Развитие
#статьи

Харизма — что это: объясняем простыми словами

И как изменить свой социальный облик.

Кадр: фильм «Линкольн» / «Двадцатый Век Фокс СНГ»

В этой статье вы узнаете:

Наталия Власевская

Психолог, гештальт- и КПТ-психотерапевт, рекомендованный терапевт СПБиГ (Санкт-Петербургский институт гештальта), автор тикток-канала psy_dadre.

Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!

Что такое харизма?

Харизма — это способность привлекать и мотивировать других людей, а также влиять на них своими словами и поступками. Но это не психологический или научный термин: чёткого определения и конкретной формулы выражения у харизмы нет.

«Харизма — понятие очень субъективное и зависит от того, кто кажется вам обаятельным и привлекает внимание. Часто в других мы ищем недостающие нам самим качества. Например, это может быть интеллектуальная харизма, когда человек транслирует интересные мысли и делает это мастерски. Или энергетическая харизма: харизматичные танцоры ничего не говорят, но двигаются так, что весь мир смотрит с замиранием сердца».

Наталия Власевская

Эталонами харизматичности часто называют Мартина Лютера Кинга — младшего, Ганди и Уинстона Черчилля. Все они были искусными коммуникаторами: доносили идеи до сердец миллионов с помощью красноречия, будили в людях глубокие чувства.

Но быть коммуникабельным, искренним, эмпатичным и выразительным — всё ещё не значит быть харизматичным. Харизма подкрепляется стремлением влиять на других. Мартин Лютер Кинг — младший, Ганди, Черчилль — каждый из них был в первую очередь лидером с желанием вести за собой людей.

На чём основана харизма

Харизма — это инструмент влияния, который может опираться на силу убеждения.

Аристотель считал, что для убеждения других необходимо применить аргументированную риторику, установить личный и моральный авторитет, а потом пробудить эмоции и страсти в тех, на кого хочешь произвести впечатление.

Формула убеждения по Аристотелю: убеждение = логос (логика и рассуждения) + этос (авторитет) + пафос (призыв к эмоциям).

Объясним на простом примере. Блогер готовит продажу курса об удалённой работе:

  • Сначала он рассуждает о том, как здорово трудиться в путешествиях, и рассказывает, сколько возможностей открывается перед пташками, покинувшими офисное гнездо (логос).
  • Потом проявляет авторитет: «Я точно знаю, о чём говорю, потому что уже пять лет работаю то с Бали, то из Дубая. А с моим курсом в счастливую свободную жизнь упорхнули три тысячи человек!» (этос).
  • Завершающий шаг — эмоции: «Представьте, как вы с улыбкой просыпаетесь на берегу океана и работаете с ноутбуком в одной руке и кокосом в другой» (пафос).

Вот какие качества и навыки нужно развивать инфлюенсеру, чтобы дотянуться до образа харизматичного человека и получить заветные заявки на курс:

  • уверенность в себе;
  • жизнерадостность;
  • оптимизм;
  • выразительный язык тела;
  • сильный голос;
  • энтузиазм;
  • напористость в речи.

Попытку разгадать природу харизмы предпринимал не только Аристотель. Так, по мнению современных учёных, харизма строится на совокупности социальных и эмоциональных навыков. Список «столпов» харизмы выглядит так:

  • эмоциональная выразительность — способность выражать эмоции, быть экспрессивным и энергичным;
  • эмоциональная чувствительность — умение считывать невербальные сигналы, особенно эмоции других людей, проявлять эмпатию и устанавливать глубокие эмоциональные связи;
  • эмоциональный контроль — навык эмоционального самоконтроля, помогающий выглядеть спокойным и собранным даже в кризисной ситуации.

После планёрки коллега говорит: «Ты сегодня блистал идеями, у тебя так глаза горят!» — это комплимент эмоциональной выразительности. Способность найти правильные слова для друга после расставания — показатель развитой эмоциональной чувствительности. А сохранение спокойствия, когда новостные ленты переполнены ужасом и паникой, — проявление эмоционального контроля.

Эмоциональным скиллам вторят социальные:

  • социальная выразительность — владение ораторским искусством и красноречием;
  • социальная чувствительность — навык анализировать сложные ситуации и внимательно слушать собеседника;
  • социальный контроль — способность приспосабливаться к разным людям (в том числе к тем, кто сильно не нравится) и устанавливать с ними контакт, не теряя самообладания.

Чем больше компонентов развито, тем выше уровень харизмы. Но между эмоциональными и социальными навыками важно соблюдать баланс: перекос в одну из сторон может ослабить личную харизму.

Например, чрезмерная экспрессивность и напористость в публичных выступлениях без способности контролировать эмоции, вероятно, породит эффект актёрства или несерьёзности.

А ещё харизматичный человек может проявлять высокомерие и не выражать эмпатию к другим, если заинтересован только в своём успехе или выгоде. В этом случае учёные говорят о возможном пересечении харизматичности и нарциссизма. Это опасное сочетание: такие люди умело манипулируют другими, используя своё обаяние и флёр уверенных, сильных личностей.

Какие виды харизмы существуют

Есть разные классификации. Так, некоторые делят харизму на оппортунистическую и гуманистическую.

  • Оппортунистическая харизма используется для личной выгоды. Например, одноклассник не готов к уроку и подбивает весь класс прогулять занятия. Он находит много аргументов в пользу своей затеи: погода на улице солнечная, уроков и так много, от одного пропуска ничего не будет, да и всех наказывать точно не станут. Или апеллирует к эмоциям: кто не прогулял — тот трус и ботаник. А ведь по сути прогул нужен только самому заводиле.
  • Гуманистическая харизма, напротив, — это инструмент расширения возможностей других. Учитель перед уроком готовит конспект занятия, делает яркую презентацию, тренирует речь, походку, подготавливает интерактивные задания. Его цель — проявить харизму и заинтересовать детей предметом, чтобы раскрыть их потенциал.

А бизнес-тренер Оливия Фокс Кабейн в книге «Харизма. Как влиять, убеждать и вдохновлять» описывает четыре стиля харизмы:

  • дальновидная — проявляется, когда человек уверенно демонстрирует своё видение мира и полную убеждённость в своих идеях, вдохновляя других (стиль Стива Джобса или Илона Маска);
  • сосредоточенная — помогает в дебатах и выражается в холодной и сдержанной сосредоточенности на словах собеседника (стиль Билла Гейтса);
  • тёплая — стиль, при котором человек напротив чувствует, что его уважают и принимают (стиль принцессы Дианы);
  • властная — заставляет других воспринимать лидера всерьёз, транслирует окружающим силу и стойкость (стиль Маргарет Тэтчер).

Стиль харизмы по Кабейн определяется соотношением трёх основных компонентов:

  • силы — люди тянутся к сильным и самодостаточным личностям, способным принимать решения и брать на себя ответственность;
  • присутствия (или вовлечённости) — люди ценят, когда их внимательно слушают, подмечают важные для них детали, и чувствуют, если к ним проявляют безразличие;
  • теплоты — люди тянутся к тем, кто искренне желает другим добра и не боится быть слабым и человечным на публике.

От чего зависит харизма

Есть три разных мнения.

  • Первое: харизма — это врождённый исключительный авторитет человека.
  • Второе: харизма — это частично врождённая черта, частично — приобретённая;
  • Третье: человек с рождения обладает некоторым потенциалом харизмы — у кого-то на старте больше шансов стать «звездой», у кого-то меньше.

В 2018 году провели исследование биологических схем, которые могут лежать в основе харизматического лидерства. Исследователи предположили, что между слушателями и харизматичным лидером возникает особая связь, которая напоминает привязанность родителя к ребёнку. А в формировании этой связи особую роль играет окситоцин: оказалось, что гормон также влияет на установление доверия между лидером и аудиторией.

А ещё харизма, вероятно, связана с быстротой мышления. Люди, которые быстрее отвечали на вопросы общего характера и оперативно решали визуальные задания, воспринимались близкими как более харизматичные, независимо от IQ и других личностных качеств.

Также есть мнение, что харизма заключается не в самом человеке, а в «глазах смотрящего». Убедительный пример — лидеры религиозных культов. Для людей вне «круга избранных» глава просвещённых может совсем не отличаться притягательностью, в то время как последователи учения убеждены в харизматичности и уникальности своего гуру.

Немецкий социолог Макс Вебер тоже отмечал, что именно аудитория верит в своего лидера и тем самым наделяет его харизмой.

Как определить свой уровень харизмы

Вы можете:

  • проанализировать уровень своих эмоциональных и социальных навыков, о которых говорилось выше;
  • запросить обратную связь у близких о себе и о тех, кто их вдохновляет;
  • подумать, что вас привлекает в харизматичных людях, и сопоставить эти характеристики с собственными.

Или просто пройти тест на харизму.

Если результаты расстроили, отчаиваться не стоит: коэффициент харизматичности можно повысить. Но это требует времени и усилий.

Принс, известный американский музыкант, в начале своей карьеры не умел держать внимание толпы. После очередного вялого выступления певца в кинотеатре Миннеаполиса в 1979 году представители Warner Records засомневались в успехе будущего турне Принса — и над карьерой музыканта повис жирный знак вопроса.

Тогда Принс решил активно действовать. Певец занялся самоанализом, изучил поведение других звёзд и стал методично перенимать тактику любимых исполнителей. К концу турне будущий кумир миллионов виртуозно «дирижировал» аудиторией и приводил зрителей в восторг простым щелчком микрофона.

Как развить харизму

Профессор по организационному поведению Джон Антонакис со своей командой разработал «Тактику харизматического лидерства» (CLTS). Всего в ней 12 пунктов, девять их них — вербальные приёмы красивой речи.

Вот что Антонакис предлагает использовать ораторам в выступлениях:

  • метафоры, сравнения и аналогии;
  • истории и анекдоты;
  • противопоставления;
  • риторические вопросы;
  • моральные убеждения;
  • отражение настроений группы;
  • постановку высоких целей;
  • передачу уверенности в том, что цели могут быть достигнуты;
  • списки из трёх частей.

Список из трёх частей — это эффективный приём убеждения. Он превращает сообщение в ключевые выводы: трёх пунктов обычно достаточно, чтобы проиллюстрировать закономерность доводов и создать впечатление завершённости выступления.

К оставшимся трём невербальным CLTS-маркерам относятся мимика, жесты и спокойный голос с оптимистической интонацией.

Также стать более харизматичным в глазах других помогут несколько рекомендаций.

  • Заранее оценивайте, что вы говорите, в какой позе и с какой интонацией.
  • Слушайте активно и заинтересованно: это важно для развития эмпатии и установления контакта с другими.
  • Посмотрите на себя со стороны: запишите себя на видео или поработайте над эмоциональной выразительностью перед зеркалом.
  • Практикуйтесь в безопасном пространстве: пройдите курс публичных выступлений, посетите занятия по импровизации, актёрскому мастерству или стендап-комедии.
  • Следите за осанкой: держите спину и голову прямо и расслабленно, отводя плечи чуть назад. И не допускайте спешки ни в движениях, ни в голосе: быстрый темп речи связывают с нечестностью и плохим самоконтролем.
  • Потренируйтесь в упражнении «подбородок Обамы»: политик слегка приподнимает подбородок, особенно когда высказывает спорное замечание.

А ещё многое зависит от одежды. Предпочтение стоит отдавать не модным лукам, а тщательно сбалансированным по цвету дизайнам, в меру дополненным аксессуарами.

Какие книги о харизме читать

Достойные внимания и времени примеры:

  • «Харизма речи. Воркбук для развития магнетизма», Айнур Зиннатуллин;
  • «Харизма. Как влиять, убеждать и вдохновлять», Оливия Кабейн;
  • «Харизма. Искусство успешного общения. Язык телодвижений на работе», Аллан и Барбара Пиз.

Даже если харизма — не ваша конечная цель, работа над ней пойдёт вам на пользу: навыки эффективного общения и умение производить впечатление всегда пригодятся.

Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована