Харизма — что это: объясняем простыми словами
И как изменить свой социальный облик.
Кадр: фильм «Линкольн» / «Двадцатый Век Фокс СНГ»
В этой статье вы узнаете:
- что такое харизма и на чём она основывается;
- какие виды харизмы существуют;
- от чего зависит харизма;
- как определить свой уровень харизмы и развить его;
- какие книги о харизме читать.
Наталия Власевская
Психолог, гештальт- и КПТ-психотерапевт, рекомендованный терапевт СПБиГ (Санкт-Петербургский институт гештальта), автор тикток-канала psy_dadre.
Мы завели телеграм-канал «Ты как?». Будем в удобном формате рассказывать о саморазвитии, психологии и о том, как эффективно учиться и строить карьеру в любом возрасте. Подписывайтесь!
Что такое харизма?
Харизма — это способность привлекать и мотивировать других людей, а также влиять на них своими словами и поступками. Но это не психологический или научный термин: чёткого определения и конкретной формулы выражения у харизмы нет.
«Харизма — понятие очень субъективное и зависит от того, кто кажется вам обаятельным и привлекает внимание. Часто в других мы ищем недостающие нам самим качества. Например, это может быть интеллектуальная харизма, когда человек транслирует интересные мысли и делает это мастерски. Или энергетическая харизма: харизматичные танцоры ничего не говорят, но двигаются так, что весь мир смотрит с замиранием сердца».
Наталия Власевская
Эталонами харизматичности часто называют Мартина Лютера Кинга — младшего, Ганди и Уинстона Черчилля. Все они были искусными коммуникаторами: доносили идеи до сердец миллионов с помощью красноречия, будили в людях глубокие чувства.
Но быть коммуникабельным, искренним, эмпатичным и выразительным — всё ещё не значит быть харизматичным. Харизма подкрепляется стремлением влиять на других. Мартин Лютер Кинг — младший, Ганди, Черчилль — каждый из них был в первую очередь лидером с желанием вести за собой людей.
На чём основана харизма
Харизма — это инструмент влияния, который может опираться на силу убеждения.
Аристотель считал, что для убеждения других необходимо применить аргументированную риторику, установить личный и моральный авторитет, а потом пробудить эмоции и страсти в тех, на кого хочешь произвести впечатление.
Формула убеждения по Аристотелю: убеждение = логос (логика и рассуждения) + этос (авторитет) + пафос (призыв к эмоциям).
Объясним на простом примере. Блогер готовит продажу курса об удалённой работе:
- Сначала он рассуждает о том, как здорово трудиться в путешествиях, и рассказывает, сколько возможностей открывается перед пташками, покинувшими офисное гнездо (логос).
- Потом проявляет авторитет: «Я точно знаю, о чём говорю, потому что уже пять лет работаю то с Бали, то из Дубая. А с моим курсом в счастливую свободную жизнь упорхнули три тысячи человек!» (этос).
- Завершающий шаг — эмоции: «Представьте, как вы с улыбкой просыпаетесь на берегу океана и работаете с ноутбуком в одной руке и кокосом в другой» (пафос).
Вот какие качества и навыки нужно развивать инфлюенсеру, чтобы дотянуться до образа харизматичного человека и получить заветные заявки на курс:
- уверенность в себе;
- жизнерадостность;
- оптимизм;
- выразительный язык тела;
- сильный голос;
- энтузиазм;
- напористость в речи.
Читайте также:
Попытку разгадать природу харизмы предпринимал не только Аристотель. Так, по мнению современных учёных, харизма строится на совокупности социальных и эмоциональных навыков. Список «столпов» харизмы выглядит так:
- эмоциональная выразительность — способность выражать эмоции, быть экспрессивным и энергичным;
- эмоциональная чувствительность — умение считывать невербальные сигналы, особенно эмоции других людей, проявлять эмпатию и устанавливать глубокие эмоциональные связи;
- эмоциональный контроль — навык эмоционального самоконтроля, помогающий выглядеть спокойным и собранным даже в кризисной ситуации.
После планёрки коллега говорит: «Ты сегодня блистал идеями, у тебя так глаза горят!» — это комплимент эмоциональной выразительности. Способность найти правильные слова для друга после расставания — показатель развитой эмоциональной чувствительности. А сохранение спокойствия, когда новостные ленты переполнены ужасом и паникой, — проявление эмоционального контроля.
Эмоциональным скиллам вторят социальные:
- социальная выразительность — владение ораторским искусством и красноречием;
- социальная чувствительность — навык анализировать сложные ситуации и внимательно слушать собеседника;
- социальный контроль — способность приспосабливаться к разным людям (в том числе к тем, кто сильно не нравится) и устанавливать с ними контакт, не теряя самообладания.
Читайте также:
Чем больше компонентов развито, тем выше уровень харизмы. Но между эмоциональными и социальными навыками важно соблюдать баланс: перекос в одну из сторон может ослабить личную харизму.
Например, чрезмерная экспрессивность и напористость в публичных выступлениях без способности контролировать эмоции, вероятно, породит эффект актёрства или несерьёзности.
А ещё харизматичный человек может проявлять высокомерие и не выражать эмпатию к другим, если заинтересован только в своём успехе или выгоде. В этом случае учёные говорят о возможном пересечении харизматичности и нарциссизма. Это опасное сочетание: такие люди умело манипулируют другими, используя своё обаяние и флёр уверенных, сильных личностей.
Читайте также:
Какие виды харизмы существуют
Есть разные классификации. Так, некоторые делят харизму на оппортунистическую и гуманистическую.
- Оппортунистическая харизма используется для личной выгоды. Например, одноклассник не готов к уроку и подбивает весь класс прогулять занятия. Он находит много аргументов в пользу своей затеи: погода на улице солнечная, уроков и так много, от одного пропуска ничего не будет, да и всех наказывать точно не станут. Или апеллирует к эмоциям: кто не прогулял — тот трус и ботаник. А ведь по сути прогул нужен только самому заводиле.
- Гуманистическая харизма, напротив, — это инструмент расширения возможностей других. Учитель перед уроком готовит конспект занятия, делает яркую презентацию, тренирует речь, походку, подготавливает интерактивные задания. Его цель — проявить харизму и заинтересовать детей предметом, чтобы раскрыть их потенциал.
А бизнес-тренер Оливия Фокс Кабейн в книге «Харизма. Как влиять, убеждать и вдохновлять» описывает четыре стиля харизмы:
- дальновидная — проявляется, когда человек уверенно демонстрирует своё видение мира и полную убеждённость в своих идеях, вдохновляя других (стиль Стива Джобса или Илона Маска);
- сосредоточенная — помогает в дебатах и выражается в холодной и сдержанной сосредоточенности на словах собеседника (стиль Билла Гейтса);
- тёплая — стиль, при котором человек напротив чувствует, что его уважают и принимают (стиль принцессы Дианы);
- властная — заставляет других воспринимать лидера всерьёз, транслирует окружающим силу и стойкость (стиль Маргарет Тэтчер).
Стиль харизмы по Кабейн определяется соотношением трёх основных компонентов:
- силы — люди тянутся к сильным и самодостаточным личностям, способным принимать решения и брать на себя ответственность;
- присутствия (или вовлечённости) — люди ценят, когда их внимательно слушают, подмечают важные для них детали, и чувствуют, если к ним проявляют безразличие;
- теплоты — люди тянутся к тем, кто искренне желает другим добра и не боится быть слабым и человечным на публике.
Читайте также:
От чего зависит харизма
Есть три разных мнения.
- Первое: харизма — это врождённый исключительный авторитет человека.
- Второе: харизма — это частично врождённая черта, частично — приобретённая;
- Третье: человек с рождения обладает некоторым потенциалом харизмы — у кого-то на старте больше шансов стать «звездой», у кого-то меньше.
В 2018 году провели исследование биологических схем, которые могут лежать в основе харизматического лидерства. Исследователи предположили, что между слушателями и харизматичным лидером возникает особая связь, которая напоминает привязанность родителя к ребёнку. А в формировании этой связи особую роль играет окситоцин: оказалось, что гормон также влияет на установление доверия между лидером и аудиторией.
А ещё харизма, вероятно, связана с быстротой мышления. Люди, которые быстрее отвечали на вопросы общего характера и оперативно решали визуальные задания, воспринимались близкими как более харизматичные, независимо от IQ и других личностных качеств.
Также есть мнение, что харизма заключается не в самом человеке, а в «глазах смотрящего». Убедительный пример — лидеры религиозных культов. Для людей вне «круга избранных» глава просвещённых может совсем не отличаться притягательностью, в то время как последователи учения убеждены в харизматичности и уникальности своего гуру.
Немецкий социолог Макс Вебер тоже отмечал, что именно аудитория верит в своего лидера и тем самым наделяет его харизмой.
Как определить свой уровень харизмы
Вы можете:
- проанализировать уровень своих эмоциональных и социальных навыков, о которых говорилось выше;
- запросить обратную связь у близких о себе и о тех, кто их вдохновляет;
- подумать, что вас привлекает в харизматичных людях, и сопоставить эти характеристики с собственными.
Или просто пройти тест на харизму.
Если результаты расстроили, отчаиваться не стоит: коэффициент харизматичности можно повысить. Но это требует времени и усилий.
Принс, известный американский музыкант, в начале своей карьеры не умел держать внимание толпы. После очередного вялого выступления певца в кинотеатре Миннеаполиса в 1979 году представители Warner Records засомневались в успехе будущего турне Принса — и над карьерой музыканта повис жирный знак вопроса.
Тогда Принс решил активно действовать. Певец занялся самоанализом, изучил поведение других звёзд и стал методично перенимать тактику любимых исполнителей. К концу турне будущий кумир миллионов виртуозно «дирижировал» аудиторией и приводил зрителей в восторг простым щелчком микрофона.
Как развить харизму
Профессор по организационному поведению Джон Антонакис со своей командой разработал «Тактику харизматического лидерства» (CLTS). Всего в ней 12 пунктов, девять их них — вербальные приёмы красивой речи.
Вот что Антонакис предлагает использовать ораторам в выступлениях:
- метафоры, сравнения и аналогии;
- истории и анекдоты;
- противопоставления;
- риторические вопросы;
- моральные убеждения;
- отражение настроений группы;
- постановку высоких целей;
- передачу уверенности в том, что цели могут быть достигнуты;
- списки из трёх частей.
Список из трёх частей — это эффективный приём убеждения. Он превращает сообщение в ключевые выводы: трёх пунктов обычно достаточно, чтобы проиллюстрировать закономерность доводов и создать впечатление завершённости выступления.
К оставшимся трём невербальным CLTS-маркерам относятся мимика, жесты и спокойный голос с оптимистической интонацией.
Также стать более харизматичным в глазах других помогут несколько рекомендаций.
- Заранее оценивайте, что вы говорите, в какой позе и с какой интонацией.
- Слушайте активно и заинтересованно: это важно для развития эмпатии и установления контакта с другими.
- Посмотрите на себя со стороны: запишите себя на видео или поработайте над эмоциональной выразительностью перед зеркалом.
- Практикуйтесь в безопасном пространстве: пройдите курс публичных выступлений, посетите занятия по импровизации, актёрскому мастерству или стендап-комедии.
- Следите за осанкой: держите спину и голову прямо и расслабленно, отводя плечи чуть назад. И не допускайте спешки ни в движениях, ни в голосе: быстрый темп речи связывают с нечестностью и плохим самоконтролем.
- Потренируйтесь в упражнении «подбородок Обамы»: политик слегка приподнимает подбородок, особенно когда высказывает спорное замечание.
А ещё многое зависит от одежды. Предпочтение стоит отдавать не модным лукам, а тщательно сбалансированным по цвету дизайнам, в меру дополненным аксессуарами.
Какие книги о харизме читать
Достойные внимания и времени примеры:
- «Харизма речи. Воркбук для развития магнетизма», Айнур Зиннатуллин;
- «Харизма. Как влиять, убеждать и вдохновлять», Оливия Кабейн;
- «Харизма. Искусство успешного общения. Язык телодвижений на работе», Аллан и Барбара Пиз.
Даже если харизма — не ваша конечная цель, работа над ней пойдёт вам на пользу: навыки эффективного общения и умение производить впечатление всегда пригодятся.