Развитие
#статьи

Дисграфия — что такое, виды, симптомы, причины

Как проявляется у детей и почему возникает у взрослых.

Фото: Olga_Kuzmina / Shutterstock

Из статьи вы узнаете:


Что такое дисграфия

Дисграфия — это особенность работы мозга, при которой человек регулярно делает ошибки в письменной речи. При этом они никак не связаны с его знаниями правил и интеллектом.

Человек с таким нарушением может пропускать буквы в словах и слова в предложениях при письме или, наоборот, добавлять лишние элементы букв или буквы целиком. Очень часто дисграфия сопровождается дислексией — нарушением способности читать.

Причины дисграфии

Дисграфия обычно проявляется в раннем детском возрасте, и пока нет однозначного ответа, почему она возникает. Но есть две основные гипотезы.

  • Органические причины — связаны с развитием отделов мозга, отвечающих за обработку речи и языка.
  • Социальные причины — например, билингвизм в семье или, а также обучение на неродном языке.

Кроме этого, дисграфия часто возникает у детей с другими нарушениями обучения, такими как СДВГ и дислексия.

Если у взрослого человека внезапно появилась дисграфия, (то есть симптомов не было в детстве), это может быть следствием черепно-мозговой травмы или инсульта. В этом случае обязательно обратитесь к врачу.

Признаки дисграфии

Обычно дисграфию выявляют уже в младшем школьном возрасте. Её часто принимают за неразборчивый почерк или незнание правил, но повторяющиеся и однотипные ошибки должны насторожить педагога.

Признаки дисграфии можно разделить на три большие группы: проблемы с почерком, с правописанием и со свободным письмом.

Признаки дисграфии в процессе письма

  • Несмотря на то что человек уделяет письму достаточное количество времени и внимания, его почерк остаётся неразборчивым.
  • Печатные буквы смешиваются с прописными, регистры, форма и наклон букв постоянно меняются.
  • Между словами и буквами — неравные промежутки, текст выходит за пределы строк и полей листа. Видно, что пишущему физически сложно даётся письмо: лицо опущено слишком близко к бумаге, он неправильно или необычно держит ручку.
  • Человеку сложно запоминать и воспроизводить движения, связанные с письмом.
  • Он внимательно наблюдает за пишущей рукой и разговаривает с самим собой во время письма.
  • Процесс копирования и письма отнимает у него много времени, даже если почерк получается аккуратным и разборчивым.

Сложности с правописанием

  • Человек заменяет буквы на похожие по виду или звучанию: И и М, С и З.
  • Пишет буквы зеркально, например часто страдают Я и Э.
  • Соединяет слова и (или) разбивает одно слово на несколько частей. Например, ребенок с дисграфией может написать «таккак» или «учитель ница».
  • Пропускает или переставляет буквы, слоги или слова в предложении, например «жкакру» вместо «кружка».
  • Добавляет лишние элементы к буквам или не пишет нужные. Л может превратить в А, Ш в Щ. Кроме того, человек может придумывать новые буквы.
  • Совершает орфографические ошибки. Одно и то же может быть написано по-разному в одном предложении или абзаце.
  • С трудом понимает орфографические правила, шаблоны и структуры.
  • Использует случайные или несуществующие знаки препинания.

Трудности с сочинениями и свободным письмом

  • Люди с дисграфией могут грамотно и красиво говорить, но в то же время написать текст им трудно.
  • Они используют на письме слишком простые конструкции и общие слова.
  • Испытывают сложности с выбором темы для сочинения.
  • Не понимают, с чего начать текст и как выстроить работу с ним.

Признаки дисграфии у людей разного возраста в целом похожи, но могут иметь разную степень проявления. Дети с дисграфией могут, например, просто отказываться писать, а взрослым сложно выразить свои мысли с помощью письма.

Признаки дисграфии у детей младшего возраста

  • Плотный захват ручки и неудобная поза при письме.
  • Избегание задач по письму и рисованию.
  • Проблемы с формированием букв.
  • Разные интервалы между буквами или словами.
  • Сложности с различением прописных и строчных букв.
  • Быстрая утомляемость во время письма.

Признаки дисграфии у детей среднего школьного возраста

  • Неразборчивый почерк.
  • Смесь курсива и печатных букв.
  • Произнесение слов вслух во время их написания.
  • Слишком сильная концентрации на самом процессе письма, из-за чего суть написанного упускается.
  • Проблемы с выбором подходящего слова.
  • Пропуск слов в предложениях.

Признаки дисграфии у подростков и взрослых

  • Проблемы с переносом мыслей на бумагу.
  • Сложности с синтаксической структурой и грамматикой.
  • Смысловой разрыв между пониманием того, что человек хочет написать, и тем, что реально пишет.
Фото: Stefan Milivojevic / Shutterstock

Виды дисграфии

Принято выделять пять основных форм дисграфии на основании того, какая письменная операция нарушена:

  • артикуляторно-акустическая;
  • акустическая;
  • дисграфия, вызванная сложностями языкового анализа и синтеза;
  • аграмматическая;
  • оптическая.

Артикуляторно-акустическая форма дисграфии

При этой форме ошибки на письме связаны с неправильным произношением. То есть человек неправильно произносит слова и так же неправильно их пишет.

Акустическая форма дисграфии

Эта форма проявляется в замене букв, соответствующих фонетически близким звукам. Причём в устной речи звуки произносятся правильно, но на письме чаще всего смешиваются буквы, похожие по звучанию. Например, звонкие и глухие (Б — П, В — Ф, Д — Т, Ж — Ш: «бар» меняется на «пар»).

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

Это самая распространённая форма дисграфии. Человек с этой формой, скорее всего, будет обрывать слова на середине, переставлять буквы и слоги местами и пропускать их. Кроме этого, он может писать слова слитно с предлогами, например «вмагазин», и в то же время отделять от слова приставку, например «при ехал».

Аграмматическая дисграфия

Человек пишет будто бы вопреки правилам грамматики, не может склонять слова по числам, родам и падежам. Это проявляется на всех уровнях — слова, предложения и целого текста. Аграмматическая дисграфия обычно связана с общим недоразвитием речи.

Оптическая дисграфия

При оптической форме человек не распознаёт различия между написанием букв. Например, он может добавлять новые элементы, например писать Ж вместо Х, или не дописывать буквы, например писать Л вместо М, а также писать слова зеркально.

Что делать, если у ребёнка дисграфия?

Обратиться к специалистам, которые выявят, с чем именно связана дисграфия, и назначат лечение. Иногда для коррекции хватает занятий с логопедом, а иногда нужна работа с неврологом.

Профилактика дисграфии

Движения рук, особенно кистей и пальцев, активизируют речевые отделы коры головного мозга. Поэтому для профилактики и лечения дисграфии у детей дошкольного возраста педагоги рекомендуют развивать мелкую моторику: делать гимнастику пальцев и массаж кистей рук. Помогают игровые упражнения:

  • Упражнения для развития координации: можно закрашивать предметы, рисовать дорожки, обводить рисунок по контуру.
  • Речевые игры: разбирать слова по слогам, выделять грамматические элементы слова.
  • Выделять в тексте выбранную букву, например только О, и давать на это 5–10 минут.
  • Вставлять в текст пропущенные буквы.
  • Вслух проговаривать слова по слогам при написании.
  • Больше читать и стараться увеличивать скорость чтения.

Как помочь человеку с дисграфией

Дисграфия — неприятное расстройство, однако сейчас существует много инструментов, которые облегчат жизнь страдающего от неё человека. Например, купите бумагу с чёткими яркими линиями, чтобы слова не прыгали по строчкам, и найдите наиболее комфортный инструмент для письма — можно попробовать ручки и карандаши разной толщины или фломастеры.

Если у ребёнка не получается писать от руки, научите его пользоваться компьютером, чтобы текстовый редактор сразу указывал на неправильно написанные слова. Расслабление и массаж рук тоже помогут сделать процесс более комфортным.

Как и при работе с другими состояниями, важно принять дисграфию и не пытаться винить за неё себя и других. Хвалите человека с дисграфией за успехи и поддерживайте, если он совершает ошибки.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована