Что сделать, чтобы сотрудники всё успевали? Опрос руководителей о методах тайм-менеджмента
Спросили руководителей, консультантов и собственников, какие методики работают у них. Что выбрать — матрицу Эйзенхауэра, Kanban или Just in Time?
Иллюстрация: Оля Ежак для Skillbox Media
Тайм-менеджмент — это эффективное управление временем. Техники тайм‑менеджмента помогают планировать, экономить ресурсы и успевать больше.
Большая подборка методов управления временем от Skillbox Media представлена здесь. А в этом материале вы найдёте список приложений, которые помогут организовать работу.
Мы спросили руководителей и собственников бизнеса, как они управляют временем сотрудников. Они рассказали о методах тайм-менеджмента, управленческих фреймворках и других работающих техниках. Их кейсы помогут вам организовать работу сотрудников у себя в проекте или в компании.
Александр Парамонов
Руководитель цифровых проектов, студент программы MBA «Лидеры изменений» в Skillbox
Работать нужно не от рассвета до заката, а головой.
Для меня недостаток времени говорит скорее о душевном состоянии человека, чем об объективном положении вещей. Во всех сферах нужна осознанность и организованность. Любую задачу можно спланировать с учётом рисков, чтобы иметь достаточно времени.
Для команды мы используем методику Kanban. Распределяем задачи на четыре колонки:
- список задач;
- принято в работу;
- в процессе;
- сделано.
Все задачи попадают в первую колонку. Потом отсеиваем их, чтобы брать в работу только релевантные задачи. Дальше работаем над ними, перемещая карточки по колонкам.
В зависимости от проекта и команды адаптируем столбцы — меняем названия, добавляем новые. Это позволяет не упускать задачи в нарастающем потоке, отслеживать их на каждом этапе и распределять нагрузку в команде.
Для личного тайм-менеджмента я выбрал одну из самых простых, но эффективных методик — матрицу Эйзенхауэра. Это сортировка задач на важные/неважные и срочные/несрочные. Сначала выполняю важные и срочные задачи, в последнюю очередь — неважные и несрочные
Сортировку задач делаю каждый день с утра, а иногда — и вечером. Зачем так часто? Потому что актуальность и срочность задач могут быстро меняться.
Дополняю матрицу Эйзенхауэра управлением энергией в течение дня. Чтобы управлять ей, нужно учитывать свои индивидуальные особенности и знать уровень максимальной энергии. Это полезно при планировании дня и недели.
Также важно уметь поддерживать и повышать уровень своей энергии. В этом помогает планирование полезных перерывов. В них можно проветрить помещение, заняться медитацией или сделать физминутку.
Управляйте своими проектами, иначе они будут управлять вами. Берегите себя и будьте здоровы!
Ольга Епифанова
Консультант по систематизации бизнеса, совладелец сети сервисных центров «ТехноПапа»
Мы регулярно используем Kanban-доски, а для аврала создали регламент по тайм‑менеджменту.
Kanban-доски позволяют поддерживать нормальный ритм работы сотрудников и упрощают управление задачами внутри команды. У нас есть несколько типовых шаблонов досок:
- для управления проектами;
- для рутинной работы отдела;
- под личные задачи сотрудников и собственника;
- для стратегического планирования.
Доску стратегического планирования используем, чтобы компания не только стабильно работала, но и развивалась. А обычные Kanban-доски помогают сотрудникам распределять рабочее время.
Регламент по тайм-менеджменту помогает, когда сотрудник не справляется с нагрузкой. В регламенте есть чёткий перечень указаний: что и как сделать, чтобы выйти из аврала. Благодаря этому сотрудник не тратит время на изучение теории, когда у него и так горят дедлайны.
Например, в регламенте:
- описано состояние замешательства, которое и вызывает аврал;
- есть задание распределить задачи по матрице Эйзенхауэра;
- предписано дополнительно расставить приоритеты внутри списка важных задач.
Также в регламент включены справочные данные: список приоритетов и полномочий. Например, может ли сотрудник делегировать задачи или привлекать команду к их решению.
Смысл такого регламента — перевести решения из области эмоций, предположений и надежд в область сухого менеджмента. Менеджмент работает с фактами и данными — с их помощью сотрудники берут себя в руки и возвращаются к нормальному темпу работы.
Ян Пальмачинский
Сооснователь международного бизнес-клуба CLUB 500
У CLUB 500 такая специфика работы — мы часто проводим масштабные мероприятия для резидентов в России и других странах. В тайм-менеджменте используем и сочетаем две методики: Scrum и метод постановки дедлайнов.
Scrum — метод управления проектами, при котором команда чётче понимает задачи и работает слаженнее. Благодаря этому растёт качество клиентского сервиса, удовлетворённость клиентов и доверие к компании.
По методологии Scrum мы делим большие проекты на спринты длиной в месяц. Устанавливаем KPI и планируем задачи на каждую неделю месяца. Сотрудники участвуют в разных спринтах и видят, чем им предстоит заниматься сейчас, чем — через пару недель. Поэтому могут распределять рабочее время так, как нужно для выполнения задач.
Раз в неделю мы проводим общее ревью. Актуализируем задачи и расставляем приоритеты, делимся победами за прошедшую неделю. Раз в месяц снимаем KPI. Даже если проект ещё не завершён, оцениваем промежуточные показатели.
Метод постановки дедлайнов помогает нам легче отслеживать задачи и уменьшать вероятность сорвать сроки. Когда каждая деталь зафиксирована в задачах и у неё есть срок сдачи, это мотивирует и дисциплинирует сотрудников.
Мы ставим дедлайны для всех задач. Если задача есть в спринте — значит, у неё есть срок сдачи. Конечно, есть задачи не в рамках спринта, а на длинную дистанцию — сотрудники сами ставят им дедлайны, потому что привыкли к ним.
Виктория Ирбаиева
Бизнес-ментор, собственник и дизайнер бренда женской одежды. Сооснователь и генеральный директор сервиса подбора коучей для компаний Humanup.online
Раньше я работала менеджером в Renault Russia. По прошлому опыту могу сказать, что сотрудники тратят время впустую по нескольким причинам:
- у задач нет дедлайна;
- дедлайн есть, но не учитывает специфику процессов;
- не распределены роли в команде, непонятно, кому и что делать.
Поэтому самый простой и эффективный метод тайм-менеджмента — kick-off meeting. Он нужен при старте любого проекта, в котором участвует больше одного человека или отдела.
На kick-off meeting нужно понять, кто и зачем инициирует проект, почему в нём участвуют именно эти специалисты, как они видят свою роль и зону ответственности. По результатам обсуждения согласуют состав команды и график проекта с учётом реальных возможностей. Это на 70% повышает вероятность сделать всё качественно и в срок, даже если промежуточных встреч впоследствии не будет.
Сейчас я организую работу ателье по методу Just in Time. Это один из инструментов планирования производства и логистики из системы управления качеством кайдзен.
Суть метода — не делать ничего до момента, пока это не понадобится. Не производить продукт, пока его ещё не нужно отгружать покупателю. Это позволяет сократить транзакционные издержки.
Представим, что фабрика производит круассаны и продаёт их кафе. Круассаны производят ночью и привозят в кафе к открытию. Метод Just in Time — это сделать выпечку сразу перед погрузкой. Тогда не надо выделять место и ресурсы, чтобы хранить круассаны и поддерживать их свежими.
Я использую метод, чтобы решить важную проблему. В ателье заказы лежат, пока клиент не придёт на примерку. Сотрудники находятся в двух состояниях: работают в аврале или ждут. При сдельной оплате труда это приводит к тому, что сотрудникам нужно платить, когда заказ ещё не выполнен, а оплата от клиента не поступила.
Метод Just in Time в ателье работает так: все работы планируем «под примерку». Если клиент сможет прийти 12 марта, крой и сборка на примерку будут сделаны 11 марта или даже 12 марта утром — за четыре часа до примерки. Если клиент перенесёт визит или отменит его, мы успеем понять это и не будем выполнять работы.
Александр Бодров
Управляющий директор брендингового агентства «Логомашина»
Считаю лучшим методом тайм-менеджмента постановку чётких дедлайнов по каждой задаче. У наших сотрудников все задачи с дедлайнами стоят в таск‑трекере, и они сами решают, когда и чем заниматься.
Выполнение этих задач — это KPI. Если KPI высокий, неважно, прокрастинируют ли члены команды в течение рабочего дня. А если KPI низкий, от нас следуют вопросы об эффективности работы отдела.
Николай Журавлев
Генеральный директор ООО «Эксперты бизнес-планирования»
Для постановки задач с дедлайнами используем LeaderTask — считаю это лучшим решением для адептов тайм-менеджмента. В сервисе есть проекты, древовидные задачи и теги, что даёт широчайшие возможности для планирования.
Одна из новых фишек сервиса — возможность ставить задачи друг другу при совместной работе над проектами. Когда коллеги ставят задачи мне, это неплохо дисциплинирует.
Борис Сысоев
Основатель HR-стартапа myresume.ru, специалист по отбору и развитию персонала
Наша компания уже больше трёх лет работает по гибкой методологии Agile. Для меня как для руководителя лучшим методом тайм-менеджмента в рамках данного подхода стали Kanban-доски. Мы используем облачный инструмент Trello. Сервис отлично синхронизируется с Jira, имеет удобный интерфейс и легко адаптируется под любые проекты.
Работа в нашей команде строится по двухнедельным спринтам. К началу каждого периода мы обозначаем задачи и отправляем их в бэклог. В Trello есть списки, у нас это этапы реализации, и карточки — задачи с точными сроками и исполнителями.
Такая система управления проектами помогает избежать хаоса и недопониманий. Не нужно держать в голове лишнюю информацию: все зоны ответственности чётко определены, каждый сотрудник знает, что он должен сделать и к какому сроку. В любое время можно зайти и посмотреть, на каком этапе выполнения находится конкретная задача.
Другие материалы Skillbox Media о тайм-менеджменте
- Подборка: 13 книг по тайм-менеджменту для победы над прокрастинацией
- Руководство по тайм-менеджменту в digital: пять уровней успешного планирования
- Статья о матрице Эйзенхауэра и её применимости в тайм-менеджменте
- Статья об управлении временем по методу Pomodoro: на примерах из томатов
- Советы от фрилансера, как всё успеть на удалёнке и никого не убить