Развитие
#статьи

Конструктивная и деструктивная критика — что это такое, примеры, как реагировать

Деструктивная критика разрушает, конструктивная — идёт во благо. Но как их различать и правильно реагировать?

Кадр: фильм «Джентльмены удачи»

Из статьи вы узнаете:

Елена Мартынова

Директор Высшей Школы психологического консультирования, преподаватель, психолог-консультант, супервизор. Кандидат психологических наук (2002), доцент по кафедре общей и педагогической психологии (МГОУ), автор более 50 научных и учебно-методических работ.

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Что такое критика?

Критика — это прямое или косвенное указание на недостатки или ошибки другого человека. Критикуя, мы даём субъективную оценку чужой работе, поступкам, личности, жизни.

Критика может быть конструктивной или деструктивной. Иначе говоря, полезной и бесполезной.

Что такое конструктивная критика?

Конструктивная критика не причиняет вреда человеку и не ударяет по его самооценке. Она лишь аккуратно указывает на ошибки и через их исправление подталкивает к улучшению и развитию.

Конструктивная критика объективна, аргументированна и уважительна. Например: «Мне нравится ваша идея, но, кажется, что структура не до конца проработана. Обратите внимание на это, это и это. За пример можете взять…»

Правда, если самооценка нестабильная, то конструктивная критика может ранить — об этом расскажем чуть позже.

Что такое деструктивная критика?

Деструктивная критика, напротив, разрушает. Она обвиняет человека, нападает на него, уничижая его достоинства и успехи. Более того: зачастую обидные комментарии, которые мы слышим в свой адрес, никак не помогают исправить конкретную ошибку.

Деструктивная критика необъективна, не аргументирована и почти всегда звучит унизительно. Например: «Ваша идея никуда не годится. Кто вас вообще сюда нанял? Переделайте».

Критика и самооценка — как они связаны?

Самооценка — мишень, по которой критика бьёт в первую очередь.

Как правило, человек со стабильной самооценкой невосприимчив к чужим оценкам. Услышав конструктивную критику, он просто признает ошибку («Да, упустил, мой промах»), а деструктивную пропустит мимо ушей («Ха! Мало ли что он там думает и говорит! Меня это не касается»).

Человека с низкой и неустойчивой самооценкой любая критика может ранить и выработать презрение к некогда любимому занятию. Например, человек может отказаться от уроков пения, если кто-то ему скажет, что у него плохо получается. Причём неважно, в форме конструктивной или деструктивной критики.

Как научиться нормально воспринимать конструктивную критику и направлять её во благо?

Ранимым людям следует учиться признаваться самим себе: «Да, я могу ошибаться, и это нормально. Да, мне неприятно, когда меня критикуют, мне больно, но иногда это может идти во благо. У меня, как и у всех, бывают недостатки и недочёты. Я буду работать над собой, учиться реагировать менее остро».

Своим клиентам я всегда советую смотреть на конструктивную критику как на обратную связь. Если критика действительно конструктивна, то она поможет не совершать ошибок и сделает вас лучше.

Научиться определять и принимать конструктивную критику — это большая внутренняя работа, она требует методичности и усердия. Не стесняйтесь обратиться к психологу, если чувствуете, что вам сложно справляться с критикой самостоятельно.

Как критиковать коллег, и особенно — подчинённых?

Есть два основных правила.

Первое: критиковать действие, а не личность. Вместо «Ты ничего не можешь, бестолковый!» сказать: «Смотри, в каждом отчёте прослеживается одна и та же ошибка».

Второе: предложить выход — показать своим примером, как и что нужно делать, или дать конкретные практические советы и идеи. «Мне кажется, я понимаю, почему ты допускаешь эту ошибку: обрати внимание на… и… Попробуй посчитать так».

А как быть с творческими профессиями — дизайном, копирайтингом, фотографией, — где нет места объективности?

Несмотря на то, что творческие продукты — книги, картины, фотографии, музыку и прочее — гораздо сложнее оценить объективно, это не значит, что этого не нужно делать.

Фото: … / Shutterstock

Обратная связь важна: если вы хотите услышать мнение о своём творческом продукте, соберите не одно, а два, три, пять и, может быть, даже больше экспертных оценок. Найдите людей, компетентных конкретно в вашем виде творчества, а также убедитесь, что они известны своей максимально возможной объективностью в критике, доброжелательностью и не склонны к тотальному обесцениванию.

Несколько экспертных оценок помогут вам составить наиболее объективное представление о своём творческом продукте, обнаружить слабые места, нуждающиеся в развитии, — например, вам стоит дополнительно поработать над перспективой в фотографии, излишне сложными предложениями в текстах, схематичными образами в рассказах или неравномерным ритмом в стихотворении.

А как быть с детьми? Их вообще можно критиковать?

Конечно! Давать обратную связь детям — важно и нужно, через неё они обучаются. Здесь действует то же правило, что и со взрослыми: чтобы не травмировать, критиковать нужно действия и поступки, а не личность.

Как это работает: когда мы акцентируем внимание на том, что это не ребёнок плохой, а его поступок, малыш учится отделять себя от своих действий. Со временем он понимает, что ошибка не делает его плохим человеком — наоборот, ошибку можно исправить и стать лучше.

Как правильно реагировать на деструктивную критику?

Психология утверждает, что есть три варианта.

Первый — «бей». Проверьте компетентность человека в прямом диалоге. Например, если он критикует вас как специалиста, поинтересуйтесь, откуда у него самого экспертные знания в области — он учился, проходил курсы, работал по этой профессии? Задавайте прямые вопросы, спрашивайте источники, на которые он опирается. Как правило, после такого собеседник теряется, а вы обнаруживаете его некомпетентность.

Второй — «беги». Попытайтесь любым способом избежать ситуации, когда вас бесполезно критикуют. Вплоть до бегства — увольнения.

Третий — «замри». Никак не реагируйте на критику. При этом соберитесь и постарайтесь укрепить свои границы. Для этого можно мысленно повторять: «Слова этого человека не значимы для меня. Кто он такой, чтобы говорить обо мне такие вещи».

Чаще всего особенно болезненна критика от близких или значимых людей. Здесь нужно дистанцироваться и понять: приближённость к вам не делает из человека эксперта и не даёт ему права судить вашу личность.

Можно ли извиняться в ответ на деструктивную критику? Признавать вину, хоть и не виноват?

Ни в коем случае. Признав вину, вы развяжете руки собеседнику. Он почувствует свою абсолютную правоту и продолжит критиковать вашу личность. Например, вам скажут: «Ты ужасно медленный», а вы в ответ: «Да, я такой». Вероятнее всего, это спровоцирует ещё большую агрессию со стороны собеседника.

В ответ на деструктивную критику внутри меня появляется агрессия. Что делать?

Для начала стоит сказать, что в агрессии как реакции на деструктивную критику нет ничего плохого. Это защита, и это нормально.

Агрессия может возникнуть в разных формах:

  • Прямая — когда вы выплёскиваете её на критикующего: «Вы не имеете права так со мной обращаться!»
  • Опосредованная — это может быть внутренний диалог, жалобы на человека третьим лицам, даже слёзы и крики.

Но надо помнить, что у агрессии тоже могут быть деструктивные последствия. Например, если вы разозлитесь на весь мир и посчитаете, что всё вокруг против вас, — это деструктивно.

Фото: Ekateryna Zubal / Shutterstock

Постарайтесь направлять свою злость в правильное русло: «Да почему же я позволяю так с собой обращаться?» Или: «Да почему же я никак не могу сделать эту простую задачку?» Подобная агрессия становится мощным стимулом к действию.

Ко мне часто обращаются женщины, сталкивающиеся с критикой и абьюзом в отношениях. Они приходят несчастными, разбитыми, заплаканными. Первое, что я делаю, — как раз поднимаю уровень агрессии: «С тобой так нельзя, сколько ещё ты будешь это терпеть?» Клиентки сами начинают злиться и «просыпаются»: как правило, через некоторое время они предпринимают серьёзные шаги в отношениях и останавливают деструктивную критику. А начинается всё именно с агрессии.

Вербальная агрессия может быть жёстче физической. Необязательно бить кого-то и кричать, чтобы обозначить свои границы.

А если я сам всех постоянно критикую. Это нормально?

Только если вы работаете критиком :)

А если серьёзно: критика всего и вся вокруг не является нормой. Более того: сутяжничество — склонность постоянно отстаивать свою правоту, затевать судебные споры, критиковать, но не быть способным воспринимать критику — даже относится к признакам параноидного расстройства личности. Если вы замечаете за собой что-то подобное, я бы посоветовала обратиться к специалисту.

Ещё склонность к критиканству иногда объясняется эффектом Даннинга — Крюгера: это когда человек неадекватно оценивает свои способности. Если хочется кого-то или что-то покритиковать, сначала задумайтесь: на чём основано ваше мнение; сможете ли вы подобрать в свою защиту проверенные источники.

И помните: никто не любит и не оценит непрошеный совет.

Что делать, если постоянно критикуешь сам себя? Чем опасен внутренний критик?

Внутренний критик разрушает изнутри: от него не убежать и не скрыться. Как правило, в нём аккумулируются все когда-то задевшие вас слова. Прежде всего — от значимых людей: родителей, учителей, близких друзей.

Некоторые психологи и вовсе говорят, что внутренний критик — проекция родительских фигур. Причём в разы более жёсткая, строгая и злопамятная, чем настоящие мама и папа. Родители, скорее всего, давно забыли об обидных словах, которые говорили вам, а внутренний критик ничего не забывает. Из раза в раз он воспроизводит, как папа однажды сказал: «Ты несамостоятельная».

Как противостоять внутреннему критику?

Внутреннего критика обязательно нужно обуздать, чтобы он не смог раскрыть свой разрушительный потенциал полностью. Для этого с ним необходимо строго разговаривать из своей здоровой части.

Рассмотрим ситуацию: вы провалились в состояние «я неудачница» — так вам твердит внутренний критик. Поймайте эту мысль и ответьте ему из здоровой части, усомнитесь в его словах: «Стоп, это почему я решила, что я неудачница? Разве это действительно так?» Ищите аргументы, опровергающие высказывания внутреннего критика.

Что дополнительно почитать про критику?

  • «Освобождённый разум. Как побороть внутреннего критика и повернуться к тому, что действительно важно», Стивен Хайес;
  • «Как остановить внутреннего критика и научиться самосостраданию», Джо Оливер и Ричард Беннетт;
  • «Безусловное самопринятие. Как избавиться от самокритики и научиться любить себя», Илья Качай;
  • «Заставь его замолчать. Как победить внутреннего критика и начать действовать», Дэнни Грегори.

Также помочь в работе с внутренним критиком помогут методы позитивной психологии и все книги Мартина Селигмана, Михая Чиксентмихайи, Сони Любомирской.



Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована