- коды и наименования товаров или услуг, их стоимость, размер НДС и итоговую сумму.
Строку под номером 5 заполняют, только если в документе указан статус 1.
УПД подписывает директор компании, бухгалтер или другое лицо, у которого есть доверенность; в случае с ИП — сам индивидуальный предприниматель. В документе указывают должность человека, его подписавшего. А вот удостоверять УПД печатью не обязательно, если внесены все реквизиты. Отсутствие печати не является нарушением.
Что делать, если допустили ошибку? Нужно составить новый УПД с тем же порядковым номером, а в строке 1а указать дату, когда в документ внесли исправления. Также можно составить УКД — универсальный корректировочный документ; его, как и УПД, должен подписать контрагент. УКД обычно используют в случае грубых ошибок в УПД — например, если неправильно указана стоимость или количество товара.
В чём разница между статусами УПД
Статус УПД показывает, вместо какого первичного документа оформляют УПД. Также от него зависит, нужно ли регистрировать документ в системах учёта. Статусы бывают двух видов: 1 и 2.
Статус 1. Его указывают, если УПД используют одновременно вместо счёт-фактуры и первичного документа; а также если продавец освобождён от НДС. Статус 1 используют продавцы на ОСН.
Продавец фиксирует документ в «Книге продаж», а покупатель — в «Книге покупок». Посредники и застройщики также регистрируют его в журнале учёта счетов-фактур.
Статус 2. Его указывают, когда УПД используют вместо первичного документа — например, вместо товарной накладной или акта выполненных работ. Статус 2 используют те, кто отражает в документе операции, которые не облагаются НДС, и продавцы на специальных налоговых режимах.
УПД со статусом 2 не используют для учёта НДС, поэтому документ нигде не регистрируют.
Главное об УПД в 3 пунктах
- УПД — первичный бухгалтерский документ, который используют для учёта финансово-хозяйственной деятельности. Он подтверждает расходы и вычеты по НДС по товарам и услугам. УПД заменяет собой счёт-фактуру и другие первичные документы — например, акт выполненных работ и товарную накладную. Заменить им ТТН нельзя.
- Использовать УПД обязаны компании и ИП, которые участвуют в обороте прослеживаемых товаров. Остальные могут использовать документ по желанию. Но для этого нужно описать его в учётной политике, утвердить форму и указать в договорах с контрагентами, что в сделке будет использован УПД.
- Универсальный передаточный документ можно использовать при продаже товаров и услуг, а также при передаче имущественных прав. Применить его не получится, если продавец работает по предоплате и если объект сделки — алкоголь и спиртосодержащая продукция.
Как узнать больше о бухгалтерском учёте
- Если вы только начали знакомиться с темой, прочитайте статью о бухгалтерском учёте. В материале рассказали главное о принципах и правилах его ведения.
- Если вы хотите узнать больше о бухгалтерской отчётности, прочитайте статьи об отчёте о финансовых результатах, бухгалтерском балансе, отчёте о движении денежных средств.
- Также в Skillbox Media есть общая статья о бухгалтерской отчётности.
- Освоить профессию бухгалтера или улучшить навыки можно на курсе Skillbox «Профессия Бухгалтер». На нём учат вести бухучёт по российским стандартам, рассчитывать зарплату, готовить бухгалтерскую и налоговую отчётность, работать в программе «1С:Бухгалтерия».
Больше материалов Skillbox Media для тех, кто связан с бухгалтерским делом
- Российский стандарт бухгалтерского учёта (РСБУ): что в него входит и как его соблюдать
- Что делает бухгалтер и какие есть категории бухгалтеров
- Что такое амортизация и как её начисляют в налоговом и бухгалтерском учёте
- Системы налогообложения: что это такое, какие они есть и как между ними выбрать
- Программа «1C:ЗУП»: для чего нужна, что умеет и чем различаются основные версии