Бухгалтерский баланс: что это такое и как его составить
Что показывают в бухгалтерском балансе? Из каких строк он состоит? Как собрать активы и пассивы баланса? Какую форму использовать и как её заполнить?
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
Бухгалтерский баланс — форма №1 бухгалтерской отчётности. Её обязаны составлять и ежегодно сдавать в налоговую все компании, зарегистрированные на территории РФ, включая малый бизнес.
С помощью бухгалтерского баланса анализируют результаты работы компании и её финансовое состояние. Поэтому, кроме налоговой, этот документ могут запросить собственники бизнеса, инвесторы, банки или контрагенты.
В статье разберёмся:
- что такое бухгалтерский баланс и из чего он состоит;
- кто должен представлять бухгалтерский баланс и в какие сроки;
- что такое активы и пассивы бухгалтерского баланса, что они включают;
- по какой форме составляют баланс и по каким правилам;
- как узнать больше о формах бухгалтерской отчётности.
При подготовке статьи мы использовали материалы курсов Skillbox «Профессия Финансовый менеджер 2.0» и «Профессия Бухгалтер».
Что такое бухгалтерский баланс и из чего он состоит
Бухгалтерский баланс — свод информации о стоимости имущества и обязательствах компании. Он показывает состояние всех счетов на определённую дату.
Бухгалтерский баланс состоит из двух разделов: актива и пассива.
Актив баланса — имущество компании в денежном выражении, которое задействовано в её финансово-хозяйственной деятельности и приносит выгоду. Активы показывают, какие рабочие ресурсы есть у компании.
Пассив баланса — источники средств, за счёт которых сформированы активы баланса. Пассивы показывают, на какие средства — собственные или заёмные — приобретено имущество компании.
Итоговые суммы актива и пассива баланса должны быть равны. Подробнее о том, что входит в их состав, рассказываем ниже.
Кто должен представлять бухгалтерский баланс и в какие сроки? Бухгалтерский баланс представляют все компании, зарегистрированные на территории Российской Федерации. Компании малого бизнеса могут делать это по упрощённой форме. Формы баланса в обычном и упрощённом виде приводим ниже.
Бухгалтерский баланс составляют на конец первого квартала, на конец полугодия, на конец девятого месяца работы и на конец года. В налоговую инспекцию представляют только годовой баланс, в период с 1 января по 31 марта года, следующего за отчётным. Периодичность составления баланса для внутреннего использования компания выбирает сама.
Актив бухгалтерского баланса: что включает
Как мы говорили выше, актив баланса — имущество компании, которое используют в финансово-хозяйственной деятельности для получения выгоды.
Это, например, запасы материалов, которые компания использует для оказания услуг и, соответственно, получения прибыли. Или товары, которые компания планирует в дальнейшем перепродать.
Активы делят на две группы в зависимости от срока их использования:
- Внеоборотные активы — имущество, которое компания будет использовать дольше года: недвижимость, транспорт, оборудование.
- Оборотные активы — имущество, которое компания планирует использовать в течение ближайшего года: материалы, товары, деньги.
В каждой группе активы располагают в порядке роста или снижения их ликвидности — способности компании быстро превратить активы в деньги.
Более подробно постатейную разбивку активов рассмотрим ниже. Там же покажем, как выглядит перечень активов в виде отчёта.
Пассив бухгалтерского баланса: что включает
Пассив баланса показывает источники финансирования компании.
Например, деньги или заёмные средства, за счёт которых приобретали основные средства компании или товары для перепродажи.
Пассивы делят на три группы:
- Капитал и резервы — отражают собственные средства компании: например, уставный капитал, резервный капитал, прибыль.
- Долгосрочные обязательства — показывают кредиторскую задолженность компании со сроком погашения более 12 месяцев.
- Краткосрочные обязательства — показывают кредиторскую задолженность компании со сроком погашения менее 12 месяцев.
Более подробно постатейную разбивку пассивов также рассмотрим ниже.
Форма бухгалтерского баланса: как она выглядит и какие статьи включает
Бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, которая разделена на две части: актив баланса и пассив баланса. Над таблицей указаны:
- отчётный период и дата;
- сведения о компании — коды ОКПО, ИНН, ОКВЭД, ОКОПФ, ОКФС;
- единица измерения показателей отчёта — с 2019 года показатели выражаются только в тысячах рублей.
Есть две формы бухгалтерского баланса: полная и упрощённая.
Полная форма бухгалтерского баланса. В ней по умолчанию отражён весь перечень статей, которые рекомендуется заполнять.
Каждая компания сама решает, какие статьи ей отражать. При этом оценивается важность показателей для компании. Например, можно исключить из отчёта те строки, по которым нет данных. Или, наоборот, включить в него дополнительные статьи, если это улучшит наглядность отчёта.
Также в полной форме бухгалтерского баланса есть графа для отражения примечаний к каждой статье. Её нужно заполнять при любом отклонении от стандартной рекомендованной формы бланка.
Здесь можно скачать бланк полной формы бухгалтерского баланса.
Упрощённая форма бухгалтерского баланса. Её могут заполнять компании, которые ведут упрощённый бухгалтерский учёт.
В такой форме нет разделения по группам активов и пассивов, нет графы для примечаний, некоторые статьи объединены для укрупнения показателей.
Здесь можно скачать бланк упрощённой формы бухгалтерского баланса.
О том, как заполнять статьи баланса, подробно рассказывают на курсе Skillbox «Профессия Бухгалтер».
Как составить бухгалтерский баланс: главные правила
Вот основные правила, на которые нужно опираться при составлении баланса:
- Источник информации для составления бухгалтерского баланса — данные бухгалтерского учёта. Они должны быть достоверны, полны и сформированы в соответствии с правилами действующих ПБУ и принятой в компании учётной политикой.
- Компании с несколькими филиалами должны составлять единый баланс для всех филиалов.
- Компания самостоятельно определяет степень детализации разделов бухгалтерского баланса — какие статьи отражать, а какие нет. Это зависит от того, какие статьи для неё более и менее существенны.
- Активы баланса отражают по их учётной стоимости: за вычетом созданных резервов, наценки и амортизации.
- В текущем отчёте данные предыдущих периодов должны соответствовать цифрам окончательной отчётности за эти периоды.
- Учётные данные годового отчёта должны быть подтверждены результатами инвентаризации.
- Итоговая сумма активов должна быть равна сумме пассивов.
Подведём итог
- Бухгалтерский баланс — форма №1 бухгалтерской отчётности. Он показывает состояние всех счетов на определённую дату: информацию о стоимости имущества и обязательствах компании.
- Бухгалтерский баланс состоит из двух разделов: актива и пассива. Активы — имущество компании, которое задействовано в финансово-хозяйственной деятельности и приносит выгоду. Пассивы — источники средств, за счёт которых сформировано это имущество.
- Бухгалтерский баланс представляют все компании, зарегистрированные на территории РФ. Компании малого бизнеса могут делать это по упрощённой форме.
- В налоговую инспекцию баланс представляют ежегодно в период с 1 января по 31 марта года, следующего за отчётным.
Как узнать больше о формах бухгалтерской отчётности
- Бухгалтерский баланс — одна из пяти форм бухгалтерской отчётности. В Skillbox Media есть статьи о других формах: отчёте о финансовых результатах и отчёте о движении денежных средств.
- Если вы только начинаете знакомиться с бухгалтерским учётом, прочитайте нашу статью «Разбираемся в бухгалтерском учёте: зачем он нужен, как устроен и как его организовать».
- Научиться вести бухучёт, работать в «1C», готовить бухгалтерскую и налоговую отчётность можно на курсе Skillbox «Профессия Бухгалтер».
- Ещё в Skillbox есть курс «Профессия Финансовый менеджер». Подойдёт тем, кто хочет научиться анализировать финансовое состояние бизнеса и оценивать инвестпроекты.
Другие материалы Skillbox Media для руководителей и предпринимателей
- Главное о финансовом планировании в бизнесе: зачем оно нужно и как компании планируют бюджеты
- Статья о новом налоговом режиме АУСН — как устроен и кому подходит
- Что такое цифровой рубль, как его введение повлияет на бизнес и чем он выгоден потребителю
- Гайд по бизнес-аналитике: как она работает и чем поможет компании
- Статья об антикризисном управлении компанией: что это такое, как работает и когда пора начинать