Развитие
#статьи

Дислексия — что это такое и как с ней жить

Можно ли вылечить дислексию и мешает ли она добиться успехов в карьере.

Кадр: фильм «Джерри Магуайер»

Из статьи вы узнаете


Что такое дислексия

Дислексия — это особенность работы мозга, из-за которой человеку сложно читать, при этом его интеллект, зрение и слух в норме.

Чаще всего дислексия развивается вместе с другими нарушениями:

  • дисграфией — трудностями с письмом;
  • дискалькулией — трудностями с изучением арифметики;
  • СДВГ — синдромом дефицита внимания и гиперактивности и так далее.

По данным European Dyslexia Association (EDA), это расстройство встречается у 9–12% населения планеты. Оно доставляет дискомфорт, однако чаще всего не препятствует успешному обучению и карьере. В EDA утверждают, что многие люди с дислексией преуспевают в творческих профессиях, например в архитектуре.

Расстройство не помешало стать успешными Тому Крузу, Киану Ривзу и Стивену Спилбергу.

Дислексия у детей и взрослых

Это врождённое расстройство, первые его признаки можно заметить ещё в дошкольном возрасте. Ребёнку тяжело даются занятия, в которых задействованы оба полушария мозга: игра в мяч, езда на велосипеде, игра на музыкальных инструментах.

Однако чаще всего дислексию выявляют в начальной школе, когда начинаются трудности с учебой: ребёнку сложно даётся чтение, письмо и счёт.

Есть тесты, помогающие выявить дислексию у ребёнка. Но важно помнить, что окончательный диагноз может поставить только врач.

Так как дислексию выявляют обычно в детстве, то ко взрослому возрасту человек уже умеет с ней справляться. Но к сожалению, в школах советского и раннего постсоветского периода детей часто просто ругали за ошибки, не пытаясь выяснить причину, по которой учёба даётся сложно. Если у вас были такие проблемы с чтением и письмом в школе, то, возможно, вы живёте с дислексией, но не знали о ней (напоминаем, что проверить это и поставить диагноз может только врач).

Однако, если дислексия появилась у взрослого человека внезапно, это может быть последствием черепно-мозговой травмы или признаком инсульта.

Виды дислексии

Несмотря на то что люди с дислексией имеют схожие симптомы, более глубокий подход выделяет шесть основных видов дислексии:

  • фонематическая,
  • семантическая,
  • аграмматическая,
  • мнестическая,
  • оптическая,
  • тактильная.

Фонематическая дислексия

В некоторых источниках она носит название «акустическая дислексия». Фонематическая дислексия считается одной из самых распространённых и связана с системой фонем, то есть звуков речи. Чаще всего встречается у детей младшего школьного возраста.

Признаки фонематической дислексии:

  • Ребёнок с трудом запоминает буквы, путает похожие звуки при говорении. Например, «З» заменяет на «С», «Д» — на «Т», а «Ж» — на «Ш».
  • Ребёнок читает по буквам или искажает структуру слова. Например, пропускает согласные (говорит не «кошка», а «коша»), вставляет гласные между согласными (не «лодка», а «лодака») либо пропускает или переставляет слоги (не «собака», а «сока» или «басока»).
Фото: Nunik5 / Shutterstock

Семантическая дислексия

При этом типе дислексии человек с трудом понимает прочитанное. То есть он может хорошо писать и читать, но не может объяснить смысл прочитанного и ответить на вопросы по тексту. Человек с семантической дислексией читает как бы механически, по слогам, но затем не может сложить слоги в слова.

Аграмматическая дислексия

Человек с этим типом дислексии часто совершает очевидные ошибки при построении даже самых простых предложений.

Признаки аграмматической дислексии:

  • человек неправильно использует падежи — например, «из-за дверью», «над стол»;
  • совершает ошибки при согласовании рода существительного с прилагательным — например, «конфета сладкий», «птица красивое»;
  • неправильно выбирает окончания глаголов прошедшего времени — например, «автобус проехала», «ваза разбилось».

Мнестическая дислексия

При мнестической дислексии нарушена связь между звуками и буквами, которые эти звуки обозначают.

Ребёнку с мнестической дислексией трудно усвоить буквы. Ему трудно повторить в заданной последовательности ряд из трёх-пяти звуков или слов. Если же это ему удаётся, то он обязательно нарушает порядок, сокращает количество, пропускает звуки.

Оптическая дислексия

Оптическая дислексия связана с нарушением зрительного восприятия форм символов.

Признаки оптической дислексии:

  • человек читает слово задом наперёд;
  • перепрыгивает через строки при чтении;
  • путает графически похожие буквы — например, «П» и «Н», «Ц» и «Щ», «Т» и «Г», «Ь» и «Р».

Тактильная дислексия

Этот тип дислексии характерен для незрячих или слабовидящих людей. Человеку с тактильной дислексией сложно воспринимать азбуку Брайля: буквы с одинаковым количеством точек путаются.

Как вылечить дислексию?

От дислексии нельзя вылечиться совсем — это хроническое состояние. Однако его можно скорректировать. Если обнаружить дислексию в дошкольном возрасте и помочь ребёнку с ней жить, то есть большой шанс подтянуть навыки чтения. Нужно обратиться к логопеду и психологу. При совместной работе специалистов и родителей школьники с дислексией могут учиться наравне с другими детьми.

Как помочь ребёнку с дислексией?

Нужно тренировать его навыки чтения, запоминания и пересказа текста. Здесь очень важна поддержка родителей. Стоит поощрять ребёнка, растить его уверенность в себе на всех этапах обучения и заниматься его развитием. Как можно помочь:

  • Читайте ребёнку вслух. Это увеличит его словарный запас и разовьёт навыки слушания. Кроме того, это будет стимулировать интерес к чтению.
  • Читайте вместе с ним. Практика, когда родитель и ребёнок читают одну книгу и обсуждают её, помогает ребёнку развивать память и анализировать прочитанное.
  • Перечитывайте любимые книги. Вам может быть скучно читать любимую книгу вашего ребёнка снова и снова, но повторение укрепит понимание текста.
  • Сделайте чтение увлекательным. Чтение должно быть удовольствием, а не рутиной. При дислексии дети склонны избегать чтения, так как оно вызывает сложности. Поэтому важно читать книги, которые будут действительно интересны ребёнку, и делать это в максимально комфортной и поддерживающей обстановке.
Фото: Drazen Zigic / Shutterstock

Кроме того, многим детям и взрослым намного комфортнее работать с текстом на компьютере или планшете, а не использовать классический напечатанный текст. Это связано с тем, что компьютер создаёт более визуальную и отзывчивую среду.

Чем может быть полезен компьютер при обучении ребёнка с дислексией:

  • В текстовых редакторах есть функция проверки орфографии, которая показывает ошибки и исправляет их.
  • Большинство браузеров могут озвучивать напечатанный текст.
  • Можно использовать программы для преобразования речи в письменный текст.

Как упростить жизнь взрослому с дислексией

Большинство методов, описанных выше, будут полезны и для взрослых. Если использовать возможности современных технологий, можно скорректировать свою деятельность так, что дислексия почти не будет о себе напоминать.

Чтобы дислексия не мешала работать, важно не скрывать наличие такого состояния и вместе со своим руководителем найти разумные методы обмена информацией и выполнения задач.

Что можно сделать:

  • Использовать диктофон на встречах и совещаниях вместо ведения конспекта. Только не забудьте предупредить коллег о том, что ведёте запись.
  • Попросите давать вам инструкции и задачи в устной, а не в письменной форме. Здесь на помощь придут голосовые сообщения.
  • Предупредите, что на задачи, связанные с текстом, вам может понадобиться больше времени.
Научитесь: Младший школьник. Большая инструкция для родителей Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована