Развитие
#статьи

Транзактный анализ: рассказываем суть метода простыми словами

И как вносить правки в сценарий своей жизни.

Иллюстрация: freepik / Freepik / Paola Chaaya / Elsa Tonkinwise / Jigar Hanchal / Hassan Pasha / Daniela Legotta / Unsplash / Дима Руденок для Skillbox Media

Из этой статьи вы узнаете:

Алена Неженцева

Психолог, кандидат психологических наук, ТА-практик, кандидат СТА-Р-ЕАТА, член Санкт-Петербургской ассоциации транзактного анализа, член Европейской ассоциации транзактного анализа (ЕАТА).

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Что такое транзактный анализ

Транзактный (он же трансакционный) анализ (ТА) — это направление психологии и терапии, созданное американским психологом Эриком Берном. ТА ориентирован на исследование мыслей и поведения через особый «фильтр»: в этом подходе анализируют, как человек общается с окружающими.

Исторически ТА относился к когнитивно-поведенческой психотерапии, сегодня же подход скорее роднят с психодинамическим. При этом транзактный анализ признан эффективным самостоятельным методом, в частности для работы с зависимостями.

На чём основан транзактный анализ

Транзактный анализ опирается на три основных постулата:

  • каждый из нас способен думать;
  • люди управляют судьбой, делая самостоятельный выбор и принимая собственные решения;
  • все мы в равной степени ценны и достойны уважения.

Последнее утверждение не защищает плохое поведение. Безусловное уважение и самоценность не стоит трактовать как разрешение на обман, воровство, манипуляции и прочие грехи. Всё это не поощряется обществом и не поддерживается ни одним психологическим подходом. Постулат ТА лишь подчёркивает, что каждый имеет право на уважение к своей уникальной личности.

Расшифровывается это так: человек принимает себя таким, какой он есть, и так же относится к остальным. Даже если поведение или конкретные поступки близкого — не «окей», то его сущность — «окей» всегда.

Врать супруге об измене или тайком съедать чужой творожный сырок из офисного холодильника — это конкретные поступки со своими мотивами и последствиями. Уважать их априори вовсе не обязательно. Но они не не равны личности, и это важно помнить.

Возьмём другой пример. На семейном застолье бабушка и внучка вступают в полемику о политике. В приступе гнева бабушка говорит внучке, что та ничего не понимает, слишком мала, чтобы иметь своё мнение, и вообще лучше бы ей помолчать, чтобы не позориться. Всё это — неуважение к личности внучки, и бабушка прибегает к нему, потому что недовольна политической позицией младшей родственницы. Вот только приравнивать эту позицию к сущности человека и оскорблять внучку на этом фоне — не лучшая стратегия.

Убеждения, ценности, моральные ориентиры человека — это и есть основа личности, и каждый имеет право на уважение и неприкосновенность своей сути. А вот с выражением личности внутри коммуникации и её сценариев можно работать.

Что такое сценарий в транзактном анализе

Сценарий — это персональный «план» жизни, в котором человек играет определённую роль.

Представим трёх друзей — Колю, Пашу и Олега.

  • Коля добивается всего, чего захочет, — у него есть бизнес, семья, дом с бассейном и авторитет. Это сценарий Победителя.
  • Паша — хороший парень, но не очень удачливый: он заваливает экзамен на права и сдаётся после первой попытки, перестаёт ходить на свидания и знакомиться после неудачи с парой девушек и бесконечно занимает у других деньги, потому что не умеет ставить перед собой цели и планировать под них бюджет. Зато умеет жаловаться, что ему вечно не везёт. Паша живёт по сценарию Побеждённого (Проигравшего).
  • Где-то между Пашей и Колей — Олег в своём сценарии Непобедителя. Он живёт размеренной, счастливой жизнью, не рвётся быть везде лучшим, но при этом в состоянии наладить свой быт, построить гармоничные отношения и осознанно довольствоваться тем, что у него есть.

По Эрику Берну, сценарий жизни можно выявить по жестам, напряжению в теле, позе, привычным манерам и движениям человека. И задача ТА — приблизить человека к осознанию своего сценария и помочь ему выйти из деструктивных «сюжетных линий».

В детстве, общаясь с родителями и другими значимыми взрослыми, мы обретаем установки, которые в дальнейшем определяют нашу жизнь. Через эти установки в ребёнка и закладывается сценарий. Происходит это двумя способами:

  • Вербально например, регулярными репликами типа «Тебя ждёт успех» или «Ты никогда не выйдешь замуж».
  • Невербально — через эмоции, мимику, движения, интонации голоса. Например, ребёнок считывает, что его любят и он достоин любви, когда папа нежно гладит малыша по спинке, а мама укачивает на руках, напевая колыбельную.

Так родители, сами того не осознавая, транслируют малышу его будущий сценарий в рамках профессии, дружбы, образованности, семейной жизни. Те, кого любили, признавали, кому давали поддержку и веру в себя, с большей вероятностью станут Победителями. А дети, которые часто сталкивались с обесцениваем, становились инструментом для родителей, пытающихся реализовать в отпрысках свои фантазии и несбывшиеся надежды, чаще склонны быть Побеждёнными.

Но есть хорошая новость: сценарий можно изменить, если научиться контролировать и осознавать свои эго-состояния.

Что такое эго-состояние в транзактном анализе и сколько их существует

Во время транзакций (то есть когда два человека общаются) собеседники говорят и действуют из определённых внутренних позиций. Берн называл эти позиции эго-состояниями. Всего их три:

  • состояние Родителя — в нём мы используем наставления, директивно озвучиваем правила поведения и социальные нормы, транслируем предрассудки и предубеждения;
  • состояние Взрослого — благодаря ему мы стараемся объективно оценивать мир и принимать независимые решения;
  • состояние Ребёнка — помогает нам радоваться моменту и осознавать свои искренние желания; проявляется в общении через импульсы и черты характера, сформированные в детстве: нежность, доверчивость, непосредственность, любопытство, изобретательность, а также капризность, обидчивость, легкомыслие, упрямство.

В каждом человеке есть элементы всех трёх состояний. Они взаимосвязаны и выражаются определёнными шаблонами мышления, выражениями эмоций и драйверами поведения (то есть привычными реакциями на стресс, людей и события вокруг).

Например, внутренний Ребёнок иногда влияет на то, как уже взрослый человек реагирует на происходящее и справляется с трудностями. И цель транзактно-аналитической психотерапии очистить взрослое эго-состояние от травматического опыта, заложенного в родительской и детской частях.

Смысл в том, чтобы взять лучшее из всех состояний и научиться поступать и общаться эффективнее, изменить своё восприятие мира, научиться осознанно справляться с трудностями и, как итог, трансформировать свой сценарий жизни.

Представим Ипполита, которого мама часто наказывала бойкотом, много критиковала и редко оказывала мальчику поддержку. Взрослый Ипполит, скорее всего, будет сильно уязвим к сообщениям без ответа и попыткам близких как-либо дистанцироваться и выстроить границы в отношениях.

Ипполит также может вырасти ревнивым и вспыльчивым, потому что любые намёки на невнимание со стороны близких будут казаться угрозой и воскрешать обиды и незакрытые потребности в любви из прошлого. В итоге крики, скандалы и ярость в приступах ревности станут выражением эго-состояния Ребёнка. При этом, лишённый внимания и заботы родителей в детстве, Ипполит взрастит в себе ответственность и самостоятельность и будет прекрасно справляться с решением финансовых, бытовых и карьерных вопросов, проявляя эго-состояния Взрослого и Родителя.

Ипполит, вынужденный в детстве со многим справляться в одиночку, живёт в сценарии Победителя. Но в сфере личных отношений любая турбулентность ввергает мужчину в состояние Ребёнка, который не умеет и не хочет справляться с трудностями в отношениях, и в итоге в браке, семье и дружбе Ипполит входит в сценарий Побеждённого.

Другой пример. Катя занимается вокалом и мечтает стать певицей. Путь к славе тернист, и будущая звезда часто сомневается в себе, чувствует бессилие и нерешительность. В таких состояниях Катя не может решить, нужна ли ей сцена, систематически отменяет занятия и придумывает множество причин и оправданий для того, чтобы бросить пение. Это детская часть Кати саботирует намерение Кати-взрослой.

Так происходит, потому что родители, бабушки, дедушки и учителя часто обесценивали мечты маленькой Кати, говорили ей, что «быть певичкой — несерьёзно», и вообще «только единицам такое под силу, с чего ты решила, что сможешь выделиться среди остальных? Ты же просто Катя». Когда девочка получала пятёрки на уроках пения — повторяли, что это ещё ничего не значит; выигрывала в музыкальных конкурсах — отвечали, что просто повезло; писала стихи — слышала, что «срифмовать „любовь — морковь“ — много ума не надо».

В итоге чувства школьницы, которая не получала ни поддержки, ни заслуженной похвалы, зацементировались внутри и сформировали устойчивое и сильное эго-состояние Ребёнка. Оно активируется во взрослой Кате каждый раз, когда та думает о мечте и прилагает усилия к её реализации. В глубине души девушка не верит в себя, поэтому зачастую действует так, как диктует состояние Ребёнка: сбегает от трудностей и собственных надежд в оправдания типа «Да всё равно у меня ничего не выйдет». И всё это аналитик может заметить через поведение Кати в транзакциях.

Какие транзакции существуют

Сначала разберёмся с тем, что такое транзакция, транзакционная реакция и транзакционный стимул.

«Мы называем трансакцией единицу общения. Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путём покажут свою осведомлённость о присутствии друг друга. Это мы называем трансакционным стимулом. Человек, к которому обращён трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Мы называем этот ответ трансакционной реакцией».

ЭРИК БЕРН, «ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ»

Итак, транзакция — это любой тип коммуникации между людьми: сообщение в мессенджере, звонок, встреча с другом, конференция по работе. И в основе транзакций лежат жизненные сценарии.

В ТА есть два основных типа взаимодействия людей.

Дополняющие транзакции

По Берну, дополняющие (или дополнительные) транзакции обеспечивают коммуникацию, в которой оба собеседника получают от общения то, чего желают и ждут. В основном они складываются, когда люди общаются друг с другом из одинаковых эго-состояний.

Но иногда дополняющие транзакции происходят между разными состояниями эго. Например, после тяжёлого рабочего дня Аня обращается к мужу Глебу: хочет пожаловаться на начальника, погрустить, что с подругами не клеится и вообще ничего у неё не получается. Это запрос на заботу от Аниного детского Я. Если в ответ проявится неравнодушный внутренний Родитель Глеба, то мужчина принесёт супруге чай, выслушает её и укутает в любимый плед.

Пересекающиеся транзакции

Когда запрос человека и реакция собеседника не совпадают, происходит пересекающаяся транзакция. Такая нестыковка может длиться несколько секунд или затягиваться на месяцы и даже на годы.

Представим Аню, которая в какой-то момент обращается к Глебу, так как обеспокоена, что они практически перестали общаться. Девушка спокойно, из Взрослой позиции, обозначает партнёру тревожную для неё тему: «Я хотела бы, чтобы мы вместе разобрались, почему в последнее время мы практически не видимся и не разговариваем».

Если Глеб будет отвечать из той же позиции, то он скажет: «Действительно, наше общение сократилось. Так происходит, потому что у меня появилось больше работы. Давай подумаем, что можно сделать».

Но если парень ответит: «Тебе заняться нечем? Лишь бы меня покритиковать!» или «Ты в чём-то меня обвиняешь?» — значит, в нём говорит уставший, обиженный, инфантильный Ребёнок, который не хочет видеть проблему и искать решение.

А ещё коммуникативные акты делят на простые и скрытые. В простых собеседники говорят открыто и искренне. А вот в скрытых транзакциях люди маскируют свои истинные мотивы под внешне безобидные фразы.

Скрытые транзакции — основа манипуляций. В качестве примера скрытой транзакции Берн приводит узнаваемую ситуацию в магазине.

«Продавец: Эта модель получше, но она вам не по карману. Покупательница: Вот её-то я и возьму. <…>

Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: „Эта модель лучше“ и „Она вам не по карману“. На социальном уровне слова продавца кажутся обращёнными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: „Вы, безусловно, правы и в том, и в другом“. Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Ребёнку покупательницы».

ЭРИК БЕРН, «ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ»

На самом деле хитрый торговец целился и попал в детскую часть покупательницы. Женщина решила купить дорогую вещь, чтобы доказать парню с бейджиком свою состоятельность — это детский соревновательный мотив. Вероятно, вернувшись домой, жертва маркетинга оценит ущерб бюджету и из позиции Взрослого пожалеет о своём детском поступке.

Что даёт транзактный анализ

ТА учит:

  • осознавать свои поступки;
  • вслушиваться в свои и чужие слова и видеть за ними истинные мотивы;
  • управлять своим мышлением, поведением и эмоциями.

Это универсальные навыки, поэтому транзактный анализ применяется в самых разных сферах. Например, в маркетинге, педагогике и психологии.

«Наиболее широкая сфера применения ТА — межличностное общение. А так как мы ежедневно вступаем в диалог, области применения анализа безграничны. В итоге этот метод улучшает жизнь человека по всем направлениям: снижает количество конфликтов и помогает наладить отношения разного толка, будь то общение между родителями и детьми, супругами, друзьями или коллегами».

Алена Неженцева

Диагнозов или запросов, с которыми не стоит идти в ТА, нет. Но важно, чтобы транзактный аналитик был квалифицированным специалистом.

Как проходят сессии в транзактно-аналитической психотерапии

Транзактно-аналитическая психотерапия — это интенсивный процесс с еженедельными сессиями. Продолжительность такой работы определяется специалистом (обычно ТА требует длительного курса, но иногда допускается и краткосрочная терапия до 20 сессий).

На встрече терапевт помогает человеку осознать своё поведение, анализируя:

  • социальные игры, в которые мы вступаем сознательно или бессознательно;
  • драйверы поведения (привычные реакции);
  • вербальные и невербальные послания (способы выражения мыслей);
  • предрассудки и когнитивные искажения.

Представим супругов, Катю и Толю, которые собираются в театр. Бегая от шкафа к зеркалу, Катя внезапно озвучивает, что муж обещал ей купить кофемашину. Толя реагирует резко, потому что буквально позавчера объяснял жене, что до премии ещё далеко и сейчас подобные траты неуместны. Оторопев от тона мужа, женщина кидает на кровать выбранный наряд и категорически отказывается идти на спектакль со вспыльчивым супругом. Толя уезжает гулять в центр, а Катя остаётся дома в одиночестве и океане негативных чувств.

Так разыгрывается игра, которую Берн называл «Тупиком». И возможно, причина конфликта скрывается вовсе не в кофемашине, а, например, в страхе Кати остаться наедине с супругом в романтическом контексте, который предполагает близость и откровенность, а не формальные разговоры о погоде. Это один из вариантов, из которого следует, что девушка саботировала мероприятие, зная, что муж отреагирует на вопрос раздражением и злостью. Но ни Катя, ни Толя не способны признаться себе в более глубинных проблемах брака и продолжают игру в претензии.

В этой ситуации прослеживаются скрытые механизмы (муж хочет, чтобы ему не напоминали о финансовых сложностях и поддержали, а жена отказывается подыгрывать ему); привычное поведение (Толя всегда убегает из дома во время конфликта, а Катя замыкается и плачет в одиночестве); послания (задавая неуместный вопрос как бы невзначай, женщина многозначительно смотрит на партнёра и говорит с претензией в голосе).

После ссоры Катя и Толя будут жаловаться друзьям, что годы брака были напрасны, потому что партнёр явно не любит и недооценивает свою половинку (проявление иллюзий мышления). И что «мужчинам наплевать на брак, и вообще они ничего не чувствуют», а «женщины только вымогают подарки и тратят общие деньги» (пример предрассудков и стереотипов).

Распутывание детских чувств и мотивов во время анализа помогает человеку снизить накал эмоций, осознать своё поведение и укрепить Взрослое эго-состояние. И в итоге почувствовать силы и взять на себя ответственность за личные выборы и жизнь в целом.

Если Катя и Толя обратятся к транзактному аналитику, то проработают внутренние обиды друг на друга, научатся честно и откровенно говорить о своих проблемах и чувствах и поймут, что брак — не соревнование на правоту, а совместный труд, в котором важно слышать и слушать друг друга и быть сокомандниками, а не конкурентами.

Можно ли самостоятельно практиковать транзактный анализ

Длительный анализ, направленный на работу с психикой, лучше проводить при участии транзактного специалиста. Но при желании можно изучить основы ТА в доступной литературе.

Для ознакомления подойдут следующие книги:

  • «Трансакционный анализ в психотерапии», Эрик Берн.
  • «Игры, в которые играют люди», Эрик Берн.
  • «Сценарии жизни людей», Клод Штайнер.
  • «Жизнь, свободная от игр», Стивен Карпман.
  • «Современный транзактный анализ», Йен Стюарт и Вэнн Джойнс.

А ещё в интернете размещены специальные опросники для диагностики эго-состояний, которые помогают определить соотношение внутренних частей или ведущее эго-состояние.

Человек не робот, но и в нём заложены некоторые «микросхемы» общения и поведения, которые формируются под влиянием детского опыта, а потом сказываются и на дальнейшей жизни. При этом за взрослыми всегда остаётся право выбрать путь осознанности: мы сами себе «механики», и мы в силах настраивать внутренние шестерёнки на благо себе и близким.

Учитесь в Skillbox бесплатно

Пробуйте новые профессии и навыки, а платите тогда, когда найдёте своё.

Выбрать курс
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована