Развитие
#статьи

Как гаджеты влияют на детей

Почему дети залипают в гаджеты и как сделать смартфон помощником в учёбе.

Фото: SolStock / Getty Images

«Он всё время сидит в телефоне!» — жалуются мамы и папы на родительских форумах, но всё равно покупают своим чадам гаджеты. А как не купить, если в телефоне и электронный дневник, и чат класса, и чат музыкальной школы?

Психологи Юлия Старостина и Ксения Щербинина рассказывают:


Юлия Старостина

Психолог, кандидат психологических наук, сотрудница кафедры возрастной психологии МГУ. Спикер курса «Младший школьник. Большая инструкция для родителей».

Ксения Щербинина

Детский и подростковый психолог. Спикер курса «Младший школьник. Большая инструкция для родителей».

Запретить или разрешить гаджеты?

Немного статистики. По данным Фонда развития Интернет:

  • 35% детей в возрасте 8–12 лет регулярно пользуются мессенджерами;
  • 36% общаются в социальных сетях;
  • мобильные игры стали постоянным видом досуга для 45% детей до 12 лет.

Во многих развитых странах существует запрет на использование гаджетов в школе. В США такой запрет действует с 2000 года (но зависит от школы и штата), в Великобритании мобильные телефоны запрещены в 50% школ с 2007 года, во Франции и Австралии — с 2018-го, в Канаде — с 2019-го. В Израиле запрет на гаджеты существует с 2016 года, причём не только для учеников, но и для учителей: телефоны и другие электронные устройства во время уроков должны оставаться в шкафчиках.

Исследователи наблюдают у младших школьников некоторую положительную динамику, связанную с таким запретом: они учатся более внимательно и вдумчиво. Важно помнить, что навык произвольной концентрации внимания в младшем школьном возрасте ещё только формируется, он несовершенен. Поэтому если поставить ребёнка перед выбором: слушать что-то сложное и непонятное или просто посмотреть видео в TikTok, — многие дети выберут второй вариант, потому что он проще.

Тем не менее не стоит отрицать, что в обучении гаджеты очень полезны. Существует много сервисов, которые помогают делать занятия интерактивными и интересными, — и детей нужно учить использовать цифровые устройства для получения полезной информации.

Почему мы боимся доверять гаджеты детям?

Разберем некоторые популярные мифы:

  • «Гаджеты и игры вредят социализации». Неправда: первое поколение людей, чьё детство прошло в эпоху цифровизации, уже выросло, и никаких глобальных проблем с социализацией у него мы не наблюдаем.
  • «Игры бесполезны, от них дети только тупеют». Неправда: существуют исследования, доказывающие, что видеоигры улучшают показатели академической успеваемости по математике, естественным наукам и английскому языку. Они удовлетворяют потребность детей в исследовании и развивают чувство собственной компетентности.
  • «В интернете много опасностей. Ребёнок может увидеть сцены насилия или подвергнуться кибертравле». Это правда: интернет — не самое безопасное место… как и любое другое место на Земле. Но родители могут научить детей основам кибербезопасности, могут контролировать контент и выстраивать доверительные отношения, чтобы знать о проблемах ребёнка.

Почему дети залипают в гаджеты?

Они берут пример с родителей. К сожалению, чаще всего мы сами становимся для детей образцом для подражания, когда не можем расстаться со своим смартфоном после работы, во время ужина или прогулки. Конечно, можно поспорить: «У меня работа в телефоне, а у него только глупости!» Но если родитель — взрослый человек! — не может управлять временем, которое он проводит со смартфоном, как этому научится ребёнок? Подумайте — возможно, вам нужны правила, которые будут регламентировать использование гаджетов всеми членами семьи во внерабочее время.

Это их способ пассивного отдыха. Пассивный отдых — это такой, который не предполагает активных действий. Например, посмотреть мультики или позалипать в социальных сетях. Мы, взрослые, давно взяли на вооружение такой вид отдыха, но детей стремимся от него оградить и уверены, что каждая минута досуга должна быть потрачена с умом. Почему? Ребёнок тоже устаёт от кружков и занятий, и бесцельное времяпрепровождение может стать для него единственным способом разгрузить мозг.

Однако такой бесполезный с образовательной точки зрения пассивный отдых действительно стоит ограничивать. И поможет, опять же, только личный пример. Если вы заставите ребёнка рисовать или читать книжку, а сами продолжите ставить лайки в TikTok, то полезный пассивный отдых для ребёнка так и останется разновидностью наказания.

Фото: avtk / Shutterstock

Они так общаются. Да, раньше дети общались вживую на улице. Но в больших городах сложно организовать безопасную самостоятельную прогулку для ребёнка. Поэтому переписка в интернете — вполне эффективный способ восполнить недостаток общения.

Младшим школьникам очень важно иметь друзей, болтать о ерунде, пересылать друг другу мемы: всё это развивает у них чувство причастности к социуму, социальной общности и благополучия. Командные игры на смартфоне (например, Brawl Stars) развивают коммуникативные навыки и могут стать фундаментом для долгой дружбы.

Им нужно достигать успеха. Быть успешным в чём-либо критически важно для младшего школьника: достижение успеха укрепляет его уверенность в себе и умение противостоять неудачам. Цифровая культура создала для детей новую среду успешной самореализации: можно снимать тиктоки и получать лайки, можно открывать новые уровни и зарабатывать очки в играх. Если ребёнок не блещет академической успеваемостью и не нашёл себя в спорте или творчестве, игры могут стать единственным островком, где он может почувствовать себя успешным.

Родителям важно понять: экранная культура для школьников не просто развлечение — это доступный способ самореализации. Вам кажется, что ребёнок слишком много сидит в смартфоне? Попробуйте создать для него другие ситуации успеха: исследуйте спортивные секции, школьные конкурсы, кружки. Найдите то, в чём он сможет стать первым, — и он отложит смартфон.

У них есть скрытые чувства и потребности. Например, им страшно, поэтому они убегают от реальности и играют в жестокие игры. Или, наоборот, они нуждаются в проявлении заботы, ухаживая за виртуальным растением или животным, потому что настоящих заводить запрещено.

Обсудите, что именно ваш ребёнок делает, когда сидит в телефоне, и почему ему нравится именно эта активность. Кто его любимый герой в игре или любимый тиктокер? Почему именно он? Благодаря каким качествам? Ответы на эти вопросы позволят понять, чего не хватает ребёнку и что для него важно и ценно.

Как использовать смартфон с пользой дома?

Покажите ребёнку, что смартфон — это инструмент не только для развлечения, но и для интересного обучения. Скачайте несколько полезных приложений:

  • «Учи.ру» — здесь школьники могут потренироваться делать задания по темам, которые требуют дополнительного освоения. Или пройти вместе с родителями темы, которые по каким-то причинам пропустили в классе.
  • Buddy — это тренажёр произношения. Он учит правильному произношению английских слов, записывает произношение ребёнка, анализирует и даёт советы.
  • «Английский с Фиксиками» поможет ребёнку выучить первые три сотни общеупотребительных слов — цифры, цвета, названия животных и так далее.
  • LogicLike — приложение, где ребёнок может выбрать интересный ему раздел и решать задачки про русалок, единорогов, вулканы, транспорт и так далее.

Кстати, игры необязательно должны помогать осваивать школьную программу. С их помощью можно развивать и soft skills, то есть мягкие, личностные навыки. Если ребёнок увлечён какой-то игрой, даже самой бесполезной, на первый взгляд, попросите его научить вас играть в неё. Так ребёнок сможет улучшить коммуникативные навыки и почувствует, каково это — объяснять и учить кого-то.

Ещё одна недооцененная функция смартфона — возможность слушать аудиосказки и рассказы. В век YouTube аудиосказки отошли на задний план, уступив место мультфильмам. И совершенно зря, потому что с точки зрения развития когнитивных способностей аудиосказка гораздо полезнее: она развивает воображение и чувство языка, не перегружая мозг ребёнка яркими визуальными образами.

Фото: ivi.photo93 / Shutterstock

Смартфон может стать инструментом творческого самовыражения ребёнка. Многим детям нравится снимать ролики для блога на YouTube — это могут быть забавы с игрушками, туториалы по рисованию или прохождение видеоигр. Важно поддержать творчество ребёнка, даже если вам кажется, что его видео или рисунки вторичны и копируют идеи других блогеров. Все мы учимся на примерах других: сначала копируем, а потом придумываем что-то своё. Дайте ребёнку шанс — возможно, это странное на ваш взгляд увлечение в будущем станет его профессией.

Как использовать смартфон в классе

Существует множество цифровых игровых решений, которые можно использовать на уроках. Например, Wordwall. Это инструмент для создания групп или коллекций слов, объединённых одной темой. Обычно им пользуются учителя иностранных языков, но можно использовать «стены слов» и в других предметах: литературе, изучении окружающего мира, истории и так далее.

В России существует большой проект «Урок цифры», созданный «Лабораторией Касперского» для повышения цифровой грамотности школьников и популяризации цифровых профессий. В проекте более 20 готовых уроков на темы, связанные с цифровизацией:

  • безопасность в интернете,
  • цифровая музыка/искусство,
  • разработка игр и приложений,
  • беспилотный транспорт и так далее.

Все их можно проходить в классе с помощью смартфонов, это увлекательно и полезно.

Фото: Lithiumphoto / Shutterstock

Включение гаджетов в процесс обучения не может быть спонтанным, оно должно быть прописано в плане занятия и методически обосновано. Не все учителя умеют или готовы встраивать новые решения в свои уроки. К счастью, существуют программы дополнительного профессионального образования, которые учат педагогов именно этому — эффективным и интересным методикам использования гаджетов на занятиях. Такие программы есть, например, на портале «Дополнительное профессиональное образование работников образовательных организаций», а у Skillbox есть курс «Онлайн-преподаватель».

Кратко резюмируем

  • Гаджеты стали частью современного детства. Их нельзя просто игнорировать, но можно использовать во благо.
  • Дети залипают в гаджетах, потому что берут пример с родителей, пытаются так отдохнуть и перезагрузиться от школы или ищут в виртуальной реальности общение и ситуации успеха.
  • Если ребёнок много сидит в телефоне — значит, там он получает что-то важное. Поговорите с ребёнком, расспросите о том, что он делает, и попробуйте использовать его интересы для создания более качественного досуга вне телефона.
  • Смартфоны могут разнообразить образовательную среду и в классе, и дома. Главное, не лениться исследовать их возможности — и учителям, и родителям.
Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована