Геймдев
#статьи

Всё о 3DCoat: что это за программа и для чего она нужна

Рассказываем самое важное о многофункциональном софте в области 3D-моделирования.

Joyston Judah / Pexels / Galina Nelyubova / Unsplash / Jama Jurabaev / X / Annie для Skillbox Media

В работе с 3D-графикой специалисты обычно используют несколько программ. Набор приложений во многом зависит от предпочтений 3D-художника или пайплайна студии. Например, можно делать скульптинг в ZBrush, ретопологию в TopoGun, запекать детали в Marmoset Toolbag, рисовать текстуры в Substance Painter и так далее.

Впрочем, существуют и универсальные решения для выполнения если не всех, то по крайней мере большинства задач в рамках одной программы. К одному из таких можно отнести 3DCoat. Редакция «Геймдев» Skillbox Media рассказывает, что это за программа и для каких именно задач она подойдёт лучше всего.

На момент написания материала последняя версия программы — 2023.10.

Содержание

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чекпоинт». Это уютное место, в котором мы рассказываем об играх и о том, как они создаются, а также делимся полезными советами разработчиков и пишем о важных обновлениях популярного софта. Комментарии открыты: вы можете предложить идею для нового текста или просто обсудить всё, что связано с геймдевом.

Что такое 3DCoat и для чего она нужна

3DCoat — это многофункциональная программа для 3D-моделирования. С её помощью пользователь может воплотить свою идею в 3D — от стадии блокинга до текстурированной модели с последующей интеграцией в проект.

3DCoat подходит для моделирования как органических объектов (люди, животные, растения), так и твёрдых поверхностей, то есть Hard Surface (техника, оружие, транспорт). Контент, созданный в этой программе, можно использовать в качестве внутриигровых ассетов, оформления 3D-сцен в концепт-артах и даже для 3D-печати. Также в 3DCoat доступно много функций, благодаря которым можно свести к минимуму количество приложений для последующей доработки моделей.

Одна из работ, опубликованных в галерее 3DCoat
Изображение: Brandon Le / ArtStation

Но хотя в настоящий момент Pilgway активно продвигает свой продукт в учебных заведениях по всему миру, программа пока не вписывается в стандарты индустрии. Это может быть связано не только с тем, что студиям достаточно сложно менять основной набор инструментов для производства, но и из-за ценностей самих разработчиков 3DCoat. Будучи религиозными людьми, в своём обращении они призывают пользователей воздержаться от создания в 3DCoat контента, который может навредить детям, и избегать тем, связанных с насилием, эротикой и колдовством, даже несмотря на то, что подобное решение может негативно повлиять на продажи.

Учитывая, что большинство проектов AAA-студий рассчитано на взрослую аудиторию и порой содержит контент подобной тематики, просьба разработчиков может оказаться препятствием для внедрения 3DCoat в рабочий процесс.

Модель воина создана инструментами скульптинга в 3DCoat
Изображение: Jama Jurabaev / X

Тем не менее в творческих сообществах часто встречаются упоминания об использовании некоторых функций 3DCoat в производстве различных игр. Например, с помощью этой программы создавались текстуры для MMORPG RuneScape от студии Jagex. Некоторые концепт-художники Ubisoft также используют в работе 3DCoat. Программа засветилась и в одном из документальных видео, посвящённых созданию ключевого арта Tomb Raider 2013 года. Из этого можно сделать вывод, что софт частично применяют в своём пайплайне специалисты из игровых студий. Нельзя не вспомнить и работы известного концепт-художника Джамы Джурабаева, который тоже активно использует инструменты 3DCoat в своём творчестве.

Ключевые особенности 3DCoat

Редактор 3DCoat поделён на несколько рабочих пространств, каждое из которых содержит определённый набор инструментов, предназначенных для разных стадий моделирования — скульптинга, ретопологии, рисования текстур, правки отсканированного меша, моделирования для 3D-печати, UV-развёртки, режима фотограмметрии и так далее. Подобная структура программы позволяет сфокусироваться на определённой операции и более продуктивно организовать рабочий процесс.

Чтобы пользователю было проще освоить навигацию во вьюпорте и базовые действия в программе, в 3DCoat встроили интерактивное обучение в виде пошаговых уроков с подробным описанием основных операций. Кроме того, интерфейс 3DCoat переведён на русский язык.

Пример интерактивного урока в 3DCoat, посвящённого построению примитивов, то есть базовых форм в 3D
Скриншот: 3DCoat / Pilgway

Ниже приведён краткий перечень ключевых функций программы.

Рисование текстур в реальном времени в 3D. Принцип во многом схож с Photoshop — здесь процесс текстурирования тоже основан на иерархии слоёв. В режиме Рисования (Paint) можно рисовать кистями прямо на 3D-модели или UV-развёртке, а также комбинировать слои и настраивать их свойства наложения. Используя различные опции, можно создавать не только стандартные наборы текстур, но и карты с более специфическими свойствами — например, излучения.

Пример покраски поверхности модели вручную
Скриншот: 3DCoat / Pilgway

В верхнем правом углу интерфейса находится меню с различными шаблонами кистей. Ими можно подчеркнуть рельеф поверхности или использовать в виде масок. Также в 3DCoat встроены наборы PBR-текстур, которые также можно применить в работе. А если текущих кистей для рисования недостаточно, есть возможность загрузить дополнительные материалы.

Воксельный скульптинг. Режим Скульптинг (Sculpt) основан на создании форм из вокселей. Суть подхода состоит в том, что пользователю не нужно следить за структурой полигональной сетки, так как процесс основан не на деформации поверхности, а на заполнении объёма. За счёт этого моделирование на основе вокселей во многом напоминает работу скульптора в реальной жизни. В этом режиме доступно несколько десятков цифровых кистей для скульптурирования, которые помогут добиться желаемой формы.

Тестирование различных кистей на образце бюста, который идёт в комплекте с программой
Скриншот: 3DCoat / Pilgway

Примечание

Для получения более точного результата в режиме текстурирования и скульптинга рекомендуется использовать графический планшет.

В дополнение к воксельному скульптингу в 3DCoat существует режим Трансформ (Tweak), где доступны манипуляции с полигональной сеткой модели. Её можно вытягивать, вдавливать, разглаживать и смещать с помощью инструментов, расположенных на панели слева. Используя опцию Трансформирование (Select / Transform), можно выделить отдельную группу полигонов и изменять их вращение, расположение и масштаб.

Смещение выделенной группы полигонов по оси Z
Скриншот: 3DCoat / Pilgway

Широкий выбор инструментов для ретопологии. Один из самых сложных и кропотливых процессов в 3D-моделировании реализован в 3DCoat достаточно просто. В программе доступна автоматизация ретопологии меша — Авторетопо (Autopo). Эту функцию можно выбрать сразу в стартовом меню, загрузив необходимый объект.

Диалоговое окно при выборе ретопологии при запуске
Скриншот: 3DCoat / Pilgway

Примечание

Если нужно сделать авторетопологию сразу после скульптинга, нажимаем ПКМ по выбранному мешу в меню Иерархия (Sculpt Tree) — и в открывшемся списке находим пункт Авторетопология (Autopo), отмечаем параметры будущей полигональной сетки в диалоговом окне, а затем следуем указаниям программы. В частности, можно увеличить плотность сетки в более подвижных частях объекта (например, на лице и руках), закрасив участки специальной кистью. В итоге приложение автоматически сгенерирует низкополигональную сетку поверх высокополигонального объекта с минимальными погрешностями.

Квадриангулированный объект после Авторетопологии (Autopo)
Скриншот: 3DCoat / Pilgway

Если структура модели требует ручной ретопологизации, помимо поэтапного выстраивания полигонов вокруг определённых зон (чаще всего это подвижные области лица), можно использовать инструмент Смарт Ретопо (Smart Retopo), который поможет выстроить связующие группы полигонов между созданными ранее отрезками.

Демонстрация инструмента Смарт Ретопо (Smart Retopo)

Продвинутые возможности UV-развёртки. В режиме UV-развёртка (UV) есть все необходимые инструменты для создания UV-пространства с нуля или внесения изменений в уже существующую UV-карту. Автоматическая развёртка, доступная с инструментом Авто-маппинг (AutoMap), подойдёт для моделей с простой геометрией. А инструмент Развернуть (Unwrap) поможет максимально эффективно распределить UV-острова в пространстве.

Оптимизация UV-развёртки в 3DCoat на примере модели комода

Создание 3D-объектов с помощью проецирования. Функция доступна в режиме Скульптинг на панели инструментов (раздел Объекты (Objects) — Спроецировать (Sketch). С её помощью можно построить объект на основе двух или трёх осевых проекций с изображениями референса, в котором внутренние и наружные области соответствуют белому и чёрному цвету. Техника подойдёт для моделирования твёрдых поверхностей.

Пример создания модели с нуля в режиме проекции (Sketch)

Более подробно об особенностях 3DCoat можно узнать на официальном сайте программы. В шоуриле ниже представлены ключевые функции последней версии.

Преимущества 3DCoat

Легко освоить. Интерфейс программы переведён на 70 языков, включая русский. Каждый режим оснащён всплывающими подсказками, которые подробно объясняют весь процесс. Большое количество текста во всплывающих окнах может смутить некоторых пользователей, но вдумчивое чтение содержимого сэкономит немало времени при дальнейшей работе в приложении. Также на сайте 3DCoat есть подробная документация.

Универсальность. Большой выбор инструментов для 3D-моделирования даёт возможность выполнять множество задач в одном приложении — от создания высокополигональных моделей и уникальных текстур до оптимизации UV-развёртки и ретопологии. Не стоит забывать и о том, что в программу заложены инструменты для фотограмметрии, китбашинга и даже собственная система рендеринга сцен на движке Renderman от Pixar.

Упрощает создание концепт-артов. За счёт удобной организации процесса моделирования и текстурирования в реальном времени в приложении можно собрать 3D-сцену в сжатые сроки.

Создание концепт-арта с использованием 3DCoat, Blender и Photoshop

Оптимизация. Функция Мультиразрешение (Multi-Resolution) в режиме скульптинга позволяет увеличить детализацию модели до нескольких миллионов треугольников, сохраняя при этом хорошую производительность даже на слабых системах. За счёт этой операции можно более подробно проработать отдельные участки модели, а затем вернуться к прежнему уровню детализации.

Демонстрация Мультиразрешения (Multi-Resolution) в 3DCoat

Поддержка скриптов. Чтобы ускорить операции, пользователи могут прописывать различные команды, а также создавать расширения для основных функций 3DCoat.

Недостатки 3DCoat

Относительно высокая цена для пользователей из СНГ, если учесть, что для работы моделлеру могут потребоваться и другие платные инструменты. Ежемесячная подписка стоит 20,8 евро, подписка на год обойдётся в 169,85 евро, а постоянная лицензия — в 379 евро (с последующей доплатой за обновления, вышедшие спустя 12 месяцев). Впрочем, компания предоставляет большие скидки студентам и учебным заведениям.

Примечание

Продажа лицензии пользователям из РФ временно недоступна.

Обучающих материалов по 3DCoat значительно меньше, чем гайдов по другим подобных программам. И хотя в интернете можно найти много видеоуроков, стоит обращать внимание на дату их публикации. За годы своего существования программа сильно изменилась, и многие материалы — например, посвящённые режиму Трансформ (Tweak) — уже устарели.

Впрочем, компания Pilgway старается заполнить этот пробел и регулярно выпускает видеоматериалы с подробной демонстрацией различных функций на своём канале на YouTube.

В настоящий момент 3DCoat не соответствует стандартам индустрии. Некоторые пользователи считают, что это может быть связано со спецификой воксельного моделирования. Студиям привычней создавать сложные модели в 3ds Max и Maya традиционными методами, нежели заниматься скульптингом тех же пропсов, а затем делать для них ретопологию.

3DCoat обладает большим потенциалом и может стать хорошим дополнением к существующему набору приложений для 3D-художников. Но начинающим пользователям стоит помнить, что это приложение не стоит рассматривать как самый универсальный вариант, в котором можно освоить 3D-моделирование, без использования других программ. На форумах отмечают, что подобное заблуждение часто приводит к разочарованию и необоснованной критике в сторону разработчиков.

В любом случае идеальных приложений для 3D-моделирования не существует. И если использовать 3DCoat для задач, в которых программа проявит себя максимально эффективно, можно не только упростить рабочий процесс, но и открыть для себя новые грани творчества в 3D.

Научитесь: Профессия 3D-художник Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована